Социальные установки личности по отношению к разным формам экономического поведения: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные установки личности по отношению к разным формам экономического поведения:



Социальные установки личности по отношению к разным формам экономического поведения:

Потребительское,

Сберегающее,

Предпринимательское,

инвестиционное, благотворительное;

8) Ориентация человека на экономические ценности

Отношение к труду

 

Формирование экономическое сознания

 

Тип цивилизации

Культурообразующая религия

Духовно-нравственная культура

Воспитание

Духовно-нравственная среда

 
 


 

Человек

Религиозное сознание

Сознание. Бессознательное

.

Ценности Экономическое сознание стереотипы

экономического мышления,

поведения, хозяйственная

культура,традиции

Социально-экономическая среда

Сложившиеся производственные отношения

Преобладающий тип собственности

Отношение к собственности, труду, деньгам,

бедным, богатым, к конкуренции

Экономическое поведение властей,

руководителей

Имущественная дифференциация

Справедливость в экономических отношениях

 
 


 

Человек Среда

выбор

Ценности - обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентри­рованно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интегра­цию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.

Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Каждая ценность из системы имеет двуединое основание: в индивиде как самоцен­ном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

С точки зрения социокультурного смысла ценности делят на

Терминальные, или целевые, ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, смысл жизни людей. К ним относятся человеческая жизнь, семья, межличностные отношения, свобода, труд и аналогичные им.

Инструментальные ценности – в них запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой — качества, способности людей (такие, как независимость, инициативность, авторитетность и другие).

Согласно определению, целевые ценности более устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.

Статусно-иерархическая структура ценностного сознания членов общества.

Ценностное ядро - доминирующая в общественном сознании группа ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по данным исследований, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60 % населения).

Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем такие ценности одобря­ют 45-60 % населения).

Периферия включает, в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30-45 % населения), разделяющие членов данной группы на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.

В хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентации, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30 % населения).

Ценности

1. Жизнь

2. Свобода

3. Нравственность

4. Общение, взаимопомощь;

5. Семья, личное счастье, продолжение рода:

6. Труд как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;

7. Благополучие - доходы, комфорт своей жизни, здоровье;

8. Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться;

9. Традиционность - уважение к традициям, зависимость от окружающих обстоятельств;

10. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям;

11. Самопожертвование - готовность помогать другим, даже: в ущерб себе;

12. Авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы;

13. Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими;

14. Вольность как архаичная "свобода от..." ограничений волеизъявления индивида, тяготеющая к вседозволенности.

 

 

Влияние на экономическое сознание социально-экономических преобразований

И.А.Хощенко выполнил исследование 7 социальных групп: старших школьников, студентов, учителей, военных офицеров, работников государственных предприятий, предпринимателей сферы малого бизнеса и безработных (всего 297 чел) на предмет:

-определения важнейших ценностей;

- значимости критериев взаимного сравнения (оценивания) человеческого труда;

- представлений об основных составляющих компетентности руководителя и социальных ожиданий по отношению к нему со стороны участников совместной трудовой деятельности.

Исследования показали такие результаты.

1. В целом обнаружены тенденции увеличения значимости ценностей «собственность», «богатство», «материальное обеспечение», т.е. экономических ценностей; принципиальные изменения значимости этих ценностей были отмечены в России в 1994 году. Один из элементов экономических ценностей, как правило, материальное обеспечение, наряду с традиционно высокими ценностями, например, «здоровье» входят в пятерку наиболее предпочтительных практически во всех исследуемых группах.

Был сделан вывод о том, что повышение значимости экономических ценностей в структуре ценностной ориентации участников трудовой деятельности произошло под влиянием социально-экономических изменений в обществе [с.19].

