ТОП 10:

Россия в 90-е годы XX в. Социально-экономические и политические процессы.



Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.).

Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры). Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый «средний класс». В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования, т.н. «шокотерапия» с «одномоментной либерализацией цен» и ускоренной приватизацией государственной собственности.

Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства от вмешательства в экономику и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.

С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса, к оживлению экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. В условиях монопольного характера экономики и товарного голода это привело к резкому снижению покупательского спроса населения, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.

Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти предприятия, обладавшие высокими технологиями и современным оборудованием, обеспечат выход российской промышленности на мировой рынок. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ак1994 г. (в сравнении с 1991г.) – на 50%, ВВП – на 47,2%, капиталовложения – на 67%. Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель Госплана СССР на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: «Россия не вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее было бы назвать базаром». Существенно ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного шара снизилась с 3,6% в1990 г. до 1,7% в1997 г.

Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная и скрытая безработица. Подавляющее большинство населения РФ с весны 1992 г. было категорически против методов «гайдарономики». Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправлен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с министром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимущества А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.

Формы и методы экономической реформы были реально скорректированы в сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, ас 2000 г. наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность.

Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются:

а) изменение роли государства в экономической жизни (сокращение вмешательства в экономические процессы, государственных расходов на экономику, сохранение государственного финансирования социального обеспечения, образования, обороны…). Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства – вместо множества отраслевых министерств сейчас функционирует одно министерство экономического развития. Введено свободное ценообразование (в середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – государством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);

б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции 13% – 2000 г., примерно 18% – 2001г.). Главная причина неудачной борьбы с инфляцией – отрыв от реального сектора экономики, т.е. для стабилизации финансов необходим экономический подъем. Экономический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%, промышленное производство – на 9%, а сельскохозяйственное – на 5%);

в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо заниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимостью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за 7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости основных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты приватизации – с1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74% всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;

г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый рынок ценных бумаг;

д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливносырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за 2000 г. только за нефть РФ получила 35 млрд. долларов дохода, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.

Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим постепенный, но постоянный экономический рост для выхода из глубокого кризиса. К сожалению, сохранить высокие темпы 2000 г. в 2001г. не удалось в полной мере (прирост промышленного производства – 5%, ВВП – около 5%). В то же время уже можно говорить о начале экономической стабилизации.

Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был бесдефицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешнего долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд.– на оборону.

В-третьих, введение в 2001г. единой ставки подоходного налога (в процентах) для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого – наполняемость доходной части бюджета.

В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие производства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышленности, сельского хозяйства происходил при одновременном росте экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая…).

В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской экономики в 2001г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.

В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной государственной помощи не могут работать производительно. Акционирование многих колхозов и совхозов привело к их фактической гибели (в1999 г. не были обработаны 18 млн. га пашни и 12 млн. га иных сельхозугодий).

Чрезвычайно сильной является зависимость от импорта продуктов питания, что позволяет говорить о реальной проблеме продовольственной независимости России.

В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд. долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 – примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.

В послании президента В.Путина Федеральному собранию 3 апреля 2001г. было обращено внимание на следующие экономические проблемы:

– взрывоопасность пересмотра итогов во многом криминальной приватизации; – сохраняется опасность прогрессирующего экономического и технологического отставания страны; – неправомерно усиливается сырьевая направленность российского экспорта («Россия по-прежнему живет, как рантье, а не как производитель»). Социальная сфера: проблемы и задачи развития. Новый и массовый «средний класс» создать не удалось. Налицо социальная поляризация населения и обеднение его большинства. Так, 5% богатых и очень богатых владеют почти всеми предприятиями и 75 – 80% всех денежных сбережений. 1 млн. самых богатых соотносился в 2001г. по доходам с 1 млн. самых бедных в пропорции 100:1. В этом же году 40 млн. человек (2000 г. – 46 млн., 1999 г. – около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн. человек составляют социальное дно (бомжи, нищие, проститутки…), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) – беспри зорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют непонимающие друг друга «две России» – бедная и богатая.

Острой является проблема безработицы. На 1 января 2002 г. было 6,4 млн. полностью безработных, вт.ч. 1 млн. зарегистрированных. И это при том, что «челноки» (около 6 млн.) частично снимают и маскируют проблему, а теневой сектор дает заработок 7-8 млн. человек.

Сокращается население страны (за 1992 – 2001г. – на 9 млн. человек, только за 2001г. – на 864,6 тыс.). В последние годы смертность превышает рождаемость в 2 раза. Выезд за границу приобрел массовый характер (примерно 4 млн. человек за 1992– 2000 г.), причем выезжают лучшие («утечка мозгов»). Потребление алкоголя в России в два раза превышает опасный уровень. Население РФ составило на начало 2002 г. лишь 144 млн. человек. Специалисты считают, что при таких тенденциях в России к 2050 г. останется 94 млн. человек.

