Основные направления и формы воспитательной работы с военнослужащими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и формы воспитательной работы с военнослужащими



Испытанной формой политического, идеологического воспитания военнослужащих являются занятия в системе государственно-правовой подготовки. Эти занятия проводятся со всеми категориями военнослужащих: генералами, офицерами, прапорщиками, военнослужащими по контракту и по призыву. Естественно, что занимаются они по различным программам и разным временным нормативам. Существуют учебные планы занятий, разрабатываемые на учебный год по периодам службы. Занятия с генералами и офицерами проводятся 2 раза в месяц. Основное внимание уделяется самостоятельной подготовке, так как эта категория военнослужащих, обладающих, как правило, высшим образованием, имеет навыки самостоятельной работы. Занятия с прапорщиками и военнослужащими по контракту проводятся еженедельно. Занятия с военнослужащими по призыву проводятся 2 раза в неделю, как правило, по вторникам и пятницам в утренние часы.

Для проведения занятий по государственно-правовой подготовке формируются группы. Как правило, это военнослужащие одного подразделения. Например, мотострелковый взвод является группой для занятий. В этой группе занятия проводит командир взвода. С руководителями групп государственно-правовой подготовки проводятся специальные сборы 2 раза в год по 3 дня перед началом очередного периода обучения. Кроме этого, ежемесячно с руководителями групп государственно-правовой подготовки и их помощниками из числа сержантов проводятся 4-часовые семинары. Вопросы организации государственно-правовой подготовки оформляются приказом командира воинской части.

Тематика государственно-правовой подготовки включает изучение внутренней и внешней политики государства, важных нормативных документов Президента и Правительства, истории наших Вооруженных Сил, обязанностей военнослужащих, военной присяги, уставов, приказов Министра обороны, а также политической и экономической карты мира. Знания, полученные в ходе занятий по государственно-правовой подготовке, позволяют военнослужащим правильно понимать происходящие события, ориентироваться в современной политической обстановке и принимать грамотные решения. В целом, государственно-правовая подготовка обеспечивает результативную морально-политическую подготовку военнослужащих для выполнения возложенных на них задач. Существует еще психологическая подготовка, о которой мы с вами будем говорить чуть позже. Морально-политическая подготовка обеспечивает базу, фундамент сознательных действий военнослужащих в деле выполнения конституционного долга перед Отчизной, требований военной присяги, какими бы тяжелыми и опасными они ни были.

 

Важным средством идеологического воспитания военнослужащих является агитационно-массовая и культурно-просветительная работа. Ее цель политическое просвещение личного состава, мобилизация его на выполнение задач, стоящих перед подразделением.

Рассмотрим некоторые формы агитационно-массовой работы. И первая из них это политическая информация или информирование личного состава. Если государственно-правовая подготовка это серьезное занятие по изучению важных событий, то информирование это оперативное ознакомление военнослужащих с происходящими событиями в стране и мире, а также сообщения о важных датах и мероприятиях, которые проводятся в государстве.

Продолжительность информации 30 минут. Проводятся они в ротах, батареях и равных им подразделениях 2 раза в неделю в утренние часы, в дни, когда нет занятий по государственно-правовой подготовке. Информирование проводят командиры рот, их заместители по воспитательной работе, офицеры штаба батальона, полка. Тематику и контингент руководителей определяет заместитель командира полка, бригады по воспитательной работе.

Распространенной формой устной агитации является беседа. Они проводятся, как правило, в понедельник, среду и четверг (дни, когда нет занятий по государственно-правовой подготовке), а по вторникам и пятницам проводятся мероприятия военно-спортивной работы. Тематика бесед бывает самая разнообразная: важные события в стране и мире, задачи и жизнь подразделения, части, воинское состязание по предметам боевой подготовки, военная присяга, уставы, состояние воинской дисциплины, история части и т.д. Эта форма работы отличается тем, что в ее ходе военнослужащие вступают в диалог, задают вопросы, высказывают свою точку зрения, вступают в конструктивный спор, то есть общаются с командиром в несколько иной обстановке. Теплота, задушевность разговора, дружеский товарищеский тон создают оптимистическое настроение, светлые чувства и мысли.

