Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16: асеан в политических процессах в атр. Отношения между РФ и асеан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана по инициативе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в августе 1967 г. Для региона в целом это было время социально-экономической отсталости и конфликтов, казавшихся вечными. Основатели АСЕАН стремились политически сплотиться вокруг США, свести на нет «коммунистическую угрозу» внутри своих стран, поощрить развитие рыночных отношений и экономического сотрудничества. В условиях холодной войны этот проект себя оправдал. К моменту ее завершения члены Ассоциации (к которым в 1984 г. присоединился Бруней) рассматривались либо как новые индустриальные страны, либо как кандидаты на вхождение в эту категорию. Полувековой период войн и междоусобиц в Индокитае шел к концу. Активно участвуя в поисках мира, АСЕАН заявляла о себе как о дееспособном союзе. Возросший престиж Ассоциации обеспечил ей центральную роль в новых транс- региональных форматах — таких, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, 1989), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994) и Азиатско-Европейский саммит (АСЕМ, 1996). Имелось в виду, что именно АСЕАН определяет повестку дня и цели этих форумов. Ширился круг официальных партнеров Ассоциации по диалогу, в 1996 г. в него вошла и Россия. Попутно умножалась и численность членов АСЕАН, причем за счет недавних оппонентов. В 1995 г. в нее вступил Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, а в 1999 г. — Камбоджа. Однако, прежде чем былая «пятерка» превратилась в «десятку», грянул азиатский финансово-экономический кризис. Сочетание рыночного динамизма с политической стабильностью, отличавшее многие страны ЮВА, отодвинулось в прошлое. На пороге XXI в. члены Ассоциации не имели общего представления о том, как бороться с этой бедой: Таиланд и Индонезия тяготели к неолиберальным решениям в духе МВФ, Малайзия и Вьетнам противились таким подходам. В 2000-х годах АСЕАН была разработана и осуществляется целая серия новых программ и проектов. Среди главных целей Ассоциации — создание зоны свободной торговли в ЮВА к 2015 г. Намечены пути к сокращению разрывов в уровнях развития между «старожилами» и «новичками» АСЕАН, к совершенствованию ее структуры и механизмов принятия решений. Эти начинания должны привести к тому, что в том же 2015 г. появится обновленное объединение — Сообщество АСЕАН (ASEAN Community). Его опорами станут три специализированных, но связанных друг с другом подразделения (в ведении которых будут соответственно вопросы безопасности, экономики и социально-культурного развития). Важная составляющая движения к Сообществу — реализация Генерального плана по укреплению взаимосвязей в АСЕАН (Master Plan on ASEAN Connectivity, принятого в октябре 2010 г. на саммите АСЕАН в Ханое). Предусмотрены инфраструктурные проекты регионального масштаба, меры по созданию единых рынков морских и авиационных перевозок, систем связи и пр. Сверх этого АСЕАН пыталась координировать сотрудничество в масштабах всей Восточной Азии. Первый шаг в этом направлении — многосторонний диалог по формуле «АСЕАН + 3», идущий на регулярной основе с 1997 г. В его рамках АСЕАН наращивает межгосударственные связи с Китаем, Японией и Южной Кореей, продвигается к режимам свободной торговли с ними, согласовывает политику в валютно-финансовой сфере. Важное достижение АСЕАН + 3 — принятие и развитие так называемой Чиангмайской инициативы. Начав в 2000 г. с ряда двусторонних соглашений о валютных свопах, страхующих вос- точноазиатские страны от атак биржевых спекулянтов, участники инициативы пришли в 2010 г. к созданию валютного пула размером 120 млрд долл. С 2005 г. лидеры стран, входящих в АСЕАН + 3, а также их коллеги из Индии, Австралии и Новой Зеландии ежегодно собираются на Восточно-Азиатский саммит (ВАС). Дискуссии, идущие на нем, подаются как пролог к строительству Восточноазиатского сообщества (характеристики которого пока не ясны). Координатор этих многосторонних диалогов — опять-таки АСЕАН. По ее инициативе США и Россия получили в 2010 г. приглашение присоединиться к ВАС. В экспертной среде ЮВА оживленно обсуждают интеграционный опыт европейцев. Следы интереса к нему проглядывают не только в концепции Сообщества, но и в Уставе АСЕАН, вступившем в силу в 2008 г. Наряду с традиционным упором на кооперацию в хозяйственной сфере там выражена приверженность «демократии, верховенству закона и умелому управлению». Подчеркивая, что АСЕАН верен принципам невмешательства во внутренние дела своих членов и принятия решений на основе консенсуса, Устав выделяет «защиту и поддержку прав и основополагающих свобод человека» как новый пункт в повестке дня Ассоциации. Имеется и обязательство о создании в структурах АСЕАН особого органа, ведающего вопросами прав человека. Многие официальные лица обосновывают высокий уровень активности АСЕАН в 2000-х годах необходимостью адекватно реагировать на подъем Китая, а также Индии в качестве глобальных держав. Достойно