ТОП 10:

Важные шаги к безопасности и экон. стабильности в регионе:



1990-гг. - создание Межправительственного консультационного совета по политике, обороне и безопасности (12 стран Юга Африки); государства Центр. Африки подписывают Пакт о ненападении

1996 г. - подписание Договора о создании в Африке безъядерной зоны (договор Пелиндаба).

1996 г. - план ООН «Дать шанс развитию»

2001 г. – Лусака, Замбия, принятие под эгидой Организации африканского единства (ОАЕ) НЕПАД (Новое партнерство для развития Африки) – программы преобразований для эк. и соц. возрождения АЮС, матпомощь для тех, кто осуществит компетентное эк. управление и создаст благоприятный инвестиционный климат. Подписали лидеры стран + представители фин.институтов + ведущие индустр. страны мира. Цель – преодоление нехватки средств на развитие, укрепление демокр. реформ + борьба с коррупцией.

Интеграционные процессы в регионе:

Африканский союз (АС) — международная межправительственная организация (53 государства Африки), правопреемник ОАЕ (осн. 1963). Исходная модель – модель евроинтеграции. Осн. цели: укрепление единства + защита суверенитета, целостности и независимости членов + ускорение интеграции континента. Афросоюз на сегодняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

Другие важные объединения: ЗапАфр: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС, имеет вооруженные силы ECOMOG). Западноафриканский экономический и валютный союз (UMOA)

ЦентрАфр: Экономическое сообщество Центральноафриканских государств (ECCAS)

ВостАфр и ЮжАфр: Восточноафриканское сообщество (ВАС)— таможенный союз стран Восточной Африки. Сообщество развития Юга Африки (САДК)— торгово-экономический союз стран Юга Африки. Общий рынок для Восточной и Южной Африки (COMESA, с 1994г.) Межправительственная организация по развитию стран Восточной Африки (ИГАД)

Россия и Африка

РФ позиционирует себя как глобальная держава, заинтересована в отстаивании интересов во всех уголках планеты, в т.ч. в АЮС. КВП РФ: РФ стремится расширять взаимодействие с Афр. на двусторонней и многосторонней основе (в т.ч. в рамках «G8»), содействовать урегулированию региональных конфликтов и криз ситуаций. Развитие диалога с АС и субрегиональными организациями, в т.ч. для экономического взаимодействия». В КВП 2008г. Афр. занимает предпоследнее место в числе регион приоритетов.

Сейчас: Интерес к АЮС увеличивается. Дипотношения со всеми афр. странами. В 33 странах региона есть российские диппредставительства. Проводятся активные консультации на уровне МИД между странами. Участие представителей РФ в саммитах АС и др. организаций. Участие РФ в инициативах мирового сообществав целях обеспечения устойчивого развития континента в работе СБ ООН, в рамках G8 и др. форумов и организаций.

Внешняя политика России в современных условиях

Российско-американские отношения в постбиполярном мире: основные этапы и их характеристика

1) 1991-94: позитивный, романтический период. Концепция внешней политики России 1992 г. – четкий прозападный крен, включающий солидарность со всеми решениями Запада и копирование западной модели либерального общества. На первом плане отношения с Западом (США и ЕС).

В начале 90-х годов для установления дружественных и конструктивных отношений между Россией и США имелся целый ряд положительных факторов: окончание "холодной войны", исчезновение идеологической основы конфронтации, возникновение в России тенденции к ликвидации той пропасти, которая отделяла ее от других развитых стран, а в США – тенденции сделать Россию частью евроатлантического мира, правда, на своих условиях. Были наряду с этим и отрицательные факторы: нестабильность экономики России, слабость ее демократических институтов, отсутствие в ее руководстве ясного понимания своих интересов и возможностей их отстаивать, т.е. факторы, усиливающие асимметрию в ее отношениях с США.

Провозглашалась программа решения широкого спектра задач: от проблем разоружения до развития торгово-экономических отношений и содействия вступлению России в международные экономические организации. По ряду вопросов, там, где имело место полное совпадение интересов, партнерство России и США позволило добиться серьезных успехов. Примером может служить быстрое и эффективное решение вопроса о ликвидации ядерного оружия, имевшегося после распада СССР на Украине, в Казахстане и в Белоруссии. Однако по другим направлениям на пути решения провозглашенных задач встретились сильные трудности. В торгово-экономических отношениях отсутствие серьезных достижений объяснялось слабой заинтересованностью американского капитала в инвестировании средств в экономику России.

Документы

31.01.-1.02. 1992 года – «Декларация Президентов России и США»:

16-18 июня 1992 года - «Хартия российско-американского партнерства и дружбы»:

  • Отказ рассматривать друг друга в качестве противников;
  • Поддержка США российского курса на укрепление реформ;
  • Продолжение процесса сокращения вооружений;
  • Регулярно проводить встречи на высшем уровне;
  • Споры решать мирными средствами;
  • Сотрудничество в вопросах поддержания стратегической и региональной стабильности;
  • Поощрение и взаимная защита инвестиций;
  • Улучшение охраны интеллектуальной собственности.

 

1991 год - Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений(СНВ-1). Договор сроком на 15 лет, вступивший в силу 5 декабря 1994 года, истёкший 5 декабря 2009 года. В мае 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к СНВ-1, в соответствии с которым к договору присоединились Украина, Казахстан и Беларусь.

 

Октябрь 1992 года – присоединение России к международному контролю за распространением ракетной технологии (РКТР).