Еще одной формой работы являются общие собрания военнослужащих. Они проводятся командиром подразделения, как правило, не реже 1 раза в месяц. В повестку дня собрания могут быть включены самые разнообразные вопросы, касающиеся жизни и деятельности подразделения. Командир в докладе обозначает серьезный для подразделения вопрос, личный состав роты обсуждает его, предлагает пути решения. В итоге принимается общее решение большинством голосов участников собрания. Это решение является обязательным для выполнения для всех военнослужащих роты. Здесь же могут обсуждать поступки отдельных военнослужащих, состояние воинской дисциплины в роте и меры по ее укреплению. По итогам проведения собрания составляется протокол собрания.

Теперь поговорим об агитации наглядной. В каждом подразделении оформляется комната информационной и воспитательной работы. Это помещение оборудуется съемными стендами, на которых помещается следующая информация:

 

1. Государственные символы: флаг, герб, гимн

2. Портрет Президента и его биография

3. Текст военной присяги на государственном и русском языках

4. Задачи личного состава подразделения на период обучения

5. Итоги и результаты предыдущего периода обучения

6. О Казахстане и крае, в котором дислоцирована воинская часть

7. Закон о создании Вооруженных Сил Республики Казахстан

8. История Вооруженных Сил Республики Казахстан

9. Девиз воинского состязания на учебный год

10. Фотокарточки лучших военнослужащих подразделения

11. Уголок правовых знаний

12. Материалы о жизни и деятельности подразделения.

 

Кроме этой в комнате может быть размещена и иная информация. Также в комнате размещаются административная карта Республики Казахстан, карта мира, карта области, в которой дислоцирована воинская часть.

На столах в одном из углов комнаты находятся подшивки газет «Егемен Қазақстан», «Қазақстан сарбазы», «Казахстанская правда», «Солтүстік Қазақстан», «Северный Казахстан», журналы издательства Министерства обороны Республики Казахстан.

В комнате информационной и воспитательной работы проводятся мероприятия воспитательной работы, осуществляется просмотр телепередач, личный состав в личное время в этой комнате пишет письма, читает литературу, смотрит телевизор. Для проведения досуга в этой комнате устанавливают музыкальные инструменты: баян, гармонь, гитару, домбру, балалайку, музыкальный центр (магнитофон, DVD плейер и т.д.).

 

В каждой роте создается редакционная коллегия ротной стенной газеты в количестве 3-5 человек. Газета получает название («Сарбаз», «Воин Казахстана», «За Родину!» и т.д.). Периодичность выпуска стенной газеты 2 раза в месяц. Газета состоит из девиза и 6-8 заметок на тему о жизни роты, итогах занятий по боевой подготовке, состоянии воинской дисциплины, заметных событиях и т.д. Перед размещением стенной газеты на всеобщее обозрение командир роты знакомится с ее содержанием и ставит свою подпись на обороте газеты. Стенные газеты роты подшиваются в течение года. Кроме регулярных стенных газет в роте могут выпускаться специальные номера газет посвященных знаменательным датам, праздничным событиям, сатирические.

В каждом взводе назначается редактор боевого листка. Боевой листок выпускается не реже 1 раза в неделю. В нем отражается жизнедеятельность взвода, итоги боевой подготовки, состояние воинской дисциплины во взводе, состояние боевой техники взвода и другие заметки. Командир взвода знакомится с содержанием боевого листка перед его вывешиванием на всеобщее обозрение.

Кроме редактора боевого листка во взводе назначаются агитатор и спорторганизатор. Агитатор по поручению командира проводит беседы, разъяснения, сообщения по темам, не представляющим большой сложности. Это может быть рассказ о необходимости соблюдения мер безопасности, мерах по поддержанию боевой готовности, особенностях несения караульной службы и т.д. Командир взвода инструктирует агитатора и помогает ему подготовить беседу. Кроме того агитатор это что-то вроде маленького замполита во взводе. Подбирая кандидатуру агитатора, нужно выбирать авторитетных, умеющих мыслить самостоятельно, имеющих свой, пусть небольшой, жизненный опыт, наблюдательных солдат. У думающего командира взвода агитатор делится своими наблюдениями о поведении сослуживцев, о взаимных симпатиях и антипатиях в коллективе взвода, может сам повлиять на ситуацию, предупредить конфликт, удержать сослуживца от сомнительного поступка и проинформировать своего командира о состоянии дум и намерений военнослужащих взвода. Это не доносы, поскольку информирование происходит на здоровой основе, без всякой личной корысти.

