Изменение структуры органов СНГ и их функций в 1993 – 2002 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение структуры органов СНГ и их функций в 1993 – 2002 гг.



СГГ и СГП сохранили свои функции и значение высших политических органов Содружества. Сохранился и сложившийся порядок их работы, закрепленный Правилами процедуры утвержденными 17 мая 1996 г. СГГ. Порядок замещения места председателя СГГ, утвержденный на заседании 2 апреля 1999 г., предусматривает смену председателя через год, при чем предшествующий и последующий председатели остаются сопредседателями настоящего. Однако Россия сохранила место председателя СГГ и после этого решения. Его занимал В.В. Путин, а с января 2003 г – Л.Д. Кучма. СГГ собирается достаточно регулярно, лишь в 1998 и 1999 г. прошло по одному заседанию вследствие плохого физического самочувствия Б.Н. Ельцина, первого президента России.

СГП по-прежнему не играет самостоятельной роли в руководстве Содружеством, выполняя решения СГГ в части координации сотрудничества органов исполнительной власти в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Председателем СГП является Государственный министр Грузии Г.Л. Арсенишвили.

Возросла роль Межпарламентской ассамблеи, которая по конвенции 26 мая 1995 г. признана межгосударственным органом. МПА занимается гармонизацией законодательных актов государств СНГ путем принятия модельных законов, синхронизацией ратификационных процедур, мирным урегулированием конфликтов, для чего образованы комиссии. МПА имеет соглашения о сотрудничестве с Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества. Известность получили ежегодные Петербургские экономические форумы, посвященные поиску эффективных путей развития стран СНГ.

В составе МПА работает 10 постоянных отраслевых комиссий по подготовке модельных законодательных актов. Техническую сторону работы МПА обеспечивает Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Главой МПА является Председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнев.

Из уставных координирующих институтов Содружества функционируют также Экономический Суд, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками. Упразднены Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил. Комиссия по правам человека не имеет статуса координирующего органа. К неуставным координирующим органам сейчас относятся Совет коллективной безопасности, Экономический совет, Исполнительный комитет,

Первым из уставных органов Содружества перестал существовать Главкомат ОВС после фактического распада объединенных вооруженных сил Содружества. 15 июня 1993 г. покинул свой пост Главнокомандующего маршал Е. Шапошников, а 25 августа было принято решение о реорганизации Главкомата ОВС в Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ, который стал рабочим органом Совета министров обороны. Штаб утвержден в феврале 1994 г. со штатом 240 чел. В СМО входят министры обороны государств-участников СНГ, кроме представителей Молдовы, Туркменистана и Украины.

Реальное военное сотрудничество протекает в рамках Договора о коллективной безопасности, вступившего в силу 20 апреля 1994 г. и продленного в 1999 г. на новый срок. Фактически это договор об оборонительном союзе. В декабре 1993 г. был назначен генеральным секретарем Совета коллективной безопасности (СКБ) российский генерал Шабанников. 10 февраля 1995 г. СГГ принял Концепцию коллективной безопасности, предусматривающую поэтапное формирование системы коллективной безопасности на основе объединенных вооруженных сил. Секретариат СКБ начал действовать в октябре 1996 г. Из Договора вышли в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан.

Другим направлением военного сотрудничества является поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. Организующим это направление институтом остаются Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ). Их применение регламентируется Соглашением о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению, подписанному в Москве в сентябре 1993 г., и Положением о Коллективных силах по поддержанию мира принятым 19 января 1996 г. Советом глав государств. Миротворческие операции СНГ проводились в Таджикистане с 30 ноября 1992 г. по сентябрь 2000 г. и проводятся в Абхазии с июля 1994 г. по настоящее время. В апреле 1999 г. для координации миротворческих усилий в грузино-абхазском конфликте решением СГГ создана временная Оперативная рабочая группа СНГ из представителей заинтересованных государств, исполкома СНГ и Штаба по координации военного сотрудничества СНГ.

