Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотрудничество стран СНГ в социально-правовой сфереСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей областью взаимодействия стран СНГ является сотрудничество в сфере соблюдения прав и свобод человека. Известно, что распад СССР привел к нарушению прав людей оказавшихся не в своих национальных государствах. Это проявляется в различных формах. Наиболее грубо нарушаются права человека в странах Балтии. Государства СНГ приняли “нулевой вариант” гражданства, т.е. признали гражданами всех постоянных жителей, не изъявивших другого желания на этот счет. Так же поступили власти Литвы. В Договоре об основах межгосударственных отношений с РСФСР от 12 января 1991 г. Эстония также признала “нулевой вариант”, взяв “на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территориях РСФСР и Эстонской Республики и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или Эстонской Республики в соответствии с их свободным волеизъявлением“. Точно такой же пункт имеется в договоре РСФСР и Латвии от 13 января3. Однако в нарушение договоров 1991 г Эстония и Латвия приняли соответственно в мае 1993 г. и январе 1994 г. дискриминационные законы о гражданстве, признав гражданами своих государств лишь тех, кто родился в них до 1940 г. и их потомков. Прочие жители, прежде всего русские, были признаны незаконно проникшими на территорию Латвии и Эстонии. Из 2,5 млн. жителей Латвии 900 тыс. относятся к русскоязычным, в том числе 600 тыс. лишены прав гражданства. Из 1,5 млн. жителей Эстонии 400 тыс. – славяне, из них неграждане – 220 тыс. Неграждане в обеих странах не имеют политических прав (они не имеют права участвовать в выборах даже местных органов власти в Латвии и ограничены в правах в Эстонии). Они ограничены в социально-экономических правах (не имеют прав на приватизацию жилья, государственной собственности, земли, на медицинское страхование и т.д.) Для них существуют запрет на ряд профессий, ограничения на въезд и выезд из страны, затруднено образование на родном языке. Натурализация неграждан обусловлена возрастным цензом и для старшего поколения невозможна. Причины дискриминации заключена в боязни потерять самоидентификацию, при слабости национальных культурных устоев, оттеснить инородцев от собственности, отделить себя как европейскую нацию от “диких русских”. Результатом такой политики должно стать построение моноэтнического государства и ассимиляция инородцев. Российские власти не проявили настойчивости в защите интересов соотечественников в странах Балтии, положившись на “демократический интернационализм”, который оказался фикцией. Определенные гарантии получили лишь семьи военных пенсионеров (150 тыс. чел.) Европейские же институты и организации придерживаются двойных стандартов и фактически не замечают нарушение прав человека в Прибалтике, потому что это касается русских4. Впрочем, признание гражданином не обеспечивает в большинстве стран СНГ равенства лиц других национальностей с титульным народом. На Украине дискриминируются русские, русины, крымские татары, евреи, в Молдове – русские, украинцы и гагаузы, в Грузии – все, кто не является этническими грузинами, в Армении – азербайджанцы, в Азербайджане – армяне, русские, таты, талыши, курды, в Казахстане – русские, украинцы, немцы, узбеки, в Узбекистане – таджики, турки-месхетинцы, корейцы и русские, в Киргизии – узбеки, русские и немцы, в Таджикистане – узбеки, в Туркмении – узбеки, казахи, таджики и русские6, в России – кавказцы. Нет национальных проблем лишь в Беларуси. В то же время все страны СНГ и Балтии многонациональны. Во всех постсоветских странах есть значительное число русских, украинцев, белорусов и татар, которые были основными этносами империи и Союза СССР. Везде есть диаспоры армян, евреев, курдов и немцев. Разделенными народами стали не только русские, но и узбеки, которые, проживая компактно, есть во всех соседних с Узбекистаном странах. Разделены также таджики, казахи, лезгины, осетины, армяне, азербайджанцы, русины, украинцы. За счет аграрной и индустриальной колонизации на окраинах СССР к 1979 г. стало не менее 24 млн. славян и татар. С 60-х гг. начался их отток из Средней Азии, Казахстана и Закавказья. За 60 – 80-е гг. оттуда выехали более одного миллиона славян. После распада СССР этот процесс усилился. Насиженные места покинули не менее 3 – 4 млн. чел., при этом миграции не прекращаются. Наряду с экономическими причинами, важными факторами переселений остаются военные конфликты и дискриминация. Нетитульные народы в странах СНГ ущемляются в политических правах, не допускаются к выборным