Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнение по лекциям морозовой

Поиск

 

Глобальный экологический кризис начался со 2й половины 19в., т.к. началось масштабное включение в оборот полезных ископаемых.

Дискуссии относительно глобального экологич.кризиса:

1) изобилисты (с помощью техники и научных достижений можно решить любой экологич.кризис. Необратимых изменений нет)
2) гиисты (живые компоненты решат все сами, природа вернет все на свои места)
3) армагедонисты (человечество не избежит глобального эколог.кризиса, будет катастрофа)

 

Причины глобальных проблем:

1. противоречия соц, пол и эконом жизни, которые обуславливают в различные исторические периоды различные отношения в системе «человек-природа»

2. материальный характер производства (потребление)

3. иммоментная природная активность самой природы (цунами)

4. глобальны процессы

5. системный характер вызовов и угроз

 

Экологическая политика – это деятельность государств по противодействию качественному и количественному ухудшению окруж.среды.

2 типа:

1. страны З.Европы и Япония (реализация осуществляется за счет актов и жестких стандартов)

2. США и Канада (экологич. неправительственные организации)

 

Направления международного сотрудничества:
- охрана природных систем, слабо затронутых человеческой деятельностью

- оздоровление окружающей среды

- сохранение значимых природных объектов

 

Формы международного сотрудничества:

1. парламентская

2. конвенциального типа

3. взаимодействие исполнительных структур

4. обмен экологической информацией

5. международный экологический мониторинг

6. экологические конференции, форумы и т.д.

 

Международные организации:

1) ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН)

2) ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде)

3) ЮНЭСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры)

4) МАГАТЭ (международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии)

5) ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)

6) ВМО (Всемирная метеорологическая организация ООН)

7) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

8) МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов – Красная книга)

9) Всемирный фонд дикой природы

10) Международная морская организация

Международные экологические программы и проекты:

МГБП – Международная геосферно-биосферная программа (процессы в атмосфере, водной среде и на поверхности земли)

ГСА – Глобальная служба атмосферы

ГСМОС – Глобальная система мониторинга окружающей среды

ГСНО – Глобальная служба наблюдения за океаном

Человек и биосфера

 

Фонды и финансирование:

МБРР

ЕБРР

Глобальный экологический фонд

ОЭСР

+частные фонды (Сорос, Рокфеллер)

 

Проблемы международного сотрудничества:

1. заинтересованность

2. разность восприятия

Пограничная безопасность.

Вызовы связаны в первую очередь с грубыми нарушениями правил пересечения границ, ввоза товаров и других предметов, животных и растений, а также несоблюдением режима пограничной или карантинной зоны. Часто такие нарушения бывают массовыми и влекут за собой серьезные политические, социальные и экономические последствия. В крайних случаях речь может идти о военной агрессии, нелегальной миграции и наиболее опасных видах контрабанды.

Социальные проблемы: нестабильность и конфликты в пограничных регионах, наличие в них очагов агрессивного сепаратизма или ирредентизма. Есть основания отнести к этой же категории проблемы, создаваемые самим пограничным режимом, – помехи трансграничному сообщению, возникновение условий для коррупции и вымогательства на границах.

Пограничную безопасность можно определить как приемлемое для правящей элиты и общественного мнения соответствующей страны состояние защищенности пределов ее территории от опасных трансграничных потоков и условий, как правило подразумевающих серьезное нарушение территориальной целостности государства и установленного пограничного режима.

Анализируя категорию «пограничный ущерб», важно выделить следующие его составляющие — утрата позитивных ценностей и (или) получение негативных. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (ст. 41) в качестве основных угроз интересам и безопасно-сти Российской Федерации в пограничной сфере указаны: наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы; незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная граница – это линия, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно – правовой режим, чем территория государства. Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, постольку и государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Государственная граница России является воплощением ее суверенитета, единства территориальной целостности и политической независимости. Вопросы правового регулирования, относящиеся к государственной границе, решаются в Конституции РФ, в законе РФ 1993 года «О государственной границе РФ» и в международных договорах, заключенных Россией. Согласно Конституции РФ к ведению РФ относится определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Границы имеют огромное значение для каждого государства и служат для решения следующих проблем:

· Определения пределов территории государства;

· Обеспечение безопасности государства;

· Контроля за миграционными потоками физических лиц;

· Контроля за передвижением товаров, грузов и других видов экономических связей.

