Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.

Поиск

В практической деятельности преподавателю физического воспитания необхо­димо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведе­нием академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет фун­кции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследователь­ской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба.

Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осу­ществляя прием контрольных нормативов и зачетов.

Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом.

283 Теория и методика физической культуры

В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-тех­нического мастерства студентов-спортсменов.

В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:

«комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за переме­щением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд фа­культета;

• осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете рабо­ты по наглядной агитации и пропаганде спорта.

В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-мето­дический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:

• осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных за­нятий;

• распределение почасового фонда;

• контроль за его расходованием;

• организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физичес­кой культуре;

• контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе.

Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания яв­ляются:

• организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством про­ведения учебных занятий;

• разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;

• руководство научно-методической работой;

• внедрение научной организации труда;

• составление сметы по штатному финансированию;

• руководство хозрасчетной деятельностью;

повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персо­нала кафедры.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт лич­ности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким парамет­рам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, урав­новешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.

Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональ­ных знаний, умений и навыков:

• в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);

• знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления пе­дагогического процесса;

• уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.

В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенап-

Лекция 21 Физическая культура студентов

равленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортив­ной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дис­циплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

285 Теория и методика физической культуры

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

Развитие системы физической подготовки в Вооруженных силах тесно связано с прогрессивными тенденциями изменений в технической оснащённости, организа­ционной структуре и способах комплектования воинских частей и подразделений, а также практики боевой подготовки войск и результатов научных исследований. В современных условиях система физической подготовки является целостным спе­цифическим образованием, играющим важную роль в обеспечении высокого уров­ня боеспособности армии и флота.

22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.

Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в со­ответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность про­цесса физического совершенствования военнослужащих и управления им; общим замыслом, определяющим возможные пути обеспечения наибольшей эффектив­ности физической подготовки в различных условиях; своеобразной методологией реализации специфических и неспецифических функций физической подготовки, достижения ее конкретных результатов.

В системе физической подготовки концентрируются специфические отрасли человеческой деятельности, направленные на решение важных общественных за­дач по обеспечению необходимой физической готовности военнослужащих к бое­вой деятельности.

Таким образом, система физической подготовки войск представляет собой упо­рядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность вза­имосвязанных компонентов, составляющих концептуальные основы, процесс фи­зического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом.

Данное строение присуще любым системам физической подготовки, независи­мо от их принадлежности к тем или иным эпохам и типам армий.

Концептуальные основы системы физической подготовки войск являются субъек­тивным отражением объективных требований современного боя к физическому со­стоянию личного состава, а также реальных возможностей и путей обеспечения фи­зической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Они воплощаются в цели, задачах и принципах физической подготовки.

Процесс физического совершенствования военнослужащих, являясь одной из подсистем физической подготовки, структурно состоит из таких компонентов, как средства, методы и формы. В процессе физического совершенствования военнос­лужащих, рассматривая его с функциональных позиций, можно выделить такие от­носительно самостоятельные стороны, как обучение, развитие, воспитание и сла-живание личного состава.

Управление процессом физического совершенствования военнослужащих пред­ставляет собой совокупность специфических воздействий на процесс физическо­го совершенствования военнослужащих с целью приведения его в требуемое со-

Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах

стояние.

В качестве относительно самостоятельных элементов управления можно выде­лить руководство, организацию, обеспечение, проведение.

Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения постав­ленных задач, подведение итогов по физической подготовке.

Организация включает планирование, подготовку руководителей (исполнителей), контроль и учет физической подготовки. Обеспечение состоит из материального, финансового, медицинского, методического и агитационно-пропагандистского обеспечения физической подготовки. Проведение заключается в непосредствен­ном практическом осуществлении различных мероприятий по физической подго­товке.

На систему физической подготовки войск воздействует ряд общих и специфи­ческих факторов.

К общим факторам, влияющим на функционирование системы физической под­готовки относятся:

• уровень политического, экономического и социального развития страны;

• развитие науки и техники, степень реализации достижений научно-техничес­кого прогресса во всех сферах жизни страны, в том числе в области военного стро­ительства;

• содержание военной доктрины государства и вытекающая из неё концепция боевой подготовки личного состава;

• состояние научного обоснования и эффективность функционирования систе­мы физической культуры в стране.

