Вопрос 1: Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1: Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях.



Оглавление

Вопрос 1: Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях...................................................................................................... 2

Вопрос 2: Геополитика и геополитические факторы в мировых политических процессах.................................................................................................................. 4

Вопрос 3: теория принятия решения в МО............................................................ 6

Вопрос 4: Концепция безопасности личности и доктрина «гуманитарной интервенции» в мировой политике......................................................................... 8

Вопрос 5. Проблема лидерства и роль США в мировом политическом процессе.................................................................................................................. 10

Вопрос 6: Понятие, содержание и соотношение "жесткой силы" и "мягкой силы" в мировой политике..................................................................................... 13

Вопрос 7: Основные положения теории либерализма в МО............................ 14

Вопрос 8: основные положения теории реализма и неореализма в МП......... 16

Вопрос 9: понятие экологической безопасности. Международное сотрудничество в обеспечении экологической безопасности......................... 18

Вопрос 11: Этнический сепаратизм и ирредентизм в современном мире. Их влияние на конфигурацию мировой политики..................................................... 21

Вопрос 12: Интеграционные процессы в Европе. ЕС в европейском и мировом политическом процессе......................................................................................... 24

Вопрос 13: Отношения между Россией и ЕС...................................................... 28

Вопрос 14: Евроазиатские структуры безопасности: деятельность ШОС и ОДКБ........................................................................................................................ 30

Вопрос 15: Ближневосточный конфликт: история возникновения и современное состояние. Политика РФ на БВ..................................................... 32

Вопрос 16: АСЕАН в политических процессах в АТР. Отношения между РФ и АСЕАН..................................................................................................................... 39

Вопрос 17: Проблема урегулирования конфликта на Корейском полуострове. Позиция РФ............................................................................................................. 42

Вопрос 18: Особенности сотрудничества России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве................................................ 47

Вопрос 19: российско-американские отношения на современном этапе........ 48

Ядерное оружие.................................................................................................. 49

Энергоресурсы.................................................................................................... 49

Политика.............................................................................................................. 50

Доллар.................................................................................................................. 50

Космонавтика...................................................................................................... 51

Гражданская авиация......................................................................................... 51

Контроль над распространением оружия массового поражения.................. 51

Области частично успешного сотрудничества.................................................. 52

Контртеррористические операции.................................................................... 52

Предотвращение угрозы глобальной ядерной войны.................................... 52

Вопрос 20: Отношения между Россией и НАТО................................................. 54

Вопрос 21: Понятие продовольственной безопасности. Международное сотрудничество в обеспечении продовольственной безопасности................ 55

 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120)............. 57

 Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности (Рим, 13 ноября 1996)............................................................................................ 57

 Резолюция ООН A/RES/63/235 – Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность (22.12.2008).................................................. 57

 Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности (Рим, 16-18 ноября 2009)....................................................................................... 57

 Распоряжение правительства РФ от 18 октября 2010 г. N 1806-р. – Комплексная программа участия РФ в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности.......................................................................................................... 57

 Программный план действий Повестка дня на XXI век (Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года) в частности Глава 14. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов.......................................... 57

 Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ (19 ноября 2010)........................................................................ 57

Согласно Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ (19 ноября 2010) выделяем следующее:........ 61

Вопрос 22: Роль НАТО в международных отношениях.................................... 61

Россия решила усилить группировку в Крыму на фоне планов НАТО в Восточной Европе...................................................................................................... 62

Вопрос 23. Особенности, функции и задачи основных негосударственных участников мировой политики.............................................................................. 63

Вопрос 24: Глобальные демографические и миграционные проблемы в мировой политике................................................................................................... 65

Вопрос 25. Китай в современной системе международных отношений. Российско-китайские отношения.......................................................................... 66

 

З.Ы. Там еще по теме межэтнических взаимодействий в этнологии есть куча всего интересного. Тем не менее, этот вопрос поставлен достаточно узко. Предлагаю на начитке лекций уточнить.

Вопрос 3: теория принятия решения в МО.

 

Теория принятия решений возникла на стыке нескольких наук: математики, математической экономики, социологии и психологии.

В основе лежат 2 концептуальных подхода:

Вопрос 11: Этнический сепаратизм и ирредентизм в современном мире. Их влияние на конфигурацию мировой политики.