Пограничная политика занимает важное место во внешней политике России, поскольку она имеет границы с 16 сопредельными государствами, протяженностью свыше 60 тыс. км.

Определение линии прохождения государственной границы проходит стадии делимитации и демаркации. Делимитация означает описание прохождения линии границы в договоре и нанесение этой границы на карту. Карта и описание прохождения линии границы, если оно сделано в приложении к пограничному договору, должны быть составной частью договора и должны быть ратифицированы вместе с договором. После этого государство осуществляет демаркацию границы, то есть определение ее на местности на основе заключенного пограничного договора. Демаркация предусматривает подробное описание линии прохождения границы на местности, ее обозначение с помощью специальных пограничных знаков и составлением соответствующих документов, которые чаще всего называются протоколами описания границы. Для проведения демаркации обычно создаются совместные комиссии, которые ведут всю работу. По итогам работы составляются протоколы с необходимыми дополнительными документами: схемами, снимками. Если карты и описания линии прохождения границы не являются составной частью договора, то они могут быть не приняты в качестве доказательства, подтверждающего прохождение такой линии.

Наряду с демаркацией существует процедура, именуемая редемаркацией, когда через некоторое время стороны проводят работу по проверке линии прохождения границы на местности, в связи с чем происходит замена разрушенных знаков или установлением новых, а также ряд других работ, поскольку нередко рельеф местности, особенно той, по которой проходят реки, меняется. Итоги редемаркационных работ оформляются так же, как и при проведении работ по демаркации границы.

Ректификация границы - проведение границы на местности с некоторым отклонением от линии границы, установленной при ее делимитации, например, предоставление небольшого участка территории соседнему государству для обслуживания построенной им гидростанции на пограничной реке, где граница проходила по ее фарватеру или середине реки. Предоставляемый небольшой участок определяется при согласии заинтересованных сторон новой границей на местности.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Обычно решаются вопросы содержания границы, ее пересечения людьми и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, ведения в районе границы хозяйственной и иной деятельности. В РФ существует Положение о пограничных представителях РФ от 1995 года.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наиболее важное значение имеют принципы неприкосновенности и нерушимости. В соответствии с принципом неприкосновенности запрещаются насильственный захват и присоединение чужих территорий и, соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости государственных границ образовался по окончании Второй мировой войны и отразил стремление европейских государств признать сложившиеся в послевоенной Европе границы. Согласно Декларации принципов Заключительно акта 1975 года, принятого на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Принцип неприкосновенности государственных границ содержит три элемента: обязанность государства соблюдать существующие на местности линии границы, обязанность не допускать произвольного перемещения линии границы на местности – пограничных столбов и других знаков, обязанность не допускать пересечения границы без разрешения или вне установленных правил на ее пересечение. Споры, возникающие в связи с прохождением границ, должны разрешаться мирными средствами, таким же путем, как и территориальные споры.

Международные договоры, устанавливающие границы, могут изменяться или прекращать свое действие только по взаимному согласию заинтересованных сторон. Договоры о границах не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, аннулирование договора или в связи с коренным изменением обстоятельств, а также другим основаниям, предусмотренным в Венской конвенции о праве договоров в 1969 году. В случае правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника. А пограничные договоры являются как правило, бессрочными. Бессрочный характер договоров о границах не означает, что государственные границы не могут изменяться. Они могут измениться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним перемирия. Они рассматриваются лишь в качестве временной линии, главная функция которой подчинена таким военно-политическим целям, как прекращение огня, объединение народов и государств. Они имеют лишь временный характер.

 

Антропологические аспекты.

