Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотрудничество стран СНГ в области военной безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кроме двустороннего сотрудничества страны СНГ предприняли и некоторые скоординированные коллективные меры в области военной безопасности. В связи с тем, что для стран СНГ сохранилась угроза безопасности со стороны НАТО, исламских стран, Китая, часть из них объединилась, подписав договор о коллективной безопасности в Ташкенте 15 мая 1992 г. В договор вошли Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Позднее к ним присоединились Грузия, Азербайджан, Беларусь. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на 5 лет и был продлен на очередной срок в апреля 1999 г. Однако Узбекистан, Грузия и Азербайджан заявили о выходе из договора. Туркмения и Молдова претендуют на статус нейтральных стран и неохотно идут на военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Украина предпочитает двусторонние договоренности. Совет коллективной безопасности собрался на первое заседание в декабре 1993 г. Секретариат ДКБ (генеральный секретарь – В.В. Земской, затем В. Николаенко, с апреля 2003 г. – Н.Н. Бордюжа) начал работать с 1996 г. Основными направлениями сотрудничества стали строительство вооруженных сил, подготовка кадров, создание системы ПВО, охрана границ. Отсутствие механизма совместных действий в отражении агрессора, отсутствие программ военно-технического и военно-экономического сотрудничества показали, что ДКБ носит декларативный характер. По отношению к странам НАТО государства ДКБ не ведут сколько-нибудь согласованной политики. НАТО же предлагает им скоординированную политику Запада в рамках программы “Партнерство во имя мира” и упорно не желает считаться с СНГ как с организацией. Признаки согласованной политики проявились с возникновением угрозы государствам Центральной Азии со стороны исламских экстремистов, прежде всего – режима талибов в Афганистане8. Атаки исламских экстремистов (Исламского движения Узбекистана) на Баткенскую область Киргизии осенью 1999 г., на Киргизию и Узбекистан летом 2000 г. заставили эти страны теснее сотрудничать с Россией и другими государствами СНГ. В 2001 г. принято решение сформировать Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) для Центральной Азии из воинских контингентов Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. Шесть стран ДКБ в 14 мая 2002 г. заявили о создании Организации ДКБ. Реальным делом стало создание Антитеррористического центра стран СНГ (АТЦ) по инициативе Совета министров внутренних дел стран СНГ. АТЦ СНГ является постоянно действующим отраслевым органом для координации деятельности органов безопасности и спецслужб в области борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Руководителем Центра 21 июня 2000 г. назначен генерал-лейтенант Б.А. Мыльников. Общее руководство осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ). 1 декабря 2000 г. ССГ СНГ утвердил Положение об Антитеррористическом центре. В 2000 г. проведено учение “Южный щит Содружества”, а в апреле 2001 г. в Киргизии были проведены совместные учения сил безопасности и спецслужб 9 государств СНГ – Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, России, Узбекистана и Украины. Вместе с тем, когда началась антитеррористическая операция США против режима талибов в Афганистане, страны СНГ и ДКБ не выступили как единая организация, в отличие от НАТО. Государства СНГ поддержали действия антитеррористической коалиции на основе двусторонних отношений с США. Россия первой поддержала усилия США в центральноазиатском регионе и не препятствовала созданию военных баз США в Узбекистане (Ханабад), Киргизии (аэродром Манас), Таджикистане (Куляб), присутствию американских войск в Грузии. Уверения политиков США о временности пребывания войск в странах Центральной Азии сомнительны, зато обозначилось реально ослабление позиции России в Закавказье и Средней Азии. Другим реальным делом стран СНГ в военно-политическом отношении стало восстановление объединенной системы ПВО в феврале 1995 г. Создан Координационный комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны. Его