ТОП 10:

Приход Обамы и Медведева. «Позитивный разворот в отношениях»



СНВ-3 был подписан Медведевым и Обамой в апреле 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года.. Вернулись к паритету. Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договоренности сторон на 5 лет. Инициатива «глобальный ядерный ноль» («global zero») – концепция, подразумевающая сокращение ядерного оружия с постепенным выходом на его полное уничтожение (c 2008).

ноябрь 2010!Лиссабонский саммит! (сначала саммит НАТО, затем саммит СРН) – на саммите НАТО была принята новая Стратегическая Концепция альянса. Вектор развития отношений с Россией – стратегическое партнерство. Обсуждение идеи совместной ПРО от Атлантики до Урала (проект ЕвроПРО). Одобрение Совместного обзора общих вызовов безопасности XXI века (совместная борьба с терроризмом, распространением ОМУ, наркотрафиком, пиратством, последствием природных и техногенных катастроф).

Принятая 5 февраля 2010 года новая Военная доктрина Российской Федерации. В ней в качестве основных угроз РФ названы распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений. Особо отмечается, что недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, – важнейшая задача Российской Федерации. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации
10. Россия и АТР

Особенности АТР:

Особенности:

  • в АТР проживает почти половина населения планеты; регион богат множеством полезных ископаемых. Многие страны – стабильно высокий экономический рост (например, “азиатские тигры” первой волны – Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань; второй волны – Таиланд, Малайзия, Индонезия);
  • резкое открытие Китая внешнему миру, нахождение новых способов взаимодействия с регионами и превращение его в лидера АТР;
  • снижение роли США в регионе, снижение роли военного фактора;
  • существенное снижение роли Японии и потеря статуса регионального лидера;
  • сохранение ряда серьезных очагов напряженности, порожденных в одних случаях межгосударственным политическим противостоянием (Корейский полуостров, Тайвань, Восточный Тимор), в других - неурегулированностью территориальных споров (между Японией, Россией, Китаем, Кореей, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и т.д.);
  • проявление мусульманско-исламской идентичности в Индонезии;
  • нарастание неравномерности развития стран региона, которое усугубляется последствиями глобализации экономики;
  • регион АТР наиболее плодовит на укрепление ранее созданных институтов различного характера: АТЭС, АРФ, по вопросам безопасности;
  • более активная политика России в регионе по сравнению с СССР;
  • 2 Кореи: ядерный фактор;
  • фактор Азиатского экономического кризиса 97-98 гг.;
  • возрастает роль энергетической проблематики;
  • всё большая роль в экономической жизни планеты. 55% мирового ВВП и 40% мировой торговли. По величине ВВП – как США и ЕС. Постепенно наступает азиатско-тихоокеанское влияние.

Азиатско-Тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.

Россия исторически неразрывно связана со многими государствами региона. Наша поддержка была одним из решающих условий победы национально-освободительных движений в Азии.

Россия по праву воспринимается в Азии как важный фактор военно-политической стабильности и устойчивого развития. У нас нет идеологических расхождений и серьезных «болевых точек» в двусторонних отношениях с государствами региона, которые нельзя было бы урегулировать путем конструктивного диалога. Среди наших стратегических партнеров в АТР – Китай, Индия, Вьетнам, заинтересованные в продолжении тесного разнопланового сотрудничества с Россией. Динамично, на взаимовыгодной основе развиваются связи с Японией, Южной Кореей, диалоговое партнерство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Повышенный интерес России к развитию экономических связей со странами АТР объясняется стремлением диверсифицировать географию своих внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время прежде всего на Запад. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.

Другим фактором, определяющим стремление России интенсифицировать свои торгово-экономические отношения со странами АТР, является желание активно подключить экономический потенциал России к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является названный регион.

Интенсификация экономических связей со странами АТР, где сосредоточен ряд крупнейших в мире финансовых центров, может также открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.

Наконец, следующий фактор, который диктует необходимость ускоренного развития связей России со странами АТР, — это транспортные проблемы. В результате потери морских портов на
Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки даже резко упавших объемов экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стали весьма узким местом в ВЭД России. В силу этого Россия вынуждена переориентировать все большую часть потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.

В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится почти 15% внешнеторгового оборота России.
Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.

Товарная структура российского вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.

Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам. Прослеживается закономерность — чем выше доля централизованной торговли с той или иной страной, тем больше завозится из нее товаров производственного назначения (Япония, Южная Корея), чем ниже — тем существенней доля потребительских товаров (Китай, Гонконг, Таиланд).

 

Россия занимает прочные позиции в многосторонних региональных и трансрегиональных объединениях – БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалоге по сотрудничеству в Азии, в формате «тройки» Россия-Индия-Китай. Свидетельством того, что Россия уделяет особое внимание азиатскому вектору своей внешней политики, служит наше подключение к деятельности механизма Восточноазиатских саммитов (ВАС) и диалоговому форуму «Азия-Европа».

Первостепенное значение Россия придает развитию экономического сотрудничества с упором на те области, где у нас имеются очевидные преимущества. Речь, прежде всего, идет об энергетике, включая атомную, транспорте, освоении космоса.