Команда президента В.Путина сделала вывод о необходимости комплексной социальной реформы, т.е. реформы системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, социальной защиты, борьбы с преступностью и др. Что сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится, например, пенсионная реформа, согласно ее концепции государство будет гарантировать всем пожилым людям лишь определенный минимум выплат, а вторую их часть должна составить персональная накопительная пенсия (формируется через отчисления из зарплаты работника). Утверждена концепция модернизации образования в РФ (октябрь 2001г.). Средняя школа остается бесплатной, в высшей школе вводятся различные механизмы оплаты (образовательные кредиты и т.д.). Расширяется практика единого (выпускного и вступительного) государственного экзамена, по результатам которого одаренная молодежь получает возможность бесплатного обучения в лучших вузах страны.

Внешняя политика Российской Федерации. 90-е годы начались для России с радикального пересмотра идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США).

Во внешней политике РФ с конца 1991г. можно выделить три основных этапа:

1) первая половина 90-х годов (глава МИД – «западник» А.Козырев) характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах, все большей потерей статуса супердержавы и поэтапными, постоянными уступками в ходе строительства однополюсного мира, попытками выстроить в систему свои взаимоотношения с бывшими советскими республиками;

2) 1996–1999 годы (министры иностранных дел Е.Примаков и И.Иванов) – время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы, интенсификации интеграционных процессов в СНГ (№1 – Союзное государство России и Беларуси);

3) 2000 – 2002 годы (президент В.Путин, руководитель МИД – И.Иванов) отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.

Идеологическим ядром международных отношений сейчас является концепция многополюсного мира, а первейшей практической задачей – возрождение статуса великой державы, с которой считаются все. Разработана концепция национальной безопасности. Четко заявлено, что у России имеются постоянные интересы всюду (как и у США) и что она не хочет мириться с ее дискриминацией со стороны Запада, что РФ хочет разговаривать с ним лишь на равных.

Россия старается обозначить свою позицию и использовать любой кризис для усиления собственного международного влияния (сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г. в Югославии, обострение палестино-израильского конфликта в 2001-2002 г. ит.д.). Она ищет и стремится использовать различные противоречия в мире (Западная Европа – США, Япония – Европа – США, «третий мир» – развитые капиталистические страны). Россия активно создает образ непримиримого борца с международным терроризмом.

Регулярно происходят хорошо подготовленные, с подписанием важных политических и торгово-экономических соглашений визиты президента В.Путина за границу (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Китай, Вьетнам, Монголия, Корея, Куба…). Во время поездок на Запад непременно подчеркивается возврат к «оттепели» в международных отношениях и то, что Россия «никогда более не будет просительницей…».

В послании президента Путина Федеральному собранию (апрель 2001г.) обращено внимание на необходимость организовать защиту каждого гражданина РФ за границей, лоббировать и обслуживать интересы российской экономики, «обеспечить учет и уважение национальных интересов России».

Культура XX в.

Многое в культуре ХХ в. делает ее совершенно иной по сравнению со всей предыдущей историей человечества. С невиданной силой проявилась закономерность ускорение исторического процесса. Перестают играть прежнюю роль пространства и расстояния, а на протяжении жизни только одного поколения происходят изменения такой глубины и значимости, что они меняют и образ мира, и способ мышления. Если последние 50 тысяч лет существования человечества измерить числом поколений (продолжительность жизни поколения условно примем за 62 года, хотя в древности человеку было отведено речинець в 2-2,5 раза меньше), то всего получим около 800 таких поколений. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Только в течение 70 последних поколений стала возможной более тесная связь между людьми благодаря письменности. Только в течение жизни последних шести поколений мы познакомились с печатным словом, а при четырех-научились достаточно точно измерять время. Лишь последние два пользуемся электромотором. А подавляющее большинство всех материальных ценностей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, была впервые создана в течение жизни современного поколения. Отметим, что при сохранении нынешних глобальных демографических тенденций лет через 40-50 число людей, живущих на земле, впервые в истории превысит количество всех умерших вместе взятых. И это не фантастическое предположение-в Индии и Китае в конце ХХ века уже проживает по миллиарду человек.

Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные ранее виды энергии. Порождены человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства. Совсем не случайно современную западную цивилизацию именуют техногенной (т.е. порожденной техникой, решающим образом зависит от технологического базиса, условий и способов человеческой деятельности).

