Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование морально-политических качеств у военнослужащих↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде, чем говорить о подготовке психологической, и тем более приступать к ее организации, необходимо заметить: формирование эмоционально-волевой устойчивости нуждается в определенной основе. Другими словами, все, что делает человек должно делаться им сознательно. Для таких сознательных действий необходима убежденность в правильности того, что делается. Эта убежденность и есть главная основа психологической подготовки военнослужащих. Убежденность становится ведущей формой самосознания человека и основным мотивом его поведения. Я приведу вам некоторые откровения гитлеровского генерала К.Типпельскирха о солдатах русской освободительной армии под командованием генерала А.Власова. Типпельскирх писал: «Их моральный дух и, следовательно, надежность колебались в зависимости от обстановки на фронте. Когда им казалось, что немцы сильнее русских, на них можно было положиться. Но, когда в 1943 году немецкие войска начали терпеть повсюду крупные поражения, которые привели к большим отступлениям, использование этих «добровольцев» на Востоке стало невозможным…При первом серьезном испытании, как, например, при попытке использовать их на Западном фронте, они сразу же отказывались действовать, потому что внутренне их уже ничто не связывало с Германией».[9] Формирование убежденности является целью морально-политической подготовки, которая одновременно составляет часть общей идейно-воспитательной работы. Что воспитатель прогнозирует получить в результате выполнения мероприятий морально-политической подготовки: - повышение чувства ответственности - формирование высоких морально-боевых качеств - повышение уровня сознательности - высокая дисциплинированность, уставной порядок - усердие в овладении боевой техникой и оружием: а). правильное представление о соотношении человека и техники в войне б). воспитание уверенности в превосходстве нашего оружия в). формирование уверенности в своих возможностях по овладению оружием г). бережное отношение к боевой технике и вооружению - совершенствование представлений о патриотизме, интернационализме - преемственность традиций старшего поколения, верность присяге, долгу.
Высокие морально-политические качества – это обязательное условие дальнейшей работы по подготовке солдата к бою. Помните, в самой первой лекции я приводил вам замечательную цитату о том, что «убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести»? Так вот, для того, чтобы солдат не трясся как осиновый лист в бою, мало приучить его не вздрагивать при звуке выстрела и не терять сознания при виде трупов. Надо, чтобы он самостоятельно учился хладнокровно воспринимать эти ужасные картины, без которых не обходится война. Надо, чтобы он стал убежденным, чтобы верил свято, что по-другому нельзя. Когда солдат верит, что его позиция на самом деле единственно верная, что он поступает правильно, что его действия одобряют его родители, его друзья, его близкие люди, да и сами они поступают или поступят, если будет надо, именно так – тогда никто не сможет сбить его с верного пути. Я могу привести вам примеры из нашей истории, которые, думаю, вам хорошо известны. Но посмотрите на них теперь с точки зрения того, о чем только что я вам рассказывал. Проанализируйте поступок Александра Матросова, 19-летнего паренька, сироты, никогда не знавшего родительской ласки, которого от нищенства, криминала и беспутной жизни спасла политика советского государства, которая встала между такими, как Матросов, и беспризорничеством. Поступок Матросова - это не поступок камикадзе, прикованного цепями к боевому посту (на всякий случай), это осознанный, вполне зрелый поступок взрослого человека. Это – не случайность, не единичный случай. Подвиг, подобный подвигу Матросова, совершили более 200 советских военнослужащих в годы Великой отечественной войны, среди которых был и наш земляк – Султан Баймагамбетов. Молодому человеку Саше Матросову советское государство стало отцом и матерью, вырвало его из нищенства, бродяжничества. Государство кормило, одевало и воспитывало его. Государство дало ему образование, обеспечило крышу над головой, будущее в жизни. Парень себя человеком почувствовал, стал нужен, востребован. У него появилась надежда на светлую жизнь, на будущее. Когда началась война, и встал вопрос быть советскому государству или не быть – для Матросова этот вопрос стал вопросом жизни или смерти. Враги покусились на тех, кто заменил ему его родителей. Естественно, Матросов поступил как сын, вставший на защиту своих родителей. Задача роты, успешный бой которой ценой своей жизни обеспечил Александр Матросов, не превышала масштаба маленькой деревеньки. Но не о масштабе задачи думал