Специфическими Факторами, непосредственно влияющими на систему физи­ческой подготовки войск, являются:

• требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих;

• особенности комплектования и организации вооруженных сил;

• физическое состояние призывных контингентов;

• характер и степень влияния боевой деятельности на физическое состояние во­еннослужащих.

Требования современного боя к Физическому состоянию военнослужащих оп­ределяются основными параметрами боевой деятельности. К ним относятся:

• характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых за­дач;

• условия, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих;

• характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испыты­ваемых в процессе боевой деятельности;

• географические места дислокации части и вероятного театра военных действий. Все стороны боевой деятельности, определяющие требования к физическому

состоянию военнослужащих, объективны по своей природе и тесно взаимосвязаны между собой. Характер и величина испытываемых военнослужащими физических нагрузок и психических напряжений, например, в значительной мере зависит от со­держания выполняемых приемов и действий и от условий, в которых происходит боевая деятельность личного состава. Эти условия во многом зависят от географи­ческих особенностей места дислокации или вероятного театра боевых действий.

Все требования к физическому состоянию личного состава различных видов Во­оруженных сил могут быть сведены в две группы;

/. Общие требования к физическому состоянию всего личного состава армии и флота. Они определяют необходимость обеспечения нормального физического раз-

287 Теория и методика физической культуры

вития и функционального состояния организма, а также оптимального уровня раз­вития выносливости, гибкости, скоростных, силовых и координационных способ­ностей, владения навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах.

//. Специфические требования к физическому состоянию военнослужащих раз­личных видов Вооруженных сил, родов войск (сил флота) и категорий. Они обуслов­лены особой значимостью высокого уровня развития у определенных категорий во­еннослужащих соответствующих физических качеств и прикладных двигательных навыков, отдельных сторон функционального состояния организма и его устойчи­вости к воздействию конкретных неблагоприятных факторов, важных антропомет­рических признаков.

Требования к физическому состоянию военнослужащих меняются не постоянно, но периодически.

Изменения в их величине и, особенно, в характере происходит, прежде всего, в периоды коренных скачков в развитии боевой техники и оружия, способов их бое­вого применения. В свою очередь, существенные изменения требований к физи­ческому состоянию военнослужащих являются основой и решающий предпосыл­кой к пересмотру всей системы физической подготовки войск.

Особенности комплектования и организации Вооруженных сил оказывают суще­ственное влияние на систему физической подготовки. Среди этих особенностей наи­более существенную роль играет срок действительной военной службы, так как он определяет тот промежуток времени, в течение которого должна быть обеспечена физическая готовность военнослужащих срочной службы к успешному выполнению боевых задач. Сокращение срока военной службы влечет за собой определенные изменения в системе физической подготовки войск, особенно в ее содержании и методике. Особенности организации подразделений, в которых имеются оружие и боевая техника, связанные с групповым обслуживанием и управлением, требуют повышенного внимания к выработке у личного состава взаимопонимания и боевой слаженности при выполнении двигательных действий в составе боевых расчетов, а также широкой взаимозаменяемости.

Физическое состояние призывных контингентов существенно влияет на задачи физической подготовки в армии и на флоте, ее средства и другие элементы систе­мы физической подготовки военнослужащих. Уровень физической подготовленно­сти призывных контингентов в течение последних лет в силу разных причин имеет устойчивую тенденцию к снижению. Решение задач по стабилизации экономики, социальному развитию, совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях страны позволит в определенной мере снизить не­гативные явления в физическом состоянии молодежи, ежегодно призываемой в ряды Вооруженных сил.

Характер и степень влияния учебно-боевой деятельности на физическое состо­яние военнослужащих необходимо учитывать при определении задач, подборе средств и методов физической подготовки. По характеру это влияние может быть положительным и отрицательным, а по степени - существенным или незначитель­ным.