 

2. Под влиянием социально-экономических изменений произошло изменение значимости критериев взаимного сравнения (оценивания) человеческого труда. Все критерии представлены тремя группами: трудовые (деятельностные) критерии; отношенческие и экономические (имущественные) критерии. (таблица)

Таблица - Критерии взаимного сравнения (оценивания) человеческого труда

Группа критериев Содержание
Трудовые (деятельностные) критерии Реальный уровень квалификации Занимаемая должность Разрядность; объем и качество производимой продукции; Отношение к труду и т.д.
Отношенческие Отношение к другим членам трудового коллектива; индивидуальный вклад в формирование социально-психологического климата; нравственно-этические качества; принятие ответственности за группу
Экономические (имущественные) Заработная плата и в целом оплата труда; другие реальные доходы работников; число акций предприятия; на чем ездят на работу; как одеваются; жилищные условия; другая недвижимость.

Результаты анализа показали, что

а) в 90-е г. по сравнению с 70-80 гг. увеличивается количество имущественных критериев (были только жилье и зарплата)

б) возрос удельный вес значимости экономических и снизился деятельностных критериев

Вывод: как сами критерии так и их значимость чувствительны к социально-экономическим изменениям. [с20]

3. Под влиянием социально-экономических преобразований произошло изменение оснований формирования авторитета руководителя трудового коллектива, а также социальных ожиданий по отношению к нему со стороны участников совместной трудовой деятельности.

 

а) основными составляющими компетентности руководителя были профессиональная и организационная, а стали - экономическая и юридическая;

б) экономическая компетентность стала пониматься членами трудового коллектива узко – как способность обеспечить работникам приемлемую оплату труда;

в) по сравнению с экономической компетентностью снизился вес других составляющих авторитета и не только педагогических и нравственных, но и профессиональных, уровня образования, профподготовки;

г) те же тенденции проявились и в социальных ожиданиях: исполнители психологически готовы переносить различные организационные трудности (сбои, неритмичность), нарушения этики со стороны руководителей, но остро воспринимают свое финансовое обеспечение, финансовые нарушения руководителей.

Если рядовые работники считают свое финансовое положение достаточным, они не обращают внимания на доход руководителя; если нет – хотят знать, контролировать источники доходов, выражают неудовлетворенность.

Отношение к деньгам.

49,8% имеют сильное желание иметь деньги,

а 46,3% - умеренное.

Противоречивые утверждения

Хотя большинство опрошенных – 59,7%, и отметили, что деньги, это не то ради чего нужно жить,

но очень большой процент – 48,4% указали, что деньги – показатель значимости в обществе.

 

Функции денег в жизни

С одной стороны 50,4% опрошенных рассматривают деньги как средство помощи другим – мотивация альтруизма, православная культура.

А с другой, деньги воспринимаются как средство для удовлетворения собственных желаний - 40,7% опрошенных, и для того, чтобы шиковать– 36,5% опрошенных – это гедонистическая мотивация, западная культура.

деньги воспринимаются как средство для того чтоб быть уважаемым человеком – 35,8% опрошенных - западная культура

Ядро

на первом месте– здоровье (98,7% опрошенных);

на втором – семья (81,3% опрошенных);

на третьем – друзья (78,3% опрошенных);

на четвертом - свобода (64,2% опрошенных);

Структурный резерв

на пятом – материальное обеспечение (50,3% опрошенных);

на шестом – мудрость (43,8% опрошенных);

на седьмом любовь (38,5% опрошенных).

Периферия

творчество и труд (соответственно 34,9% и 33,9% опрашиваемых).

Хвост

счастье других, познание, красота (соответственно 19,0%;19,0%; 16,7% опрашиваемых)

Инструментальные ценности

для решения жизненно важных проблем необходимо владеть такими качествами как:

Структурный резерв

 

ответственность (55,8% опрошенных);

быть богатым (50,9% опрошенных);

твердая воля (49,6% опрошенных);

наличие образования (47,1% опрошенных);

независимость (45,6% опрошенных);

честность (41,7% опрошенных);

самоконтроль (41,6% опрошенных).

Хвост

Терпимость (28,1% опрошенных);

жизнерадостность (20,3% опрошенных);

чуткость (20,6% опрошенных)

Социальные установки личности по отношению к разным формам экономического поведения:

Потребительское,

Сберегающее,

Предпринимательское,

инвестиционное, благотворительное;

8) Ориентация человека на экономические ценности

Отношение к труду

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.032 с.)