возглавляет Главнокомандующий войсками ПВО России. Важно, что в ОС ПВО вошла Украина, хотя не участвуют Молдова, Азербайджан, неактивны Узбекистан, Туркмения. В январе 1996 г. СГГ принял Концепцию охраны воздушного пространства СНГ, включавшую принципы обороны, принципы совершенствования вооружений, основные направления подготовки войск. С концепцией выразили несогласие Азербайджан, Армения, Молдова, Туркмения и Украина9. Важнейшей частью военно-политического сотрудничества стран СНГ является охрана внешнего периметра постсоветского пространства. Единый режим внешней границы СНГ создать не удалось, хотя первоначально предполагалось сохранение общих пограничных войск, назначен в декабре 1991 г. командующий. Соглашение 20 марта 1992 г. об охране государственных границ и морских экономических зон государств-участников СНГ исходило уже из наличия собственных пограничных сил стран СНГ и пограничных войск Содружества при объединенном командовании. Туркмения и Молдова не подписали договор, Украина и Азербайджан высказались против подчинения пограничных войск объединенному командованию. Уже к лету 1992 г. вместо единого командования был создан координирующий орган – Совет командующих пограничными войсками. Россия создала по указу Б.Н. Ельцина 12 июня 1992 г. Комитет по охране государственных границ со статусом межгосударственного органа. В конце 1993 г. осложнение ситуации на афгано-таджикской границе привело к совместным действиям центральноазиатских стран и России по усилению охраны таджикской границы как границы Содружества10. Руководители Беларуси, России и Украины 15 апреля 1994 г. приняли в Москве Меморандум и заявление о сотрудничестве в охране внешних границ на основе двусторонних и многосторонних договоренностей. Лидеры Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России смогли разработать и подписать 26 мая 1995 г. договор об охране границ с третьими странами. Продолжением пограничного сотрудничества стали соглашения об обмене информацией по вопросам охраны границ и о сотрудничестве Пограничных войск по вопросам научно-исследовательской деятельности, принятые 12 апреля 1996 г., Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств-участников СНГ при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах, принятое 17 мая 1996 г.11 Последнее предполагает коллективные военные акции против нарушителей границы стран-участниц. К межгосударственным действиям по укреплению мер доверия в военной области в районах границы относится ежегодные с апреля 1996 г. встречи лидеров России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана с руководителем Китая. Они создали условия для преодоления разногласий в демаркации границ, для отвода войск от границы, для разработки общих мер по укреплению режима границ, для усиления борьбы с терроризмом. На июньской встрече 2001 г. в Шанхае участвовал также президент Узбекистана И. Каримов. Шанхайский форум превратился в Шанхайскую организацию сотрудничества. К сложнейшим пограничным вопросам относится правовой статус Каспийского моря. Он определяется договорами с Ираном от 26 февраля 1921 г. и 25 марта 1940 г. С распадом СССР субъектов международного права стало 5 – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркмения. Шельф озера богат нефтью, воды – рыбой ценнейших пород. В международном праве нет аналогов ситуации, по этой причине идет, начиная с 1992 г., работа по сближению позиций сторон. Страны СНГ пришли к единой позиции: раздел шельфа на сектора по срединной линии, пропорционально длине береговой полосы, водная толща и поверхность остается в общем пользовании. Формула В.В. Путина: “Дно разделить – вода общая”. Иран требует раздела дна озера на равные части, хотя пропорционально береговой полосы его доля не может превышать 13 %. На апрельском 2002 г. саммите прикаспийских стран в Ашхабаде разногласия не были преодолены. Взаимодействие в охране внешних границ осуществляется также на основе двусторонней договоренности с Россией. Если пройти по периметру старых советских границ, то можно обнаружить, что режим их охраны различен. Советские границы, охраняемые Россией, обустроены, соблюдается двустороннее сотрудничество. Новые границы, ставшие внешними для СНГ, это границы России и Беларуси со странами Прибалтики. Со стороны России границы с Эстонией, Латвией и Литвой делимитированы, т.