Повседневная учебно-боевая деятельность военнослужащих большинства воин­ских специальностей оказывает положительное влияние на их физическое и психи­ческое состояние. Это проявляется в укреплении здоровья, повышении физичес­кой подготовленности, моральной, волевой и эмоциональной устойчивости.

Под влиянием условий учебно-боевой деятельности могут наблюдаться и небла­гоприятные сдвиги в состоянии здоровья военнослужащих. Военно-профессиональ

Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах

ный труд некоторых военных специалистов характеризуются незначительной дви­гательной активностью и особой психической напряженностью, что обуславливает появление у военнослужащих избыточного веса и устойчивых нарушений в проте­кании у них психических процессов, снижение общей и специальной выносливос­ти, гибкости, жизненной емкости легких. Поэтому физическая подготовка должна способствовать компенсации недостаточной двигательной активности военнослу­жащих, снятию психического напряжения, оздоровлению организма и быстрому восстановлению работоспособности.

Таким образом, перечисленные выше факторы оказывают существенное влия­ние на развитие системы физической подготовки Вооруженных сил.

22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.

Научно обоснованные и точно сформулированные задачи придают системе фи­зической подготовки конкретную направленность, обеспечивают правильный под­бор средств и методов физического совершенствования военнослужащих. Цель и задачи действующей системы физической подготовки в армии и на флоте сформу­лированы на основе всестороннего анализа объективных специфических и неспе­цифических функций физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск, а также общих и специфических требований учебно-бо­евой и боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих.

ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ - обеспечить физическую готовность воен­нослужащих к боевой деятельности, а также способствовать решению других за­дач их обучения и воспитания.

Основополагающим в цели физической подготовки является совершенствова­ние боевой выучки с помощью средств физической подготовки. Поэтому физичес­кая подготовка и существует как один из основных предметов боевой подготовки, как относительно самостоятельная составная часть системы боевого совершенство­вания войск.

Цель физической подготовки достигается путем решения общих и специальных задач. Общие задачи физической подготовки вытекают из ее объективных функций и преимущественно отражают общие требования учебно-боевой и боевой деятель­ности к физическому состоянию всех категорий военнослужащих. Они относятся ко всему личному составу армии и флота. Специальные задачи сформулированы с уче­том особенностей военно-профессиональной деятельности личного состава раз­личных видов Вооруженных сил, соответствующих родов войск (сил флота) и спе­циальных войск.

Все общие задачи, в зависимости от степени их значимости, можно разделить натри группы:

1. Задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня развития эле­ментов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

2. Задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствую­щих уме-ний, позволяющих повысить их активность, сознательность и компетент­ность в процессе своего физического совершенствования.

3. Задачи, отражающие участие физической подготовки в повышении уровня раз-

289 Теория и методика физической культуры

вития других слагаемых боеготовности военнослужащих, ее содействие достиже­нию всех необходимых параметров боеспособности личного состава армии и фло­та.

Таким образом, общими задачами физической подготовки военнослужащих яв­ляются:

• развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости;

• овладение навыками в передвижении по пересеченной местности в пешем по­рядке и на лыжах, преодолении препятствий, рукопашного боя, военно-прикладно­го плавания;

• улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчи­вости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональ­ной деятельности.

Дополнительно к решению вышеизложенных задач физическая подготовка дол­жна способствовать повышению военно-специальной подготовленности, воспита­нию моральных и психических качеств личного состава, совершенствованию бое­вой слаженности воинских подразделений. В решении этой группы задач значение физической подготовки значительно меньше. Здесь ведущая роль принадлежит дру­гим соответствующим параметрам боевой подготовки, другим составным частям боевого совершенствования войск.

