Вопрос 18: Особенности сотрудничества России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 18: Особенности сотрудничества России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве.



 

После распада СССР европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ страна оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых независимых государств.

Этот фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Благоприятным фоном для сотрудничества стало то обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик вошло в состав Содружества Независимых государств.

1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан, Грузия и Беларусь подписали договор в 1993 г.

20 апреля1994 года договорвступил в силу. Он был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.На московской сессии ДКБ 14 мая2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября2003 года. В 2006 г.в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ. А в 2012 г Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года).

После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее укрепление и расширение форм сотрудничества стран – участников СНГ. Растущее сознание необходимости активного формирования и развития общего экономического пространства, установления всесторонних и взаимовыгодных связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора об Экономическом союзе Содружества.

В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В 1995 г. был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился и Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. был преобразован в международную организацию – Евразийское экономическое сообщество. 10 октября2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Кыргызстан.

В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического сотрудничества стран СНГ. Совет глав государств, принял Концепцию охраны границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в содружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.

Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом. Оно оформлено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающими общие интересы и безопасность государств-участников СНГ.

В 2008 году ухудшаются отношения Грузии и России из-за югоосетинского конфликта. 2 сентября 2008 года Россия и Грузия разорвали дипломатические отношения. В 2009 году Грузия выходит из СНГ.

Резко обострились отношения между Украиной и Россией в 2014 году во время политического кризиса на Украине. В феврале 2014 года, на фоне массовых беспорядков в Киеве. 16 марта 2014 года на территории двух регионов Украины (город Севастополь и АР Крым) прошёл референдум о присоединении Крыма к России, в обоих регионах более 95% избирателей проголосовали за присоединение к России. 18 марта 2014 Президент РФ Владимир Путин подписал указ о признании образованной в результате слияния двух украинских регионов Республики Крым и подписал с её властями договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации.

У России с балтийскими государствамисложились сложные отношения.Эти государства оказались за пределами СНГ. Они сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не спешат укреплять политические связи с «восточным соседом».

Отношения с государствами ближнего зарубежья остаются для России важнейшим направлением ее внешней политики.

 

Вопрос 19: российско-американские отношения на современном этапе.

 

http://ruxpert.ru/%D0%9E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%A1%D0%A8%D0%90

Отношения России и США на протяжении последнего столетия имеют ключевое значение не только собственно для России и США, но и для всего мира.

Согласно распространяемой американцами теории демократического мира, все демократические страны не только дружат друг с другом, но и по мере сил помогают недостаточно демократическим странам. К сожалению, это всего лишь миф. Большую политику никто не отменял. Если демократическим странам становится выгодно не помогать, а вредить, они вредят. А если им становится выгодно перейти к прямой военной агрессии, они переходят к прямой военной агрессии — как мы могли не так давно наблюдать на примере Ирака и Ливии.

Интересы США и России по многим вопросам прямо противоположны. Поэтому после распада СССР Штаты даже и не думали прекращать Холодную войну против России — и их политики регулярно говорят прямым текстом, что Россия — враг номер один, и что Америка должна пресекать все попытки русских увеличить своё влияние на мировой арене. В крупнейших американских СМИ говорится прямым текстом — Россия представляет большую опасность для Запада, и очень жаль, что Запад не уничтожил Россию в девяностые годы, когда у него была такая возможность. [3]

В последнее время на фоне Украинского кризиса отношения России и США вновь обострились: США поддержали и профинансировали антироссийский государственный переворот на Украине, а когда Россия воспользовалась этим для воссоединения с Крымом и оказала сдержанную поддержку отделившимся от Украины Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, США в ответ на это приняли антироссийские санкции и заставили Евросоюз и несколько стран-сателлитов сделать то же самое.

Ядерное оружие

Россия — вот уже несколько десятилетий является единственной страной в мире, которая может уничтожить США при помощи ядерного оружия — или, по крайней мере, нанести им невосполнимый ущерб.

Военные интересы США требуют решить эту проблему одним из трёх способов: уничтожить ядерное оружие в России, подчинить Россию себе или создать некую защиту от наших ракет. Это вопрос национальной безопасности Соединённых Штатов.

Интересы России, с другой стороны, требуют сохранения нашего ядерного щита — так как если мы его лишимся, мы лишимся и значительной доли нашего политического влияния, а у Штатов появится возможность угрожать России военной силой.

Энергоресурсы

Экономика нашей планеты основана на энергии. Большая часть товаров/услуг добывается при помощи электроэнергии, а электрогенерация завязана на углеводороды и, в меньшей степени, на АЭС.

Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и по производству природного газа, оказывая тем самым огромное влияние не только на мировую экономику, но и на политику.

Торговые интересы США требуют контроля над российской нефтью. Россия, разумеется, хочет сохранить контроль над своими углеводородами за собой.

Тот же конфликт интересов, хоть и в значительно меньшей степени, можно наблюдать в сфере строительства и обслуживания атомных электростанций.