сотрудничать — а в чем-то и соревноваться — с этими гигантами члены АСЕАН способны лишь при более высоком уровне сплоченности и взаимодействия. Многие наблюдатели критикуют АСЕАН, утверждая, что это «говорильня», где громкие фразы и обещания постоянно повисают в воздухе. Экономические и политические различия между членами АСЕАН, по мнению критиков, столь велики, что действовать согласованно они практически не могут. Подобные упреки, конечно, обидны, но отмести их не так-то просто. Лидеры стран ЮВА гордятся умением сотрудничать в фирменном «стиле АСЕАН» (the ASEAN way) — компромиссно, по-родственному, утрясая разногласия в неофициальном порядке, дабы не ставить в неловкое положение никого из членов «региональной семьи». Но есть и точка зрения, что именно приверженность компромиссу и консенсусу парализует АСЕАН как коллективного политического игрока. Например, уже более десяти лет в АСЕАН обсуждают, как быть, если базовые процедурные принципы — невмешательства во внутренние дела и принятия единогласных решений — мешают призвать к порядку режимы, бросающие тень на всю организацию. Главный повод для этих дебатов — деятельность военных руководителей Мьянмы. Те, кто готовил Устав АСЕАН, обещали, что в нем появятся юридически обязывающие пункты. Ожидалось, что станут возможны санкции против государств—нарушителей гражданских прав, что будут признаны неприемлемыми «неконституционные и недемократические смены правительств», что будет введен принцип принятия таких решений большинством голосов. Ничего похожего в окончательной версии Устава нет. Национальные предпосылки региональной интеграции различны для отдельных членов Ассоциации. Из всех пяти основателей АСЕАН лишь Сингапур — компактный город-государство, управляемый твердой рукой, — не пережил политических осложнений после азиатского кризиса. Хотя от сползания в хроническую нестабильность удержалась и Малайзия, внутриэлитные распри кризисного периода получили широкий резонанс и оставили по себе недобрую память. Тревожат и признаки новой напряженности в отношениях между основными этническими общинами — малайской, китайской и индийской, проступающие в последние годы. Что до Индонезии, Таиланда и Филиппин, то в каждой из этих стран за кризисом следовали неконституционные смены правительств, сепаратистские выступления, громкие террористические акты, призывы к отставкам высших должностных лиц, подкрепленные массовыми уличными шествиями. Во всех трех государствах политическая нестабильность сопутствует попыткам утвердить демократию и порвать с авторитаризмом. Характерно, что это отнюдь не первые попытки такого рода в истории названных государств. И если в Индонезии при президенте Сусило Бамбанге Юдойоно (у власти с 2004 г.) динамика внутренней ситуация скорее положительная, то в Таиланде после военного переворота 2006 г. добиться чего-то подобного пока не удалось. В целом события последних лет подтверждают: практически ни в одной из стран АСЕАН не завершен процесс национальной интеграции. Заостряя внимание на неоднородном составе АСЕАН, эксперты обычно вспоминают о контрастных показателях подушевого ВВП (почти 39 тыс. долл. в Сингапуре, около 2 тыс. долл. в Индонезии, порядка 350 долл. в Мьянме на 2008 г. в текущих ценах). Обращают внимание и на причудливую мозаику политических режимов (от абсолютной монархии в Брунее до филиппинской демократии «после Маркоса», граничащей, по ощущениям некоторых соседей, с вседозволенностью). В сущности же речь должна идти о большем — о различных моделях и разнице в темпах национально-государственного строительства. Преображение АСЕАН в союз, налагающий на своих членов определенные обязательства (и в этом смысле имеющий наднациональный характер), сталкивалось в 2000-х годах с большими трудностями. По сравнению с европейскими странами достигнутое членами АСЕАН качество государственного управления и общественно-политической жизни пока не давало им достаточной уверенности в своих силах, которая позволила бы передать региональной организации часть национальных прерогатив. Однако и на уровне отдельных наций, и на уровне региона результативность интеграционных усилий зависела не только от прямых участников процесса, но и от внешних воздействий. В 2000-х годах обращал на себя внимание процесс интенсивного развития отношений АСЕАН с Китаем, будь то торговля, сотрудничество в сфере безопасности или строительство многосторонних диалоговых платформ. Претензии Китая на аналогичную роль и фактическая поддержка, которую оказывала ему АСЕАН, активно развивая с ним связи, вызывали сопротивление со стороны США, которые пытались в своей политике опираться на тех членов Ассоциации (в частности, Вьетнам и Индонезия), которые могли превратиться в региональные противовесы КНР. Оживились и военные связи США с традиционными союзниками — Таиландом и Филиппинами, а также Сингапуром. В меру восприимчивые к американским ухаживаниям упомянутые страны не были, однако, готовы поддержать Вашингтон безраздельно. Напротив, они использовали любую возможность, дабы показать Китаю, что хотят работать с