Спорторганизатор по поручению командира взвода организует, готовит, проводит спортивные мероприятия во взводе и ведет их учет.

В роте назначается почтальон, который отвечает за доставку газет, журналов, писем, бандеролей и посылок военнослужащим роты. Кандидатура почтальона может быть обсуждена на общем собрании роты. Его назначение производится приказом по воинской части. Списки почтальонов (основных и запасных), утвержденные командиром воинской части и подписанные начальником штаба части, скрепленные полковой гербовой печатью, передаются начальнику связи полка. Выдача почтовых отправлений осуществляется строго указанным в списке лицам. Это обеспечивает сохранность и гарантирует доставку почтовых отправлений лицам, которым они адресованы. Дальновидный командир всегда бывает информирован почтальоном о том, какие виды почтовых отправлений каким военнослужащим роты доставлены. По реакции солдата можно судить о характере полученной информации и своевременно принять решение об адекватных действиях по этому поводу. Сложилась такая практика, когда почтовая корреспонденция не доставляется в караульное помещение. Письма, адресованные военнослужащим, несущим караульную службу, дожидаются их в казарменном помещении. Этому научила жизнь после того, как военнослужащие из состава караула, получив неприятные известия из дому, не смогли справиться со стрессом и покончили жизнь самоубийством на посту.

Несколько слов об организации культурно-просветительной работы. В воинской части по штату существует клуб, в котором есть киноустановки, радиоузел, библиотека. В некоторых частях созданы музеи Боевой славы. Из книг полковой библиотеки можно создать небольшую библиотеку в роте, разместить ее в комнате воспитательной работы, назначить нештатного библиотекаря из числа ротных активистов для обмена книг. Когда все книги будут прочитаны, таким же образом их можно поменять на другие.

Кинофильмы в полковом клубе демонстрируются по субботам и воскресеньям в дневное и вечернее время – художественные фильмы, а по средам – учебные и документальные.

В клубе же создается художественная самодеятельность, где военнослужащие могут реализовать свои способности в различных сферах: театр, вокал, танцы, инструментальная музыка и т.д.

Для культурно-просветительной работы широко используют объекты культуры населенных пунктов по месту дислокации воинской части: театры, музеи, выставки, памятники, мемориальные комплексы и т.д. для совершения групповых экскурсий. По согласованию с местными органами государственной власти и при их участии в воинских коллективах организуются встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми, представителями молодежных организаций, руководителями религиозных объединений. Представители воинских коллективов принимают участие в городских, районных, областных мероприятиях: конкурсах песни, спортивных соревнованиях, встречах, заседаниях круглого стола и т.д.

Направления воспитательной работы, о которых мы вели речь, это далеко не полный перечень форм, способов, направлений воспитательной работы с военнослужащими. Я рассказал вам лишь об основных.

Кроме методов коллективного подхода к делу организации воспитательного процесса военнослужащих существует подход индивидуальный. Это очень важный участок работы командира, поэтому мы будем говорить о нем в отдельной лекции.

 

Выводы:

 

1. Воспитательная и социально-правовая работа в Вооруженных Силах Республики Казахстан это значительная часть усилий командиров по укреплению обороноспособности государства, усилению мощи армии и флота, повышению боевой готовности, совершенствованию боевой подготовки. Без этой работы невозможно формирование убеждений и сознательных действий военнослужащих во имя выполнения своего конституционного долга и военной присяги.

2. Вопросы организации и проведения воспитательной и социально-правовой работы с военнослужащими регламентируется «Концепцией воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан», в которой предусмотрены основные принципы и направления воспитательной работы, разъяснена сущность и содержание основных направлений воспитательной работы.

3. Основными направлениями воспитательной работы в подразделении являются: государственно-правовая подготовка, агитационно-массовая работа и культурно-просветительная работа. Организатором воспитательной работы в подразделении является командир, а конкретным организатором ее – его заместитель по воспитательной работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.016 с.)