Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система органов ВСПР в Вооруженных Силах Республики Казахстан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В связи с созданием в Вооруженных Силах Республики Казахстан института заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе Постановлением Президента РК от 22 июня 1993 года утверждено Положение об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Положение об органах ВСПР определяет принципы организации, порядок деятельности органов воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, их права и обязанности. Действие данного Положения распространяется на деятельность органов воспитательной и социально-правовой работы всех воинских формирований нашего государства: Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета Национальной безопасности, Республиканской гвардии и других воинских формирований. Состав и структура органов воспитательной и социально-правовой работы в видах Вооруженных Сил Республики Казахстан, Министром обороны, Министром внутренних дел, Председателем Комитета Национальной безопасности и Командующим Республиканской гвардией, а их права, обязанности и порядок деятельности определяются воинскими уставами и Положением об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Органы воспитательной и социально-правовой работы подчиняются соответствующим командирам (начальникам), вышестоящим органам воспитательной и социально-правовой работы и несут ответственность за организацию воспитательной и социально-правовой работы в войсках, морально-психологическое состояние личного состава и укрепление воинской дисциплины. Заместители соответствующих командиров (начальников) по ВСПР руководят работой органов ВСПР, являются прямыми начальниками для всего личного состава, в пределах своих полномочий. На органы воспитательной и социально-правовой работы возлагаются следующие обязанности: • проведение совместно с другими органами военного управления политики государства в области обороны и безопасности РК, осуществление мероприятий по эффективному влиянию на качество боевой и мобилизационной готовности, учебно-боевого процесса и подготовки войск; •организация воспитательной работы в войсках, формирование у военнослужащих верности конституционному долгу, воспитание патриотизма и интернационализма, готовности к защите Республики Казахстан; •организация социально-правовой работы с личным составом, координация деятельности соответствующих служб по вопросам социального развития войск, своевременное разрешение жалоб и заявлений, оказание совместно с органами военной юстиции юридической помощи в войсках; •выработка и реализация мероприятий по профилактике правонарушений среди личного состава, поддержанию крепкой воинской дисциплины и правопорядка в войсках, сплочению многонациональных воинских коллективов, обеспечению необходимых условий для безопасности военной службы; •организация информационного обеспечения органов военного управления, объективного и оперативного информирования личного состава, его общественно-гуманитарной и правовой подготовки; •изучение нужд и запросов военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих, разработка и проведение в жизнь мер по соблюдению принципов социальной справедливости, внесение предложений соответствующим командирам (начальникам) по обеспечению прав подчиненных; •изучение общественно-политической обстановки в районах дислокации войск, установление и развитие связей с местными представительными и исполнительными органами, общественными объединениями, действующими в соответствие с законодательством, творческими союзами, религиозными конфессиями в интересах решения задач, стоящих перед войсками; •оказание методической помощи общественным советам и комиссиям, действующим в воинских коллективах; •организация культурного обслуживания и досуга личного состава в воинских частях; •руководство военными средствами массовой информации, взаимодействие с государственными и иными средствами массовой информации, организация подписки на периодические издания; •обобщение и внедрение в практику передового опыта по укреплению воинской дисциплины, воспитательной и социально-правовой работы; •участие в проведении кадровой политики, расстановке кадров, мер по укреплению единоначалия на правовой основе, в обучении военных кадров практике воспитательной работы; •организация подбора, обучения, расстановки и воспитания должностных лиц органов воспитательной и психологической работы; •организация военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации допризывной и призывной молодежи; •руководство подчиненными войсковыми средствами телерадиовещания, военными учреждениями культуры, общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями, полиграфическими предприятиями; •снабжение войск техническими средствами воспитательной работы, учебно-методическими пособиями, культурно-досуговым и другим имуществом и материалами; •контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение воспитательной работы подведомственными учреждениями и организациями, руководство их финансово-хозяйственной деятельностью. Для решения этих задач в Вооруженных Силах Республики Казахстан созданы организационные структуры воспитательной и социально-правовой работы от низового звена (рота-батальон) до Департамента воспитательной и социально-правовой работы Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан. В данном Департаменте имеется Управление воспитательной и правовой работы в нем отдел воспитательной и правовой работы и отдел культурно-досуговой работы и технических средств воспитания а также Управление социальной и психологической работы в нем отдел военно-социальной работы, отдел психологической работы и отдел организационно-плановой работы. В соответствие с приказом Министра обороны Республики Казахстан «О разграничении функций и полномочий Министерства обороны и Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан» Начальник департамента воспитательной и социально-правовой работы непосредственно подчиняется Председателю Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан. Исходя из организационно-штатной структуры с формированием Региональных управлений, в них создаются отделы по воспитательной и социально-правовой работе. Общую структуру органов воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан утверждает Министр обороны Республики Казахстан. 