Январь 1993 - Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2) 3 января 1993 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировал договор лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Тем не менее, договор так и не вступил в силу. Договор предполагал сокращение каждой из сторон количества ядерных боеголовок до 3500. В ответ на выход США из договора по ПРО от 1972 года Россия вышла из СНВ-II.

Апрель 1993 г.: Ванкуверская декларация

- динамичное и эффективное российско-американское сотрудничество;

- договоренность о строительстве хранилища ядерных материалов на Урале (вопрос ликвидации запасов оружия – один из главных в российско-американских отношениях);

- создание Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин).

Февраль 1993 года– принятие в США «Билля дружбы» – Акта о поддержке реформ в «нарождающихся демократиях» на постсоветском пространстве. Благоприятный документ, временно отменял поправку Джэксона-Веника, предоставление России режима наибольшего благоприятствования.

2) 1995-99: период движения к Холодному миру. Нарастание негатива. Здесь большую роль играет приход на пост министра иностранных дел Е.М.Примакова в 1996 году с его концепцией многополярного мира, которая противоречила американским планам нового миропорядка с главенствующей ролью США.

Апрель-май 1995 года – бессрочное и безоговорочное продление ДНЯО, окончательное закрепление формата G8, вступление в РКРТ (режим контроля за ракетной технологией).

Большое внимание уделяется борьбе с организованной преступностью. Реакция США на действия России в Чечне в 1994-1996 гг. была сдержанной и ограничивалась моральными призывами к прекращению боевых действий.

США отрицательно относились к интеграции в СНГ, так как боялись, что это может возродить новую «советскую империю». Также вызывали опасения попытки США обойти Договор по ПРО. Америка взяла курс на создание национальной системы ПРО. Всё это тормозило ратификацию СНВ-2.

21 марта 1997 года – встреча Ельцина и Клинтона в Хельсинки:

  • документ о европейской безопасности;
  • документ о российско-американской экономической инициативе;
  • документ по противоракетной обороне (договоренность о низкоскоростных системах нестратегической ПРО (весь пакет документов был подписан Примаковым-Олбрайт в Нью-Йорке в сентябре 1997 г.));
  • документ о параметрах сокращений ядерных вооружений (о продлении срока ликвидации по СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, готовность сторон после вступления в силу СНВ-2 начать переговоры по СНВ-3);
  • документ по химическому оружию;
  • подготовка серьезного документа об отношениях России и НАТО с целью сведения к минимуму для России негативных последствий расширения Альянса (подписан в мае 97 г. в Париже).

1997Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Учреждался Совместный постоянный совет (СПС).

Однако в России всё больше и больше начинают беспокоиться по поводу отхода США от принципов международного права в направлении т.н. «гуманитарного вмешательства» («доктрина Клинтона»). В 1999 происходит четвертое расширение НАТО (Польша, Чехия, Венгрия).

Март-июнь 1999 года– бомбардировки Югославии. Ухудшение отношений.

Однако к началу нового столетия ситуация в области стратегического разоружения заметно обострилась. К 1999 году мало того, что не были соблюдены условия СНВ-1, США в 1999 году подписали закон о «Национальной ПРО», который разрешал иметь и развертывать в кратчайшие сроки системы эффективной ПРО, что шло вразрез с договором по ПРО 1972 года, ссылаясь на растущую угрозу со стороны некоторых государств. В октябре 1999 года Сенат США провалил ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанного в 1996 году.

3) 2000-01: резкое ухудшение политического климата, Косово, приход Буша к власти с его жесткой риторикой. Размораживание отношений с июня 2001 года – саммит в Генуе: центральный элемент – антитеррористическая борьба, которая отодвинула на второй план все другие вопросы. Россия идет на уступку, США выходят в декабре 2001 г. из Договора по ПРО. Путин выразил сожаление. США вышли из договора бесповоротно.

4) 2001-04: После неожиданного решения Путина оказать моральную и материальную поддержку США в борьбе с терроризмом, отношения стран начали меняться к лучшему. Сдвиг в восприятии России сказался и на отношении к проблемам Чечни. 23-25 мая 2002 г. было принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве между Россией и США.

По итогам саммита в Риме в мае 2002 года Россия подписала соглашение о сотрудничестве с НАТО и стала членом «двадцатки» (Римская декларация. Отношения Россия-НАТО: новое качество).

СНВ-2 был заменён более мягким договором СНП (Договор о сокращении наступательных потенциалов), подписанным в Москве в мае 2002.

5) 2004-08: Кризис в отношениях, курс американской администрации на втягивание стран СНГ с цветными революциями в НАТО. Всё чаще и чаще стала слышна критика в адрес «недемократических действий» российского руководства. Диалог вокруг Ирана и Северной Кореи. Темы многостороннего взаимодействия: энергетика, интересы в регионах. США и РФ оказались близко по подходам к этому вопросу на саммите Большой восьмерки 2006.

2004пятое расширение НАТО: Литва, Латвия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония.

4 мая 2006 года– Вильнюсская речь вице-президента США Ричарда Чейни: США не устраивает использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене.

2007 год– скандал по поводу намерения США разместить ПРО в Чехии и Польше.

8 февраля 2007 года – Мюнхенская речь Путина:

Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире с учетом нынешних реалий и угроз. Многие западные аналитики восприняли речь, как начало новой Холодной войны.

Основные положения:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.008 с.)