Влияние обстановки боя на психику военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние обстановки боя на психику военнослужащих



Широкоизвестно словосочетание «деморализованные войска». Его употребляют тогда, когда хотят охарактеризовать части и подразделения, потерявшие способность действовать, сопротивляться, утратившие веру в себя, своих командиров, правоту своего дела. Личный состав таких подразделений по-прежнему имеет оружие и боеприпасы, сведен в боевые расчеты и подразделения, которые возглавляют в принципе подготовленные командиры, однако боеспособность этих подразделений утеряна.

Приведу пример из истории. Год 1700-ый, армия Петра I в процессе Северной войны пытается взять штурмом крепость Нарва, принадлежавшую шведам. Вооруженная группировка русских войск насчитывала около 40 тысяч человек и 181 орудие, в том числе 108 – тяжелые. В крепости находились всего 8 тысяч человек пехоты, 200 конников, 400 ополченцев из числа жителей города, 30 артиллеристов и 400 орудий, из которых можно было использовать только 30 (по количеству солдат-артиллеристов). Шведский король Карл XII привел на выручку крепости группировку в составе 5 300 пехотинцев, 3 130 кавалеристов и 37 орудий.

Битва для русских войск закончилась поражением. Они потеряли 8 тысяч человек и 145 орудий. Потери шведов составили 3 тысячи человек. Главная причина поражения заключалась в деморализации личного состава русских войск в силу полного отсутствия боевой подготовки, а также, потому что на командных должностях в русской армии были иноземцы-наемники.

Моральный фактор имеет психологическую сторону, и суть его составляет общественно-психологический элемент. Действия человека обусловлены особенностями его психики, его мыслями и чувствами. «Всё, что приводит людей в движение, - отмечал К.Маркс, - должно пройти через их голову…».[7] Индивидуальная психология – это совокупность психических процессов, состояний, свойств, характеризующих отдельную личность с присущими ей индивидуальными особенностями. Индивидуально-психологическая сторона морального фактора непосредственно связана с реагированием человека на складывающуюся обстановку. Мы ведем речь о сложной обстановке боя, которая требует от человека определенной подготовленности в плане самообладания, хладнокровия, резистенции к сложным ситуациям, умения подавить в себе чувство нерешительности, растерянности, обреченности, страха. Какова же природа возникновения этого феномена под названием «страх»?

С самого рождения наряду с пищевыми, дыхательными и другими нервными центрами начинает функционировать нервная структура, обеспечивающая непосредственные оборонительные реакции, направленные на сохранность организма, Это, так называемый, центр оборонительной потребности, инстинкта самосохранения или центр страха.

В процессе жизни в результате накапливания жизненного опыта над сформировавшимися еще до рождения нервными центрами, обеспечивающими жизненные отправления организма, происходит надстраивание более сложных нервных систем, обеспечивающих поведение человека, формируется система условных рефлексов.

 

Различают 3 психофизических уровня поведения:

 

1. Безусловнорефлекторный, унаследованный, инстинктивный

2. Условнорефлекторный, первосигнальный – результат приобретенного личного опыта поведения

3. Условнорефлекторный, второсигнальный – результат овладения общественным опытом (опытом других людей)

 

 

Те же уровни различают и у страха:

 

Возникновение страха в ответ на сильный раздражитель. Переживаемый в этом случае страх в наибольшей степени биологизирован. Человек, подвергшийся воздействию сильного раздражителя (яркая вспышка, толчок, внезапный громкий звук), оказывается напуганным, даже не успев сообразить, что его напугало. Это состояние правильно было бы назвать – испуг. Испуг – это первый уровень страха.