Развитие культуры происходило в очень сложном глобальном политическом контексте: две мировые войны, возникновение и крушение тоталитарных режимов, раскол мира на две общественные системы и многолетнее военно-политическое противостояние между ними («холодная война»), кризис и крах социалистического строя, распад государств с многовековой историей (в начале века-Австро-Венгрии, в конце-Советского Союза), формирование «третьего мира» с его проблемами, существование очагов многолетних военных конфликтов. Все это не могло не вызвать драматические (а часто-катастрофические) потрясения.

20 века завершилось, чего нельзя сказать о тех тенденциях, которые наблюдались в различных сферах культуры. Открытых вопросов и проблем, ждущих своего решения, на сегодняшний день гораздо больше, чем в начале столетия.

ХХ в. характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в области научного познания в ХХ в. столь грандиозны, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом. Так, крупные открытия в области физики (А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Резерфорд и другие) позволили получать и использовать ядерную энергию. Поразительная сила открытой Эйнштейном формулы Е = mc2-это не только триумф человеческого гения, но и тревожный признак атомной бомбардировки (6 и 9 августа 1945 американская авиация сбросила атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки), Чернобыльской катастрофы. Не случайно в середине века Альберт Эйнштейн стал (вместе с английским философом Бертраном Расселом) автором знаменитого «Манифеста», который провозгласил призыв отказаться от предварительного взгляда на мир, от прежних способов выяснять между собой отношения.

В течение столетия научное знание, развиваясь, испытывало существенные изменения. Наряду с дифференциацией, что углубляется, происходит еще более глубокий процесс интеграции наук. Не академические правила, как в XIX веке, а открытие глубинных связей и закономерностей превращает их в целостную взаимообусловленную теоретическую систему. Человек постигает тайны микромира (Пьер и Мария Кюри, Макс Планк, Нильс Бор и др.)., Открывает структуру ДНК (доклад Д. Уотсона и Ф. Крика обнародована в 1953), проникает в тайны происхождения Вселенной, всего мироздания (блестящие работы выдающегося космолога современности С. Хокинга).

Важные открытия происходили в медицине и фармацевтике. В 1910г. П. Эрлих открывает первый антибиотик-салварсан, который был успешно использован при лечении сифилиса. В 1921 г. Ф. Бантинг и Ч. Бест впервые получили инсулин (синтезировать его научились только в 1965г.). В 1928г. выдающийся шотландский бактериолог А. Флеминг открыл пенициллин. В 1958г. Я. Дональд проводит свои новаторские исследования в области ультразвуковой диагностики. В 1933г. первую трансплантацию почки от человека к человеку осуществляет в Харькове профессор В. Вороной, большой вклад в трансплантации почки сделал Д. Мюррей. В 1967г. Кристиан Барнард в Кейптауне (ЮАР) проводит первую успешную операцию по трансплантации сердца человеку.

В 1903 братья Райт совершили первый полет на летательном аппарате, тяжелее воздуха (аэроплане), произошло это в Китти-Хок (Северная Каролина, США). В том же году калужский учитель Константин Циолковский публикует первые работы, где рассматривает практические аспекты аэронавтики. В 1909 Луи Блерио перелетает (за 36 минут) Ла-Манш, в 1927 Карл Линдберг совершает первый беспосадочный перелет через Атлантику. Первый мировой рекорд скорости с экипажем (три человека) - 111 км в час устанавливает 29 декабря 1911г. Игорь Сикорский вблизи Киева. В 1939 И. Сикорский изобретает вертолет.

Россия в начале XXI века.

