Тема № 1. «Система воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. «Система воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах



Имени М.Козыбаева

Военная кафедра

СБОРНИК

МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 
 


Петропавловск - 2010

Тема № 1. «Система воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах

Республики Казахстан»

 

Республика Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. Поэтому и военная доктрина Республики Казахстан имеет оборонительный характер, определяет ее приверженность миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны.

Геополитическая ситуация Казахстана за последние годы изменилась коренным образом и характеризуется противоречиями социальной, экономической, политической, демографической природы, несет в себе угрозу дестабилизации. В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

В силу перечисленного укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие боеспособной армии, оснащенной современной техникой и вооружением, является одним из условий надежной защиты жизненно важных интересов Республики Казахстан.

Участие в вооруженных конфликтах различной интенсивности требует от личного состава армии предельного напряжения физических и моральных сил. В этих условиях особенно большое значение приобретают морально-политическая и психологическая подготовка личного состава войск, развитие у них таких качеств, как идейная убежденность, беззаветная преданность своей стране и своему народу, любовь к Родине, ненависть к врагу, крепкая сознательная дисциплина, организованность и бдительность, физическая закалка, стойкость, мужество, героизм, боевое мастерство, умение эффективно использовать возможности боевой техники и вооружения для достижения победы над врагом.

В формировании этих и других необходимых военнослужащим качеств огромную роль играет воспитательная и социально-правовая работа, проводимая в Вооруженных Силах командирами всех степеней, их заместителями по ВСПР.

 

1. Сущность, цели, содержание воспитательной работы с военнослужащими

 

В развитие исследований изучаемого вопроса в процессе существования и развития человеческой цивилизации, вполне логично утверждать, что «во всякой войне победа, в конечном счете, обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести»[1]. Это означает, что успешные действия возможны при наличии у воюющих людей определенного, как его назвали, духа. Возникает ли он сам по себе или его необходимо каким-то образом создать? Читаем дальше в трудах того же исследователя: «… там, где тверже всего дисциплина, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках…, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и её дух, там больше побед»[2].

Стало быть, дух, о котором мы ведем речь, и без которого не может быть успеха в вооруженной борьбе, формируется в результате кропотливой и настойчивой работы. Известный военный теоретик Михаил Иванович Драгомиров писал: «Люди, с которыми вы дадите себе труд поработать, будут ваши в самые трудные минуты военной жизни и не выдадут».

Так вот – этот «труд» и есть предмет нашего с вами интереса в процессе лекции. Этот труд называется воспитательная работа с военнослужащими.

 

Сущность воспитательной и социально-правовой работы заключается в том, чтобы средствами убеждения добиваться того, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал, что порученное ему дело очень важно для страны, что его ратный труд необходим народу, что его честная служба – конкретный его вклад в укрепление обороноспособности Отечества, развитие государства по выбранному независимому пути.

Как писал Бауржан Момыш-улы: «Проблема воинского воспитания – есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание – самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски»[3]. Воспитание в процессе воинской службы – это её неотъемлемая составная часть и важнейшее условие успешной её реализации, являющееся логическим продолжением всего предыдущего процесса воспитания в семье, в школе, в коллективе, в общественных организациях.

 

Принципы воспитательной и социально-правовой работы:

1. Высокая идейность – означает, что задачи и содержание ВСПР всецело определяются политикой и идеологией нашего государства, соответствуют социальной природе, характеру наших Вооруженных Сил, их историческому предназначению.

2. Тесная связь ВСПР с жизнью государства, с задачами, которые казахстанский народ решает сегодня, с приоритетами в развитии Казахстана, которые Президент страны определяет в соответствие с Конституцией ежегодно в своих Посланиях народу Казахстана.

3. Конкретность и целеустремленность: учет особенностей текущего этапа развития страны, задач, решаемых Вооруженными Силами.

4. Непрерывность, оперативность и активность означают, что чем сложнее обстановка – тем сильнее должно быть влияние на личный состав армии. Это достигается своевременной постановкой задач ВСПР, творческим применением форм и методов работы.

5. Единство, преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

6. Индивидуальный подход к воспитанию подчиненных.

7. Комплексное решение задач воспитания.