Испуг – это врожденная эмоция, это защитное свойство живого организма, его охранительная реакция на получаемые извне вредные или опасные, угрожающие целостности организма раздражители. Не будь испуга – люди бы погибали раньше, не успев оценить грозящей опасности. Эмоция испуга возникает независимо от сознания человека, как только на него воздействует раздражитель. В этот момент испуг выполняет защитную функцию, мобилизуя все силы организма. Но защитная роль испуга заканчивается, как только она отмечена сознанием. После этого испуг становится ненужным и даже опасным, т.к. нарушает обычную деятельность организма. Испуг, прежде всего, нарушает координацию работы внутренних органов, желез внутренней секреции, двигательного аппарата. Это подкорковая эмоция, и может быть подавлена эмоцией сознания (убежденность, идеал, мировоззрение и т.д.).

Второй уровень страха (назовем его «боязнь»)– это собственно страх, как нечто приобретенное в жизни. Он возникает в ответ на сигнальные раздражители, которые по механизму условных рефлексов лишь сигнализируют о возможной боли и т.д. Допустимо утверждать, что боязнь возникает по причине недооценки своих сил, а также из-за переоценки трудностей. В отличие от испуга страх - это приобретенная реакция с опорой на прежний практический опыт, например:

- переживания по пути следования в стоматологическую поликлинику;

- мандраж перед выполнением соотносительно сложного упражнения на брусьях;

- неприятные ощущения перед прыжком в холодную воду;

- нерешительность перед разбегом в прыжках через коня в длину и т.д.

 

Третий уровень страха – это приобретенная реакция, основанная на опыте, но на опыте чужом: увиденном, услышанном, прочитанном и т.д. Страх, основанный не на личном опыте, сильнее личного, уже пережитого. Назовем его «страх». Это достаточно тягостное состояние, проявляющееся в виде беспокойства, тревоги.

Существует разновидность страха – это страх аффектный. Я бы назвал его предпаническим. Состояние аффекта – это настолько сильное переживание, настолько сильный раздражитель, стрессор, что человек действует, но действует, не осознавая того, что делает. Аффект- это как моральный паралич, своего рада кратковременное сумасшествие, выпадение памяти, исчезновение способности думать и осознавать свои поступки, поведение, целесообразность действий и ответственность за совершаемое. Аффектный страх есть разновидность этого состояния. Страх неосознанный, но в, то же время, как результат определенной мыслительной деятельности, хотя бы и кратковременной, хотя бы и на самом низшем уровне. Человек цепенеет, теряет способность мыслить и действовать. Логично предположить, что аффектный страх есть преддверие паники, основа для панических действий.

Наполеон Бонапарт в своей книге «Мысли» писал: «В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты после величайшего напряжения чувствуют желание бежать. Это паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их».[8]

Паника – разновидность страха. Паника – это смятение, растерянность. Паника охватывает людей в условиях чрезвычайной опасности, чаще всего опасности преувеличенной или мнимой (у страха глаза велики!). Опасная обстановка характеризуется сложностью, непонятностью, отсутствием информации. В такой ситуации человек не может ответить себе на вопрос – что делать дальше? И тут в поле его зрения попадает бегущий человек, сослуживец. Этот бегущий человек воспринимается человеком более информированным, уже принявшим для себя решение, ответившим на вопрос – что делать, и уже исполняющим свое решение и действующим. Дальше срабатывает стадный инстинкт, и только что сомневавшийся человек уже несется впереди собственного визга!

 

Таким образом, и это показывают современные военные конфликты и локальные войны, личный состав в бою подвержен травмам, не связанным с ранениями и контузиями. Анализ потерь в живой силе показывает, что потери, связанные с тяжелыми расстройствами психики, превышают 20% от всех санитарных потерь. В бою более или менее эффективно действуют только 25% пехотинцев. Это наблюдения из опыта II мировой войны. В арабо-израильских войнах потери армии Израиля от боевых психических травм (БПТ) составляли от 37% до 72%, в зависимости от интенсивности боевых действий. После завершения военных действий в Ливане почти у 50% американских военнослужащих наблюдались тяжелые расстройства психики.