6.Основные функции заместителя командира роты, батареи по воспитательной и социально-правовой работе и их реализация в практической деятельности. Основными задачами воспитательной и социально-правовой работы в подразделении являются: -проведение воспитательной работы в духе преданности народу Казахстана, его Президенту, дружбы и войскового товарищества, соблюдение требований военной присяги, воинских уставов, приказов и начальников; -осуществление объективного и оперативного информирования личного состава, организация и проведение государственно-правовой подготовки со всеми категориями военнослужащих и гражданским персоналом; -осуществление мероприятий по повышению качества учебно-боевого процесса и поддержание высокой боевой готовности; -проведение мероприятий по укреплению воинской дисциплины, сплочению многонационального воинского коллектива, мобилизация воинов по освоению, грамотную эксплуатацию, сбережение боевой и другой техники, развертывании состязательности в умелом овладении ими, воспитании чувства бережного отношения и ответственности за поддержание техники и оружия в постоянной боевой готовности; -организация досуга и отдыха, удовлетворение духовных потребностей личного состава, развитие физической культуры и спорта, художественного творчества воинов. По своему штатному предназначению заместитель командира роты по воспитательной и социально-правовой работе подчиняется командиру роты и является прямым начальником для всего личного состава роты. Функциональные обязанности заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе изложены в статьях 153 и 154 Устава внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. ст.153.Заместитель командира роты по воспитательной и социально-правовой работе в мирное и военное время отвечает за: -организацию и проведение воспитательной и социально-правовой работы в роте, состояние и эффективность проводимых мероприятий по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины личного состава; -действенность воспитательной работы в решении задач боевой подготовки, поддержании постоянной боевой готовности роты и при выполнении боевых задач. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава роты. ст.154.Заместитель командира роты по воспитательной и социально-правовой работе обязан: -планировать и проводить воспитательную работу с личным составом роты, направляя ее на успешное выполнение задач боевой подготовки, поддержание постоянной боевой готовности, выполнение боевых задач, укрепление единоначалия на правовой основе, участвовать в составлении расписания занятий роты; -организовывать и проводить воспитательную работу по выполнению задач боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней (на корабле – дежурной и вахтенной) служб; -воспитывать у военнослужащих чувство личной ответственности за освоение и поддержание в постоянной боевой готовности вооружения, военной и другой техники, военного имущества; -принимать непосредственное участие в организации и проведении состязания в роте, пропагандировать и распространять передовой опыт, развивать инициативу и активность личного состава роты; -проводить работу по воспитанию личного состава роты в духе преданности народу и Президенту Республики Казахстан, казахстанского патриотизма, соблюдения законов, верности воинскому долгу и военной присяге, безупречного выполнения требований общевоинских уставов и приказов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним; -повседневно оказывать помощь офицерам, сержантам роты в воспитании подчиненных, принимать меры по сплочению воинского коллектива; -воспитывать личный состав в духе дружбы и войскового товарищества, боевых традиций, постоянной готовности к защите государственных интересов Республики Казахстан; -организовывать и проводить информирование личного состава, занятия по государственно-правовой подготовке; -осуществлять теоретическую и методическую подготовку руководителей групп государственно-правовой подготовки и их помощников, создавать необходимые условия для подготовки и проведения занятий; -проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений, обеспечению условий безопасности воинской службы; -знать деловые и морально-психологические качества, а также воинское звание, фамилию, имя, срок службы, занимаемую должность, семейное положение, род занятий до воинской службы каждого военнослужащего роты, проводить с ними индивидуальную работу по правовому, воинскому, нравственному воспитанию; -проявлять заботу о здоровье, питании, улучшении материально-бытовых условий, знать нужды и запросы личного состава, принимать меры по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими; -организовывать и проводить культурно-досуговую и спортивную работу с личным составом, руководить ротной художественной самодеятельностью; -организовывать работу актива роты, комнаты информационно-воспитательной работы, правильное использование и сбережение технических средств воспитания и имущества воспитательной работы; -принимать меры к обеспечению личного состава периодическими изданиями; -докладывать командиру роты и заместителю командира батальона по воспитательной и социально-правовой работе о морально-психологическом состоянии личного состава, проведенных воспитательных мероприятиях, состоянии социально-правовой работы и воинской дисциплины.
