Арктические страны: стратегии и перспективы взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арктические страны: стратегии и перспективы взаимодействия



Арктический совет - международный форум, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран:

· Дания

· Исландия

· Канада

· Норвегия

· Россия

· США

· Финляндия

· Швеция

 

У Российской Федерации имеются существенные экономические, полити- ческие, социальные, природоохранные и военно-стратегические интересы в арктическом регионе. 18 сентября 2009 г. президент Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Национальные интересы в регионе: разработка ресурсов Арктики, использование СМП в качестве единой национальной транспортной ком- муникации и сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. В соответствии с планами многостороннего развития северных территорий к 2016–2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной базой Российской Федерации».

Вектор на международное сотрудничество и экономическое освоение Арктики подтвержден в новой стратегии по развитию АЗРФ, опубликованной 20 февраля 2013 г. (далее – Стратегия-2013). Подчеркивается сотрудничество с другими субъектами мировой политики в рамках принятых международно-правовых обязательств. Основное внимание уделяется взаи- мовыгодным отношениям с арктическими государствами в многостороннем и двустороннем форматах, а также сотрудничеству в рамках региональных организаций.

Регион Арктики сохраняет важное стратегическое значение для ядерного подводного флота США. Этот же район важен США с точки зрения контроля за передвижениями российских подводных лодок стратегического назначения. На Аляске располагается инфраструктура НОРАД (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки), которая прикрывает США и Канаду с северного стратегического направления. Как и многие другие государства, США стремятся к тому, чтобы статус СМП, проходящего вдоль арктического побережья России, стал международным. В случае реализации этих планов России не только лишится значительных доходов за использо- вание маршрута другими государствами, это объективно повысит военно- стратегическую уязвимость РФ с северного направления.

США негативно относятся к попыткам России расширить зону своего шельфа за счет хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. В 2001 г. под давлением Госдепартамента США на Комиссию ООН по границам конти- нентального шельфа российская заявка была отклонена.

Сотрудничество: мер по обеспечению безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах, о чем в мае 2011 г. государства – члены Арктического совета подписали соглашение. Каждый из подписантов взял обязательство создать силы и средства для обеспечения безопасности в своем сегменте и для оперативного обмена информацией.

Основной интерес для Канады представляет перспектива разработки неф- тегазовых месторождений. Таяние полярных льдов увеличивает период навигации по так называемому Северо-Западному проходу (СЗП), на контроль за которым претендует Канада. В случае освобождения ото льда этот пролив будет сопоставим по экономиче- ской привлекательности с Северным морским путем (СМП). Основные направления стратегии изложены в документе «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», опубликованном в 2009 г.: защита суверенитета Канады в арктическом секторе; обеспечение социально-экономического развития канадского Севера, защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата; развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению Севера.

Вместе с Россией и Данией Канада претендует на расширение своего шельфа за счет подводного хребта Ломоносова, пытаясь закрепить это право путем подачи заявки в комиссию ООН. Канада также оспаривает у Дании принадлежность небольшого (площадью всего 1,3 км2) необитаемого острова Ханс (этот конфликт уже близок к урегули- рованию) и разграничительную линию в море Линкольна. У США Канада оспаривает морскую границу в море Бофорта, где предполагают обнаружить запасы нефти и газа, а также статус СЗП (Канада настаивает на своих суверенных правах на этот проход, а США считают его международными водами). Оттава в последние годы взяла курс на расширение своего военного присутствия в регионе.

В принятом 2 июня 2011 г. Совместном российско-канадском заявлении о сотрудничестве в области науки, техники и инноваций говорилось, что стороны считают приоритетной совместную деятельность в ряде областей, вклю- чая арктические исследования. Реализуется целый комплекс проектов по программе «Сохранение и восстановление биологического разнообразия северных территорий и защиты окру- жающей среды, сотрудничество в области сельского и лесного хозяйства». В соответствии с российско-канадской декларацией о сотрудничестве в Арктике 2000 г. реализуется ряд программ, нацеленных на создание бла- гоприятных условий жизнедеятельности коренных народов Севера.

В течение последнего десятилетия явно наметилась тенденция к координа- ции арктической политики пяти североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция). Северо-европейцы считают, что Арктический совет должен стать основной организацией для решения региональных проблем и должен превратиться из дискуссионного форума (каковым он является сейчас) в авторитетный международный орган, чьи решения имеют обязательный для его членов характер.

Норвегия, Дания и Швеция договорились о формировании единой «повестки дня» и о координации своих действий в течение сроков их председательства в совете в 2006–2013 гг. Общая программа действий включала следующие приоритеты: 1) забота об условиях проживания коренных народов Севера; 2) принятие мер по охране окружающей среды; 3) меры по предотвращению изменения климата в Арктике; 4) сохранение биологического разнообразия в регионе; 5) интегрированное управление природными ресурсами; 6) улучшение оперативного взаимодействия между членами АС как в плане координации деятельности административных структур, так и в плане об- щего обмена информацией, касающейся региона; 7) дальнейшее институциональное совершенствование АС. Так, Дания, Швеция и Финляндия, будучи членами ЕС, выступают за придание Еврокомиссии полновесного членства в АС вместо нынешнего статуса наблюдателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.)