 

СЕПАРАТИЗМ - это политическое движение, направленное на обособление определенных территорий в составе государства в связи с этническими или религиозными мотивами. Обычно сепаратисты требуют или создания нового государства, или широкой автономии. Часто это явление провоцирует межнациональные конфликты и вооруженные столкновения. Одной из причин возникновения сепаратизма считается грубое нарушение прав человека, национальных и религиозных групп.

Этнический сепаратизм в современном мире представляет собой сложное социально-политическое явление, выражающееся в стремлении представителей одной национальности, компактно проживающих на части государственной территории, обособиться и добиться предоставления максимально широких автономных прав либо полного суверенитета. Данное явление присуще полинациональным государствам, имеющим как феде-ративную, так и унитарную форму государственного устройства. А поскольку преобладающее число стран неоднородны по своему национальному составу, и разные народы на одной государственной территории редко обладают одинаковым политическим и экономическим статусом, возникновение сепаратистских тенденций в двух-трех точках земного шара чревато их распространением на многие другие регионы мира и, в конечном счете, дестабилизацией современной системы международных отношений. Это обусловливает необходимость изучения этнического сепаратизма как политической практики отделения части территории государства, выявления причин его появления и факторов развития. Сепаратизм (в основном этнический, реже – конфессиональный) проявлялся на всех этапах исторического развития общества, но в разной степени в зависимости от конкретных условий. Традиционно к главным причинам этнического сепаратизма относят неудовлетворение государством глубинных социальных, экономических, конфессиональных и политических потребностей этноса, ущемление его прав, игнорирование этнополитических интересов и т.п. Поэтому сепаратизм исследователи причисляют к крайним формам выражения недовольства общественно-политическим устройством, но есть и «базисные» причины сепаратизма, которые заложены в несоответствии государственных границ, проведенных в результате присоединения силовыми методами различных территорий, естественным границам исторического проживания этносов.

 

Сепаратизм и ирредентизм представляют собой противоположные политические практики.Впервомслучае речь идет об отсоединении части государственной территории, во втором – о присоединении. В то же самое время эти два явления могут быть сопутствующими друг другу. Масштабные миграционные процессы с течением времени способны приводить к трансформации государственных границ, чему в истории достаточно подтверждений. Современные миграционные потоки закладывают этот базис: компактное расселение этнических иммигрантов в будущем может привести к всплеску как сепаратистских, так и ирредентистских тенденций. Иными словами, миграция населения способствует установлению структурной связи между политическими практиками сепаратизма и ирредентизма.

 

ИРРЕДЕНТИЗМ

форма территориального сепаратизма, отделение части территории одного государства с целью присоединения к соседнему государству. (пример ирредентизма – референдум в Крыму, граждане Крыма выразили желание воссоединиться с Россией)

Общие факторы, влияющие на рост этнического национализма, развитие сепаратизма, и стремление к самоопределению.

Во-первых, следует отметить изменение международной ситуации, связанной с распадом СССР и Югославии. Этот фактор оказал влияние как на европейские государства, заставляя центральные правительства обратить пристальное внимание на этнорегиональные проблемы (Каталония хочет отделиться от Испании, Шотландия хочет отделиться от Великобритании и др...

Во-вторых, нельзя обойти вниманием глобализационные и интеграционные процессы, которые привели к актуализации этнической региональной идентичности в Западной Европе, прежде всего. Кстати, чем сильнее глобализационные процессы, тем выше в европейских государствах осознание населением собственной локальной идентичности (глокализация).

В-третьих, фактор прецедента и реализация некоторыми этническими общностями права на самоопределение постепенно становится не только подтверждением роста национализма, этнической идентичности и усиления её позиций, но и служит обоснованием для других этнических сообществ их стремления к сепаратизму, самоуправлению, полной независимости и формированию собственной государственности.

В-четвёртых, большую роль в развитии национализма и сепаратизма играет фактор геополитического противостояния. Но эта ситуация, связанная со стремлением некоторых держав и организаций контролировать локальные конфликты, может стать неуправляемой, а конфликты будут набирать силу, причем под влиянием разнонаправленных факторов, приводя различными путями к одному и тому же результату – росту национализма и сепаратизма. Любой факт признания независимости того или иного сепаратистского региона какими-либо «внешними» участниками конфликта служит дополнительным основанием для активизации деятельности сепаратистских движений в Европе, ведь именно эти партии отстаивают принцип права наций на самоопределение.