е. проведены на карте, демаркированы, т.е. обозначены на местности физически, обустроены в одностороннем порядке. Взаимодействие пограничных служб налаживается с трудом вследствие антирусских настроений в Прибалтике и территориальных претензий. Граница Белоруссии с Латвией и Литвой охраняется слабо, проницаема для контрабандистов и нелегальных мигрантов в обе стороны. Это наносит ощутимый вред России. Белорусско-польская, украинско-польская, украинско-словацкая, украинско-венгерская, украинско-румынская, молдово-румынская границы охраняются соответственно белорусскими и украинскими и молдавскими пограничниками в старом режиме, обустроены. Налажено взаимодействие пограничных служб. Граница Молдовы и Румынии имеет свободный режим. С интеграцией Румынии в евроструктуры он не будет таким либеральным. Российско-белорусское сотрудничество по пограничным вопросам регламентируется договором от 15 апреля 1994 г. В Закавказье границы более проницаемы, чем в европейской части СНГ. Турецко-грузинская граница охранялась частями российской ФПС по договору 3 июня 1994 г., но с 1997 г. Грузия перестала оплачивать затраты на содержание пограничного отряда “Грузия” и потребовала его вывести в 1998 - 1999 гг. Граница Армении с Турцией и Ираном охраняется ФПС России (отряд “Армения”) по договору 30 сентября 1992 г., пограничные войска финансируются на равной долевой основе, с 1994 г. определен порядок прохождения в них службы граждан Армении по контракту. Границу с Ираном Азербайджан охраняет своими пограничными войсками. Пограничные сооружения серьезно нарушены во время боевых действий и гражданских беспорядков. В Центральной Азии до конца 90-х гг. охрана границы велась в основном силами российской ФПС и преимущественно за российский счет. Это дешевле, чем обустраивать и охранять новые российские границы с Казахстаном. С Туркменией действовала договоренность об охране границы, о дислокации войск ПВО и ВВС от 31 июля 1992 г. Пограничные войска формировались по ставшей традиционной схеме: офицерский состав – российский, рядовой – местный. В 1999 г. Туркмения перешла на охрану внешних границ своими силами. По той же схеме поступили власти Киргизии, в которой присутствие российских погранвойск регулировалось договором о взаимодействии пограничных служб 28 марта 1996 г. В августе 1999 г. российские погранвойска ушли из Киргизии. Основной мотив– отсутствие денег на содержание пограничной стражи. Следовательно, сейчас граница слабо охраняема. В Таджикистане по договору от 25 мая 1993 г. находятся 6 российских пограничных отрядов численностью в 16,5 тыс. чел. Они обеспечивают охрану границы Таджикистана с Китаем и Афганистаном. Финансируются отряды ФПС на паритетных условиях, офицерский состав – российский, рядовой – таджикский, соотношение – 1 к 9. Погранотряды закрывают более тысячи км наиболее беспокойной границы Содружества. Казахстанско-китайская граница и морская граница Казахстана охраняются казахстанскими погранвойсками в сотрудничестве с российскими в соответствии с договорами 25 февраля 1993 г., 21 октября 1994 г. и 30 июня 1995 г. Договоры предусматривают создание Консультативно-контрольного совета, Оперативной группы в 240 чел., взаимодействие по охране внешних границ12. Договор о сотрудничестве России и Узбекистана по пограничным вопросам был подписан 4 мая 2001 г. во время визита президента И. Каримова в Москву13. В целом дело охраны рубежей Содружества поставлено слабо. Границы Закавказья и Средней Азии проницаемы для наркотиков, контрабанды, нелегальных мигрантов, банд террористов. Сами государства СНГ не в состоянии обеспечить охрану внешних границ. Помощь России не всегда принимается из-за политических и экономических соображений. Внутренние границы Содружества практически прозрачны. Пограничные кордоны на более-менее крупных транспортных артериях напоминают запертую калитку посреди поля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.01 с.) |