Вопрос 15: ближневосточный конфликт: история возникновения и современное состояние. Политика РФ на бв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15: ближневосточный конфликт: история возникновения и современное состояние. Политика РФ на бв.



Ближневосточный конфликт является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40-м гг. 20 века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято ГА ООН 29 ноября 1947 г. (Резолюция № 181). Это решение изначально было отвергнуто соседними арабскими государствами и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев на их историческую родину Палестину, считая эту территорию своей. Провозглашение 15 мая 1948 г. государства Израиль повлекло за собой вторжение на территорию Палестины армии 5 арабских стран.

Первая арабо-израильская война завершилась победой Израиля, который к территории, предназначенной ООН для его создания, добавил территории Палестины. (Галилею, Негев и большую часть побережья Средиземного моря). Территория Палестины к западу от реки Иордан, занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 г., получила современное название – Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой – святым местом 3-х религий: христианства, ислама и иудаизма. Сектор Газа на берегу Средиземного моря остался под контролем Египта, а палестинское арабское государство так и не было создано. Ряд арабских государств провозгласили свою цель – уничтожение Израиля. Это привело к эскалации конфликта.

Вторая война – тройственная агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта после национализации Суэцкого канала – не внесла существенных изменений в палестинскую проблему.

Третья, «шестидневная», война 1967 г., привела к тому, что под контроль Израиля перешли оставшиеся палестинские территории: сектор Газа, западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. В результате к миллиону беженцев, покинувших аннексированные Израилем территории, прибавилось еще 300 тыс. человек.

Долгое время ООП (созданная в 1964г.) предпочитала вести вооруженную борьбу, которая сводилась к партизанским рейдам и отдельным террористическим актам на территории Израиля и оккупированных им территорий. Первоначально вооруженные формирования ООП базировались в Иордании, но после конфликта с иорданскими властями(1970 г.) вынуждены были переместиться в Ливан. Здесь палестинцы имели большое влияние и приняли участие в гражданской войне на стороне местных мусульман. Вторжение израильской армии в Ливан и поражение палестинских формирований привело к тому, что в 1982 г. Штаб-квартира ООП была переведена в Тунис. 9 декабря1987 г. На палестинских территориях началась знаменитая интифада. Интифада не предусматривала применения силы со стороны палестинцев, но вызывала ответные действия израильтян. С конца 1987 г. до начала 1990-х гг. погибло около 800 и ранено более 13 тыс. палестинцев. Получили ранения 2,5 тыс. израильских военнослужащих и более тысячи гражданских лиц.

Пока шла гражданская война ООП придерживалась просоветской ориентации. Право Израиля на существование отвергалось, официальные связи с США не поддерживались. В свою очередь Израиль и США рассматривали ООП как террористическую организацию. По мере завершения холодной войны ситуация стала меняться. Появились возможности урегулирования конфликта. В ноябре 1988 г. в Алжире было заявлено о предстоящем провозглашении палестинского государства, пересмотрены положения Национальной хартии, отказывающие Израилю в праве на существование. Одновременно от Израиля потребовали освобождения всех арабских и палестинских территорий, захваченных после 1967 г., включая восточную часть Иерусалима. Кроме того, палестинцы требовали ликвидации израильских поселений на этих территориях.

Правовые документы ближневосточного урегулирования:

Особое значение имеет резолюция 242, принятая Советом Безопасности ООН 22 ноября 1967 года. В ней подчеркивалась "недопустимость приобретения территории путем войны", содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время конфликта 1967 года, и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы "земля в обмен на мир", которая легла в основу мирного процесса в регионе.

Заметную роль сыграла также резолюция 338 СБ ООН от 22 октября 1973 года. Она не только способствовала тогда прекращению вооруженных действий на Ближнем Востоке, но и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 во всех ее частях путем вступления в переговоры под соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Среди других документов, внесших вклад в продвижение БВУ, следует выделить резолюцию 3236 Генассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года, подтвердившую неотъемлемые права арабского народа Палестины (включая право на национальную независимость и суверенитет, право палестинцев на возвращение к своим очагам и к своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя, а также резолюцию 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года, требующую безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

В декабре 1973 года была созвана Женевская мирная конференция по Ближнему Востоку, сопредседателями которой стали СССР и США В контексте работы Женевской конференции были достигнуты соглашения о разъединении войск на Синае и Голанах, в соответствии с которыми Израиль вернул земли, захваченные в войне 1973 года, а также часть (хотя и весьма незначительную) оккупированных в 1967 году территорий.