На первый взгляд, укрепление сепаратизма не означает стабильности в Европе. Однако в действительности сепаратистские региональные движения, этнический национализм создают новый «старый» порядок. Они просто подтверждают тот факт, что Европа всегда была и остаётся пространством этнических (национальных) регионов, которые представляют значительную группу этнических и исторических сообществ (крупные европейские империи были ничем иным как «лоскутными» образованиями, которые постепенно рушились, способствуя появлению значительного числа новых европейских государств).

Необходимо помнить, что значение этнической идентичности нисколько не ослабело к настоящему времени, а, напротив, возросло, несмотря на процессы европейской интеграции. При этом процессам государственной фрагментаризации Европы никто не положил предела.

Сепаратизм в России:

в конце 2013 года был принят Закон, который дополняет Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей ответственность за "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ". 29 декабря 2013 года Путин подписал данный Закон. Он предусматривает до пяти лет заключения за публичные призывы к разделению России. А на стадии законопроектов предлагалось давать до 20 лет колонии.

С сепаратизмом постсоветская Россия столкнулась в 1992 году, когда после распада СССР подписывался Федеративный договор. Его подписали все республики, края и области, кроме Чечни и Татарстана. И до сих пор обе эти территории не являются спокойными для центральной власти.

Путину только на третьем году своего президентства, в 2002 году, удалось подавить настроения об отделении Татарстана, когда была принята новая редакция Конституции республики, приведенная в соответствие с Конституцией РФ. Поэтому, несмотря на громкие заявления от имени Всемирного конгресса татар первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев сообщил, что "Ситуация всем известная, окончательной оценки нет".

Территория Чечни составляет менее одной тысячной площади современной России. Но даже она держит в напряжении самую большую страну в мире.

Причин для центробежного движения в России несколько. Для некоторых территорий причиной является национальный фактор. В первую очередь такими являются Дагестан, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан и Тува.

Все специалисты указывают на сильные региональные движения в Сибири. В июне 2007 года лидер "Областнической Альтернативы Сибири" опубликовал на московском сайте результаты социологического исследования "Доживет ли Российская Федерация до 2014 года? ". За автономию Сибири высказалось около 60% опрошенных, за ее государственную независимость - около 25%. На вопрос, "кем вы себя считаете - "россиянином"," русским" или "сибиряком", 80% ответили - "сибиряком" и лишь 12% - "русским".

Одним из потенциальных центров сепаратизма, который может простимулировать к движению все регионы Российской федерации, считается Санкт-Петербург. В нем существуют движения, которые выступают за отсоединение и за возврат статуса столицы.

Таким образом, сепаратизм и ирредентизм как форма сепаратизма представляют угрозу существующей мировой конфигурации. Угроза для территориальной целостности нависла как над Азией (Индия, Пакистан), над Европой (Великобритания, Испания), так и над Россией (Чечня, Дагестан, Ингушетия).

Экономического пространства

Внешней безопасности

4. Науки и образования

В 2005 г. на саммите Россия-ЕС утверждены Дорожные карты четырех общих пространств.

1. Проект совместного плана по формированию общего экономического пространства охватывает вопросы торгово-экономического, отраслевого, финансового и инвестиционного сотрудничества, включая энергетический диалог, транспорт и экологию.

2. Формирование внутреннего пространства свободы, безопасности и правосудия рассматривается сторонами в качестве основной структуры, призванной содействовать обеспечению безопасности людей, включая борьбу с терроризмом и трансграничной преступностью, укрепление прав и свобод личности. В целом сотрудничество в этой области будет способствовать созданию единого европейского пространства без визовых барьеров.

3. Пространство внешней безопасности, формируемое с учетом международных правовых обязательств, прежде всего Устава ООН. Оно охватывает сферы так называемых «старых» угроз (распространение ОМУ и ракетных средств доставки, включая укрепление режима нераспространения и экспортного контроля, содействие разоружению). Кроме того идет работа в сфере борьбы с новыми угрозами (международный терроризм, национальный и религиозный экстремизм, наркотраффик).

4. Пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты, призвано создать потенциал экономического роста. (введение Болонской системы, грантов и стипендий, Европейский институт МГИМО, ярмарки образования, Еврошкола)

Диалог между ЕС и Россией проводится на всех уровнях: саммитах Глав государств, Глав правительств, министерском уровне в рамках Постоянного Совета партнерства, Между парламентариями в рамках Комитета парламентского сотрудничества, Политический диалог осуществляется на встречах «Тройки» министров иностранных дел. С 2001 года Россия является единственной страной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации на уровне послов.