Цели США в отношении России

STRATFOR: Главной целью США всегда было недопущение союза России и Германии

Документ был утверждён 18 августа 1948 года как совершенно секретная директива Совета национальной безопасности (СНБ) 20/1 [1]. Этот документ, занявший 33 страницы текста, впервые опубликован в США в 1978 году в сборнике «Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945—1950 г». Во вступительной части директивы СНБ 20/1 объяснялось:

Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической войны наметить более определенные и воинственные цели в отношении России уже теперь, в мирное время, чем было необходимо в отношении Германии и Японии еще до начала военных действий с ними... При государственном планировании ныне, до возникновения войны, следует определить наши цели, достижимые как во время мира, так и во время войны, сократив до минимума разрыв между ними. Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум: а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы; б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России. Наши усилия, чтобы Москва приняла наши концепции, равносильны заявлению: наша цель - свержение Советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать, что эти цели недостижимы без войны, и, следовательно, мы тем самым признаем: наша конечная цель в отношении Советского Союза - война и свержение силой Советской власти. Было бы ошибочно придерживаться такой линии рассуждений. Во-первых, мы не связаны определенным сроком для достижения наших целей в мирное время. У нас нет строгого чередования периодов войны и мира, что побуждало бы нас заявить: мы должны достичь наших целей в мирное время к такой-то дате или "прибегнем к другим средствам…". Во-вторых, мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события… Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их, а не наше дело. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события… Как правительство мы не несем ответственности за внутренние условия в России…

 

Политика

Ядерное оружие, контроль над огромными запасами углеводородов и прочие факторы обеспечивают России огромный политический вес в мире. Россия использует этот вес для продвижения своих интересов — которые зачастую противоречат интересам США.

Так, например, в 2013 году Россия не дала США начать вторжение в Сирию и сделать Украину ассоциированным членом ЕС.

Доллар

Вся финансовая мощь США основана на долларе, а вся военная мощь Штатов основана на их финансовой мощи. Для США критично важно, чтобы никто даже и не думал покушаться на гегемонию их валюты. Вся планета ведёт международную торговлю в долларах и в долларах же держит свои золотовалютные резервы.

Для России было бы выгодно отказаться от доллара в пользу своей валюты, твёрдо обеспеченного углеводородами рубля. Однако с точки зрения США отказ от доллара означает прямое воровство их денег — ведь тогда Штаты перестанут извлекать прибыль из российской торговли.

Мало того: если от доллара откажется столь влиятельная страна как Россия, в мире может начаться цепная реакция переходов на национальные валюты — после которой долларовая зона съёжится, курс доллара резко упадёт, а американская экономика за пару лет опустится в глубочайший кризис.

Космонавтика

С 1990-х годов практически вся пилотируемая космонавтика, кроме китайской программы, фактически держится на сотрудничестве России и США. Несмотря на неизбежные шероховатости на данный момент имеет место постепенное взаимопроникновение технологий и де-факто действующая космическая программа обеих стран стала почти неразрывной. В частности, инфраструктура подготовки космонавтов и центры управления полётом в настоящее время функционируют практически в рамках единого процесса без особой бюрократизации связей между ними. В 2014 году дошло до того, что воронежское предприятие «Орбита» выиграло конкурс на создание одной из бортовых систем нового космического корабля, разрабатываемого корпорацией «Боинг».

Образцовым сотрудничество в пилотируемой космонавтике признают специалисты по обе стороны океана — см., например, мнение начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и, по совместительству, самого титулованного из действующих космонавтов на планете Сергея Крикалёва [6] и статью одного из самых уважаемых людей в американской космонавтике, руководившего американскими астронавтами в течение десятилетий, Джорджа Эбби с характерным названием «The U.S.-Russaspaceexperience: a specialanduniquepartnership» («Американско-российский космический опыт: особенное и уникальное партнёрство») [7], где содержится призыв и далее действовать в том же духе.

Также успешно осуществляются российские эксперименты на борту научных космических аппаратов НАСА, а с недавнего времени приём информации российского космического телескопа Радиоастрон осуществляет радиотелескоп в США.

Активно развиваются проекты в области создания ракет-носителей, особенно в плане применения российских ракетных двигателей на ракетах, производимых в США. Особенно известен в этом плане носитель Atlas-5, для которого в России разработали, по сути, новый двигатель.

Успешно развиваются также контакты в области космического образования — в настоящее время существуют летние научные школы, в рамках которых лучшие из будущих космических инженеров могут приобрести опыт работы с заокеанскими коллегами и установить личные связи, что немаловажно в любом виде деятельности.

Гражданская авиация

Похожая на космонавтику картина наблюдается и в авиационной отрасли, где отечественная корпорация ВСМПО-АВИСМА стала едва ли не полным мировым монополистом в создании крупногабаритных титановых деталей для гражданской авиации, а небезызвестный дальнемагистральный пассажирский самолёт Боинг 787 Дримлайнер разрабатывался в режиме близком к 24/5 за счёт того, что проектированием многих систем самолёта попеременно занимались конструкторские бюро Боинга в США и в Москве.

Также, как известно, корпорация Боинг участвовала в создании российского самолёта Сухой Супер Джет 100.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.122.173 (0.072 с.)