В области координации экономической политики также произошли существенные изменения. 24 сентября 1993 г. главами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор об Экономическом союзе государств, предусматривавший поэтапную интеграцию по образцу Европейского союза17. В декабре к Экономическому союзу присоединился Туркменистан и вошедшая в СНГ Грузия. В апреле 1994 г. к союзу присоединилась Украина в качестве ассоциированного члена. Первоначально договор не имел практических последствий, также как и Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.

В мае 1993 г. был учрежден Координационно-консультативный комитет, которому было поручено разработать проекты положения об Экономическом союзе, и образован исполнительный секретариат вместо Рабочей группы. Исполнительным секретарем СНГ назначен И.М. Коротченя.

21 октября 1994 г. было подписано Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК). Лишь Туркменистан не подписал соглашения. МЭК руководился президиумом из заместителей глав правительств и коллегией из полномочных представителей государств-участников СНГ, имел аппарат, департаменты. МЭК разместился в Москве. Реально его функции выполняло Министерство внешнеэкономического сотрудничества РФ. Одновременно было подписано соглашение о Платежном союзе и создании Валютного комитета18. В 1995 г. МЭК расширил свои полномочия за счет ряда отраслевых органов СНГ.

Отсутствие видимого прогресса в экономической интеграции вызвало критику руководства России со стороны других участников СНГ. Дискуссии о реорганизации органов СНГ приняли особенно острый характер в 1997 г. на встрече глав государств в Кишиневе и в апреле 1998 г. в Москве. 29 апреля 1998 г. Б.Н. Ельцин “продавил” кандидатуру Б.А. Березовского на пост исполнительного секретаря СНГ. Эта одиозная фигура вызвала резкое неприятие общественного мнения как в России, так и в других государствах СНГ. Организационный кризис СНГ лишь углубился. 2 апреля 1999 г. СГГ принял решение упразднить МЭК и Исполнительный секретариат. Вместо них был образован Исполнительный Комитет СНГ. Председателем исполнительного комитета – исполнительным секретарем СНГ был утвержден Юрий Федорович Яров, представитель России. Местом пребывания Исполкома СНГ был назначен Минск. 21 июня 2000 г. утверждено Положение об Исполкоме СНГ.

Необходимость в специальным органе, координирующем экономическую политику в СНГ, привела к образованию 25 января 2000 г. Экономического совет Экономического союза. Он унаследовал структуру и функции МЭК. Его главной задачей является формирование зоны свободной торговли, поскольку участники СНГ не ушли дальше первого этапа формирования Экономического союза заявленного договором 1993 г. Совет состоит из заместителей глав правительств и исполнительного секретаря СНГ. При Совете действует постоянная Комиссия по экономическим вопросам из полномочных представителей стран.

Органом экономической интеграции является и Экономический суд СНГ. Он призван обеспечить единообразие применения договоров и соглашений государств-участников СНГ и для решения экономических споров. Суд включает по два судьи от каждой страны (соглашение подписали Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Молдова и Узбекистан). Суд начал работу с февраля 1994 г. Состав его не полон. С января 1998 г. председателем Суда является А.Б. Каженов (Казахстан).

Выросла роль основного исполнительного органа, обеспечивающего координацию внешней политики участников СНГ, - Совета министров иностранных дел (СМИД). Из совещательного органа он превратился исполнительный орган, принимающий решения в период между заседаниями СГГ и СГП. При СМИД образована Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности19.

