Сотрудничество стран СНГ в социально-правовой сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудничество стран СНГ в социально-правовой сфере



 

Важнейшей областью взаимодействия стран СНГ является сотрудничество в сфере соблюдения прав и свобод человека. Известно, что распад СССР привел к нарушению прав людей оказавшихся не в своих национальных государствах. Это проявляется в различных формах. Наиболее грубо нарушаются права человека в странах Балтии.

Государства СНГ приняли “нулевой вариант” гражданства, т.е. признали гражданами всех постоянных жителей, не изъявивших другого желания на этот счет. Так же поступили власти Литвы. В Договоре об основах межгосударственных отношений с РСФСР от 12 января 1991 г. Эстония также признала “нулевой вариант”, взяв “на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территориях РСФСР и Эстонской Республики и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или Эстонской Республики в соответствии с их свободным волеизъявлением“. Точно такой же пункт имеется в договоре РСФСР и Латвии от 13 января3. Однако в нарушение договоров 1991 г Эстония и Латвия приняли соответственно в мае 1993 г. и январе 1994 г. дискриминационные законы о гражданстве, признав гражданами своих государств лишь тех, кто родился в них до 1940 г. и их потомков. Прочие жители, прежде всего русские, были признаны незаконно проникшими на территорию Латвии и Эстонии. Из 2,5 млн. жителей Латвии 900 тыс. относятся к русскоязычным, в том числе 600 тыс. лишены прав гражданства. Из 1,5 млн. жителей Эстонии 400 тыс. – славяне, из них неграждане – 220 тыс. Неграждане в обеих странах не имеют политических прав (они не имеют права участвовать в выборах даже местных органов власти в Латвии и ограничены в правах в Эстонии). Они ограничены в социально-экономических правах (не имеют прав на приватизацию жилья, государственной собственности, земли, на медицинское страхование и т.д.) Для них существуют запрет на ряд профессий, ограничения на въезд и выезд из страны, затруднено образование на родном языке. Натурализация неграждан обусловлена возрастным цензом и для старшего поколения невозможна. Причины дискриминации заключена в боязни потерять самоидентификацию, при слабости национальных культурных устоев, оттеснить инородцев от собственности, отделить себя как европейскую нацию от “диких русских”. Результатом такой политики должно стать построение моноэтнического государства и ассимиляция инородцев.

Российские власти не проявили настойчивости в защите интересов соотечественников в странах Балтии, положившись на “демократический интернационализм”, который оказался фикцией. Определенные гарантии получили лишь семьи военных пенсионеров (150 тыс. чел.) Европейские же институты и организации придерживаются двойных стандартов и фактически не замечают нарушение прав человека в Прибалтике, потому что это касается русских4.

Впрочем, признание гражданином не обеспечивает в большинстве стран СНГ равенства лиц других национальностей с титульным народом. На Украине дискриминируются русские, русины, крымские татары, евреи, в Молдове – русские, украинцы и гагаузы, в Грузии – все, кто не является этническими грузинами, в Армении – азербайджанцы, в Азербайджане – армяне, русские, таты, талыши, курды, в Казахстане – русские, украинцы, немцы, узбеки, в Узбекистане – таджики, турки-месхетинцы, корейцы и русские, в Киргизии – узбеки, русские и немцы, в Таджикистане – узбеки, в Туркмении – узбеки, казахи, таджики и русские6, в России – кавказцы. Нет национальных проблем лишь в Беларуси.

В то же время все страны СНГ и Балтии многонациональны. Во всех постсоветских странах есть значительное число русских, украинцев, белорусов и татар, которые были основными этносами империи и Союза СССР. Везде есть диаспоры армян, евреев, курдов и немцев. Разделенными народами стали не только русские, но и узбеки, которые, проживая компактно, есть во всех соседних с Узбекистаном странах. Разделены также таджики, казахи, лезгины, осетины, армяне, азербайджанцы, русины, украинцы.

За счет аграрной и индустриальной колонизации на окраинах СССР к 1979 г. стало не менее 24 млн. славян и татар. С 60-х гг. начался их отток из Средней Азии, Казахстана и Закавказья. За 60 – 80-е гг. оттуда выехали более одного миллиона славян. После распада СССР этот процесс усилился. Насиженные места покинули не менее 3 – 4 млн. чел., при этом миграции не прекращаются. Наряду с экономическими причинами, важными факторами переселений остаются военные конфликты и дискриминация.

