Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел Вооруженных Сил СССР и формирование национальных Вооруженных Сил. 1992 – 2002 гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Распавшийся СССР оставил крупнейшую в мире 4,2 миллионную армию, вооруженную по последнему слову техники, снабженную ядерным оружием, имевшую в своем составе 4 флота, аэрокосмические силы, противовоздушную и противоракетную системы обороны, военные базы и группы войск за рубежом. Армия, выполняя стратегические задачи, была размещена неравномерно по территории Союза. Большая часть сухопутных сил противостоявших НАТО, находилась в России, на Украине, Белоруссии и в Прибалтике. Ядерные силы сдерживания базировались на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Два флота – Северный и Тихоокеанский находились в России, Черноморский – преимущественно на Украине, Балтийский – на 4/5 в Прибалтийских республиках. Страны Содружества изначально выразили стремление иметь собственные вооруженные силы, Объединенное командование предполагалось как временное до создания национальных сил. Украина объявила о создании национальных вооруженных сил с 3 января 1992 г., что и было отражено в Соглашении о вооруженных силах и пограничных войсках 30 декабря 1991 г.1 Прочие члены Содружества организовали управление военных ведомств к лету 1993 г. Главкомат ОВС СНГ, выполнявший с февраля 1992 г. координирующие функции при разделе вооружений, был упразднен. Наиболее важной частью вооруженных сил СССР были силы ядерного сдерживания (СЯС). Они базировались в России, на Украине - 176 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (МБР с РГЧ ИН) типа РС-18 и РС-22, в Казахстане – 104 МБР РС-20 (наиболее мощные в мире ракеты с РГЧ ИН) и Белоруссии – 54 ракеты типа РС-12. Система раннего предупреждения ПРО базировалась в Латвии, на Украине, в Азербайджане и России, космодромы находились в Казахстане (Байконур) и в России (Плесецк и Капустин Яр). Россия, как правопреемница СССР, считалась ядерной державой, что не оспаривалось другими сторонами. Именно президенту РФ страны СНГ, имеющие ядерное оружие на своей территории, передали право его применения. Участники Алма-Атинской встречи высказались за сохранение единого контроля за ядерными силами и объединенное командование стратегическими силами. Белоруссия и Украина заявили о присоединении к договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Руководитель Казахстан не скрывал своего желания оставить его ядерной державой, хотя не возразил против вывоза тактического ядерного оружия с территории своей страны согласно договору о ликвидации такового между СССР и США. Правительства стран обязались представить на ратификацию в парламенты договор по СНВ. Было также заключено соглашение по совместному исследованию и использованию космического пространства, которое предусматривало контроль за военно-космическими силами со стороны объединенных стратегических вооруженных сил2. Расползание ядерного оружия противоречило договору 1968 г., поэтому проблема ядерных сил на территории Украины, Белоруссии и Казахстана стала международной. В Минске 14 февраля 1992 г. страны СНГ обязались принять меры по скорейшей ратификации договоров о СНВ и об обычных вооруженных силах в Европе. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне был подписан Протокол к договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан приняли на себя все обязательства СССР по договору, а Беларусь, Казахстан и Украина обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1 июля 1968 г. в качестве неядерных держав и вывести стратегические силы со своей территории в течение семи лет3. Страны СНГ подтвердили другие обязательства СССР, которые следовали по договору 26 мая 1972 г. об ограничении противоракетной обороны, 8 декабря 1987 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подтвердили они 6 июля 1992 г. и правопреемство России как ядерной державы. Однако, лишившись права обладать ядерным оружием, вследствие невозможности его технического обслуживания и давления России и США, Украина и Казахстан не собирались с ним расстаться просто так. Казахстан ратифицировал ДНЯО лишь в декабре 1993 г. В марте 1992 г. президент Украины Л. Кравчук заявил о приостановке вывоза ядерного оружия со своей территории в Россию для его утилизации, а 2 июля 1993 г. Верховная Рада объявила ядерное оружие собственностью Украины. Украина предполагала около 40 % ядерного оружия закрепить за собой. Украинский парламент выступил против Соглашения между правительствами России и Украины об утилизации ядерных боезарядов, подписанного в Массандре 3 сентября 1993 г. Понадобились дополнительные усилия, чтобы Украина согласилась закрыть в 1994 г. ядерную тему. 14 января 1994 г. на встрече в Москве президента России Б. Ельцина, президента