Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центробежные тенденции в СССР

Поиск

 

Геополитическое пространство, именуемое Российской империей, а с 1922 г. – Союзом Советских Социалистических Республик, формировалось более тысячи лет – с IX по ХХ вв. Оно занимает часть Восточной Европы и всю Северную Азию. Своеобразие Российского государства, его срединное положение между Востоком и Западом является предметом дискуссии в отечественной и зарубежной общественной мысли. Российские “западники” считают свою страну частью европейской цивилизации, многие западные ученые, наоборот, склонны считать Россию восточной деспотией, несовместимой с европейскими ценностями. Для славянофилов XIX в. и евразийцев ХХ в. Россия была особой цивилизацией. Из последних идей интересна гипотеза Л.И. Семенниковой о том, что Россия, не будучи самостоятельной цивилизацией, является полем борьбы западных и восточных тенденций1.

Если же отбросить политические и идеологические мотивы, то невозможно не признать, что Россия географически, культурно и исторически относится к Европе. Стало быть, она является либо частью европейской цивилизации, либо второй европейской цивилизацией (Российско-Сибирской). Формационный подход показывает, что Россия, при всей специфике развития, идет обычным для всего мира путем от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному.

Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы:

1. Многонациональность. С древности русские княжества, в т.ч. Московское формировались как славяно-финно-тюркская общность. Сами русские являются сплавом славян и финских племен.

2. Веротерпимость, унаследованная от Византии вместе с православием. В России присутствовали все мировые религии, при преобладании православия.

3. Территориальная экспансия. Вплоть до 40-х гг. ХХ в. государство Российское постоянно росло. С начала царствования Ивана Грозного до Первой мировой войны Россия прирастала по 14 кв. км. в день2

4. Высокая степень централизации управления. Россию объединяламощная авторитарная власть великих князей, царей, императоров, генеральных секретарей коммунистической партии.

Россия всегда состояла из территорий разнородных по уровню социально-экономического и культурного развития, по административному статусу, этнической принадлежности населения.

Народы входили в империю разными путями и в разное время. Великоруссия объединилась в XIV – XVI вв. Белоруссия, Украина, Сибирь, Западный Казахстан, Прибалтика стали частью России в XVII – XVIII вв., Финляндия и Польша – в конце XVIII – начале XIX вв., Кавказ и Центральная Азия – в XIX в., Тува – в 1914 – 1944 гг., Галиция – в 1939 г., Северная Буковина – в 1940 г., Закарпатье и часть Восточной Пруссии – в 1945 г. Большая часть Сибири, Украины, Казахстана, Беларусь, Буковина, значительная часть Северного Кавказа и Закавказья вошли в Россию добровольно, остальные территории завоевывались в ожесточенных и практически непрерывных войнах.

Методы присоединения наложили отпечаток на отношение к русским, к Москве. Насильственное завоевание заложило традиции русофобии в Польше, на Северном Кавказе, в Прибалтике, в Западной Украине, Туркмении и Узбекистане. Традиции благодарности России сложились в Армении. В целом же способы формирования империи были далеки от идиллии. Она создавалась мечом и крестом. Русификация не добавила симпатии к русским. Вместе с тем подчинение сильному государству спасло многие слабые народы от уничтожения соседями, законсервировало до поры многовековые этнические конфликты. Таким образом, сам характер вхождения народов и территорий в Российскую империю закладывал основы для центробежных тенденций.

Большевики, унаследовав и сохранив страну, позволили выйти из нее лишь двум наиболее развитым народам – полякам и финнам. Однако поборов центробежные силы, коммунистические власти оставили почву для их реинкарнации. Государство из унитарного стало федеративным, но при этом в конституцию был заложен разрушительный для федерации принцип самоопределения наций. В статье 4 конституции СССР 1924 г. было записано: “За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза”. Это право, подтвержденное конституциями 1936 и 1977 гг., было обусловлено согласием всех республик, входивших в федерацию, лишь в конституции 1924 г.

В практике национально-государственного строительства советское руководство часто нарушало другой принцип федерализма, записанный в конституции – согласие союзных республик на изменение их территорий. Союзное руководство часто меняло статус и границы субъектов федерации, не считаясь с волей народов, создавая почву для будущих конфликтов. Так были созданы этнические проблемы Северного Казахстана, Крыма, Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Северного Кавказа, Ферганской долины.