Взгляды арабских участников конфликта на пути его урегулирования нередко разнились, приняв в 70-е годы антагонистический характер. Тогдашний президент Египта А.Садат совершил в ноябре 1977 года визит в Иерусалим, заключив затем с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде под эгидой США (сентябрь 1978 года) и мирный договор (март 1979 года). По условиям договора Египет вернул в течение трех лет контроль над Синайским полуостровом, выйдя при этом из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы восприняли шаг Каира негативно. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. Тем не менее после покушения на А.Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения Египта с другими арабами постепенно нормализовались, и Каир вновь стал играть весьма важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

Принципиально новый этап в БВУ начался в 1991 году, когда удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, коспонсорами которой выступили СССР и США (30 октября -1 ноября). Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть различные общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология, и другие вопросы. Вслед за Мадридской конференцией были начаты двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

28-29 января 1992 года в Москве состоялась организационная встреча по запуску многостороннего ближневосточного процесса. В ее работе приняли участие представители более 30 государств, включая коспонсоров - Россию и США, большинство государств Ближнего Востока, ЕС, Китай, Турцию, Японию, некоторые государства СНГ. В октябре 1994 г. был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была закреплена пограничная линия, установленная в свое время английскими мандатным и властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления ("Осло-1"). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться передислокацией израильских войск из сектора Газа и Иерихона (на Западном берегу р.Иордан) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали Декларацию в качестве свидетелей.

В результате майских выборов 1999 г. премьер-министром Израиля стал лидер социалистической партии «Авода» Э. Барак, намеревавшийся активизировать переговорный процесс с палестинцами и наверстать время, упущенное его предшественником Б. Нетаньяху, представителем правого блока «Ликуд». В сентябре 1999 г. стороны подписали меморандум в Шарм-эль-Шейхе, в соответствии с которым израильтяне и палестинцы должны были достичь рамочного соглашения по проблеме постоянного статуса палестинских территорий, по Иерусалиму, беженцам, поселениям, границам и т. д., с тем чтобы к сентябрю 2000 г. заключить полномасштабный мирный договор.

Переговоры в Кэмп-Дэвиде при американском посредничестве в июле 2000 г. были задуманы как попытка урегулировать, наконец, палестинскую проблему. В Кэмп-Дэвиде израильский премьер предложил план, по которому Израиль оставлял за собой 9,5% Западного берега и брал в долгосрочную аренду еще 10% территории вдоль реки Иордан. На Западном берегу оставались два больших анклава израильских поселений с коридором, обеспечивающим их связь со страной. Израиль сохранял контроль над границами будущего палестинского государства. Судя по всему, главным камнем преткновения на том этапе стал вопрос об Иерусалиме. Барак впервые нарушил основное табу израильской политики и предложил раздел города, провозглашенного после «шестидневной войны» 1967 г. «вечной и неделимой столицей» Израиля. Арафат настаивал на полном суверенитете над Старым городом, за исключением еврейского квартала и Стены плача. Настоящий диалог в Кэмп-Дэвиде так и не был начат, несмотря на попытки президента Клинтона сблизить позиции сторон.

Для современного состояния палестино-израильских отношени й характерно острое военно-политическое противостояние. Новая интифада отличается особым размахом террористических действий, направленных против израильских граждан не только на оккупированных землях, но и на территории собственно Израиля. Начало интифады отсчитывалось с визита А. Шарона на Храмовую гору 28 сентября 2000 г., который стал толчком к восстанию. Нынешнюю интифаду отличают методы, самые доступные Для палестинцев и одновременно наиболее болезненные для израильтян, — индивидуальный террор.