рядовой Матросов. Другие чувства испытывало его мужественное сердце. И он совершил поступок, к которому шел всей своей прежней жизнью. Его чувства, переживания, эмоциональное состояние – вылились в осознанный сознательный поступок: он в прямом смысле слова закрыл Родину грудью. Вот также осмысленно в решающую минуту без колебаний таранили в небе боевые самолеты врага советские летчики, направляли подбитую крылатую машину в скопления вражеской техники или железнодорожные эшелоны, даже и не думая воспользоваться парашютом. О советских танкистах гитлеровский генерал Гудериан говорил, что на поле боя нет ничего страшнее их танков. Для них не было препятствий, они воевали любыми средствами, их действия невозможно было предугадать. При этом всегда эти действия были наполнены самоотверженностью, готовностью пожертвовать жизнью для достижения полной победы над врагом. Также осознанно советские военнослужащие переносили все тяготы «окопной» жизни в любое время года, в любую погоду, в любое время суток. А это очень не просто, это монотонный образ деятельности, в ожидании атаки противника, бомбардировок с воздуха, применения оружия массового поражения. Сложно было и в ходе наступления: темп продвижения вперед, минные поля и другие инженерные заграждения, засады, контратаки – постоянная опасность для жизни. Конечно, в ходе длительной боевой деятельности появлялись привычки, люди приспосабливались, но для этого нужно было основание. Сознательное выполнение долга, боевых задач основывалось на убеждении. Даже на диске медали «За победу над Германией!» была надпись «Наше дело правое – мы победим!». Вот эта уверенность в правоте дела была фундаментом формирования навыков боевой деятельности. Результативность морально-политической подготовки достигается в ходе проведения мероприятий воспитательного воздействия. Занятия по государственно-правовой подготовке, массовые мероприятия агитационного характера, встречи с ветеранами войны и труда, организация проведения государственных праздников, чествования отличников боевой учебы, впечатляющая наглядная агитация, массово-библиотечная работа, просмотр художественных фильмов о героизме наших людей в мирное и военное время - день за днем формируют в сознании солдат и сержантов уважение и любовь к Родине, понимание необходимости ее обороны, самоотверженного ратного труда во имя обеспечения мирного труда наших сограждан. Массовые мероприятия воспитательной работы обязательно дополняются мероприятиями индивидуально-воспитательного характера, когда учитываются особенности каждого подчиненного в целях комплексного результативного подхода к делу формирования духовно подготовленного, морально устойчивого, убежденного военнослужащего. Итогом работы должно стать непоколебимое стремление стать полезным своей Родине, быть готовым в любую минуту встать на ее защиту и защищать умело, с доблестью и честью, не жалея самой жизни для достижения полной победы над врагом. Вот после достижения этой очень важной цели целесообразно приступать к специфической работе по формированию эмоционально-волевой устойчивости каждого военнослужащего к ведению боевых действий в сложных условиях повышенной опасности для жизни. Как это делается, рассмотрим в следующем учебном вопросе.
3. Формирование эмоционально-волевой устойчивости в целях преодоления отрицательного влияния боевой обстановки на психику солдата. Формы психологической подготовки военнослужащих. Как таковая, психологическая подготовка не проводится отдельно. Психологическая подготовка является составной частью боевой подготовки. В ходе отработки учебных вопросов занятий по боевой подготовке преследуется цель создания условий, приближенных к боевым, чтобы формировать привычку не реагировать на опасность или ослабить до минимума реакцию на нее. По крайней мере, реагирование на опасность не должна доводить до срыва выполнение боевой задачи или мешать ее выполнению. Занятия по боевой подготовке сами по себе уже частично выполняют задачу формирования эмоционально-волевой устойчивости (ЭВУ), поскольку предполагают напряжение моральных и физических сил, применение умений, приобретенных в процессе предыдущих занятий по боевой подготовке, напряженность обстановки, пусть даже учебной. В ходе этих занятий создается напряженная обстановка в целях формирования индивидуальной физической и психической выносливости военнослужащих, готовности к преодолению любых трудностей боевой и походной жизни. Кроме этого, целью ставится: - повышение уровня устойчивых профессиональных навыков, - формирование психической готовности к действиям в нестандартных ситуациях, - выработка и закрепление таких качеств, как непритязательность, неприхотливость, умеренность в желаниях, которые должны заменить склонность к комфорту, - формирование групповой сплоченности.