Доукраинскогокризисаотношениямежду ЕС и Россиейхарактеризовалисьвысокойинтенсивностьюпрактическивовсехсферахполитического и экономическоговзаимодействия.

ЕвросоюзостаетсяосновнымторговымпартнеромРоссии (около 50% внешнеторговогооборотаРоссииприходитсянастраны ЕС). Россияпо-прежнемувходит в тройкуведущихпартнеров ЕС (после США и Китая) и возглавляетсписокстран-поставщиков в ЕС природногогаза и находитсяналидирующихпозицияхпопоставкамнефти и нефтепродуктов.

ОдинизопорныхэлементовсотрудничестваРоссии и Евросоюза – совместнаяинициатива «Партнерстводлямодернизации», запущенная в ходесаммита в Ростове-на-Дону 31 мая – 1 июня2010 г. ЦельПартнерства – модернизациявсегокомплексароссийско-есовскихотношений, а такжесодействиепереходуроссийскойэкономикинаинновационныйпутьразвития. В качествеосновногомеханизмаработыПартнерстваиспользуютсяотраслевыедиалогиРоссия-ЕС, в рамкахкоторыхсогласовываются и реализуютсяпроекты и мероприятия в соответствии с приоритетныминаправлениямивзаимодействия.

Нароссийскийвекторполитики ЕС большоевлияниеоказалмировойфинансовый и экономическийкризис. Подеговоздействием и Россия, и ЕС переживаютглубокуюполитическую, экономическую и социальнуютрансформацию, имеющуюсерьезныепоследствиядляихотношений. КризиснанесзначительныйударпорепутацииЕвропейскогосоюзакакэффективноймоделирегиональнойинтеграции и новогоцентра «мягкойсилы», отстаивающегоидеюмногостороннегосотрудничества.

В марте 2013 г. Россией и ЕC была принята дoрoжная карта ocoтрудничеcтве в энергетичеcкoй cфере дo 2050 гoда. При этом oтмечалocь, чтo между Рoccией и Еврocoюзoм имеютcя взаимные тoргoвые претензии: утилизациoнныеcбoры, антидемпингoвые меры, cанитарные, фитocанитарные нoрмы.

Вопреки надеждам Моcквызакoнчилcя прoвалoм без каких либoпрoдвижений вперед пoocнoвным вoпрocам пoвеcтки дня и cаммит Рoccия-ЕC в июне 2013 гoда. Oбcуждениеoблегчения визoвoгo режима ЕC для граждан Рoccии на cаммите coшлo на нет, а Еврocoюз даже пoтребoвал oграничить кoличеcтвo рoccийcких биoметричеcких cлужебных паcпoртoв. Не удалось также продвинутьcя и пoocнoвным экoнoмичеcким вoпрocам, неcмoтря на тo, чтooни cocтавляютocнoвудвуcтoрoннихoтнoшений. Противоречия обоcтрилиcь и в хoде oбcуждения энергетики.

В конце 2013 г. вновь был пoднят вoпрocoбезвизoвoм режиме c ЕC. Россия планировала завершить диалoг пoбезвизoвoму режиму cЕврocoюзoм в 2014 гoду. "Этот прoцеcc идет, oн будет прoдoлжатьcя, и мы будем cтаратьcя егo уcкoрить, пocкoлькутехничеcкиегo завершить неcлoжнo, – cooбщал Лаврoв. – Мы пoчувcтвoвали заинтереcoваннocть наших нидерландcких кoллег в тoм, чтoбы пocкoрее этoт вoпрoc решить". К декабрю 2013 г. соглашение, кoтoрoе cталo бы "предтечей" безвизoвoгo режима, былo уже гoтoвo и Мocкванадеялаcь пoдпиcатьегo на cаммитеcЕврocoюзoм в кoнце 2013 гoда.

Планам Москвы вновь не cужденo былocбытьcя – разгoрелcя украинcкий кризиc.

Министр инocтранных дел РФ C.Лаврoв, в хoде вcтречиcocтудентами МГИМO 1 cентября 2014 г. признал, чтo перcпективыoтмены визoвoгo режима в нынешней cитуации «не oченьoбнадеживающие».