США В. Клинтона и президента Украины Л. Кравчука было признано право Украины, Беларуси и Казахстана на компенсацию стоимости ядерных боезарядов в ракетах подлежащих ликвидации на их территории. Из 800 млн. долл., направленных на эти цели США, Украина получала 175 млн. долл. Для начала Россия возвращала стоимость боезарядов Украине ТВЭЛами для атомных электростанций, Украина в течение 9 месяцев деактивировала ракеты. Верховный Совет Украины проголосовал 16 ноября 1994 г. за присоединение к договору 1968 г. с оговорками, требовавшими признания прав Украины на материалы, полученные после разукомплектования ракет, и вступления закона в силу после предоставления Украине гарантий безопасности ядерными державами. Такие гарантии были даны 5 декабря 1994 г. Россией, США и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии4. Россия поставила под свой контроль военно-космические силы и систему ПРО. В России действовали системы ПРО в Подмосковье, на Кольском полуострове (Оленегорск), в Коми (Печора), близ Иркутска (Мишелевка). Однако большая часть станций системы предупреждения о ракетном нападении оказалась за пределами России – близ г. Габала в Азербайджане, в Закарпатской области (у г. Мукачево) и в Крыму (“Николаев” на мысе Херсонес) на Украине, у г. Балхаш в Казахстане, у г. Барановичи (Ганцевичи) и п. Вилейка в Белоруссии, г. Скрунда в Латвии. Часть из них была не достроена, другая – реконструировалась. Станцию в Скрунде России пришлось ликвидировать по договору с Латвией 30 апреля 1994 г.: в 1995 г. была уничтожена система “Дарьял”, в 1998 г. взорвана станция “Днепр”. Долгое время не был определен статус Габалинской РЛС. В январе 2002 г. В.В. Путин и Г.А. Алиев договорились о принадлежности РЛС Азербайджану с передачей ее на 10 лет в аренду России. В Барановичах смонтирована РЛС последнего поколения “Волга”, способная отслеживать запуски баллистических ракет в Европе. Космодром Байконур был передан Казахстаном в аренду России сроком на 20 лет с выплатой 115 млн. долл. ежегодно по договору 28 марта 1994 г. Что же касается обычных вооружений, в т.ч. признанных частью стратегических сил ПВО, ВВС, ВМФ, то уже соглашения 30 декабря 1991 г. дали старт их разделу. В процессе раздела вооружений не участвовала Грузия, не входившая в СНГ до 1993 г., а также Литва, Латвия, Эстония. Странам досталось в основном военное имущество и инфраструктура, находившиеся на их территории. Однако Россия не позволила участвовать в разделе имущества на равных также Молдавии, на территории которой оказались склады Киевского военного округа и вывезенное вооружение группы войск в Германии, и Таджикистану. Советские войска в Прибалтике, Молдавии, Закавказье (Закавказская группа российских войск), Таджикистане были объявлены российскими. Российским был объявлен 7 апреля 1992 г. также и Черноморский флот. К концу 1993 г. вооруженные силы СССР были в основном поделены, за исключением Черноморского флота, права на который одновременно с Россией заявила Украина (5 апреля 1992 г.). Спор был осложнен тем, что российская общественность поставила под сомнение юридическую принадлежность Крыма и Севастополя Украине. По Ялтинскому договору 3 августа 1992 г. флот был выведен из ОВС СНГ и переподчинен президентам двух стран, он был признан подлежащим разделу для формирования флотов Украины и России. В апреле 1994 г. стороны договорились о том, что украинская доля флота составит 15 – 20 %. Сочинским соглашением 9 июня 1995 г. флот разделили при следующем соотношении судов: РФ – 81,7 %, Украина – 18, 3 %. Договорились также о раздельном базировании флотов, российский флот получал базу в Севастополе. Пакет документов о разделе Черноморского флота было подписан только 28 мая 1997 г. Флот был признан собственностью Украины, Россия получала свою долю флота за 526,5 млн. долл., на условиях аренды ей передавались 1020 военных объектов в Крыму на 20 лет. В их число вошли 4 севастопольские бухты (одна совместно с флотом Украины), два аэродрома и другая инфраструктура в Севастополе, Феодосии, Черноморске, Прибрежном, Карадаге. Стоимость аренды была определена в 97,8 млн. долл. в год5. Украина не получила “живых” денег, в зачет стоимости кораблей и аренды пошли украинские долги за энергоносители (Украина была должна к моменту договора около 3 млрд. долл.). Подписание договора было встречено негативно националистами обоих государств. Государственная Дума России ратифицировала договор только в декабре 1998 г., Совет Федерации – в феврале 1999 г., обусловив его ратификацией договора об аренде Севастополя Верховным Советом Украины. Рачительные украинцы только в 1999 г. отдельно продали России всего за 350 млн. долл. крейсер “Москва” и 11 стратегических бомбардировщиков, оказавшихся на незалежной территории6. Далеко не всем странам СНГ и