Причины популярности: в результате крушения биполярного мира и под воздействием процессов глобализации «конца истории», о котором писали неолибералы, не произошло. Мир вступил в состояние бифуркации, и чтобы хоть как-то предсказать тренды его развития и по возможности осуществлять управление ими, ученые обращаются к исследованию факторов, влияющих на механизм принятия решений, на успех претворения их в жизнь, на успех тех или иных международных союзов. В силу того, что участниками международных отношений, мировой и региональной политики являются не только государства, международные и неправительственные организации, но и, прежде всего, люди, обладающие национальной, конфессиональной, политической и иной идентичностью, то соответственно возрастает интерес к научным исследованиям с применением антропологического, социокультурного и цивилизационного подходов, позволяющих лучше понять действия людей и ответить не только на вопрос «почему?», но и «зачем?».

Однако поведение людей (причем не только масс, но и элит) не всегда объяснимо рационально, поэтому есть потребность в использовании подходов, специально применяемых для исследования иррациональных механизмов поведения людей

Применительно к международным отношениям это означает дополнение государствоцентричного и социоцентричного подходов к их интерпретации и построению подходом антропологическим, рассматривающим эти отношения в соответствии с принципом ad hominem – т.е. с позиций человека и в интересах человека:

Во-первых, имеется в виду связь природы человека с природой международных отношений.

Во-вторых, свою роль играют личностные особенности, тех, кто принимает решения в области международных отношений, их проектирует и строит. Здесь недостаточно описать биографии их представителей и показать их вклад в развитие системы международных отношений, мировую и региональную политику – важно понять причины превращения этих людей в исторические личности и установить степень связи их личностных особенностей с теми социальными конструктами, которые они пытались или пытаются реализовать.

В-третьих, важны человеческие качества масс людей, не являющихся непосредственными участниками международных отношений, но включенных в состав их макросубъектов (народов, государств, региональных и локальных общностей).

Возникает потребность в исследовании «человека международного» как самостоятельного социального типа и взращивании самостоятельной ветви гуманитарного знания – антропологии международных отношений и мировой политики, которая исследовала бы как научная дисциплина детерминирующее воздействие человека на международные отношения, мировую и региональную политику, а также воздействие мировых отношений, международной и региональной политики на человека.

Что касается социокультурного подхода, основы которого заложили М. Вебер, П.А. Сорокин, Н. Элиас, то:

1. он рассматривает общество как единство культуры и социальности, где человек является единицей общества, творцом и одновременно продуктом культуры, формирующей паттерны социального поведения людей и создающей то «гравитационное поле», которое помогает обществу объединять людей, а людям – жить в обществе, развивая его и себя;

2. он интегрирует такие измерения человеческого бытия, как тип соотношения личности и общества, характер культуры и тип социальности, представляющие собой «типыантропосоциетального соответствия» [8, с. 28–30];

3. данная комплексная взаимосвязь позволяет рассматривать социальные, экономические, политические и иные процессы в социокультурном единстве, которое является основой для методологии исследования как различных социокультурных констант (паттерн, менталитет, национальный характер, цивилизационный тип и др.), так и для исследования процессов социокультурной динамики, тесно связанных с трансформационными процессами;

4. применение этого подхода к исследованию международных отношений, мировой и региональной политики позволило бы проанализировать связь международной системы, подверженной динамике, и ее социокультурной среды, включающей «типы антропосоциетального соответствия», «внешнеполитический менталитет» и др.

Особенностью цивилизационного подхода, основы которого были заложены в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя и С. Хантингтона, является то, что его сторонники делают акцент на взаимосвязи экономики, политики, права, культуры и социальных отношений, в силу чего развитие этих сфер общественной жизни не может рассматриваться отдельно, но только в комплексе. Этот подход активно применяется и при исследовании международных отношений, мировой и региональной политики, где существуют различные трактовки понятия «цивилизация»

Применительно к современной системе международных отношений, мировой и региональной политики с позиций данного подхода мы можем говорить и о том, что она трансформируется вместе со становлением постиндустриальной цивилизации, и о том, что закончилось противостояние капиталистической и социалистической «Мир-Систем» при сохранении противостоянии Севера и Юга, и о столкновении локальных цивилизаций, и о необходимости противопоставить формирующемуся антигуманному Новому Мировому Порядку, закрепляющему господство«золотого миллиарда», более справедливое мироустройство… Однако, несмотря на концептуальную противоречивость и на отсутствие единства в понимании сущности современной цивилизации, обусловленное не только научной, но и мировоззренческой позицией ученых, применение данного подхода в значительной степени обогащает теорию международных отношений, комплексно рассматривая экономику, политику, право, культуру и социальные отношения и привнося в нее ценностное измерение.