ним и дальше. Видя это, США разворачивали стратегическую программу, официально известную как «четырехстороннее сотрудничество», а неофициально — как «азиатская НАТО», Вместе с Японией и Австралией в новый альянс вовлекали Индию. Целью (не высказанной прямо, но прописанной в самом составе группировки) было сдерживание Китая вкупе с маргинализацией тех, кто льнет к нему. По существу, администрация Буша предлагала АСЕАН выбирать между США и Китаем — отлично зная, что подобный выбор невозможен по множеству причин и вся эта ситуация грозит АСЕАН политическим параличом. Однако в ход событий вмешался глобальный финансово-экономический кризис. Поразив США, он не сорвал поступательного движения Китая и не нанес соседним странам ЮВА ничего похожего на ущерб от азиатского кризиса (хотя на время и замедлил темпы их роста). Казалось бы, дело идет к дальнейшему усилению Пекина в ЮВА — тем более что в 2010 г. вступило в действие соглашение о свободной торговле по линии Китай—АСЕАН. Ирония судьбы, однако, в том, что способность Китая «разгонять» экономический рост, в то время как развитые страны балансируют на грани банкротства, начинает в чем-то работать против него (как, к слову, и его масштабная программа военного строительства). Соседи поглядывают на гиганта, расправляющего плечи, с растущей тревогой. Они как будто заранее внушают себе, что он будет все более неуступчив, ибо вести себя иначе поднимающиеся гегемоны не умеют. Малейшие намеки на такое поведение (как, скажем, в акватории Южно-Китайского моря, где Китай оспаривает ряд островных территорий у пяти других претендентов) вызывают острую реакцию, желание поставить потенциального «нарушителя спокойствия» в условия, при которых он не получит большой свободы рук. Сейчас США — единственная величина, чье активное присутствие в Восточной Азии создает такие условия. Поэтому, указав на особую значимость этого региона для Америки, да еще обозначив готовность договариваться с Пекином «по-хорошему», новый президент-демократ Барак Обама сделал беспроигрышный ход. В 2009—2010 гг. США активизировали двусторонние отношения буквально со всеми странами АСЕАН (вплоть до Мьянмы, к которой ищут новые подходы, но с особым акцентом, как и при Буше, на сближение с Индонезией и Вьетнамом). Нет с их стороны недостатка и в жестах, говорящих о поддержке Ассоциации как значимого субъекта региональной политики. Среди практически значимых шагов — присоединение к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в 2010 г., что позволило США (вместе с Россией) стать в том же году полноправным участником Восточно-Азиатского саммита. Отношения РФ и АСЕАН. С началом XXI в. АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов России. В Концепции внешней политики подчеркивается, что она направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии. Лидерами Ассоциации было позитивно воспринято принятое осенью 2001 г. решение российского правительства о закрытии военно-морской и военно-воздушной базы в Камрани (Вьетнам). 19 июня 2003 г. в Пномпене (Камбоджа) министрами иностранных дел России и государств Ассоциации была подписана Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе — первый документ в истории отношений РФ—АСЕАН, подытоживший предшествовавший этап российско- асеановского сближения и формирующий прочную юридическую и политическую базу крепнущего партнерства. 29 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров подписал акт о присоединении России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго- Восточной Азии. Россия стала второй после Китая ядерной державой и постоянным членом Совета Безопасности ООН, которая присоединилась к нему. Это событие имело принципиальное значение для дальнейшего продвижения сотрудничества с АСЕАН и открыло дорогу первому саммиту Россия—АСЕАН. 12—13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась первая встреча на высшем уровне Россия—АСЕАН, после чего РФ формально перешла в число полноправных партнеров Ассоциации по диалогу и в формате саммитов. Президент России В. В. Путин и руководители государств—членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве и Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005—2015 гг. Эти документы расширили и углубили правовую базу во всех сферах взаимодействия. Приоритетными областями сотрудничества объявлялись деловое партнерство, сотрудничество в области политики и безопасности, а также вопросы экономического и социального развития. 30 октября 2010 г. в Ханое состоялся 2-й саммит Россия—АСЕАН, в котором принял участие президент России Д. А. Медведев. В принятом по итогам саммита Совместном заявлении была подтверждена «важность сохранения центральной роли АСЕАН в формирующейся открытой, транспарентной и инклюзивной региональной архитектуре. АСЕАН высказалась за более глубокую вовлеченность России в процесс создания региональной архитектуры» и расширение сотрудничества с ней в различных областях: политике и безопасности, экономике, социальной и культурной сферах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.01 с.) |