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни. Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должны считаться остальные страны мира. Она вступила во многие международные организации. Адаптация российской внешней политики к новым условиям была особенно болезненной. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, экономический кризис серьёзно осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеполитической доктрины. В 1991-1993 гг. внешняя политика демократической России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М.С.Горбачёва. Для неё было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А.Козырев. Провозглашённая им внешнеполитическая концепция предполагала лояльность России по отношению к западным ценностям в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. 3 января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Этот договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, поскольку Россия должна была уничтожить большее число боеголовок. Вместе с тем российской внешней политике в эти годы явно не хватало стратегической глубины, инициативности. Эта дипломатия в целом не принесла значительных результатов. Попытки России заявить о своих внешнеполитических интересах всё чаще наталкивались на противодействие и непонимание Запада. Крупные просчёты, допущенные в 1991-1992 гг. в российско-американских отношениях, в политике на Балканах, и особенно во взаимоотношениях со «планами ближнего зарубежья, заставили уже в 1993 г. существенно скорректировать внешнеполитический курс России. С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняется. В стране заметно усиливаются антизападные настроения. В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.Примаков, бывший руководитель Службы внешней разведки. Став министром, Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ. Со сменой руководства МИДа во внешней политике России усиливается прагматизм, взвешенность. Её главным направлением и принципом становится стремление защитить российские интересы, не вступая в конфронтацию с другими странами. Новая внешнеполитическая стратегия исходит из понимания того факта, что главная угроза безопасности России лежит во внутриполитической, социальной, духовной и других сферах. В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, была принята в Международный валютный фонд, а также присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Нормализация отношений с НАТО и последовавшее за этим заявление Президента РФ о пере нацеливании российских ракет способствовали росту международного авторитета страны. Конкретным выражением этого стало преобразование лётом 1997 г. «большой семёрки» в «восьмёрку». Для России полноправное членство в «восьмёрке» - важный внешнеполитический успех, так же как и последующее вступление в Парижский клуб стран-кредиторов. Непросто складываются отношения России с так называемым ближним зарубежьем (так стали именоваться страны, которые ранее являлись республиками СССР, а после его распада стали самостоятельными государствами). Не раз возникали проблемы в отношениях с прибалтийскими странами, в которых русскоязычное население подвергается различным формам национальной дискриминации. Велись споры России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Имелись проблемы в отношениях с Таджикистаном и Молдавией. Распад СССР привёл к образованию Содружества независимых государств (СНГ). Строительство нового объединения было начато «сверху» в чрезвычайной обстановке кризиса, главным образом с целью предотвращения развития событий по «югославскому сценарию», установления контроля над процессом распада СССР. Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, на основе которого создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. В 1997 г. Содружество вступило в новый, переломный этап своего существования. Отсутствие реального взаимовыгодного экономического сотрудничества и множество нерешённых политических проблем поставило под "вопрос само существование СНГ. На встрече в Кишинёве в конце 1997 г. лидеры СНГ впервые очень жёстко сформулировали своё недовольство положением дел в Содружестве, критиковали его неэффективность. Наиболее благоприятно складываются отношения России с Белоруссией. Впервые вопрос о создании с ней союза возник весной 1993 г., когда начались конфиденциальные переговоры. Однако в то время идею сближения двух государств реализовать не удалось. Весной 1995-го между ними были сняты таможенные барьеры, препятствовавшие развитию экономических связей, а в декабре 1999 г. подписан договор о создании союзного государства России с Белоруссией. В современных условиях на территории бывшего СССР уже чётко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств: Россия, Белоруссия - форма наиболее глубокого сотрудничества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления; Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия - углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платёжном союзах; страны - участницы СНГ, сложившиеся после распада СССР - межгосударственное объединение 12 бывших республик; СНГ и государства Балтии - территория бывшего Советского Союза. Несмотря на существующие по ряду вопросов противоречия внутри СНГ, в последнее время чётко прослеживается положительная тенденция к углублению прошений между основными союзниками на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют постоянные встречи глав государств СНГ в 2000-2003 гг. Поиски нового места на международной арене в условиях перехода к многополярному миру потребовали от России обновления восточной политики. В результате целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики в 1991-1997 гг. отношения с большинством стран азиатского региона вышли на новые рубежи. Последовательно развивались традиционно масштабные связи с Индией, возобновилось сотрудничество с Вьетнамом, Монголией. Новые подходы к решению проблем, оставшихся в наследство от СССР, позволили России совершить прорыв в российско-китайских отношениях, подвести черту под эпохой военного противостояния. Важнейшим практическим шагом к сотрудничеству двух стран стало подписание в апреле 1996 г. руководителями России, Казахстана, Киргизии и Китая соглашения о создании вдоль общей границы полосы доверия и взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. С 1992 по 1997 гг. происходила демаркация российско-китайской границы, впервые в истории отношений между двумя странами граница была чётко обозначена на месте. В 1993-1997 гг. активизировался и российско-японский диалог. Многие десятилетия развитию экономических и культурных связей между двумя соседними странами мешал территориальный вопрос. Возможность прорыва в отношениях между Токио и Москвой появилась лишь в 1993 г. после подписания Токийской декларации, в которой проблему «северных территорий» предполагалось решать на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побеждённых. Одна из важных причин смягчения японской стороны - нестабильная ситуация в Восточной Азии, усиление Китая и, следовательно, необходимость сохранения баланса сил в регионе. В свою очередь, российская сторона в ноябре 1996 г. предложила Японии, не прекращая диалога по вопросу о Южных Курилах, позаботиться о создании благоприятной атмосферы в отношениях с Россией и с этой целью подумать об организации «совместной хозяйственной деятельности на спорных островах». Осенью 1997 г. в результате встречи в Красноярске территориальный спор в значительной мере утратил свою остроту. Стороны договорились к 200ft, подготовить к подписанию текст мирного договора.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.012 с.)