Стоит обратить особое внимание на архетипику – научное направление, делающее акцент на исследовании архетипов – изначальных представлений о мире, зафиксированных в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства, представляющих собой своеобразные матрицы мышления, восприятия мира и поведения людей, являющихся носителями культуры, базирующейся на данных архетипах.

Во-первых, оно может использоваться при описании «картины мира» представителей той или иной парадигмы, научной школы, того или иного ученого. Применительно к реалистам – это архетипы дома (суверенного государства), страха («хочешь мира – готовься к войне»), хаоса (анархическая природа международных отношений). Для представителей либерально-идеалистического направления характерно использование архетипов единения (повышение роли международных структур), пространства (поддержка глобализации). Представителям марксистской (неомарксистской) парадигмы свойственны архетипы борьбы (противостояние классов, в роли которых могут выступать государства и регионы), революции (ее истоки берут начало в революции вождей, свергших господство жрецов), пространства (Центр – Полупериферия – Периферия), справедливости (стремление создать более справедливый миропорядок).

Во-вторых, архетипы соединяют массы и элиты, выполняют роль «культурного ядра» при формировании идентичностей, обеспечивают позитивное или негативное восприятие тех или иных образов, той или иной политики. Насколько элиты владеют искусством активизации психоэнергетики архетипов – настолько они популярны в народе.Рассматривая архетипы в качестве «культурного ядра» при формировании идентичностей, мы имеем в виду их связь с культурно-цивилизационным кодом, лежащим в основе той или иной идентичности – локальной, национальной, региональной или цивилизационной, и с национальным (локальным, региональным и т.д.) характером. Это дракон как символ китайской цивилизации, Англия как остров-корабль с «self-made man» в качестве мачты, Россия как образ «очарованного странника» для которого труднее всего сделать осознанный выбор… Отсюда и неприятие того, что не соответствует представлениям людей, на чей выбор влияют те или иные архетипы.

В-третьих, архетипы влияют на формирование географических образов – то, чем занимаются культурная география и геополитика: образы регионов, стран и на их восприятие. Это либо архетипы культурного пространства («центр – периферия», «столица – провинция»), либо архетипы тела («Москва – сердце России»), архетипы функциональности («сакральное – профанное», «кузница – здравница – житница», «форпост» и т.д.). Для геополитики – это «Хартленд» и «Римленд», «Суша» и «Море», между которыми идет вечная борьба. Значительное место в архетипикекультурной географии и геополитики принадлежит образам «границы», «стража», «фронтира», определяющим пределы «нашей земли», указывающим место подвига.

В-четвертых, действие архетипов должно учитываться при осуществлении различных проектов социального конструирования: региональных, нациестроительства, цивилизационных,глобализационных и пр. Здесь необходимо эксплуатировать идею общей истории, общей судьбы, или наоборот, – желание изменить судьб. Так, при строительстве украинского государства использовались образ Киевской Руси – развитого европейского государства с вечевым строем, образ вольнолюбивой Запорожской сечи.Что касается России, то для ее государственной идеи характерны державно-имперская, пространственная и духовная доминанты, что обуславливает ограниченность возможностей установления в ней демократии в западном понимании. А если говорить о различных вариантах интеграции постсоветского пространства, то гораздо больше шансов реализовать проект интеграции вокруг «стержневого государства», которым является Россия, нежели интеграционные проекты вокруг «срединных государств». Ни народ России, ни ее нынешние элиты воспринять другие интеграционные проекты не готовы и вряд ли будут готовы в ближайшее время.

 

Информационная война

Первым использовал термин "информационная война" американский эксперт Томас Рона в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный "Системы оружия и информационная война"

ИВ – воздействие на гражданское и/или военнослужащих другого государства путем распространения определенной информации

- целенаправленное действие, предпринимаемое для информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информац. процессам и инф. системам противника при одновременной защите собственных.

