ТОП 10:

Внутреннее положение в регионе



Казахстан – самая стабильная страна в регионе. Но стабильность эта держится на президенте и его клане, а также ресурсном экспорте. 80,5% экспорта и 39% ВВП Казахстана – полезные ископаемые, нефть и газ. Целью экономического развития Казахстана является интеграция в мировую экономику. Поэтому там были проведены некоторые реформы по либерализации экономики, развитию банковской системы.

Во внешней политике Казахстан скорее ориентирован на Россию. Входит в ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС (ЕАЭС). Но вместе с тем Казахстан стремится расширить свои международные связи и добиться признания особой роли страны.

Узбекистан обладает мощным демографическим, военным и экономическим потенциалом. Политическая система Узбекистана строится на сочетании интересов региональных кланов.

Выход Узбекистана из ЕврАзЭС, ОДКБ, отказ от присоединения к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) стал следствием негативного отношения узбекских правящих верхов к СНГ, к проблеме углубления военно-политической интеграции в ЦА под эгидой России. Этому есть причины. Во-первых, собственные лидерские амбиции Узбекистана. Во-вторых, ОДКБ и КСОР укрепляют оппонентов Узбекистана – Киргизию и Таджикистан. В-третьих, Ташкент расширяет свое взаимодействие с западными странами (ЕС, США).

В Туркмении наблюдается политическая стабильность. Отсутствует оппозиция. Фактически, установлена монархия. В 2003 году Туркменистан заявил о своем нейтральном статусе, изолировав население от внешнего влияния. К тому же это дает возможность уйти и от Российского влияния. (в частности в сфере безопасности).

Сырье – ключевой фактор стабильности туркменского государства.

Киргизия. Ставка на ”многовекторность” не спасала правящие режимы независимой Киргизии от краха. Нет также пока оснований надеяться на то, что новые киргизские власти сумеют приглушить синхронную нестабильность, опираясь на разные внешние силы. Страна ослабела, и от тех, кто пришел на место “клана” Бакиева, потребуются колоссальные усилия, чтобы предотвратить превращение Киргизии в “несостоявшееся государство”, внутренний хаос которого благоприятствует вмешательству извне.

В современном Таджикистане политический плюрализм сходит на нет. Однако самой большой проблемой республики является не столько ущемление прав отдельных политиков и партий, не угроза исламистской экспансии, сколько внутренние проблемы: тяжелая экономическая и социально-политическая ситуация, усугубляемая высоким уровнем коррупции и грозящая социальными взрывами, массовая безработица, энергетический и продовольственный коллапс, угроза превращения “нормальной” экономики в наркоэкономику. Таджикистан остается самым зависимым от Москвы государством в Центральной Азии. Фактически, на российские дотации он и живет. Отношения с другими странами региона натянутые, особенно с Узбекистаном. Проблема водных ресурсов и электроэнергии является основной.

Как и другие ЦАГ Таджикистан пытается проводить многовекторную политику для того, чтобы выйти из кризиса. Так, Иран проявляет огромный интерес к республике, на основе культурно-лингвистического родства

Особенностью всех политических режимов Центральной Азии заключается в авторитаризме, персонификации власти, клановости. С другой стороны есть стремления к модернизации экономики.

В 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, включающая Китай, Россию, Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан.

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию.Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Цели ШОС

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и

· добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе,

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях,

· борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

· содействие улучшения условий жизни народов государств-членов;

· координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

· совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

ШОС реально функционирует и имеет достаточно полномочий решать на практике важные для региона вопросы, но она остается недостаточно дееспособной структурой.

Теоретически вес ШОС в международных делах велик. Однако на самом деле он оказывается незначительным, судя по практическим результатам деятельности организации. Членство в этой структуре также не дало каждой из стран-участниц тех перспектив, на которые они рассчитывали. Проблемы безопасности, ради которых ШОС создавался, остались нерешенными.

Интересы и политика основных игроков в Центральноазиатском регионе

Россия.

В начале 90ых Москва ушла из Центральной Азии. Министр Иностранных дел Козырев объявил курс на евроинтеграцию. Что касается бывших стран союза, то наибольшее внимание оказывалось Украине, несмотря на ее антирусскую настроенность. Многие перспективные предложения со стороны ЦАГ были проигнорированы Москвой. Но в 2000 Россия всерьез вернулась в регион, и принялась проводить более прагматичную политику. Центральная Азия занимает одно из важнейших мест во внешней политики России.