Построение федеративного государства на основе национального самоопределения заложило под СССР еще одну мину замедленного действия – неравноправие субъектов федерации и деление народов на титульные (имеющие свои национальные территории) и нетитульные. Несимметричность федерации привела к тому, что титульные народы жили в федерации, а русские жили в унитарном государстве. В союзных республиках в 1960 – 80-е гг. шел процесс формирования национальных культурно-политических элит и укрепления национальных экономик. Русская политическая элита была сосредоточена в союзных органах. РСФСР же имела усеченный набор органов управления, так как некоторые ведомства совмещались с союзными. В России не было даже своей компартии. Это ущемляло российскую политическую элиту, создавало комплекс второсортности.

Причины для недовольства русского населения создавали также непропорциональное формирование и распределение средств союзного бюджета в пользу беднейших среднеазиатских и фрондирующих Прибалтийских республик.

Следовательно, центробежные силы в СССР существовали, основу их составляли:

1. этнокультурная разнородность населения;

2. национально-территориальный принцип самоопределения народов;

3. произвол союзных властей в национально-государственном строительстве;

4. историческая память (мифология) о былой независимости;

5. рост экономического потенциала и самостоятельности республик;

6. процесс формирования национальных культурно-политических элит;

7. “замороженные” этнополитические конфликты.

Эти дремавшие силы проснулись сразу же, как только ослабели тиски авторитарного советского государства.

Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократизация, политика гласности разбудили и националистическую составляющую общественной жизни. Сначала - в виде критики национальной политики КПСС в прошлом и настоящем, затем – в образовании республиканских народных фронтов – “Руха” на Украине, “Саюдиса” – в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета “Карабах” в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989 – 1990 гг. они пришли в власти в большинстве республик, исключая центрально-азиатские. Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Движение ее режиссировалось и финансировалось местными мафиозными кланами и западными спецслужбами под видом помощи демократии. Интернационализм, как часть социалистической идеологии, был дискредитирован. Господствующей стала идея национального эгоизма. Суть пропаганды была проста – для того, чтобы хорошо жить, нужно избавиться от СССР, вместе с русскими оккупантами, КПСС и советской бюрократией. Русские националисты, наоборот, требовали избавиться от кровососов-инородцев.

Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом. Все вспомнили старые обиды. В 1988 – 1990 гг. произошли армянские погромы в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области, между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, между узбеками и таджиками в Душанбе, между казахами и азербайджанцами в нефтяных районах Казахстана, между русскими и азербайджанцами в нефтеградах Тюменской области, между грузинами и осетинами, между грузинами и абхазами. Вал национальных погромов прокатился по рынкам российских городов. Русским стало трудно жить в Чечне и Прибалтике, лицам “кавказской национальности” – в городах России.

Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций.

Шагом в сторону распада Союза стал переход на экономическую самостоятельность (хозрасчет) Прибалтийских республик по союзному закону 27 ноября 1989 г., которому предшествовали аналогичные республиканские акты3.

Важным фактором разрушения Союза стал “парад суверенитетов” 1989 - 1990 гг. Начал его Верховный совет Литвы, приняв 26 мая 1989 г. декларацию “О государственном суверенитете Литвы”. За ним последовали акты 11 марта 1990 г. “О восстановлении Литовского государства“ и восстановлении конституции 1938 г. В Латвии аналогичные документы были приняты 28 июля 1989 г. (декларация о суверенитете), 4 мая 1990 г. (о восстановлении независимости). В Эстонии - это декларация 2 февраля 1990 г. и постановление 30 марта 1990 г. “О государственном статусе Эстонии”. Россия приняла декларацию о суверенитете 12 июня, Молдавия - 23 июня, Украина - 16 июля, Белоруссия - 27 июля 1990 г. Армения заявила о восстановлении независимости 23 августа 1990 г. О восстановлении суверенитета Грузии объявлено в постановлениях Верховного Совета 9 марта и 20 июня 1990 г. Акт о восстановлении независимости Грузии был принят 9 апреля 1991 г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа, Таджикистан – 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия – 15 декабря 1990 г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Важнейшей, безусловно, является российская декларация, показавшая нежелание нового российского руководства сохранить Союз в прежнем виде и вызвавшая волну подражаний в других союзных и автономных республиках. О намерении стать союзными республиками заявили Татария и Чечня.

Таким образом, к концу 1990 г. стало ясно, что нарушены все принципы федерации и союзный договор 1922 г. не выполняется. Практически все республики заявили о верховенстве своих законов над союзными на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным порядком начал меняться и единый социально-политический строй жизни. Этнополитические конфликты нарушили территориальное единство Азербайджана, Грузии и Молдовы.

Однако существовали мощные силы, препятствовавшие разрушению СССР:

1. желание большинства советского народа жить в союзном государстве (на референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР как обновленной федерации проголосовали 76 % граждан, участвовавших в голосовании)4;

2. единство экономики;

3. союзное руководство;

4. КПСС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.012 с.)