Официальные стороны продолжали контактировать, но уже на фоне набирающего обороты вооруженного противостояния. В октябре 2000 г. в Шарм-эль-Шейхе состоялась встреча в верхах, на которой присутствовали представители США, Египта, Иордании, палестинских властей, Израиля, ООН и ЕС. Достигнутые договоренности о прекращении столкновений так и не были реализованы, и попытки американской стороны и России параллельно предпринять усилия к снижению напряженности оказались тщетными. 9 декабря 2000 г. Барак объявил о своей отставке. Переговоры состоялись на базе американских ВВС «Боллинг» 19— 24 декабря. Президент Клинтон обнародовал свой план урегулирования, в соответствии с которым 95% территории Западного берега и весь сектор Газа передавались палестинцам. При этом Израиль обменивал 3% своих земель на 5% Западного берега, где находились три основных блока его поселений. План предусматривал раздел Иерусалима: арабские кварталы на востоке города отходили к палестинцам, а 11 поселений, построенных после 1967 г., — к Израилю.

В феврале 2001 г. Шарон был избран премьер-министром Израиля, граждане которого жаждали «сильной руки» для обеспечения безопасности. Выбор боевого генерала, привыкшего не стесняться в средствах, был их естественной реакцией на опасность, с которой они столкнулись.

В контексте работы по восстановлению мирного процесса "четверка" (международных посредников в формате Россия-США-ЕС-ООН) разработала " дорожную карту" окончательного ближневосточного урегулирования (текст плана согласован министерской "четверкой" 20 декабря 2002 г. в Вашингтоне), предусматривающую создание в течение трех лет палестинского государства, а также возобновление переговоров на сирийско-израильском и ливано-израильском треках. «Дорожная карта» представляет собой три фазы в реализации договоренностей. На первом этапе (до мая 2003 г.) предлагалось сконцентрировать внимание на прекращении интифады и реформировании палестинских властных институтов, прежде всего структур безопасности. Израиль должен был приостановить действие комендантского часа, разморозить средства палестинского министерства финансов, обеспечить свободу передвижения палестинцев и т. д. На втором этапе (июнь — декабрь 2003 г.) предполагалось создание палестинского государства с временными границами, переговоры о котором должны были начаться на международной конференции, организованной «квартетом». На третьем этапе (2004—2005) «квартет» созвал бы вторую такую конференцию, чтобы утвердить соглашение о временных границах палестинского государства, дать старт переговорам Израиля и палестинцев об окончательном урегулировании, которое должно было завершиться в 2005 г.

30 апреля 2003 г. "дорожная карта" была официально представлена руководству Израиля и ПНА. Палестинцы приняли этот план без изъятий. Израиль также согласился действовать на основе "карты", однако заявил, что сохраняет ряд серьезных оговорок по сути документа,

К апрелю 2004 г. премьер-министр Израиля А.Шарон подготовил т.н. "План размежевания" с палестинцами. В нем отражено намерение в одностороннем порядке эвакуировать все израильские поселения и большую часть войск из сектора Газа и четыре поселения на Западном берегу, а также ускорить строительство "разделительной стены". В плане указывается, что Израиль будет готов к мирным переговорам только при появлении у палестинцев нового, "незапятнанного террором", руководства и при условии реального реформирования палестинских властных структур.

По итогам состоявшихся 9 января 2005 года выборов новым главой ПНА стал М.Аббас. Он провел переговоры с руководством оппозиционных движений ХАМАС и «Исламский джихад» о прекращении огня с Израилем, по итогам которых на местах установилось относительное затишье.

Со второй половины 2001 г. работает созданный по инициативе России механизм "четверки" («квартет») международных посредников в формате Россия-США-ЕС-ООН. Этот механизм стал неотъемлемой частью международных усилий по разблокированию кризиса в регионе и получил международно-правовой статус, зафиксированный в марте 2002 г. в резолюции 1397 СБ ООН.

«Квартет» выразил (30.05.2007) глубокую обеспокоенность недавним межпалестинским насилием в секторе Газа. Он призвал всех палестинцев незамедлительно отказаться от любых актов насилия и уважать режим прекращения огня. Он призвал правительство Палестинской национальной администрации, во взаимодействии с Главой ПНА М.Аббасом и региональными игроками, сделать все необходимое для восстановления правопорядка, в том числе для освобождения похищенного журналиста «Би-би-си» А.Джонстона.