Факторы, которые делают ЦА приоритетными во внешней политике:

· обеспечение доминирующего влияния России в ЦА необходимо для восстановления стратегического влияния в мире.

· в ЦА присутствует значительная русскоязычная диаспора

· наличие залежей ресурсов и полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (уран, редкоземельные элементы)

· ЦА - крупнейший рынок сбыта российских товаров.

Китай.

Для Китая ЦА имеет огромное значение в обеспечении внутренней и внешней безопасности. Синьцзян Уйгурский автономный район еще долгое время будет оставаться проблемой для китайских руководителей.

Не менее важен энергетический фактор для быстрорастущей, даже в условиях кризиса китайской экономики. Регион расположен близко к Поднебесной, что уменьшает затраты на транспортировку ресурсов. Сегодня китайские компании контролирует более 40% всей нефтегазовой сферы Казахстана. Помимо нефтегазовой отрасли Поднебесную привлекает атомная энергетика, гидроэлектростанции, транспорт и телекоммуникации, строительство и цветная металлургия, а также химическая и лёгкая промышленность. Сенсацией 2009 года стала заявка Китая на аренду у Казахстана 1 миллиона га земли для выращивания сои, рапса и кукурузы.

Главное для Китая сейчас – не допустить рост влияния США в регионе. С Россией взаимодействие налажено в рамках ШОС.

 

Таким образом, сегодня перед государствами ЦАР открывается несколько вариантов развития. Первый состоит в том, чтобы превратиться в замкнутый самодостаточный регион. Но это маловероятно, потому что влияние мировых держав, ТНК слишком велико, а местная экономика не справится с основными задачи по поддержанию развития без помощи извне.

Второй вариант под эгидой России строить новую модель евразийского интеграционного объединения на базе структур СНГ – ЕврАзЭ, Таможенного союза, ОДКБ. Это наиболее перспективный для России вариант. Судя по обилию публикации на тему евразийства в различных журналах, включая Международную Жизнь есть шанс, что нам удастся проводить эти идеи из журнальной «Жизни» в реальную.

Третий вариант – ЦА будет присоединена к монгольскому региону, где лидерство будет принадлежать Китаю, и тогда государства региона станут потребителями китайских товаров за счет собственного сырья.

Еще один вариант – американский. ЦАР станет частью Большого Ближнего Востока, который будет представлять собой конгломерат отличных друг от друга и номинально сохраняющих суверенитет государств, которые, возможно, подвергнутся дроблению на более мелкие части, с целью облегчения управления коллективным Западом.

Эти опции могут получить завершение только в отдаленной перспективой. В наши же дни центральноазиатские государства ведут многовекторную политику с большим или меньшим успехом.

Дальнейшее внимание к региону будет только расти. Странам Центрально Азии одной России больше не достаточно. Они хотят включится в мировую политику, уже не в качестве заднего двора (backyard), а как полноценные, равные игроки.

 

Африка

Проблемы: 1. СПИД (1/2 от всех больных в мире); 2. Голод (Эфиопия, Сомали, Судан, Руанда, Заир); 3. Беженцы (50% от общемирового количества); 4. «Утечка мозгов»; 5. Долговые обязательства; 6. Рост военных расходов (Ангола, Нигерия в числе стран с наибольшей военной мощью); 7. Этнические, клановые, национальные конфликты (более 10 млн. погибших к середине 2000-х, вооруженные действия в более чем 15 странах региона; самые разрушительные Ангола, Эфиопия, Либерия, Западная Сахара, недавно в Кот-д-Ивуаре. Территориальные проблемы между Камеруном и Нигерией, экваториальной Гвинеей и Нигерией, Намибией и Ботсваной); 8. Сепаратистские тенденции; 9. Религиозная нетерпимость; 10. Положение нацменьшинств. 11. Пиратство.

Положительные моменты – конец режима апартеида в ЮАР, примирение в Анголе, Мозамбике, процесс примирения в Судане, т.е. есть возможности для прекращения конфликтов.

Тенденция:стабилизация интереса мирового сообщества к проблемам региона с конца 90-х годов: принятие ряда основополагающих документов ООН, в подходы великих держав. Для мирового сообщества основные проблемы – региональная безопасность, госдолг стран АЮС, гуманитарные проблемы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.006 с.)