Политический диалог между ЕС и Россией сосредоточен на обмене мнениями и сотрудничестве в решении международных кризисов и конфликтов (включая Грузию, Молдову, Ближний Восток, Ирак, Иран, Западные Балканы и Афганистан). ЕС и Россия также согласны с необходимостью укреплять многосторонние механизмы для разрешения конфликтов, особенно с учетом центральной роли ООН и ОБСЕ. Растет взаимопонимание в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. Все большее внимание в двусторонних консультациях уделяется борьбе с терроризмом и сотрудничеству в сфере безопасности.

ЕС, как иРоссия, признает в своихосновополагающихдокументах, чторегиональныеконфликтыявляютсяоднимизглавныхвызововевропейской и международнойбезопасности. Однако, небывалоеобострениенапряженностимежду ЕС и РФ быловызванокризисомнаКавказе в 2008 г. и внутреннимкризисом 2013 г. наУкраине.

Еще трудности сотрудничества:

1. Калининградский вопрос. (Обеспечение эффективного перемещения людей и товаров между Калининградом и Россией, и решение реальных проблем, которые могут возникнуть в связи с особым положением этого региона; содействие в сфере защиты окружающей среды Калининградской области и региона Балтийского моря: Калининград – положительный пример взаимодействия ЕС и России. С начала 1991г. ЕС выделил более 100 млн. евро для поддержания социального и экономического развития Калининграда. Только за период 2004-2006 гг. более 50 млн. евро было выделено по Специальной программе развития Калининградской области, а также по ряду других трансграничных программ.)

2. Защита прав меньшинств, женщин и детей в РФ

3. После вступления новых членов в ЕС у РФ напряженные отношения и с Литвой, Латвией, Польшей (проблема русскоязычного населения, противодействие фальсификации истории (роль СССР во II-й Мировой войне)).

4. Европарламент зачастую выступает на стороне Балтийских стран

5. Вопросы энергетики. Заниженние РФ внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами, по-прежнему открыт вопрос о подписании РФ транзитногодовора к энергетической хартии.

 

Россия – Иран

Подписано рамочное соглашение по иранско ядерной программе при постредничестве шести стран:Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия. Согласно этому соглашению, в течение 10 лет число центрифуг для обогащения урана (этот процесс – прямой путь к ядерному оружию) решено сократить с нынешних 19 тысяч до 6 тысяч единиц, из которых будут функционировать 5 тысяч, и они не должны модернизироваться. В течение 15 лет Иран не будет обогащать уран до уровня более 3,7% (что есть реакторный, а не оружейный материал), а запасы низкообогащенного урана в течение 15 лет не превысят 300 кг (сейчас накоплено 10 т). Лишний уран должен вывозиться за рубеж (пока неясно – куда). Обогащение разрешено только на промышленном комплексе в Натанзе, а заглубленный в скальных породах подземный обогатительный завод Фордо (явно военного назначения) не будет функционировать на протяжении 15 лет. Для контроля предусмотрены расширенные права и средства МАГАТЭ.

Между Ираном и РФ наблюдается тесное сотрудничество: 1. Проект между РЖД и Иранскими железными дорогами по электрификации, 2. Сотрудничество в газовой отрасли, РФ поможет Ирану построить инфраструктуру, необходимую для добычи газа, 3. Поставка Ирану зенитно-ракетных систем С-300

 

 

Россия – Египет: Достигнута договоренность по созданию зоны свободной торговли между Египтом и ЕЭС, также достигнута договоренность о переходе во взаиморасчетах на рубли, об инвестиционном сотрудничестве, соглашение о развитии проекта по строительству АЭС в Египте

 

Отношения РФ и АСЕАН.