государственным должностям и в органы власти, в экономических правах, не допускаются до распределения и распоряжения государственной собственностью. Для них сужается культурно-информационное пространство и сокращаются возможности получения полноценного образования. Они первыми повергаются насилию в случае военных конфликтов. Таким образом, интересы других народов принесены в жертву эгоизму национальных элит. Неслучайно, именно в области соблюдения прав человека договориться государствам СНГ не удается. Положение о Комиссии по правам человека СНГ было принято СГГ еще 24 сентября 1993 г., однако его ратифицировала лишь Россия 4 ноября 1995 г. Комиссия должна была следить за исполнением Конвенции о правах человека в СНГ. Конвенция о правах и основных свободах человека принята СГГ 26 мая 1995 г. Она предусматривает равенство граждан в реализации основных гражданских и демократических прав без дискриминации по какому бы то ни было признаку, предполагает равные права всех граждан на приобретение собственности, получение образования, на социальное обеспечение, защиту жизни и достоинства. Из 12 государств СНГ Конвенцию подписали семь: Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия, Кыргыстан, Таджикистан. Ратифицировала Конвенцию только Россия 11 августа 1998 г.7 Еще раньше – 21 октября 1994 г. СГГ принял Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. По этой Конвенции национальными меньшинствами были признаны граждане стран СНГ, отличающиеся по этническим, языковым, культурно-религиозным традициям от основного населения. Стороны гарантируют представителям нацменьшинств гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с международными стандартами и не допускают их дискриминации. Стороны также обязались учитывать в своей политике законные интересы нацменьшинств и организацию на государственном уровне условий способствующих развитию их самобытности, контактов, участия в общественной жизни. Наблюдение за исполнением Конвенции возложено на Комиссию по правам человека в СНГ. Конвенцию не подписали главы Туркмении и Узбекистана, с оговорками подписали главы Азербайджана и Украины8. Ратифицировала Конвенцию Россия в 1996 г., Киргизия в 2000 г., Таджикистан в 2001 г. Конвенция имеет ряд неясностей. Например, не определено какой по численности этнос относится к меньшинству, а какой – к основному населению? На практике в СНГ и Балтии основным считается только титульный этнос. Мировой же опыт относит к основным, т.е. государствообразующим этносам, доля которых не менее 8 % общей численности населения (шведы в Финляндии). Из числа меньшинств исключены неграждане. За исполнением Конвенции наблюдать практически некому, так как Комиссия по правам человека в СНГ не создана. Таким образом, права нацменьшинств в странах СНГ и Балтии защищены слабо. Соблюдению прав человека призвана также способствовать Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств-участников СНГ от 19 января 1996 г. Конвенция предусматривает приобретение или выход из гражданства в течение трех месяцев. Однако в силу она не вступила9. Ситуация регулируется двусторонними межгосударственными договорами. От двойного гражданства последним отказался Туркменистан. Столь же вяло страны СНГ отреагировали на решение СГГ от 10 февраля 1995 г. о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Фонд должен был обеспечить взаимодействие участников в области распределения финансовых и материальных средств помощи переселенцам и беженцам. Решение не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина10. С этим решением тесно связано Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда между странами СНГ от 9 декабря 1994 г.
Примечания 1. Старков А.А. Сотрудничество в области культуры в СНГ // Дипломатический вестник. 1999. № 1. С. 67 – 68. 2. Дипломатический вестник. 1996. № 4. С. 58. 3. Внешняя политика России. Сборник документов. 1990 – 1992. М., 1996. С. 29 – 30, 35 – 36. 4. Рамишвили Т. В центре Европы продолжается нарушение прав около миллиона людей // Международная жизнь. 1998. № 5. С. 28 – 35; Русские в Прибалтике // Власть. 1995. № 9. С. 70 – 76. 5. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М.: Наука, 2001. 438 с.; Полоскова Т. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с. 6. Дипломатический вестник. 1999. № 9. С. 35 – 44. 7. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.: Юристъ, 1997. С. 38 – 39. 8. Полоскова Т. Диаспоры… С. 178 – 184; Моисеев Е.Г. Указ соч. С. 38 – 40. 9. Моисеев Е.Г. Там же. С. Указ соч. С. 4. 10. Там же. С. 44.
Приложения Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.008 с.) |