Балтии удалось создать боеспособные воинские части. Учреждения военного образования, предприятия ВПК остались в основном в России и на Украине. Большая часть воинских соединений стран СНГ и Балтии не имеет опыта, необходимой подготовки, мало пригодна к реальным боевым действиям. О соотношении вооруженных сил можно приблизительно судить по их численности. В 2000 – 2001 г. численность армий стран постсоветского пространства (без гражданского персонала) была такова: Россия – 1004 тыс. чел., Украина – 310 тыс., Узбекистан – 74 тыс. (есть сведения о 80 – 100 тыс.), Беларусь – 81 тыс., Казахстан – 65,8 тыс., Азербайджан – 70 тыс., Нагорный Карабах (Национально-освободительная армия Арцаха) – 20 - 25 тыс., Армения – 53,4 тыс., Туркмения – 17 – 19 тыс., Грузия – 26,3 тыс., Абхазия – 5 тыс., Южная Осетия – 2 тыс., Литва – 12,1 тыс., Таджикистан – 7 - 9 тыс., Молдова – 10,7 тыс. (есть сведения о 20 тыс.), Приднестровская Молдавская Республика – 5 тыс., Киргизия – 9,2 тыс., Эстония – 4,8 тыс., Латвия – 5,8 тыс. чел.7 На двусторонней основе решался вопрос о выводе или легитимизации российских войск на территории других республик. С территории Литвы войска были выведены до 31 августа 1993 г., из Латвии и Эстонии – до 31 августа 1994 г. В двух последних странах вывод войск был увязан с соблюдением прав военных пенсионеров, правами русскоязычного населения и необходимостью эксплуатации стратегического объекта – РЛС в Скрунде. Российская сторона не проявила достаточной твердости в переговорах и под давлением западных стран вывела войска, не оказав существенного влияния на положение русских в Прибалтике. Станция слежения в Скрунде была ликвидирована в 1998 г. без соответствующего возмещения, поскольку РЛС в Ганцевичах стала работать только в 2002 г. Статус российских войск в Белоруссии определяется участием в Договоре о коллективной безопасности 15 мая 1992 г. договорами 1995 – 1997 гг. и договором о создании Союзного государства. Стороны формируют объединенную группировку численностью до 300 тыс. чел., создают общий оборонно-промышленный комплекс, РЛС в Ганцевичах передана России на 25 лет без компенсации. Стороны сотрудничают в охране границ, в ПВО. Российские войска на Украине находятся на военно-морской базе в Крыму и в Мукачево (РЛС). Вывести войска из Молдавии – остатки 6 и 14 армий – Россия обязалась в 1994 г. в течение 3 лет. Однако вывезти военное имущество и боеприпасы из Приднестровья (14 армия) сложно технически и политически, поскольку российские войска являются гарантом прекращения вооруженного конфликта. На саммите в Стамбуле в 1999 г. Б.Н. Ельцин дал обещание вывести войска в 2002. г. Вряд ли оно будет выполнено. Аналогичное обещание было дано по поводу вывода военных баз из Грузии. Российские войска на территории Грузии (22 тыс. чел) получили в сентябре 1995 г. статус военных баз – Гудаута (в Абхазии), Вазиани (аэродром близ Тбилиси), Батуми, Ахалкалаки. Эвакуированы базы в Вазиани и Гудауте (формально). О судьбе остальных ведутся переговоры. Российские военные настаивают на 14-летнем сроке вывода войск, грузинская сторона – на двух годах. Военное сотрудничество с Грузией сокращается. Войска на территории Армении (5 тыс. чел.) получили статус военной базы по договору 16 марта 1995 г., заключены также около 10 договоров в военной области. Армения является стратегическим союзником России в Закавказье. В Азербайджане имеется российская воинская часть только на Габалинской РЛС. В Казахстане российские войска находятся на основании договоров о едином оборонном пространстве 1993 г. и о создании объединенной группировки вооруженных сил 1995 г. Здесь в Байконуре и на полигоне Сарышаган (с 18 октября 1996 г. арендован на 10 лет) базируются военно-космические силы и силы ПВО России. Из Таджикистана с советского времени не уходила 201 дивизия, которая в 1993 г. получила статус миротворческих войск СНГ (около 7 тыс. чел). С 2002 г. – ведутся переговоры об аренде за 200 млн. долл. в год занимаемых военных городков как военной базы. Здесь же базируется группировка пограничных войск России (около 17 тыс. чел). Дивизия и погранвойска образуют Российскую группу войск в республике Таджикистан и имеют общее командование. Действует объект военно-космических сил «Окно». С Киргизией у России имеется договор 5 июля 1993 г. о сотрудничестве в военной области, предусматривающий взаимную аренду военных объектов. В Киргизии это испытательные полигоны “Улан” и “Озеро” на Иссык-Куле. Есть договор 1995 г. предоставляющий судам ВМФ России права плавания на оз. Иссык-Куль. В 2003 г. Киргизия предоставила России в аренду военный аэродром Кант. В Туркмении по договору 31 июля 1992 г. некоторое время находились войска ПВО и ВВС. В Узбекистане российских войск нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.012 с.) |