Лекция 15 Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 15 Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности.



Цель: четкое определение содержания международного разделения труда и конкурентоспособности страны, современных тенденции глобализации чтобы студент самостоятельно освоил вопросы охватываемых этой темой.

Структура лекции:

  1. Международное разделение труда и конкурентоспособность страны.
  2. Современные тенденции глобализации.

1. Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдаленных друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма. Сложившиеся до этого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи начинают перерастать во всемирную связь. В эпоху промышленного переворота возрастает взаимосвязь национальных хозяйств, перерастание их в мировой рынок не столько на природном, сколько на человеческом факторе деятельности.
По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда.
Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом).
Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления.
Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя.
Адам Смит подкрепил это положение простым примером: Вполне возможно, - писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии.
Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что выгоду от специализации получают в конечном счете все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.
Создав теорию сравнительных издержек Д. Рикардо показал, каким образом все участники мирохозяйственных связей извлекают выгоды для себя и способствуют росту эффективности использования производительных сил мира. Оценивая эту теорию П. Самуэльсон пишет, что если бы теории, подобно девушкам, могли одерживать победу на конкурсах красоты, теория сравнительных издержек, несомненно, котировалась бы высоко, ибо она является стройной и логичной теорией.
Значение теории сравнительных издержек состоит в том, что она дает базу для понимания сущности международного разделения труда и международного обмена. Принцип сравнительных затрат справедлив не только в отношении любых двух стран, но и любого числа товаров и стран.
Теория сравнительных издержек исходила из национальных различий в стоимости, обусловленных затратами труда. Переход в конце ХIX начале ХХ в. к монополистическому капитализму ознаменовался тем, что возникла всемирная система хозяйства, для которой характерен ряд новых признаков: развилась акционерная форма ведения хозяйства; крупному капиталу стало тесно в рамках внутреннего рынка и в погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны; вывоз капитала и расширившийся обмен сопровождались интернационализацией хозяйственных отношений; возникли международные монополии и на их основе в конечном счете произошел раздел мирового экономического пространства.
В новых условиях развитие внешних связей строится уже не только на различиях в стоимости продукции, а на основе сопоставления факторов производства, соотношения спроса и предложения на другие факторы производства. Теория сравнительных издержек развилась в теорию сравнительных преимуществ. Авторы этой теории шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, рассматривая международные различия в ценах установили, что основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность в тем или иных товарах. Как известно, цена товара определяется ценами на факторы производства (издержками), а последние зависят от соотношения спроса и предложения на национальном рынке каждой страны. Например, цена труда во многих странах Азии и Африки в 10-15 раз ниже чем в Европейских государствах и в США.
Поэтому экономически выгодно размещать там трудоемкие производства. Страны, имеющие относительный избыток капитала, в развитии международной специализации заинтересованы в экспорте капиталоемких товаров, тогда как имеющие избыток дешевой рабочей силы - в экспорте трудоемких товаров. Таким образом главная суть теории сравнительных преимуществ сводится к тому, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства и импортирует товары с дефицитом факторов производства. Хотя для объяснения всех мирохозяйственных связей и этой теории недостаточно.
Вторая половина ХХ века дала пример резкого расширения внешних связей между развитыми государствами, что привело к развитию интернациональных процессов между ними.

Современные глобальные экономические проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.
2. Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
По этим признакам глобальные проблемы делят на три сферы их действия:
К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия природы и общества и связаны с использованием ограниченных ресурсов. Во второй половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять эти потребности.
Ко второй сфере относятся проблемы общественных взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных конфликтов.
Третья сфера охватывает проблемы приспособления современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей, в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого общества.
В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.
Первой названа демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни.
С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек.
Быстрый рост населения в странах "третьего" мира вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни и уровнях воспроизводства населения между "Севером и Югом" создает реальную угрозу для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.
Вторая реальная угроза связывается с экологической платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются "озоновые дыры", сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство. Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует объединенных усилий всех стран мира.
Третьей, наиболее опасной для человека является ядер-ная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.
Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется.
По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI столетия.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Название темы семинара Учебные часы  
 