 

Содержание воспитательной и социально-правовой работы:

1. Политическое воспитание. В это направление включают деятельность по укреплению государственности, обеспечению правопорядка, воспитанию верности Президенту, Правительству, государству, в целом.

2. Патриотическое воспитание. Родина, как и мать, у человека одна, и сыновний долг перед ней – священен (кіндік қаны тамған жер – земля, на которую капнула кровь пуповины). В настоящее время Казахстан находится на пути строительства независимого государства, создает свою государственность. Много уже сделано, но это время – песчинка в сравнении с многовековой историей человечества. Много еще трудностей на этом пути, и патриотизм проявляется именно в самоотверженности, честном труде во благо своей Родины, добросовестном служении Родине. Помните слова поэта Н. А. Некрасова:

 

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

 

Нравственное воспитание.

Имеется в виду работа по совершенствованию человеческих качеств, приобретенных военнослужащим до призыва на военную службу. Это скромность, уважение к старшим, честность, трудолюбие и так далее. Кроме того работа в этом направлении преследует цель формирования уважения к красоте, в том числе к красоте воинской службы:

- соблюдение формы одежды

- красота строевой подготовки (военные парады, почетные караулы)

- участие в мероприятиях с выносом Боевого знамени

- исполнение строевых песен и так далее.

Еще один аспект нравственного воспитания – религиозный. В рамках воинской службы, как разновидности государственной службы, мы имеем права отдавать предпочтения какой-то одной религии (в рамках официального отношения). Однако, мы не можем отказать военнослужащему в проявлении им свободы совести и выбора веры, а также связанных с этим обрядов. В специфической обстановке функционирования воинского подразделения сложно обеспечить условия для отправления религиозных обрядов верующему военнослужащему, но командир обязан это сделать по мере возможностей, исходя из конкретных условий жизни и деятельности подразделения.

6. Правовое воспитание – совершенствование чувства законопослушания, уважения к государственным символам, к основному закону страны, сознательного соблюдения требований воинской дисциплины, стойкого невосприятия неуставных взаимоотношений.

7. Физическое воспитание – включает в себя пропаганду здорового образа жизни, формирует навыки и желание вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек и пагубных наклонностей.

8. Экологическое воспитание – формирует потребность общения и единения с природой, желание сберечь ее, уметь получать удовольствие от общения с ней, уметь видеть в ней прекрасное. Эти качества позволяют организовывать воинскую деятельность, не нанося вреда окружающей среде.

9. Эстетическое воспитание - формирует любовь к прекрасному, воспитывает вкус, создает потребность приобретения красивых привычек, отторгает пошлость, аморальность, подвигает людей к совершенству.

Само собой разумеется, что все названные направления могут реализоваться лишь в комплексе, дополняя друг друга и, обеспечивая друг друга. Именно поэтому целесообразно говорить о комплексном подходе к организации воспитательного процесса.

Кроме направлений, о которых мы вели речь, я бы сказал еще о необходимости иметь в виду такие аспекты, как воспитание гражданственности, чувства братства, уважения к религиозным чувствам людей, воспитание трудолюбия, бережливости, разумной экономии в ходе воинской службы, при выполнении учебных упражнений по огневой подготовке, вождении боевых машин, действиях в ходе учений и так далее.

Весь комплекс усилий воспитательной и социально-правовой работы с военнослужащими воздействует на их сознание, создавая последовательно понимание, затем определенные привычки, далее собственные убеждения. Это как раз то, к чему стремится воспитатель. На этом работа не заканчивается. Необходимо продолжать, чтобы убеждения не ослабли, а наоборот становились крепче. Правильные убеждения – это основа сознательных действий. Любой поступок есть материализованное убеждение. Если хотите от человека правильного поступка, создайте в нем желание так поступить. Если это желание станет его собственным убеждением, он станет так поступать всегда. Убеждение превратится в его кредо, его жизненную позицию. Величайший мыслитель К.Маркс писал: «Всё, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову…».[4]

Генерал Дмитрий Карбышев, военный интелегент, блестящий профессионал в деле инженерного обеспечения боевых действий, попав в плен к немцам, решительно отклонил все их предложения о сотрудничестве. Его уговаривали, обещали приличную жизнь, звание генерала гитлеровской армии. Потом стали пытать, стремясь сломить его и заставить сотрудничать. Ничто не заставило генерала поступиться принципами. Он сказал в лицо своим палачам: «Убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе». Генерала вывели на лютый мороз, раздели донага, привязали и обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную статую.