Во время обследования дивизиона, который перенес тяжелый бой, выяснилось, что четверть солдат от страха рвало. Еще четверть прохватил понос. 10% обмочились. Одни ломаются сразу, другие держатся дольше. Лишь ничтожные 2% находят в бою «упоение», но это скорее психопаты, доведенные до предела невероятным стрессом. Так пишут американские исследователи. Они же утверждают, что человек имеет абсолютный предел физической выносливости: в лучшем случае 60 дней боев или 200-240 дней лишений.

Обобщая сказанное, доложу, что по оценке военных специалистов БПТ в войне с применением обычного оружия могут составить в среднем до 20% от санитарных потерь в первые 30 суток боевых действий. Впоследствии БПТ могут вообще превысить все санитарные потери, особенно при применении оружия массового поражения и высокоточного оружия.

Есть необходимость определиться с терминологией изучаемого вопроса.

Санитарные потери – это раненые и больные, утратившие боеспособность более, чем на 1 сутки и поступившие в медицинские пункты и лечебные учреждения.

Боевая психическая травма – изменение психического состояния военнослужащего до степени, исключающей ведение боя вследствие воздействия стрессоров.

Стрессор – психический раздражитель, вызывающий расстройство центральной нервной системы человека, которое способно лишить его способности эффективно выполнять функциональные обязанности.

 

Стрессоры, вызывающие БПТ:

- взрывы

- свист пуль и осколков

- грохот боя

- очаги огня

- горящая техника

- трупы

- крики и стоны раненых

- длительное отсутствие сна и отдыха

- длительное воздействие низких или высоких температур

- высокая задымленность или запыленность местности

- плохие погодные условия

- сильное физическое переутомление

- большие потери среди личного состава в подразделении

- отсутствие воды и питания

- изоляция

- ранения

- неумелое руководство боем и т.д.

 

Американские специалисты провели исследования на пехотных взводах в сырую холодную погоду. Выяснилось, что без сна боеспособность сохраняется в течение 3 суток, после чего 100% личного состава выходят из строя. При этом, на вторые сутки резко снижается емкость кратковременной памяти, что затрудняет уяснение боевой задачи и приводит к резкому увеличению числа ошибок. Реакция на внезапно возникающие задачи заметно ухудшается даже у хорошо подготовленных военнослужащих. При условии 1,5 часов сна за ночь в течение 6 суток боеспособность сохраняется у 50% военнослужащих, а при 3 часах сна за ночь 91% личного состава сохраняет боеспособность свыше 9 суток.

 

Среди прочих стрессоров можно назвать следующие:

 

- смерть или болезнь близких родственников

- служебные неурядицы

- финансовые затруднения

- неудачи в личной жизни

- непривычные бытовые условия

- резкая смена привычного распорядка дня

- необходимость всегда находиться в коллективе и т.д.

 

Как все это происходит?

 

На воздействие психогенных факторов организм человека отвечает реакцией «тревоги». Она возникает абсолютно у всех, но протекает по-разному, в зависимости от индивидуальных качеств личности. Состояние тревоги длится в течение короткого срока и сопровождается следующими симптомами (их признают нормальными):

- мышечное напряжение

- дрожание конечностей (тремор)

- шаткая походка

- усиление потоотделения

- проявление дисфункции со стороны органов пищеварения, мочевыводящей,

сердечнососудистой систем и системы дыхания

- повышение восприимчивости к звукам.

 

Поскольку нервная система человека имеет свойство адаптироваться, в состоянии тревоги она задействует механизм компенсации: у человека формируется состояние резистенции (сопротивляемости), но только, если стрессор по уровню воздействия не превышает защитных возможностей организма. В таком случае человек готов к действиям в течение периода, который способен выдержать компенсаторный механизм его мозга. В случаях длительного состояния резистенции наступает фаза истощения, влекущая за собой БПТ.