Информационное превосходство- способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Способность назначить и поддерживать такой темп операции, который превосходит возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее поведения, оставаясь непредстказуемым, и действовать, опережая противника, в ответных акциях.

К составным частям информационной войны относятся:

1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.

2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию

3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях

4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.

6) прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны:

контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация).

использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага

повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Основными методами информационной войны являются: специальный выброс информации, пропаганда, внедрение в сознание искажѐнных фактов, медиа вирусов, формирование стереотипов и дезинформация.

Наиболее опасными являются тайные информационно-психологические операции с широким спектром форм воздействия на систему социальных отношений, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, на государственную власть. Выделяют шесть разновидностей информационно-психологического воздействия: дезинформирование, манипулирование, пропаганда, лоббирование, управление кризисами и шантаж. Все тайные операции ИПВ представляют собой комбинации этих элементов.

Основными каналами коммуникаций, используемых в ИПВ, являются: СМИ, массовые коммуникации связи и компьютерные сети, каналы межличностного общения, специализированные профессиональные издания, Интернет.

Любое информационное воздействие осуществляется с помощью информационного оружия. Информационное оружие – специальные средства и методы, с помощью которых осуществляется информационное воздействие, приводящее к значительному ущербу важным интересам страны. Основными свойствами информационного оружия являются:

· Скрытый характер (возможность достижения целей войны без ее объявления);

· Возможность масштабного ущерба

· Многофункциональность (возможность применения военными и невоенными структурами агрессора).

Различают следующие виды информационного оружия: 1. Уничтожение, искажение или похищение информации 2. Взлом средств защиты информации 3. Ограничение допуска законных пользователей к необходимым информационным ресурсам 4. Дезорганизация работы технических и программных средств противника

 

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года

Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

1) Обязательное соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею.
2) Информационное обеспечение государственной политики РФ(доведение до граждан РФ и международной общественности о государственной политике РФ, официальной позиции по значимым событиям в России и в мире) с доступом граждан к открытым государственным ресурсам.
3) Развитие современных ИТ отечественной индустрии (средств информатизации, телекоммуникации и связи). Обеспечение ИТ внутреннего рынка России и выход на мировые рынки.
4) Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Виды угроз информационной безопасности РФ:

1. Угрозы, направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности.

2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ.

3. Угроза развитию современных ИТ отечественной индустрии, а также выходу на внутренний и мировой рынок.

4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

Методы обеспечения информационной безопасности РФ:

Правовые методы

- Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере ИТ

- разработка нормативных методических документов отвечающим по вопросам информационной безопасности РФ

Организационно-технические методы

- создание системы информационной безопасности РФ и ее совершенствование

- привлечение лиц к ответственности, совершивших преступления в этой сфере

- создание систем и средств для предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации

- выявление средств и устройств представляющих опасность для нормального функционирования систем, предотвращение перехвата информации с применение средств криптографической защиты как при передаче информации, так и при ее хранении

- контроль за выполнением требований по защите информации

- контроль за действиями персонала, имеющих доступ к информации, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ

- создание системы мониторинга информационной безопасности РФ

Экономические методы

- разработка программ обеспечения информационной безопасности и их финансирование

- финансирование работ связанных с обеспечением информационной безопасности РФ

ППР

Процесс принятия решений включает в себя 4 стадии:

1- постановка проблемы

2- поиск наиболее эффективных решений

3- сравнительный анализ альтернатив

4- выбор самой оптимальной (зачастую не самой эффективной)

Существует два основных подхода в ТПР: нормативный (в основе рациональные предпосылки) и дескриптивный (в основе нерациональные, бихейвиористские, поведенческие предпосылки).

Методы нормативного подхода позволяют «оценить» проблемную ситуацию, учесть ресурсы, проанализировать различные варианты действий и выбрать самые оптимальные (используя математические и аналитические методы)

Дескриптивные методы позволяют понять, как люди производят свой выбор, какие объективные и субъективные факторы влияют на правильность принимаемого решения, какова роль социальной среды, в которой «варится ЛПР», каковы механизмы группового поведения.