7-8 вопросы. Понятие о группе, коллективе. Содержание, структура воинского коллектива. В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается морально-психологическое и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними. Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия: а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам политической жизни и военной службы, формирующиеся на основе политико-морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов; б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормы и способы регуляции совместной жизни и деятельности; в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга. Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы. Механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении, влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Система внутри коллективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т. д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие). Общение характеризуется: -предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится); -способом передачи информации (устная речь, письмо, использование неречевых средств - мимика, жесты); -согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным, переговорная таблица, список условных наименований и сигналов). Общение, как и всякая другая форма активности людей, имеет свои мотивы. Мотивы общения - явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик. Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию. Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена психология коллектива, не всегда совпадают. Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов на базе научного мировоззрения и нравственности. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся сознательными, идейными единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности. Совокупность основных коллективных мнений, которые "четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это - ядро политико-морального состояния коллектива. В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение. Диффузное мнение - это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции. Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативное последствие, конфликт. Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции. Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сплоченности), которая зависит от стремления, и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Согласованность и гармоничность действий личного состава подразделения обеспечиваются с психологической стороны двумя группами факторов: а) коллективной мотивацией; б) навыками и умениями взаимодействия. Коллективная мотивация — это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, — дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа. Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб. Основными составляющими умения воина действовать в контакте с товарищами являются: -понимание и прогнозирование их действий и намерений; -быстрое уяснение существа совместно решаемой задачи; -способность выражать свои мысли, предложения и требования с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и принятых в нем норм. Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается единым стремлением всех к общеколлективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются, в свою очередь, на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на безупречное знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою. Особое звено в психологии воинского коллектива - межличностные отношения. Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Положение воина в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета. Когда межличностные отношения складываются стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, активистов, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях, тогда авторитеты опираются тогда на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства молодых воинов. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм. Отсюда понятно, что командиры, актив подразделения должны хорошо знать взаимоотношения в коллективе, положение каждого воина в социально-психологической структуре подразделения, степень соответствия отношений требованиям воинских уставов и задачам повышения боевой готовности. У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива - подвиг в бою, спортивные достижения. Достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. Коллективным настроением называют совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность. При оценке коллективного настроения учитывают любые формы эмоциональных реакций, в том числе и кратковременные. Совокупность этих реакций, приуроченных к конкретным событиям, дают возможность определить эмоциональные позиции и лучше понять общее настроение. Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма - это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Основу активной формы коллективного настроения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям. По этой причине здесь более уместно было бы говорить об особом состоянии мотивационной сферы коллектива, о преобладании и выраженности эмоциональных мотивов известной силы и направленности, готовых в любой момент проявиться и уже проявляющихся в действиях В повседневной работе командиры (воспитатели), встречаются, однако, с различными формами их проявления и воздействия на выполнение стоящих задач. В одних случаях внимание офицера привлекают прежде всего социально-психологические качества коллектива: его сплоченность, организованность, дисциплина, боеспособность, воспитательные возможности и т. д. В других случаях первостепенную важность приобретает проблема оценки состояний коллектива: его настроения, текущей направленности на конкретную деятельность, отношения к решаемым задачам, уровня его активности и готовности к действиям и в целом - его политико-морального состояния. Опираясь на общее представление о структуре и динамике социально-психологических явлений в коллективе, используя его как программу действия, можно последовательно и целенаправленно изучить конкретное подразделение, вскрыть и использовать психологические основы его боевых и воспитательных возможностей, оценить богатство и зрелость его духовной жизни и ее влияние на боевую и политическую подготовку, воинскую дисциплину и другие стороны армейской и флотской службы. В ходе работы с личным составом командиры (воспитатели) проявляют особое внимание к признакам, которые свидетельствуют о возможных отклонениях во взаимоотношениях, о появлении микрогрупп с отрицательной направленностью, об элементах нетоварищеского отношения к молодым воинам и о других проявлениях чуждой нам морали. Рассмотренные здесь социально-психологические явления не исчерпывают психологию воинского коллектива. Их правомерно рассматривать в качестве ее основных, базовых элементов. Кроме них в жизни коллектива важную роль играют и некоторые другие явления: отдельно взятое коллективное мнение по одному вопросу, кратковременно существующее до тех пор, пока данный вопрос не нашел своего разрешения; отдельные элементы коллективного мастерства, звенья в системе взаимоотношений и т. д.
