Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арктические страны: стратегии и перспективы взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Арктический совет - международный форум, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран: · Дания · Исландия · Канада · Норвегия · Россия · США · Финляндия · Швеция
У Российской Федерации имеются существенные экономические, полити- ческие, социальные, природоохранные и военно-стратегические интересы в арктическом регионе. 18 сентября 2009 г. президент Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Национальные интересы в регионе: разработка ресурсов Арктики, использование СМП в качестве единой национальной транспортной ком- муникации и сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. В соответствии с планами многостороннего развития северных территорий к 2016–2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной базой Российской Федерации». Вектор на международное сотрудничество и экономическое освоение Арктики подтвержден в новой стратегии по развитию АЗРФ, опубликованной 20 февраля 2013 г. (далее – Стратегия-2013). Подчеркивается сотрудничество с другими субъектами мировой политики в рамках принятых международно-правовых обязательств. Основное внимание уделяется взаи- мовыгодным отношениям с арктическими государствами в многостороннем и двустороннем форматах, а также сотрудничеству в рамках региональных организаций. Регион Арктики сохраняет важное стратегическое значение для ядерного подводного флота США. Этот же район важен США с точки зрения контроля за передвижениями российских подводных лодок стратегического назначения. На Аляске располагается инфраструктура НОРАД (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки), которая прикрывает США и Канаду с северного стратегического направления. Как и многие другие государства, США стремятся к тому, чтобы статус СМП, проходящего вдоль арктического побережья России, стал международным. В случае реализации этих планов России не только лишится значительных доходов за использо- вание маршрута другими государствами, это объективно повысит военно- стратегическую уязвимость РФ с северного направления. США негативно относятся к попыткам России расширить зону своего шельфа за счет хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. В 2001 г. под давлением Госдепартамента США на Комиссию ООН по границам конти- нентального шельфа российская заявка была отклонена. Сотрудничество: мер по обеспечению безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах, о чем в мае 2011 г. государства – члены Арктического совета подписали соглашение. Каждый из подписантов взял обязательство создать силы и средства для обеспечения безопасности в своем сегменте и для оперативного обмена информацией. Основной интерес для Канады представляет перспектива разработки неф- тегазовых месторождений. Таяние полярных льдов увеличивает период навигации по так называемому Северо-Западному проходу (СЗП), на контроль за которым претендует Канада. В случае освобождения ото льда этот пролив будет сопоставим по экономиче- ской привлекательности с Северным морским путем (СМП). Основные направления стратегии изложены в документе «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», опубликованном в 2009 г.: защита суверенитета Канады в арктическом секторе; обеспечение социально-экономического развития канадского Севера, защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата; развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению Севера. Вместе с Россией и Данией Канада претендует на расширение своего шельфа за счет подводного хребта Ломоносова, пытаясь закрепить это право путем подачи заявки в комиссию ООН. Канада также оспаривает у Дании принадлежность небольшого (площадью всего 1,3 км2) необитаемого острова Ханс (этот конфликт уже близок к урегули- рованию) и разграничительную линию в море Линкольна. У США Канада оспаривает морскую границу в море Бофорта, где предполагают обнаружить запасы нефти и газа, а также статус СЗП (Канада настаивает на своих суверенных правах на этот проход, а США считают его международными водами). Оттава в последние годы взяла курс на расширение своего военного присутствия в регионе. В принятом 2 июня 2011 г. Совместном российско-канадском заявлении о сотрудничестве в области науки, техники и инноваций говорилось, что стороны считают приоритетной совместную деятельность в ряде областей, вклю- чая арктические исследования. Реализуется целый комплекс проектов по программе «Сохранение и восстановление биологического разнообразия северных территорий и защиты окру- жающей среды, сотрудничество в области сельского и лесного хозяйства». В соответствии с российско-канадской декларацией о сотрудничестве в Арктике 2000 г. реализуется ряд программ, нацеленных на создание бла- гоприятных условий жизнедеятельности коренных народов Севера. В течение последнего десятилетия явно наметилась тенденция к координа- ции арктической политики пяти североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция). Северо-европейцы считают, что Арктический совет должен стать основной организацией для решения региональных проблем и должен превратиться из дискуссионного форума (каковым он является сейчас) в авторитетный международный орган, чьи решения имеют обязательный для его членов характер. Норвегия, Дания и Швеция договорились о формировании единой «повестки дня» и о координации своих действий в течение сроков их председательства в совете в 2006–2013 гг. Общая программа действий включала следующие приоритеты: 1) забота об условиях проживания коренных народов Севера; 2) принятие мер по охране окружающей среды; 3) меры по предотвращению изменения климата в Арктике; 4) сохранение биологического разнообразия в регионе; 5) интегрированное управление природными ресурсами; 6) улучшение оперативного взаимодействия между членами АС как в плане координации деятельности административных структур, так и в плане об- щего обмена информацией, касающейся региона; 7) дальнейшее институциональное совершенствование АС. Так, Дания, Швеция и Финляндия, будучи членами ЕС, выступают за придание Еврокомиссии полновесного членства в АС вместо нынешнего статуса наблюдателя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.009 с.) |