Оба подхода являются необходимыми и их результаты взаимодополняют друг друга. Так, нельзя обойтись только математическими методами анализа (какая бы удачная не была мат.модель), однако и вообще без мат.моделирования – никуда. Эксперт- профессионал строит свои выводы не только на результатах мат.анализа, но и оперирует своим опытом, интуицией, чувственным восприятием ситуации, своими субъективными суждениями.

Австралийский автор Ричардсон например, выделяет 5 основных теоретических направлений:

· Рационального выбора

· Психологическое

· Институциональное

· Интеракционалистское

· Системное

В рамках первого - теории рационального выбора – изучается проблема принятия решения с точки зрения наибольшей целесообразности. Данный подход подразумевает наличие определенной последовательности в постановке задач. В наиболее общем виде они представляют собой: 1) определение сути проблемы; 2) выбор целей, которые должны быть достигнуты; 3) выявление возможных альтернатив; 4) выбор наилучшей альтернативы. Каждый шаг может быть описан количественно и качественно. В зависимости от этого в теории рационального выбора выделяются 2 подхода: первый ориентирован на формализованные, второй – на неформализованные методы анализа и процедуры. Последний особо подчеркивает роль национальных интересов, политических целей при оценке рационального выбора. Многие авторы, работающие в русле этого подхода, ориентируются на работы Шеллинга.

Второе направление – психологическое. Оно возникло во многом как реакция на излишний рационализм. Поэтому один из основных его постулатов заключается в том, что решение, особенно в условиях конфликта и кризиса, часто оказывается далеким от рационального. Причем это относится к принимающим решение политическим деятелям, которые, как и все люди, подвержены стрессу. Фактор стресса становится особенно значимым в условиях конфликта или кризиса. В рамках данного направления изучаются также проблемы, связанные с с адекватностью восприятия.

В рамках институционального направления анализируется проблемы, связанные с организацией процесса принятия внешнеполитического решения. Итоговый его показатель зависит от многих показателей. В частности, Розенау выделил следующие традиционно изучаемые группы показателей:1) размер государства, 2) уровень экономического развития 3) тип политической системы.

Институциональное направление изучает государственные структуры, которые заняты процессом выработки и принятия внешнеполитических решений: роль аппарата главы государства, парламента, МИДа, других внешнеполитических министерств и ведомств. Принятие внешнеполитических решений государственной машиной происходит путем столкновения и согласования интересов различных групп. При этом образуются формальные и неформальные группы, которые лоббируют прохождение своих решений, то есть тех, в которых они наиболее заинтересованы.

На процесс принятия внешнеполитических решений большое влияние оказывают группы интересов – социальных. Этнических, профессиональных и других. Интересы часто лоббируются теми или иными группами в государственных и законодательных органах, что порой порождает коррупцию.

Наконец, еще один важнейший инструмент воздействия на принятие внешнеполитических решений – СМИ, которые формируют общественное мнение в отношении тех или иных событий. Так. Большую роль СМИ сыграли в принятии американскими властями решения об окончании войны во Вьетнаме.

Четвертое, интеракционалистское, направление делает акцент на процессе взаимодействия сторон. В центре внимания здесь оказываются такие вопросы, как влияние решения одного участника на поведение другого. Исследуется также зависимость каждого участника международного взаимодействия от собственных предыдущих решений.

Наконец, в исследованиях пятого, системного, направления подчеркивается, что решения, которые принимаются политическими лидерами, необходимо рассматривать в общем контексте международных отношений и мировой политики. Исходной основой здесь является то, что анализу должно подвергаться не только само решение, но и его место в более широком смысле отношений всех участников мировой политической системы. Изучается, например, как решение влияет на различных ее участников – другие государства, межправительственные организации и т. д.

В последнее десятилетие, в силу глобализации и взаимозависимости мира, внешнеполитические решения все в большей степени имеют глобальные последствия. В связи с этим наблюдается тенденция к координации внешнеполитической деятельности.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.019 с.)