Вопрос 9: понятие экологической безопасности. Международное сотрудничество в обеспечении экологической безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9: понятие экологической безопасности. Международное сотрудничество в обеспечении экологической безопасности.



Эпоха охраны окружающей среды в мире началась с решений I Международной Конференции Организации Объединенных Наций (ООН), которая состоялась в Стокгольме в 1972 г. Был создан постоянно действующий орган ООП в области охраны окружающей среды (ООС) – ЮНЕП, штаб-квартира которого находится в Найроби (Кения). К основным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: защита морской среды, охрана почв и пресных вод, диких животных, борьба с опустыниванием, загрязнением; рациональное использование природных ресурсов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности и др.

Экологические проблемы далее обсуждались на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки (1975) и на Венской встрече участников СБСЕ (1986). Главным форумом в сфере ООС в XX в. стала II Международная Конференция ООП в Рио-де-Жанейро в 1992 г., принявшая ряд основополагающих документов по международному сотрудничеству в области ООС.

Кроме ЮНЕП, в мире действуют и другие международные природоохранные организации:

Организация Объединенных Наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), образованная в 1948 г., имеет штаб-квартиру в Париже, занимается в природоохранной сфере руководством экологическими программами: "Человек и биосфера", Международная программа но образованию в области окружающей среды, и др.; осуществляет учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; содействует оказанию помощи развивающимся странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) был создан в 1948 г. Эта неправительственная международная организация объединяет более 100 стран-участников, в том числе Россию. Направления ее деятельности – развитие национальных парков, ведение международной "Красной книги", охрана редких видов животных и растений, подготовка проектов ряда международных конвенций ("Об охране водно-болотных угодий", "Об ограничении международной торговли исчезающими видами животных и растений") и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) было основано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и ООС от радиоактивного загрязнения. Оно разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных станций, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду (ОС), устанавливает нормы радиационной безопасности и проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств этим требованиям может вызвать по решению Совета Безопасности ООН применение различных санкций со стороны мирового сообщества.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была создана в 1946 г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений ОС, осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг и санитарно- гигиеническую экспертизу ОС и дает оценку ее качества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО), созданная в 1945 г., занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО) с 1948 г. действует в области морского судоходства и охраны морей от загрязнения, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими опасными веществами.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) была создана в 1947 г. Она занимается определением степени антропогенного воздействия на погоду и климат планеты в целом и ее отдельных регионов, действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Важнейшим инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, договоры, соглашения, резолюции, конференции по проблемам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В настоящее время насчитывается около 500 международных соглашений, регулирующих общие вопросы защиты окружающей среды или отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли, околоземного космического пространства и т.д.

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы (1982).

Объектами конвенций стали практически все виды природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности. Приведем лишь некоторые из них:

• Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсар, 1971) ратифицирована 160 государствами. Россия в составе СССР присоединилась к Конвенции в 1976 г. Общая площадь объектов рамсарского списка на территории РФ составляет 11,411 млн га. Это 12 природных заповедников (Кандалакшский, Астраханский, Окский и др.), 11 государственных природных заказников федерального ("Нижнеобский", "Мшинское болото" и др.) и регионального значения ("Березовые острова", "Река Морошечная" и др.);

• Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972) призвана охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды флоры и фауны и образованы экосистемы, не имеющие аналогов. Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 г. В список всемирного наследия включены такие российские территории, как озеро Байкал, вулканы Камчатки, леса Коми, горы Алтая, Куршская коса и др., общей площадью более 18 млн га;

• Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972);

• Рамочная Конвенция об изменении климата (РКИК) (Нью-Йорк, 1992) регулирует вопросы охраны климата. Россия ратифицировала ее в 1994 г. В 1997 г. к Конвенции был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства стран, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Россия подписала его в 2005 г. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС – 8%; для США – 6%; Канады и Японии – 7%. На прежнем уровне могут оставить выбросы Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить их на 1,8% и 10% соответственно. Решения Киотского протокола страны воспринимают не однозначно. Ряд стран присоединились к нему (ЕС, РФ) или готовы это сделать, некоторые – категорически против, так как опасаются снижения темпов развития экономики (например, Китай) или не уверены в научных доказательствах, обосновывающих требования Протокола (США);

• Конвенция по защите озонового слоя (1985) была принята на специализированной конференции ЮНЕП, а в 1987 г. был подписан Монреальский протокол по веществам, нарушающим озоновый слой. С 2001 г. в России был введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ;

• Базельская Конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением (1989). Согласно этой конвенции, государства, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о своем решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние.

Рад конвенций был принят в целях охраны водных объектов и морской среды (Конвенция ООН но морскому праву (1982), обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью (1969), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Бухарестская Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992) и др.).

В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая осуществляется в форме санкций и рестораций, материальная – в форме репараций и реституций.

Под санкциями понимаются принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН.

Ресторация – это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние окружающей среды и понести связанные с этим расходы.

Репарация – это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами.

Реституции – возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей Конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров – это переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН в Гааге или в Международный экологический суд.

Лидером среди стран ЕС в области охраны окружающей среды считается Германия. Особое внимание в этом государстве уделяют экологическому обучению производственного персонала. Охрана окружающей среды является сферой, обеспечивающей рабочие места значительной части немецкого населения. Ежегодно там возрастает число предприятий, занимающихся разработкой экологичных и ресурсосберегающих технологий или предлагающих услуги в области ООС. В последние годы основные акценты были сделаны на постепенный отказ от использования атомной энергии, сокращение выбросов углекислого газа, развитие производства с замкнутым циклом. Германия – активная участница Киотского протокола. Вытекающие из него обязательства – сократить эмиссию углекислого газа к 2012 г. на 21% (по сравнению с уровнем 1990 г.) – она уже практически выполнила.

 

Вопрос 10:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.012 с.)