С началом XXI в. АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов России. В Концепции внешней политики подчеркивается, что она направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии. Лидерами Ассоциации было позитивно воспринято принятое осенью 2001 г. решение российского правительства о закрытии военно-морской и военно-воздушной базы в Камрани (Вьетнам). 19 июня 2003 г. в Пномпене (Камбоджа) министрами иностранных дел России и государств Ассоциации была подписана Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе — первый документ в истории отношений РФ—АСЕАН, подытоживший предшествовавший этап российско- асеановского сближения и формирующий прочную юридическую и политическую базу крепнущего партнерства. 29 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров подписал акт о присоединении России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго- Восточной Азии. Россия стала второй после Китая ядерной державой и постоянным членом Совета Безопасности ООН, которая присоединилась к нему. Это событие имело принципиальное значение для дальнейшего продвижения сотрудничества с АСЕАН и открыло дорогу первому саммиту Россия—АСЕАН. 12—13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась первая встреча на высшем уровне Россия—АСЕАН, после чего РФ формально перешла в число полноправных партнеров Ассоциации по диалогу и в формате саммитов. Президент России В. В. Путин и руководители государств—членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве и Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005—2015 гг. Эти документы расширили и углубили правовую базу во всех сферах взаимодействия. Приоритетными областями сотрудничества объявлялись деловое партнерство, сотрудничество в области политики и безопасности, а также вопросы экономического и социального развития. 30 октября 2010 г. в Ханое состоялся 2-й саммит Россия—АСЕАН, в котором принял участие президент России Д. А. Медведев. В принятом по итогам саммита Совместном заявлении была подтверждена «важность сохранения центральной роли АСЕАН в формирующейся открытой, транспарентной и инклюзивной региональной архитектуре. АСЕАН высказалась за более глубокую вовлеченность России в процесс создания региональной архитектуры» и расширение сотрудничества с ней в различных областях: политике и безопасности, экономике, социальной и культурной сферах.

 

Позиция РФ.

Ядерный кризис на Корейском полуострове вызывает глубокую озабоченность в России. Будучи соседом КНДР, РФ заинтересована в безъядерном статусе этого района, разрядке напряженности, политическом урегулировании существующих там проблем, включая ядерную. Президент России Д. А. Медведев призывал «не допустить возможности полномасштабного военно- политического кризиса на Корейском полуострове». Ядерная проблема КНДР, отмечал он, может быть решена только дипломатическими методами». Российская Федерация на всех этапах ядерного кризиса выступала за нахождение дипломатических средств его разрешения. Москва принимала активное участие в разработке резолюций СБ ООН № 1718 и 1874 и строго придерживается их выполнения. Российская сторона неоднократно выступала с инициативными мерами по политическому урегулированию северокорейской ядерной проблемы. В начале 2000-х годов РФ предложила «пакетное решение» ядерной проблемы КНДР. В ходе шестисторонних переговоров Москва не раз предпринимала конкретные шаги по выводу из тупика шестистороннего процесса (разблокирование северокорейских счетов в банке «Дельта Азия» в Макао и др.). В связи с обстрелом южнокорейского острова Енпхёндо Россия предложила созвать заседание Совета Безопасности ООН и принять решение о направлении в Пхеньян и Сеул специального посланника Генерального секретаря ООН для предотвращения нового военного конфликта на Корейском полуострове. В ходе переговоров в Москве в декабре 2010 г. с министром иностранных дел Пак Ый Чуном была подчеркнута необходимость перезапуска шестистороннего переговорного процесса на основе выполнения обязательств по Совместному заявлению от 19 сентября 2005 г. (КНДР взяла обязательство ликвидировать военную ядерную программу в обмен на энергетическую помощь со стороны других участников «шестерки»). Министр иностранных дел России С. В. Лавров выразил глубокую озабоченность в связи с информацией о создании в Нёнбёне мощностей по обогащению урана и настоятельно призвал КНДР выполнять резолюции СБ ООН № 1718 и 1874. Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН, участник шестисторонних переговоров провела интенсивные консультации с партнерами по «шестерке» в рамках Совбеза ООН, с тем чтобы добиться деэскалации напряженности на Корейском полуострове в связи с инцидентами с «Чхонаном» и Енпхёндо. В результате совместных усилий удалось избежать масштабного военного конфликта. Москва по-прежнему исходит из того, что наиболее приемлемой площадкой для политического урегулирования северокорейской ядерной проблемы является шестисторонний формат, в рамках которого можно решать и другие проблемы, в частности создание механизма мира и безопасности в Северо- Восточной Азии. Вместе с тем по-прежнему сохраняется высокая степень неопределенности в отношении будущего развития событий на Корейском полуострове. Дополнительным фактором стала и проблема преемственности власти в Северной Корее, перешедшей после смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 г. его младшему сыну Ким Чен Ыну.

 

Ядерное оружие

Россия — вот уже несколько десятилетий является единственной страной в мире, которая может уничтожить США при помощи ядерного оружия — или, по крайней мере, нанести им невосполнимый ущерб.