Нетитульные народы в странах СНГ ущемляются в политических правах, не допускаются к выборным государственным должностям и в органы власти, в экономических правах, не допускаются до распределения и распоряжения государственной собственностью. Для них сужается культурно-информационное пространство и сокращаются возможности получения полноценного образования. Они первыми повергаются насилию в случае военных конфликтов. Таким образом, интересы других народов принесены в жертву эгоизму национальных элит. Неслучайно, именно в области соблюдения прав человека договориться государствам СНГ не удается.

Положение о Комиссии по правам человека СНГ было принято СГГ еще 24 сентября 1993 г., однако его ратифицировала лишь Россия 4 ноября 1995 г. Комиссия должна была следить за исполнением Конвенции о правах человека в СНГ.

Конвенция о правах и основных свободах человека принята СГГ 26 мая 1995 г. Она предусматривает равенство граждан в реализации основных гражданских и демократических прав без дискриминации по какому бы то ни было признаку, предполагает равные права всех граждан на приобретение собственности, получение образования, на социальное обеспечение, защиту жизни и достоинства. Из 12 государств СНГ Конвенцию подписали семь: Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия, Кыргыстан, Таджикистан. Ратифицировала Конвенцию только Россия 11 августа 1998 г.7

Еще раньше – 21 октября 1994 г. СГГ принял Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. По этой Конвенции национальными меньшинствами были признаны граждане стран СНГ, отличающиеся по этническим, языковым, культурно-религиозным традициям от основного населения. Стороны гарантируют представителям нацменьшинств гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с международными стандартами и не допускают их дискриминации. Стороны также обязались учитывать в своей политике законные интересы нацменьшинств и организацию на государственном уровне условий способствующих развитию их самобытности, контактов, участия в общественной жизни. Наблюдение за исполнением Конвенции возложено на Комиссию по правам человека в СНГ.

Конвенцию не подписали главы Туркмении и Узбекистана, с оговорками подписали главы Азербайджана и Украины8. Ратифицировала Конвенцию Россия в 1996 г., Киргизия в 2000 г., Таджикистан в 2001 г. Конвенция имеет ряд неясностей. Например, не определено какой по численности этнос относится к меньшинству, а какой – к основному населению? На практике в СНГ и Балтии основным считается только титульный этнос. Мировой же опыт относит к основным, т.е. государствообразующим этносам, доля которых не менее 8 % общей численности населения (шведы в Финляндии). Из числа меньшинств исключены неграждане. За исполнением Конвенции наблюдать практически некому, так как Комиссия по правам человека в СНГ не создана. Таким образом, права нацменьшинств в странах СНГ и Балтии защищены слабо.

Соблюдению прав человека призвана также способствовать Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств-участников СНГ от 19 января 1996 г. Конвенция предусматривает приобретение или выход из гражданства в течение трех месяцев. Однако в силу она не вступила9. Ситуация регулируется двусторонними межгосударственными договорами. От двойного гражданства последним отказался Туркменистан.

Столь же вяло страны СНГ отреагировали на решение СГГ от 10 февраля 1995 г. о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Фонд должен был обеспечить взаимодействие участников в области распределения финансовых и материальных средств помощи переселенцам и беженцам. Решение не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина10.

С этим решением тесно связано Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда между странами СНГ от 9 декабря 1994 г.

 

Примечания

1. Старков А.А. Сотрудничество в области культуры в СНГ // Дипломатический вестник. 1999. № 1. С. 67 – 68.

2. Дипломатический вестник. 1996. № 4. С. 58.

3. Внешняя политика России. Сборник документов. 1990 – 1992. М., 1996. С. 29 – 30, 35 – 36.

4. Рамишвили Т. В центре Европы продолжается нарушение прав около миллиона людей // Международная жизнь. 1998. № 5. С. 28 – 35; Русские в Прибалтике // Власть. 1995. № 9. С. 70 – 76.

5. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М.: Наука, 2001. 438 с.; Полоскова Т. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с.

6. Дипломатический вестник. 1999. № 9. С. 35 – 44.

7. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.: Юристъ, 1997. С. 38 – 39.

8. Полоскова Т. Диаспоры… С. 178 – 184; Моисеев Е.Г. Указ соч. С. 38 – 40.

9. Моисеев Е.Г. Там же. С. Указ соч. С. 4.

10. Там же. С. 44.

 

Приложения

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.013 с.)