9.Взаимоотношения военнослужащих и влияния их на общий уровень морально- психологического климата в воинском коллективе, на состояние боевой готовности войск. Руководство воинским коллективом имеет два основных аспекта: 1.Организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением; 2. Сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей. Как первое, так и второе направления в руководстве коллективом опираются на глубокое и всестороннее его изучение, точное знание реального состояния дел вообще, и в области духовной жизни в особенности. Изучение психологии воинского коллектива не ограничивается изучением индивидуальных особенностей его членов, хотя эта работа необходима, для того чтобы понимать, что происходит в подразделении. С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение, - офицеры, прапорщики, сержанты, активисты, а также и те, кто играет значительную роль в неофициальной системе отношений. Точно так же пристально изучаются индивидуальные особенности военнослужащих, не пользующихся в подразделении должным уважением, слабо связанных с коллективом. Важным объектом в процессе изучения коллектива и уточнения состояния дел в нем являются неофициальные микрогруппы. Их существование, состав, основы образования, роль, которую они играют в жизни и деятельности подразделения. Вторая сторона изучения психологии воинского коллектива ориентирована непосредственно на социально-психологические явления. Здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы оценить направленность коллектива, то есть его устойчивые отношения, позиции по конкретным актуальным вопросам (занятия по боевой и политической подготовке, другие элементы военной службы; общеполитические вопросы, условия быта, техника и оборудование и т. д.). Социально-психологическим механизмом этих позиций является общественное мнение коллектива, следовательно, дело сводится к установлению степени единства взглядов воинов, их готовности отстаивать свои позиции. Существенным показателем сплоченности коллектива являются качество и состояние взаимоотношений между его членами, степень их соответствия уставным нормам. Чем более прочными и нравственно зрелыми являются эти отношения, тем крепче коллектив, тем выше его боевая эффективность. Важным критерием в оценке взаимоотношений является то, как они обеспечивают деятельность подразделения, выполнение конкретных задач. Отдельными критериями при оценке взаимоотношений служат: содержание норм, которыми воины руководствуются, общаясь друг с другом, оценочные принципы, с помощью которых вырабатываются их мнения друг о друге, глубина взаимопонимания и степень удовлетворенности членов коллектива тем, как к ним относятся их сослуживцы. Воинский коллектив предназначен, как известно, для решения определенного круга задач (боевых, учебных, педагогическо-управленческих и др.). Следовательно, его руководителю и вышестоящим начальникам всегда нужно знать уровень работоспособности (боеспособности, боеготовности) и эффективности коллектива как субъекта воинской деятельности. Эта эффективность обусловливается всеми положительными качествами коллектива, всей его психологией, но непосредственную роль здесь играют слаженность и сплоченность подразделения, качество боевого взаимодействия между отдельными специалистами и группами. Значит, умение руководить подчиненными, с одной стороны, и уровень исполнительности - с другой, а в целом уровень управляемости подразделения должны при изучении коллектива оцениваться с особой тщательностью. В коллективной психологии существенное место занимают внутри коллективные традиции, своего рода межличностные привычки, которые распространяют свое неназойливое, но сильное влияние и на сферу деятельности (отдыха), и на внутреннее общение воинов, и на их отношение к внеколлективным явлениям (в том числе и к другим коллективам). Изучение традиций несколько сложнее, чем других социально-психологических явлений, потому что степень их словесного оформления чаще всего незначительная. Только в немногих коллективах четко сформулированы, а иногда и записаны и целенаправленно доводятся до всех воинов, прежде всего новичков, специфические традиции. Оценка традиции коллектива осуществляется путем соотношения их с уставными требованиями, с нормами морали и права. Представление о коллективе не будет полным, если упустить то настроение, которое существует в нем в рассматриваемое время. Более того, даже показатели, касающиеся других сторон коллективной психологии, могут оказаться неточными, если не учесть влияния на них текущего состояния. Коллективное настроение проявляется через настроения отдельных воинов, прежде всего тех, которые наиболее эмоционально чувствительны к различным влияниям и событиям. Настроение зависит также от общей морально-политической и эмоциональной устойчивости коллективной психологии, уровня психологической закалки и сплоченности личного состава. Так решается задача изучения коллектива. Однако изучение - это не самоцель, а получение исходных данных для эффективной организаторской и учебно-воспитательной работы, подъема коллективного сознания на более высокий уровень зрелости и боевитости. Руководство коллективом - это прежде всего