Военные интересы США требуют решить эту проблему одним из трёх способов: уничтожить ядерное оружие в России, подчинить Россию себе или создать некую защиту от наших ракет. Это вопрос национальной безопасности Соединённых Штатов.

Интересы России, с другой стороны, требуют сохранения нашего ядерного щита — так как если мы его лишимся, мы лишимся и значительной доли нашего политического влияния, а у Штатов появится возможность угрожать России военной силой.

Энергоресурсы

Экономика нашей планеты основана на энергии. Большая часть товаров/услуг добывается при помощи электроэнергии, а электрогенерация завязана на углеводороды и, в меньшей степени, на АЭС.

Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и по производству природного газа, оказывая тем самым огромное влияние не только на мировую экономику, но и на политику.

Торговые интересы США требуют контроля над российской нефтью. Россия, разумеется, хочет сохранить контроль над своими углеводородами за собой.

Тот же конфликт интересов, хоть и в значительно меньшей степени, можно наблюдать в сфере строительства и обслуживания атомных электростанций.

Цели США в отношении России

STRATFOR: Главной целью США всегда было недопущение союза России и Германии

Документ был утверждён 18 августа 1948 года как совершенно секретная директива Совета национальной безопасности (СНБ) 20/1 [1]. Этот документ, занявший 33 страницы текста, впервые опубликован в США в 1978 году в сборнике «Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945—1950 г». Во вступительной части директивы СНБ 20/1 объяснялось:

Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической войны наметить более определенные и воинственные цели в отношении России уже теперь, в мирное время, чем было необходимо в отношении Германии и Японии еще до начала военных действий с ними... При государственном планировании ныне, до возникновения войны, следует определить наши цели, достижимые как во время мира, так и во время войны, сократив до минимума разрыв между ними. Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум: а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы; б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России. Наши усилия, чтобы Москва приняла наши концепции, равносильны заявлению: наша цель - свержение Советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать, что эти цели недостижимы без войны, и, следовательно, мы тем самым признаем: наша конечная цель в отношении Советского Союза - война и свержение силой Советской власти. Было бы ошибочно придерживаться такой линии рассуждений. Во-первых, мы не связаны определенным сроком для достижения наших целей в мирное время. У нас нет строгого чередования периодов войны и мира, что побуждало бы нас заявить: мы должны достичь наших целей в мирное время к такой-то дате или "прибегнем к другим средствам…". Во-вторых, мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события… Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их, а не наше дело. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события… Как правительство мы не несем ответственности за внутренние условия в России…

 

Политика

Ядерное оружие, контроль над огромными запасами углеводородов и прочие факторы обеспечивают России огромный политический вес в мире. Россия использует этот вес для продвижения своих интересов — которые зачастую противоречат интересам США.

Так, например, в 2013 году Россия не дала США начать вторжение в Сирию и сделать Украину ассоциированным членом ЕС.

Доллар

Вся финансовая мощь США основана на долларе, а вся военная мощь Штатов основана на их финансовой мощи. Для США критично важно, чтобы никто даже и не думал покушаться на гегемонию их валюты. Вся планета ведёт международную торговлю в долларах и в долларах же держит свои золотовалютные резервы.

Для России было бы выгодно отказаться от доллара в пользу своей валюты, твёрдо обеспеченного углеводородами рубля. Однако с точки зрения США отказ от доллара означает прямое воровство их денег — ведь тогда Штаты перестанут извлекать прибыль из российской торговли.

Мало того: если от доллара откажется столь влиятельная страна как Россия, в мире может начаться цепная реакция переходов на национальные валюты — после которой долларовая зона съёжится, курс доллара резко упадёт, а американская экономика за пару лет опустится в глубочайший кризис.

Космонавтика

С 1990-х годов практически вся пилотируемая космонавтика, кроме китайской программы, фактически держится на сотрудничестве России и США. Несмотря на неизбежные шероховатости на данный момент имеет место постепенное взаимопроникновение технологий и де-факто действующая космическая программа обеих стран стала почти неразрывной. В частности, инфраструктура подготовки космонавтов и центры управления полётом в настоящее время функционируют практически в рамках единого процесса без особой бюрократизации связей между ними. В 2014 году дошло до того, что воронежское предприятие «Орбита» выиграло конкурс на создание одной из бортовых систем нового космического корабля, разрабатываемого корпорацией «Боинг».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.063 с.)