Поощряются занятия силовыми видами спорта, спортивными единоборствами типа кун-фу, карате, дзюдо, бокс и так далее. Практикуются учебные подъемы по тревоге, совершение марш-бросков на большие дистанции, действия в одиночку и в малых группах на удаленности от своих подразделений, действия в плохую погоду. Военнослужащих обучают преодолевать чувство голода, уметь в течение продолжительного времени сохранять неподвижность, использовать подножную пищу. Хорошо зарекомендовала себя практика обкатки танками. Военнослужащий, вооруженный штатным оружием, находится в одиночном окопе для стрельбы стоя (окоп в полный профиль). В его распоряжении имеются две кумулятивные противотанковые гранаты (макеты). На окоп со скоростью 5 км/час фронтально движется танк. Подпустив танк на дистанцию, позволяющую прицельный бросок гранаты, военнослужащий метает гранату в танк, стараясь попасть в уязвимое место. После броска он приседает на дно окопа и пропускает танк над собой. Как только танк переезжает окоп, военнослужащий выпрямляется в окопе и метает вторую гранату в кормовую часть боевой машины, стараясь попасть ею на трансмиссию танка. Такие занятия проводят в ходе занятий по тактической подготовке, на тактических учениях. Метод позволяет преодолевать танкобоязнь, вселяет уверенность в том, что с танками можно бороться, находясь на открытом участке местности. Одновременно формируется вера в свое оружие, в его эффективность, надежность. Обучая приемам борьбы с танками и одновременно реализуя задачи психологической подготовки, при проведении обкатки танками проводят дополнительно упражнение по «ослеплению экипажа танка или механика-водителя танка». Сооружают учебную стенку, мимо которой проходит танк на скорости 5-7 км/час. Военнослужащий изготавливается за стенкой или на стенке, держа в руках солдатскую плащ-палатку. Когда танк поравняется со стенкой, солдат прыгает на трансмиссию за башней танка и плащ-палаткой закрывает приборы наблюдения механика-водителя и располагается на броне танка таким образом, чтобы движением башни и ствола танковой пушки его нельзя было смести с корпуса танка или нанести ему травму. Одновременно он готов открыть огонь в случае, если кто-то из членов экипажа танка откроет люк с целью уничтожить противника. Хорошую психологическую закалку получают военнослужащие при выполнении упражнений по метанию гранат. Гранаты наступательного действия личный состав метает в составе подразделения (взвода или отделения) при движении в атаку. Оборудуется траншея переднего края обороны противника, в которой размещаются мишени, обозначающие противника. Военнослужащие движутся в атаку, выполняют команды «Приготовить гранаты!», «Гранатой – огонь!». Производят бросок гранаты, стремясь попасть в траншею противника, и, не останавливаясь, устремляются бегом к траншее противника с криком «Ура!», ведя огонь на ходу очередями холостыми боеприпасами. Одновременно со звуком взрыва гранаты слегка наклоняют голову в металлическом шлеме, чтобы избежать попадания осколков гранаты в лицо, но движения не прекращают. В ходе этого упражнения отрабатывается порядок атаки переднего края противника, приобретаются навыки в точности метания ручных гранат в движении, а также вырабатываются неустрашимость, мужество, ловкость, решимость, волевые качества, настойчивость, скорость, выносливость. Очень результативны занятия по длительному пребыванию личного состава в индивидуальных средствах защиты (в течение 6-8 часов). Выполняется норматив по ЗОМП № 4 «б» (общевойсковой защитный комплект надевается в виде комбинезона). Далее личный состав совершает марш на технике, преодолевает «участок заражения», вступает в «бой», после его завершения следует в «район проведения специальной обработки», где проводит весь комплекс мероприятий специальной обработки. Эти упражнения вырабатывают выносливость, собранность, умение распределить силы, умение мобилизоваться, закаляют волю. Эффективны занятия по преодолению водных преград. Водная преграда может преодолеваться с использованием специальной инженерной техники, в качестве десанта боевой машины пехоты или бронетранспортера. Опасность водной стихии, наличие спасательных жилетов добавляют к ощущениям необычности обстановки дополнительную остроту и формируют новые качества привыкания к опасности. Эти качества способствуют выработке решимости на успешное преодоление очередного испытания. Еще сложнее по исполнению и масштабу психической нагрузки упражнения по преодолению водной преграды по дну водоема. Это очень сложное занятие, которому предшествует большая подготовительная работа. Выбирается район, готовятся маршруты выдвижения к срезу воды, движения по дну, входа в воду и выхода из нее. Проводятся занятия по легководолазной подготовке экипажей танков, пользованию дыхательным аппаратом АТ-1 или изолирующим противогазом, способы покидания боевой машины в случае невозможности эвакуации из нее иным способом. В результате формируются уникальные качества, которые позволяют военнослужащему не терять присутствия духа в сложнейших ситуациях, действовать хладнокровно и грамотно, не впадая в прострацию и панику. Все эти элементы психологической подготовки реализуются в комплексе в ходе занятий по боевой подготовке. Причем, они проводятся не раз от раза, а планируются, гармонично вплетаясь в процесс подготовки военнослужащих к боевой деятельности. Только при условии постоянных тренировок по закалке психики военнослужащего можно добиться в результате устойчивых навыков спокойного реагирования их на опасность и умения действовать в опасных ситуациях, не теряя присутствия духа. Чтобы знать, какие факторы влияют на человека отрицательно, а какие - положительно, скажу вам и о них. Для того, чтобы командир знал, что может вызвать нежелательные реакции, он должен их предвидеть и не допускать их.