  Предмет и метод экономической теории 1.Основные экономические понятия: потребности, экономические блага, ограниченные (редкость) ресурсы. 2.Три основные задачи экономики: что, как, для кого? 3.Экономическая теория - методологический фундамент системы экономических наук. 1/0,5  
  Общественное производство и экономические институты 1.Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность. 2.Виды собственности. 1/0,5  
  Типы экономических систем и формы общественного хозяйства. 1.Формационный подход. 2.Товар. 1/0,5  
  Рынок: виды, структура, модели 1.Структура рынка. 2.Рыночные преобразования постсоветского пространства. 1/0,5  
  Спрос и предложение. 1.Закон предложения. 2.Теория потребительского поведения. 1/0,5  
  Конкуренция и монополия. 1.Теория совершенной и несовершенной конкуренции. 2.Роль международных монополий и монополистических объединений в современных условиях. 1/0,5  
  Капитал (фонды). Кругооборот и оборот. 1.Основной и оборотный капитал. 2.Стадии кругооборота. 3.Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационный фонд. 1/0,5  
  Издержки производства. 1.Постоянные и переменные издержки, особенность их динамики при росте объема производства. 2.Эффект масштаба. 1/0,5  
  Доходы от факторов производства 1.Факторы, определяющие величину прибылц. 2.Формы и системы оплаты труда. 1/0,5  
  Национальная экономика как система 1.Экстенсивные и интенсивные типы воспроизводства. 2.Валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт: методы расчета. 1/0,5  
  Экономическое равновесие и экономический рост 1.Частичное, общее и реальное равновесие. 2.Глобальные тенденции экономического роста, переход к ресурсосберегающему росту экономики. 1/0,5  
  Экономические циклы. Инфляция и безработица 1.Экономический цикл и его разновидности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные циклы). 2.Безработица: сущность, причины и формы. 3.Закон Оукена. 1/0,5  
  Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты 1.Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. 2.Финансовая система. 1/0,5  
  Социальная и региональная политика государства 1.Структура доходов. 2.Методы и средства реализации региональной политики. 1/0,5  
  Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности. 1.Место Казахстана в международном разделении труда. 2.Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. 1/1  

 

Преподаватель кафедры: __________________

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой

«_________»________________________2013 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

на заседании кафедры

______________________________

наименование

учреждения «Университет «Туран»

Протокол № __ от «____»________ 2013 г.

Заведующий (ая) кафедрой

___________________Ф.И.О.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

« Основы экономической теории »

(по работе с учебно-методическим комплексом)

Основания, целевая аудитория и ориентированность учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс « Основы экономической теории » разработан как общеобразовательный курс для студентов специальности 5В040600 – «Режиссура», 5В041200 - «Операторское искусство», 5 В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В071900 – «Радиотехника, электроника и телекоммуникации» и отражает современные научные разработки по данной проблеме. Целевая аудитория курса – студенты специальности 5В040600 – «Режиссура», 5В041200 - «Операторское искусство», 5 В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В071900 – «Радиотехника, электроника и телекоммуникации».

Курс, в первую очередь, предназначен для изучения указанной дисциплины под руководством преподавателя (очное обучение), а также может быть использован как дополнительный учебный, учебно-методический и проверочный материал и при самостоятельном изучении этой дисциплины.

 

Структура, содержание и образовательные возможности учебно-методического комплекса

Ядром комплекса является структурированный в соответствии с целями и задачами курса лекционный материал (темы). В соответствующих разделах представлены вопросы для СРС и СРСП.

Кроме этого, учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по теме лекции.

Особенностью данного учебно-методического комплекса является предоставляемая возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов или выполнения творческих заданий по темам, предлагаемым по курсу в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.022 с.)