«Квартет» решительно осудил продолжающиеся обстрелы ракетами «кассам» южных районов Израиля, а также осуществляемое ХАМАС и другими, террористическими, группировками наращивание вооружений в секторе Газа. Он поддержал призыв Главы ПНА М.Аббаса к незамедлительному прекращению такого насилия и призвал все составляющие палестинского правительства и все палестинские группировки сотрудничать с Главой ПНА М.Аббасом для достижения этой цели. «Квартет» призвал к немедленному и безоговорочному освобождению капрала израильской армии Г.Шалита. «Квартет» настоятельно призвал Израиль проявлять сдержанность с тем, чтобы проводимые им спецоперации не приводили к жертвам среди гражданского населения или не наносили ущерб гражданской инфраструктуре. Он отметил, что задержание избранных членов палестинского правительства и законодательной власти вызывает особую обеспокоенность, и призвал к их освобождению. «Квартет» высказался в поддержку заявления Совета Безопасности ООН для СМИ от 30 мая с.г. в связи с нарушением прекращения огня в секторе Газа.

«Квартет» приветствовал продолжение диалога между Премьер-министром Израиля Э.Ольмертом и Главой ПНА М.Аббасом, включая двусторонние саммиты, и выразил поддержку усилиям США, направленным на достижение прогресса в вопросах безопасности, а также перемещения и доступа.

«Квартет» высоко оценил отличную работу Временного международного механизма (ВММ) и одобрил его продление на трехмесячный срок – с июля по сентябрь 2007 г. Он призвал доноров завершить выполнение своих предыдущих обязательств по оказанию поддержки палестинцам. «Квартет» отметил, что возобновление перевода налоговых сборов и таможенных пошлин, взимаемых Израилем от имени ПНА, имело бы важное влияние на палестинскую экономику. «Квартет» призвал Израиль и ПНА рассмотреть возможность возобновления таких перечислений по каналам ВММ в целях улучшения экономической ситуации и гуманитарных условий на Западном берегу р.Иордан и в секторе Газа. С учетом усилившейся региональной поддержки палестинцев условлено, что «квартет» рассмотрит, на каких сферах следовало бы сфокусировать дополнительную донорскую помощь, уделяя при этом особое внимание инфраструктуре и программам развития, которые могут непосредственно улучшить ежедневную жизнь палестинцев. «Квартет» предложил сторонам высказать конкретные предложения по отдельным видам международной поддержки, которые могли бы быть полезными на данном этапе.

«Квартет» приветствовал перезапуск арабской мирной инициативы, отметив, что в «дорожной карте» она признана одним из жизненно важных элементов международных усилий по продвижению к миру в регионе. Арабская мирная инициатива предусматривает необходимый региональный политический горизонт для Израиля, дополняя тем самым усилия «квартета» и самих сторон по продвижению к всеобъемлющему, справедливому и прочному миру, который был бы достигнут переговорным путем. «Квартет» отметил положительные итоги своей встречи с членами Лиги арабских государств в Шарм аш-Шейхе 4 мая с.г. и высказал надежду на продолжение контактов с арабскими государствами. Он приветствовал намерение ЛАГ вступить в рамках инициативы в контакт с Израилем, а также восприимчивость Израиля к таким контактам. Памятуя о положениях решения министерского комитета ЛАГ по продвижению арабской мирной инициативы от 18 апреля с.г., «квартет» настоятельно призвал все вовлеченные стороны проявить серьезность и приверженность достижению мира. В данном контексте «квартет» вновь заявил о том, что палестинское правительство должно быть привержено ненасилию, признанию Израиля и принятию предыдущих соглашений и обязательств, включая «дорожную карту», и вновь подтвердил свою готовность поддержать такое правительство. «Квартет» высказался за продолжение и расширение контактов арабских государств с Израилем, а также за действия Израиля, направленные на устранение озабоченностей, высказанных в решении ЛАГ от 18 апреля, включая прекращение расширения поселений и устранение незаконных поселенческих форпостов, призыв к чему содержится в «дорожной карте».

23 апреля2014 года руководители движений ФАТХ и ХАМАС подписали в Газе соглашение о создании правительства национального единства. Премьер-министр правительства Газы Исмаил Хания в присутствии представителей ФАТХ заявил, что

  Было достигнуто соглашение о формировании в течение пяти недель независимого правительства под руководством президента Палестины Махмуда Аббаса. Мы объявляем об окончании семилетнего периода раскола в палестинском обществе.  