Отрицательные эмоции могут вызывать: - сомнения - лишения различного происхождения - бездеятельность - одиночество - голод - неуверенность - неустойчивость - безрассудство - боязнь - страх - хаос - слухи - стресс - паника - жажда - ложь
Положительные эмоции могут вызвать:
- забота командиров - активность («мы долго, молча, отступали, обидно было – боя ждали; ворчали старики – что - ж мы, на зимние квартиры, не смеют, что-ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки») - решимость - сознание долга - умения - дисциплина - справедливость - верность - сила - вера в Бога - сплоченность - уверенность - товарищество - понимание задачи - терпение - боевой дух - правда - успех.
Таким образом, психологическая подготовка к бою заключается в формировании таких качеств эмоционально-волевой устойчивости, которые обеспечивают возможность выполнения боевой задачи. Их наличие позволяет человеку сохранять рассудок, умение адекватно мыслить, осознанно действовать. Формируются эти качества в ходе занятий по боевой подготовке и в процессе специальной подготовки. Однако, их проведение планируется, готовится, обеспечивается специально, а не подразумевается само собой. Другими словами, эта серьезная сфера подготовки войск требует участия профессионалов и фундаментального обучения для проведения. Напомню вам, что весь процесс обучения строится в следующей последовательности: сначала обучаемому сообщаются необходимые знания, затем на основе этих знаний вырабатываются умения, то есть возможность применения полученных знаний в практической деятельности. Далее формируются навыки, другими словами умения использовать знания, доведенные до автоматизма. Итак – от знаний через умения к навыкам. Все это создается в ходе боевой подготовки. Чем лучше подготовлен солдат в профессиональном отношении, тем он увереннее действует, тем выше результаты его боевой деятельности (сравнить наемника-профессионала, стреляющего одиночными выстрелами и передвигающегося по полю боя, не спеша шагом, и пузатого военнослужащего-контрактника, завербовавшегося на военную службу потому, что больше его никуда не брали по причине полнейшей профессиональной непригодности, тупости и наличия множества вредных привычек).
Существует график, показывающий, как сильно зависят друг от друга уровень подготовки и необходимость волевых усилий в ходе преодоления сложных боевых ситуаций:
Таким образом, чем лучше подготовлен солдат, тем меньше волевых усилий ему необходимо прикладывать для преодоления стрессовых ситуаций, возникающих в бою.
Выводы:
7. Обстановка боя вызывает сильнейшие стрессы, являющиеся серьезным испытанием для психики человека. Мало владения оружием и боевой техникой – необходимо умение владеть собой и суметь проявить свои боевые умения. Для этого необходимы определенные качества. 8. Основой для формирования этих качеств является морально-политическая подготовка, главной целью которой является выработка убежденности в правоте дела, которому служишь. 9. На основе убежденности в ходе психологической подготовки формируется эмоционально-волевая устойчивость. Психологическая подготовка проводится в ходе занятий по боевой подготовке. Психологическая готовность солдата к бою тесно связана с его профессиональной подготовкой.
[1] В.И.Ленин. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции в Рогожско-Симоновском районе Москвы 13 мая 1920 года. ПСС, т. 41, с. 121. [2] В.И.Ленин. Все на борьбу с Деникиным! ПСС, т. 39. с. 45. [3] Бауржан Момыш-улы. Психология войны. Алматы, «Казахстан», 1996 г., с. 32. [4] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21, с. 308 [5] Бауржан Момыш улы. Психология войны. Алматы, «Казастан», 1996 г., с. 62. [6] Бауржан Момыш-улы. Психология войны, Алматы, «Казахстан», 1996 г., с. 29. [7] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21, с. 308. [8] В.И.Ленин, полн. собр. соч., т. 29, с. 357 [9] К.Типпельскирх. История второй мировой войны, т.1, с.241.Санкт-Петербург, «Полигон», 1994 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.013 с.) |