Есть ли необходимость дальше доказывать важность формирования убеждений?

Думаю, примеров и иллюстраций приведено достаточно.

Таким образом, завершая изложение первого учебного вопроса, подчеркну значение воспитательной работы для успешного решения учебно-боевых задач. ВСПР в Вооруженных Силах Республики Казахстан организуется и проводится в соответствие с требованиями приказа № 446 от 28 декабря 2002 года «Об утверждении Концепции воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Переходим к изучению следующего учебного вопроса.

 

Таблица

примерного объема помощи при состояниях приближения психической травмы

Типы психической реакции Симптомы Что делать Чего нельзя делать
Нормальная Тремор, мышечная напряженность, потливость, диарея, частое мочеиспускание, учащенное дыхание, сердцебиение, тревожность, беспокойство Индивидуальная психическая поддержка, четкое руководство, общение с товарищами, подчеркивание положительных моментов ситуации Фиксировать внимание на его состоянии, говорить о серьезности положения, смеяться, быть безучастным
Депрессия, пониженная активность Сидят либо стоят без движения, не разговаривают, лицо безучастное Мягко установить контакт, чтобы он сам сказал о том, что с ним случилось. Проявить солидарность, участие, рутинную работу. Обеспечить сигаретами, теплой пищей. Проявить доброжелательность. Проявлять излишнюю жалость. Преувеличивать чувство солидарности.
Индивидуальная паника Безрассудные попытки бегства, неконтролируемый плач, бег кругами. Проявить доброжелательность, твердость. Предложить сигареты, еду, питье. Изолировать. Проявить участие. Применять грубые меры при изоляции.
Гиперактивность Склонность к спорам, убыстренная речь, выполнение ненужной работы, перескакивание на другую работу, высказывание бесконечных советов окружающим. Дать выговориться. Заставить выполнять физическую работу. Предложить сигареты, еду, питье. Осуществлять контроль. Не проявлять других чувств. Заострять внимание на его состоянии, вступать с ним в спор.
Реакция с преобладанием функциональных расстройств Тошнота, рвота, функциональные параличи. Показать свою заинтересованность, предложить нетрудную простую работу. Создать необходимые условия при эвакуации в медпункт. Воздерживаться от проявления других чувств. Говорить ему о том, что с ним ничего серьезного не случилось. Ругать. Высмеивать. Заострять внимание на его состоянии.

 

Предупреждению боевых психических травм способствует обучение личного состава и командиров всех степеней методам распознавания психических нарушений. Основными способами индивидуальной и групповой профилактики боевых психических травм являются: самовнушение, релаксация, медитация, аутотренинг, техника неотложной помощи. Профилактика ведется до боя, во время боя, после боя. Дело в том, что человек неодинаково реагирует на внешние раздражители по времени наступления реакции на них. Чувство страха может появиться в различное время и на разных этапах. Психологи определили, что до начала боевых действий страх испытывают до 30% солдат, во время боя – до 35%, после боя – до 15%. Они приводят следующие признаки приближения состояния боевой психической травмы:

- чрезмерная озабоченность

- повышенная эмоциональность

- повышенная возбудимость

- импульсивное поведение

- рискованные действия

- частое курение

- речевое возбуждение

- тремор.

 

 

Имени М.Козыбаева

Военная кафедра

СБОРНИК

МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 
 


Петропавловск - 2010

Тема № 1. «Система воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах

Республики Казахстан»

 

Республика Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. Поэтому и военная доктрина Республики Казахстан имеет оборонительный характер, определяет ее приверженность миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны.

Геополитическая ситуация Казахстана за последние годы изменилась коренным образом и характеризуется противоречиями социальной, экономической, политической, демографической природы, несет в себе угрозу дестабилизации. В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

В силу перечисленного укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие боеспособной армии, оснащенной современной техникой и вооружением, является одним из условий надежной защиты жизненно важных интересов Республики Казахстан.

