Противостояние российского и союзного руководства. Новоогаревские переговоры о новом союзе республик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противостояние российского и союзного руководства. Новоогаревские переговоры о новом союзе республик



Основным противником сохранения СССР были национальные культурно-политические элиты прибалтийских, славянских, закавказских республик и Молдавии. То, о чем не решались говорить официальные лица, открыто говорили интеллигенты. Еще в июле 1990 г. эмигранты-диссиденты, представители национальной интеллигенции республик Закавказья, Прибалтики, Татарии, собравшиеся в Праге, приняли воззвание с требованием распустить Союз. В январе 1991 г. почти аналогичное требование было принято на конференции движения “Демократическая Россия” в Харькове.

Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990 г. российское руководство начало борьбу за реальное осуществление суверенитета республики. Декларация о суверенитете РСФСР, принятая 12 июня, положила начало войне законов с союзным центром. Были созданы в течение лета 1990 г. – 1991 г. необходимые высшие и центральные органы управления – Центральный банк, пенсионный фонд, министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства.

Для ведения переговоров с другими республиками о заключении нового союзного договора 22 сентября была избрана делегация во главе с Б.Н. Ельциным. Параллельно с этим Б.Н. Ельцин и его сторонники в руководстве России поддержали действия сепаратистов в прибалтийских и закавказских республиках, осудили карательные акции против них со стороны союзного центра. В феврале – марте 1991 г. лозунги “Нет Союзу ССР” появились на массовых митингах в Москве. Однако большинство населения было еще против распада СССР

Необходимость пересмотра союзного договора 1922 г. была очевидна. Проекты, подготовленные Верховным Советом СССР, не устраивали республиканских политиков. С 23 апреля 1991 г. в резиденции президента СССР М.С. Горбачева в московском пригороде Ново-Огарево начались переговоры делегаций союзных республик и представителей союзного центра по договору о Союзе Суверенных Советских Республик. Новый договор предполагал существенное расширение полномочий республик, в том числе и суверенизацию автономных республик. В исключительном ведении Союза остались бы оборона, внешняя политика и охрана границ, связь, информация, службы космическая, гидрометеорологическая, стандартизации, геодезии и картографии, охрана общественного порядка. Собственность отошла бы к республикам. Союзный президент из всевластного владыки превратился бы в клерка на службе республик5. Договор 20 августа согласились подписать 9 республик из 15: РСФСР, УССР, БССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и Азербайджанская ССР. Подписание договора стало бы серьезной победой М.С. Горбачева, поскольку суверенизация автономий означала бы фактический распад РСФСР и ослабление позиций российских властей. Таким образом, ценой сохранения Союза был распад РСФСР.

 

1.3. Ликвидация СССР и образование СНГ

Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, не смотря на их согласие подписать проект договора, ни консервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19 – 22 августа привел к резкому усилению позиций российского президента Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия – 21 августа, Украина – 24 августа, Беларусь – 25 августа, Молдова – 27 августа, Азербайджан – 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан - 31 августа, Таджикистан – 9 сентября, Туркмения – 27 октября6. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев.

Путч уничтожил также один из главных обручей, скреплявших СССР, – коммунистическую партию. Деятельность ее была приостановлена 23 августа и запрещена 6 ноября 1991 г.7

В течение августа – декабря 1991 г. произошел распад союзных властных структур. После путча практически бездействовал Кабинет министров СССР. Собравшийся 2 сентября V съезд народных депутатов СССР самораспустился, приняв закон “Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период”. Вместо правительства действовал Межреспубликанский экономический комитет. Власть президента М.С. Горбачева была ограничена Госсоветом из глав 11 республик. С целью разработки Конституции Союза Суверенных Государств был избран новый Верховный Совет из депутатов Съезда по 20 представителей от каждой республики. На съезд были посланы делегаты от 7 республик.

Руководство Украины все больше демонстрировало нежелание участвовать в новом союзе, инициировав референдум по вопросу о независимости. Переговоры об ССГ шли по затухающей амплитуде. Если 14 ноября на заседании Госсовета за образование ССГ высказались 7 лидеров республик, то 25 ноября все они отказались подписывать договор, отправив его на рассмотрение парламентов. 3 – 4 декабря обе палаты Верховного Совета СССР высказались за подписание договора об ССГ. Однако чуть раньше – 1 декабря население Украины на референдуме высказалось за независимость. Этот референдум стал важным индикатором перемены в политическом настроении масс. Идея сохранения союза уже не имела защитников, кроме остатков союзных бюрократических структур и дезорганизованных коммунистов.

8 декабря в резиденции белорусского лидера Вискули руководители трех славянских республик Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств8. Высокие Договаривающиеся Стороны констатировали, что “Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”, и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содружество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривалось сохранение объединенного командования стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР.

Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев задержался в Москве. Сейчас участники той исторической встречи говорят о спонтанности решения, но текст Соглашения свидетельствует о его продуманности, следовательно, заготовка у авторов была. В интервью журналу “Пари-Матч” Л. Кравчук позднее отмечал, что о встрече славянских президентов в Минске договоренность была достигнута в середине ноября. Б.Н. Ельцин высказывал идею подобной договоренности еще в начале 1991 г.9 Понимали они и значение события, и его нелегитимность. По союзной конституции отдельные республики имели право на выход из СССР, а не на его ликвидацию. Б.Н. Ельцин информировал президента США Д. Буша, С. Шушкевич – президента СССР М.С. Горбачева.