Кроме политических и координирующих органов уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества. Их образовано 70. В состав межгосударственных и межправительственных советов входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов Содружества. Наиболее важные из них в промышленности – межгосударственные советы: по сотрудничеству в области машиностроения, по антимонопольной политике, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и стали, Электроэнергетический совет, совет по нефти и газу, по сотрудничеству в области химии и нефтехимии и др.; в сельском хозяйстве – Межправительственные советы: по вопросам агропромышленного комплекса, координационный совет по вопросам семеноводства, по сотрудничеству в области ветеринарии; в транспорте и связи – совет по железнодорожному транспорту, по авиации, по космосу, содружество в области связи, консультативный совет “Радионавигация” и др.; в области научно-технической политики – научно-технический совет, совет по информатизации, по охране промышленной собственности и т.д.; в финансовой сфере – Межгосударственный банк, совет руководителей внешнеэкономических ведомств, совет руководителей таможенных служб. Борьбой с преступностью заняты Совет министров внутренних дел, Антитеррористический центр, Совет генеральных прокуроров, совет руководителей налоговых расследований, руководителей спецслужб. В социальной сфере действуют советы по труду, миграциям и социальной защите, по сотрудничеству в здравоохранении, по культурному сотрудничеству, по туризму, по делам воинов-интернационалистов. Действует совет телерадиокомпании “Мир”, научно-консультативный центр частного права, правовой консультативный совет и др. 21 октября 1994 г. СГП утвердил Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах СНГ. Отраслевые органы сотрудничества часто реорганизуются, в 1999 г. функции 9 из них были переданы исполкому СНГ.

Структура и функции органов Содружества будут и дальше меняться в зависимости от характера его эволюции.

 

Примечания

1. Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. Учебник для вузов. М.,: НОРМА-ИНФА. 1999. С. 4.

2. Внешняя политика России: Сборник документов. 1990 – 1992. М.: “Международные отношения”, 1996. С. 141 – 143.

3. Там же. С. 157 – 159.

4. Содружество Независимых Государств: процессы и перспективы. Доклад центра Международных исследований МГИМО. М., 1992. С. 6.

5. Внешняя политика России. М., 1996. С. 159 – 165.

6. Там же. С. 276 - 283.

7. Там же С. 312 - 321.

8. Там же. С. 321 – 323. Это Соглашение не было подписано только представителем Туркмении.

9. Там же. С. 357 – 360.

10. Там же. С.470 – 471.

11. Там же. С. 472 – 476.

12. http://www.cis.minsk.by/russian/cis.otrl.htm

13. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 322 – 325; Содружество независимых государств: процессы и перспективы. С. 27 – 28.

14. Михалева Н.А. Практикум по конституционному праву стран Содружества независимых государств. М., 1998. С. 32 – 34.

15. Там же. С. 5 – 32; Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М., 1995; Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. Учебник для вузов. С. 1 – 17;

Современные международные отношения. Учебник. М., 1998. С. 470 – 473; Дипломатический вестник. 1993. № 9 – 10. С. 31 – 38.

16. Современные международные отношения. Учебник. М., 1998. С. 470.

17. Дипломатический вестник. 1993. № 19-20. С. 36 – 41.

18. Там же. 1994. № 21-22. С. 35.

19. Там же. 1993. № 19-20. С. 42 – 43; 1994. № 7-8. С. 38 – 40.

 

 

Лекция IV. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ

 

Необходимость координации действий в военно-политической сфере была осознана странами СНГ сразу же после обретения независимости. Сотрудничество приобрело многоплановый характер. Основными направлениями деятельности стали военное строительство, обеспечение безопасности, предотвращение и урегулирование военных конфликтов на территории СНГ. Участникам СНГ предстояло создать вооруженные силы, для чего необходимо было разделить инфраструктуру, вооружение, снаряжение армии СССР, решить проблему формирования, обучения, содержания войск, судьбу ядерного арсенала и международных обязательств СССР в этой области, статус стратегических сил и проблему советских войск на территории республик. А также республикам следовало определиться со стратегией национальной безопасности, разработать принципы военной политики, организовать охрану границ, разведку и контрразведку. Важной частью сотрудничества стало урегулирование вооруженных конфликтов в странах Содружества.

Вооруженные силы стали той частью союзного имущества, которое разделили в последнюю очередь, предполагая первоначально сохранить объединенные вооруженные силы Содружества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.021 с.)