организаторская работа, главная цель которой состоит в том, чтобы добиться рационального применения моральных и физических сил воинов, направить их на выполнение конкретных учебных в боевых задач. Организаторская работа является необходимым внутренним звеном всякой сложной деятельности, выполняемой усилиями многих людей. Начинается процесс организации с подготовки и принятия решения о цели, содержании и способах действий всего коллектива и каждого отдельного непосредственно подчиненного исполнителя; ядром решения является способ выполнения полученной задачи, в силу чего его разработка выступает в качестве теоретического решения задачи. Содержанием второго этапа в организаторской деятельности является постановка задач (отдача приказа, распоряжения) исполнителям, вследствие чего решение руководителя становится собственным решением подчиненного и соответственно общеколлективным решением личного состава. Цель будет достигнута, если: а) подчиненные поняли, что, где и как, в какие сроки они должны делать (цель и способ действий); б) в их сознании сформировались активные и нравственно зрелые мотивы предстоящей деятельности (чувство ответственности, гордости за порученное дело, решимость во что бы то ни стало выполнить приказ); в) подчиненные уверены в выполнении задачи, в успехе, в своих силах и в силах своих товарищей, не испытывают страха, растерянности и других, негативных переживаний (психологическая готовность). Третий этап организаторской деятельности представляет собой контроль и оперативное управление действиями подчиненных по выполнению поставленной им задачи. В это время могут выявиться неточности ранее принятого решения и прежде скрытые ошибки, а уяснении его подчиненными. Последний, четвертый, этап в структуре организаторской деятельности имеет оценочно-педагогический характер. После того как задача выполнена, нужно разобраться в сделанном, выявить причины успехов и недостатков, оценить действительный вклад каждого из подчиненных в общий результат, поощрить отличившихся и извлечь поучительные уроки на будущее. Руководство формированием общественного мнения предполагает опору на закономерности этого процесса. Надо иметь в виду, что общественное мнение по тому или иному вопросу может сформироваться и стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, общественных органов. Но в этом случае нет гарантии, что сложившееся таким путем мнение будет идеологически и нравственно выдержанным и сыграет положительную роль в деятельности воинов. Изучение накопленного опыта работы с личным составом показывает, что в руководство процессом формирования коллективных мнений существует два основных подхода. Первый заключается в том, что руководитель коллектива предлагает воинам идею будущего коллективного мнения, разъясняет ее, аргументирует и убеждает в необходимости занять данную позицию. При втором подходе организуется коллективная дискуссия, с тем чтобы воины сами пришли к целесообразному совместному решению. Этот второй подход имеет ряд особенностей. Несмотря на то, что командиру (начальнику) подразделения может быть с самого начала ясно, какую позицию по данному вопросу должен занять коллектив, он лично не спешит предопределить ее. Руководитель дает подчиненным возможность широко рассмотреть поставленную проблему, направляя дискуссию так, чтобы выделялись и привлекали внимание полезные мысли отдельных воинов, чтобы они наращивались идеями других и закреплялись в коллективной памяти. Точно так же нельзя пускать на самотек формирование межличностных отношений в подразделении. Основная задача - добиться неуклонного осуществления уставных норм общения воинов, принципов воинской вежливости и коллективизма. Улучшение взаимоотношений осуществляется путем развития коллективистского сознания каждого человека, путем обучения тому, как надо относиться друг к другу в условиях военной службы. Поучительным, как всегда, является личный пример командира. Изменением расстановки военнослужащих, характера контактов между ними, совершенствованием структуры коллектива командиру (офицеру воспитателю) с самого начала службы молодого воина, необходимо помочь найти свое место. Следует решительно пресекать возможные попытки отдельных военнослужащих и микрогрупп претендовать на исключительное положение в системе внутриколлективных отношений. Имеют значение и те обиды, которые были, возможно, нанесены воину в прошлом, а также другие факторы, вызывающие напряженность внутриколлективной обстановки, нервозность, разрыв подлинно товарищеских контактов. Процесс руководства коллективом включает также и влияние на образование и функционирование внутренних традиций. В процессе формирования и закрепления традиций выделяются такие этапы: 1. целенаправленный поиск или случайное обнаружение общественно значимого действия; 2. разъяснение этой значимости и выработки положительного отношения к нему; 3. поддержание инициативы и энтузиазма тех воинов, которые приняли идею новой традиции и стали ее сторонниками; 4. создание положительного эмоционального настроения в тех случаях, когда соблюдается новая традиция; 5. обеспечение высокоэффективных действий, положительных результатов деятельности как следствий новой традиции. Настойчивость руководителя, общественных органов коллектива быстро приводит к тому, что новая традиция становится элементом повседневной жизни коллектива. Руководство коллективом предполагает формирование и поддержание бодрого, активного делового настроения подчиненных. Эффективность руководящей деятельности офицера во многом связана с его здоровым нравственным авторитетом. Авторитет офицера - это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Он проявляется в высоких качествах взаимоотношений с подчиненными и усиливает влияние офицера на решение стоящих задач. Авторитет связан с политическими, военно-профессиональными и личностными качествами руководителя, с отношением подчиненных к нему, с их оценочными суждениями, общей морально-психологич
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.018 с.) |