 

 

Среди психических нарушений назову следующие:

 

 

- нарушение психики на фоне ранений, которые особенно свойственны людям с тревожно-мнительным складом мироощущения и чрезмерным сосредоточением на своем здоровье;

- психосоматический синдром, другими словами – расстройство функций и систем организма. Преобладают жалобы на неприятные ощущения в области сердца, боли в спине, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта;

- психозы, то есть глубокие расстройства психики, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения. Внешне это бред, помрачнение сознания, грубые нарушения памяти, мышления, бессмысленные действия и поступки.

Первая и вторая группы психических нарушений поддаются медицинской коррекции.

По степени тяжести БПТ делятся на легкие, средние и тяжелые. Как внешне они проявляются:

- при легких БПТ – чрезмерная раздражительность, нервозность, замкнутость, потеря аппетита, головные боли, быстрая утомляемость

- при средних БПТ – истерические реакции, агрессивность, временная амнезия, депрессия, повышенная чувствительность к шуму, патологический страх, потеря ощущения реальности происходящего

- при тяжелых БПТ – нарушения слуха, зрения, речи, координации движения, психомоторные расстройства, ступор.

Таблица

примерного объема помощи при состояниях приближения психической травмы

Типы психической реакции Симптомы Что делать Чего нельзя делать
Нормальная Тремор, мышечная напряженность, потливость, диарея, частое мочеиспускание, учащенное дыхание, сердцебиение, тревожность, беспокойство Индивидуальная психическая поддержка, четкое руководство, общение с товарищами, подчеркивание положительных моментов ситуации Фиксировать внимание на его состоянии, говорить о серьезности положения, смеяться, быть безучастным
Депрессия, пониженная активность Сидят либо стоят без движения, не разговаривают, лицо безучастное Мягко установить контакт, чтобы он сам сказал о том, что с ним случилось. Проявить солидарность, участие, рутинную работу. Обеспечить сигаретами, теплой пищей. Проявить доброжелательность. Проявлять излишнюю жалость. Преувеличивать чувство солидарности.
Индивидуальная паника Безрассудные попытки бегства, неконтролируемый плач, бег кругами. Проявить доброжелательность, твердость. Предложить сигареты, еду, питье. Изолировать. Проявить участие. Применять грубые меры при изоляции.
Гиперактивность Склонность к спорам, убыстренная речь, выполнение ненужной работы, перескакивание на другую работу, высказывание бесконечных советов окружающим. Дать выговориться. Заставить выполнять физическую работу. Предложить сигареты, еду, питье. Осуществлять контроль. Не проявлять других чувств. Заострять внимание на его состоянии, вступать с ним в спор.
Реакция с преобладанием функциональных расстройств Тошнота, рвота, функциональные параличи. Показать свою заинтересованность, предложить нетрудную простую работу. Создать необходимые условия при эвакуации в медпункт. Воздерживаться от проявления других чувств. Говорить ему о том, что с ним ничего серьезного не случилось. Ругать. Высмеивать. Заострять внимание на его состоянии.

 

Предупреждению боевых психических травм способствует обучение личного состава и командиров всех степеней методам распознавания психических нарушений. Основными способами индивидуальной и групповой профилактики боевых психических травм являются: самовнушение, релаксация, медитация, аутотренинг, техника неотложной помощи. Профилактика ведется до боя, во время боя, после боя. Дело в том, что человек неодинаково реагирует на внешние раздражители по времени наступления реакции на них. Чувство страха может появиться в различное время и на разных этапах. Психологи определили, что до начала боевых действий страх испытывают до 30% солдат, во время боя – до 35%, после боя – до 15%. Они приводят следующие признаки приближения состояния боевой психической травмы:

- чрезмерная озабоченность

- повышенная эмоциональность

- повышенная возбудимость

- импульсивное поведение

- рискованные действия

- частое курение

- речевое возбуждение

- тремор.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.035 с.)