 

Стороны заявили, что в течение пяти недель планируют сформировать временное правительство национального единства и провести всеобщие выборы в течение полугода после того, как новое правительство получит одобрение парламента. Стороны договорились о том, что в течение полугода председатель Палестинской национальной администрацииМахмуд Аббас издаст указ о сроках проведения президентских и парламентских выборов, а также высказались за ускорение реформы Организации освобождения Палестины, являющейся верховным представительским органом на международной арене.

В ответ на это Израиль в июле 2014 года начал наземную фазу спецоперации в Секторе Газа, а в августе 2014 года ХАМАС и Израиль заключили долгосрочное перемирие, тем самым подведя черту под 50-дневной операцией ЦАХАЛ в Секторе Газы. Если палестинцы не сорвут подписанное соглашение новыми массовыми ракетными запусками, то получится, что Израиль, в очередной раз разгромив палестинцев на поле боя, потерпел очередное стратегическое поражение

(http://expert.ru/dossier/story/167268/)

Политика России в отношении Ближнего Востока — это борьба за сохранение международного права.

"Отношение России к "арабской весне" иногда относят к наследию "холодной войны". России приписывают даже недоверие к возможностям арабских стран построить демократию. Это не так. Просто Россия считает, что демократия должна быть внутренним выбором этих стран, а не привнесенной на штыках". "В самом общем плане на отношениях к Северной Африке и Ближнему Востоку Россия проецирует официальные принципы своей внешней политики. Это всемерное укрепление мира, безопасности и стабильности, демократизация международной системы, коллективное начало в решении международных проблем, верховенство международного права и центральная роль ООН".

"Россия считает, что у НАТО нет права менять политические режимы. Позиция России в Северной Африке и на Ближнем Востоке — это, по сути дела, борьба за сохранение международного права". Россия в урегулировании конфликтов делает ставку не только на ООН, но и на различные региональные структуры.

 

ИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ ОТ 2013:

88. Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки и в регионе в целом на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела. Используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника «квартета» международных посредников, Россия продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто путем переговоров при содействии международного сообщества, использовании потенциала Лиги арабских государств и других заинтересованных сторон. Россия будет содействовать созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.

89. Россия будет последовательно проводить сбалансированную линию на всеобъемлющее политико-дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы путем налаживания диалога на основе поэтапности, взаимности и неукоснительного соблюдения требований режима нераспространения ядерного оружия.

90. В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами исламского мира Россия будет использовать возможности участия в качестве наблюдателя в Организации исламского сотрудничества и контакты с Лигой арабских государств, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия настроена и далее развивать двусторонние отношения с государствами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.

 

Россия – Иран

Подписано рамочное соглашение по иранско ядерной программе при постредничестве шести стран:Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия. Согласно этому соглашению, в течение 10 лет число центрифуг для обогащения урана (этот процесс – прямой путь к ядерному оружию) решено сократить с нынешних 19 тысяч до 6 тысяч единиц, из которых будут функционировать 5 тысяч, и они не должны модернизироваться. В течение 15 лет Иран не будет обогащать уран до уровня более 3,7% (что есть реакторный, а не оружейный материал), а запасы низкообогащенного урана в течение 15 лет не превысят 300 кг (сейчас накоплено 10 т). Лишний уран должен вывозиться за рубеж (пока неясно – куда). Обогащение разрешено только на промышленном комплексе в Натанзе, а заглубленный в скальных породах подземный обогатительный завод Фордо (явно военного назначения) не будет функционировать на протяжении 15 лет. Для контроля предусмотрены расширенные права и средства МАГАТЭ.

Между Ираном и РФ наблюдается тесное сотрудничество: 1. Проект между РЖД и Иранскими железными дорогами по электрификации, 2. Сотрудничество в газовой отрасли, РФ поможет Ирану построить инфраструктуру, необходимую для добычи газа, 3. Поставка Ирану зенитно-ракетных систем С-300

 

 

Россия – Египет: Достигнута договоренность по созданию зоны свободной торговли между Египтом и ЕЭС, также достигнута договоренность о переходе во взаиморасчетах на рубли, об инвестиционном сотрудничестве, соглашение о развитии проекта по строительству АЭС в Египте

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.037 с.)