Участие в вооруженных конфликтах различной интенсивности требует от личного состава армии предельного напряжения физических и моральных сил. В этих условиях особенно большое значение приобретают морально-политическая и психологическая подготовка личного состава войск, развитие у них таких качеств, как идейная убежденность, беззаветная преданность своей стране и своему народу, любовь к Родине, ненависть к врагу, крепкая сознательная дисциплина, организованность и бдительность, физическая закалка, стойкость, мужество, героизм, боевое мастерство, умение эффективно использовать возможности боевой техники и вооружения для достижения победы над врагом.

В формировании этих и других необходимых военнослужащим качеств огромную роль играет воспитательная и социально-правовая работа, проводимая в Вооруженных Силах командирами всех степеней, их заместителями по ВСПР.

 

1. Сущность, цели, содержание воспитательной работы с военнослужащими

 

В развитие исследований изучаемого вопроса в процессе существования и развития человеческой цивилизации, вполне логично утверждать, что «во всякой войне победа, в конечном счете, обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести»[1]. Это означает, что успешные действия возможны при наличии у воюющих людей определенного, как его назвали, духа. Возникает ли он сам по себе или его необходимо каким-то образом создать? Читаем дальше в трудах того же исследователя: «… там, где тверже всего дисциплина, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках…, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и её дух, там больше побед»[2].

Стало быть, дух, о котором мы ведем речь, и без которого не может быть успеха в вооруженной борьбе, формируется в результате кропотливой и настойчивой работы. Известный военный теоретик Михаил Иванович Драгомиров писал: «Люди, с которыми вы дадите себе труд поработать, будут ваши в самые трудные минуты военной жизни и не выдадут».

Так вот – этот «труд» и есть предмет нашего с вами интереса в процессе лекции. Этот труд называется воспитательная работа с военнослужащими.

 

Сущность воспитательной и социально-правовой работы заключается в том, чтобы средствами убеждения добиваться того, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал, что порученное ему дело очень важно для страны, что его ратный труд необходим народу, что его честная служба – конкретный его вклад в укрепление обороноспособности Отечества, развитие государства по выбранному независимому пути.

Как писал Бауржан Момыш-улы: «Проблема воинского воспитания – есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание – самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски»[3]. Воспитание в процессе воинской службы – это её неотъемлемая составная часть и важнейшее условие успешной её реализации, являющееся логическим продолжением всего предыдущего процесса воспитания в семье, в школе, в коллективе, в общественных организациях.

 

Принципы воспитательной и социально-правовой работы:

1. Высокая идейность – означает, что задачи и содержание ВСПР всецело определяются политикой и идеологией нашего государства, соответствуют социальной природе, характеру наших Вооруженных Сил, их историческому предназначению.

2. Тесная связь ВСПР с жизнью государства, с задачами, которые казахстанский народ решает сегодня, с приоритетами в развитии Казахстана, которые Президент страны определяет в соответствие с Конституцией ежегодно в своих Посланиях народу Казахстана.

3. Конкретность и целеустремленность: учет особенностей текущего этапа развития страны, задач, решаемых Вооруженными Силами.

4. Непрерывность, оперативность и активность означают, что чем сложнее обстановка – тем сильнее должно быть влияние на личный состав армии. Это достигается своевременной постановкой задач ВСПР, творческим применением форм и методов работы.

5. Единство, преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

6. Индивидуальный подход к воспитанию подчиненных.

7. Комплексное решение задач воспитания.

 

Содержание воспитательной и социально-правовой работы:

1. Политическое воспитание. В это направление включают деятельность по укреплению государственности, обеспечению правопорядка, воспитанию верности Президенту, Правительству, государству, в целом.

2. Патриотическое воспитание. Родина, как и мать, у человека одна, и сыновний долг перед ней – священен (кіндік қаны тамған жер – земля, на которую капнула кровь пуповины). В настоящее время Казахстан находится на пути строительства независимого государства, создает свою государственность. Много уже сделано, но это время – песчинка в сравнении с многовековой историей человечества. Много еще трудностей на этом пути, и патриотизм проявляется именно в самоотверженности, честном труде во благо своей Родины, добросовестном служении Родине. Помните слова поэта Н. А. Некрасова:

 

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.048 с.)