Даже после Минского соглашения М.С. Горбачев пытался сохранить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. Однако Верховные Советы Белоруссии и Украины уже 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. В Минске против ликвидации СССР голосовал только один депутат – А.Г. Лукашенко. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922 г. о создании СССР.

Заявив о ликвидации СССР, славянские республики катапультировали в независимость остальных партнеров по Союзу, не спросив их согласия. Президенты республик Средней Азии и Казахстана 13 декабря, собравшись по инициативе президента Туркмении С. Ниязова в Ашхабаде, сформировали Консультативный совет по координации экономической политики10. Предложение С. Ниязова создать политический союз не получило поддержки, возобладало мнение о присоединении к СНГ.

Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря. Президенты Азербайджанской Республики Аяз Муталибов, Республики Армения Левон Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, президенты Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Республики Кыргызстан Аскар Акаев, Республики Молдова Мирчо Снегур, Российской Федерации (РСФСР) Борис Ельцин, Республики Таджикистан Рахмон Набиев, Республики Туркменистан Сапармурад Ниязов, Республики Узбекистан Ислам Каримов, Украины Леонид Кравчук приняли декларацию об образовании Содружества Независимых Государств и прекращении существования СССР и протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря Беларусью, Россией и Украиной11. Алма-Атинская Декларация невелика по объему, и ее можно привести почти полностью:

“Независимые государства

- Азербайджанская республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, …

заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства – участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства – участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации”12.

В Декларации обращает на себя внимание стремление участников Содружества избежать любой формы зависимости или давления со стороны сильнейшего участника Соглашения – Российской Федерации, а также подчеркнутое нежелание иметь какую-либо надгосударственную структуру.

Главы стран СНГ сразу же приняли ряд неотложных решений, касающийся взаимных отношений и международного статуса своих стран. Особым решением они поддержали право Российской Федерации на преемственность места СССР в международных организациях, и констатировали, что Беларусь, РСФСР и Украина окажут другим государствам Содружества помощь в решении вопросов их членства в ООН и других международных организациях. Тогда же было достигнуто Соглашение о координационных институтах СНГ. Ими стали Совет Глав Государств и Совет Глав Правительств.

Утративший рычаги власти М.С. Горбачев 25 декабря выступил по телевидению с обращением к народу в связи с уходом с поста президента СССР. Он также сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего, упразднил Совет обороны, передал пульт управления ядерными стратегическими силами президенту Российской федерации. 26 декабря провел свое последнее заседание Совет республик Верховного Совета СССР.

До сих пор идут споры на тему: был ли неизбежен распад СССР. С точки зрения общеисторической закономерности – да. Процессу формирования независимых национальных государств в индустриальный период до сих пор еще не мог противостоять ни один многонациональный конгломерат. Особенностью СССР было лишь то, что он распался на пороге постиндустриальной эры, пережив все трудности индустриализации. В то же время нельзя полностью отрицать вероятность сохранения федеративного государства, при более благоприятных обстоятельствах и более дальновидной политике участников событий. Однозначным можно считать только уход прибалтийских республик. Ясно также, что главной причиной летального исхода кризиса для СССР стал конфликт союзной и российской политических элит на фоне политической апатии большинства населения России.

 

Примечания

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений. Брянск: ООО “Курсив”, 1996. С. 47 – 78.

2. Ламин В.А. Реалии трех бывших “Безлюдных пространств” // Сибирь в геополитическом пространстве ХХI века. Новосибирск, 1998. С. 97.

3. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М.: Изд-во “Республика”, 1993. Книга вторая. С.58 – 64.

4. Там же. Приложение.

5. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. С. 212.

6. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М.: Изд-во “Республика”, 1993. Книга вторая. Приложение.

7. Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35. С. 1426 – 1427; № 45. С. 1800.

8. См. Приложение № 1.

9.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 316; М.С. Горбачев о судьбе Советского Союза // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 93.

10.Современные международные отношения. Учебник / под ред. А.В. Торкунова. М.: “Международные отношения”, 1998. С. 468.

11. См.: Приложение № 2.

12. Внешняя политика России. Сборник документов. 1990 – 1992. М.: “Международные отношения”, 1996. С. 138 – 139.

 

Лекция II.

Структура и функции органов Содружества Независимых Государств

 

Процесс формирования органов СНГ начался с декабря 1991 г. и до сих пор продолжается, поскольку само Содружество не является пока стабильным межгосударственным объединением. Этот процесс можно разделить на два периода: 1. Декабрь 1991 г. – январь 1993 г., когда были образованы политические координирующие органы и основные специализированные органы сотрудничества, что было зафиксировано в Уставе СНГ, 2. Январь 1993 г. – по настоящее время, период трансформации управляющей структуры СНГ под влиянием международной ситуации и изменения характера межгосударственных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.46.132 (0.04 с.)