Большое значение Россия придает участию в деятельности форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество(АТЭС), в котором Россия председательствовала в 2012 году. Приоритетными направления деятельности форума стали дальнейшая либерализация торгово-инвестиционной деятельности и углубление экономической интеграции в регионе, сотрудничество в целях инновационного роста, совершенствование транспортно-логистических систем, обеспечение продовольственной безопасности. Уже в конце января –феврале нынешнего года в Москве состоятся заседания ряда рабочих органов АТЭС и первая официальная встреча СДЛ.

Исключительно важным для нас является продолжение диалогового партнерства с АСЕАН. Мощный импульс его развитию придал российско-асеановский саммит, состоявшийся в 2010 году в Ханое. Россия активно занимается реализацией достигнутых договоренностей, прежде всего по углублению внешнеполитического взаимодействия, прежде всего по вопросам безопасности и сотрудничества в АТР.

Естественным форумом для выработки целостной концепции инклюзивной безопасности для Восточной Азии служит механизм Восточноазиатских саммитов. Как показали итоги балийского саммита ВАС 19 ноября 2011 года, диалог лидеров может способствовать повышению результативности и скоординированности многосторонних усилий стран региона, достижению синергического эффекта. В ВАС должна быть весомо представлена политическая составляющая, прежде всего вопросы региональной безопасности. В его повестку дня должны включаться по-настоящему крупные, стратегические проблемы взаимодействия в Восточной Азии.

Что касается создания зон свободной торговли, Россия внимательно присматривается к процессам формирования системы соглашений о зонах свободной торговли в АТР, в том числе в рамках продвигаемого в ВАС Восточноазиатского экономического партнерства и Транстихоокеанского партнерства. В завершающую стадию вступают переговоры о заключении соглашения о ЗСТ между Россией и Новой Зеландией, которое будет подписываться от имени Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан. Идет работа над аналогичным документом с Вьетнамом. В ближайшей перспективе настраиваемся на формирование такого же рода партнерства с АСЕАН.

Наряду с работой в многостороннем формате, укрепляются и осуществляются торгово-экономические отношения России с государствами. Начата работа по формированию «модернизационных альянсов» на основе инноваций в отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Австралией. Ряд партнеров, в том числе из Южной Кореи, Китая проявляют большой интерес к инновационному центру Сколково. С Китаем и Индией мы взаимодействуем в атомной энергетике, космосе, сфере высоких технологий, других областях. Намерены и впредь сотрудничать со странами АТР в энергетической сфере, в том числе в деле развития традиционных и нетрадиционных источников энергии, создания инфраструктуры для нефтепереработки и производства сжиженного газа. Будем реализовывать наш потенциал в области применения глобальной навигационной и телекоммуникационной системы ГЛОНАСС. Динамично развиваются российско-индонезийские отношения. Нас объединяет общая заинтересованность в обеспечении прочного мира, стабильности и устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском доме. И Россия, и Индонезия заинтересованы в повышении доли высокотехнологичной продукции в двусторонней торговле, например, внедрении российских авиационных и космических технологий, наработок в сфере телекоммуникаций и спутниковой связи. Перспективные направления – инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, энергетика, включая совместную разведку и добычу полезных ископаемых, культурные и гуманитарные обмены. Имеется хороший потенциал в области создания современной инфраструктуры. В частности, обсуждаем проект строительства на о. Калимантан железной дороги и возможность использования в Индонезии российских технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. В прошлом году российско-индонезийский товарооборот составил почти 2 млрд. долл. США, и это далеко не предел. Намерены в ближайшие годы довести объем двусторонней торговли до 5 млрд. долл.

Осенью 2010 года Президент Д.А.Медведев и Председатель КНР
Ху Цзиньтао выступили с совместной инициативой по созданию в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и устойчивого развития. Лидеры двух стран призвали все государства АТР при осуществлении двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность, не вмешиваться во внутренние дела друг друга; не предпринимать и не поддерживать любые действия, направленные на свержение правительств или подрыв стабильности других государств; урегулировать взаимные разногласия мирными политико-дипломатическими средствами и многое другое.

Взаимопонимание на политическом уровне служит хорошей основой для продвижения практического сотрудничества, где мы сегодня переходим от разовых проектов к осуществлению долгосрочных программ в наиболее перспективных сферах. Серьезное внимание наша страна уделяет наращиванию модернизационной и высокотехнологичной составляющей диалогового партнерства с «десяткой».

У России нет в регионе скрытой повестки дня. Наше государство не заинтересовано в формировании замкнутых военных альянсов, угрожающих чьей-либо безопасности. Напротив, Россия настроена на углубление разнопланового многостороннего экономического и политического взаимодействия со всеми странами, проявляющими к этому встречную готовность. Сотрудничество во имя мира, стабильности и общего процветания – вот ключевой принцип, который определяет вектор наших усилий на азиатско-тихоокеанском направлении.

Латинская Америка







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.008 с.)