Специальные задачи физической подготовки являются отражением специфичес­ких требований к физическому состоянию военнослужащих, а также наиболее важ­ных особенностей их военно-профессиональной деятельности. Эти требования обусловлены тем, что учебно-боевая и боевая деятельность военнослужащих раз­личных видов Вооруженных сил (Ракетных войск, Военно-воздушных сил, Сухопут­ных войск, Военно-Морского флота), а также родов войск (танковых, мотострелко­вых, разведывательных, инженерных, связи, артиллерийских, ракетных, зенитных, радиотехнических, воздушно-десантных войск и т.д.) по большинству параметров значительно отличаются друг от друга. Объективное определение специальных за­дач базируется на выявлении тех показателей физического состояния, которые в наибольшей степени необходимы личному составу того или иного рода войск для проявления и сохранения высокого уровня военно-профессиональной работоспо­собности в условиях, максимально приближенных к боевым. Для одних из них спе­циальными задачами могут быть преимущественное развитие общей выносливос­ти (например, мотострелковые, разведывательные подразделения), для других -преимущественное развитие силы, силовой выносливости, координационных спо­собностей (танковые, инженерные подразделения).

22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.

Физическая подготовка личного состава Вооруженных сил организована и про­водится в следующих формах:

I. Учебные занятия по физической подготовке.

II. Утренняя физическая зарядка.

III. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.

IV. Спортивно-массовая работа.

Для занятий и выполнения нормативов по физической подготовке военнослужа­щие, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, в соответствии с их возрастом

Лекции 22 Физическая подготовка в вооруженных силах

распределяются на группы:

1. до 30 лет;

2. от 30 до 35 лет;

3. от 35 до 40 лет;

4. от 40 до 45 лет;

5. от 45 до 50 лет;

6. 50 лет и старше.

22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.

Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужа­щих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование военно-прикладных двигатель­ных навыков, улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости орга-низма к воздействию неблагоприятных факторов военно-про­фессиональной деятельности. Учебные занятия как основная форма физического совершенствования личного состава армии и флота характеризуется следующими особенностями:

1. Приоритетность в решении задач физического совершенствования военнос­лужащих. Учебным занятиям присущи все функции, которыми обладает физичес­кая подготовка в целом как составная часть системы боевого совершенствования войск.

2. Обязательность учебных занятий для всех категорий военнослужащих. Все военнослужащие независимо от возраста, пола, служебного положения, звания и состояния здоровья привлекаются к регулярным занятиям по физической подго­товке. Они проводятся 2-3 раза (2-3 часа) в неделю в учебное (служебное) время.

3. Регламентированность продолжительности и времени проведения учебных занятий (50 или 100 минут).

4. Определение содержания учебных занятий специальными программами. Пе­речень разделов (тем), их содержание, объем учебного времени, рациональная пос­ледовательность проведения занятий, организационно-методические указания по обучению военнослужащих определяются специальными программами боевой (фи­зической) подготовки.

5. Прохождение на учебных занятиях всех этапов обучения физическим упраж­нениям: ознакомление, разучивание, совершенствование.

Уровень физической подготовленности военнослужащих, достигнутый в ходе учебных занятий, поддерживается и повышается в процессе других форм физичес­кой подготовки.

Учебные занятия подразделяются на теоретические и практические:

Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходи­мыми знаниями, предусмотренными программой обучения, на повышение их со­знательности, целеустремленности и активности в решении задач физической под­готовки. Они проводятся в виде лекций и семинаров.

Практические занятия являются основным видом учебных занятий и имеют учеб­но-тренировочную и методическую направленность.

Учебно-тренировочные занятия могут быть предметными и комплексными.

Предметные учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физичес­кой подготовки: ускоренному передвижению, гимнастике, лыжной подготовке, пре­одолению препятствий, военно-прикладному плаванию, рукопашному бою, спортив­ным и подвижным играм.

29! Теория II методики физической культуры

Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей, а в дальнейшем и специальной физической подготовленности военнослужащих. В их содержание включаются упражнения из нескольких разделов физической под­готовки.

Методические занятия по физической подготовке подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.

Уч_ебн(>методические занятия проводятся с курсантами учебных частей, готовя­щих командиров отделений. Они обеспечивают формирование у них умений, кото­рые необходимы для качественной организации и проведения физической подго­товки с личным составом.

Ииструкторско-методическ_ие__занятия проводятся в целях повышения знаний, со­вершенствования умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по физической подготовке. Их продолжительность, как правило, 2 часа. В ходе инструкторско-методических занятий уточняются задачи и содержание пред­стоящего этапа физического совершенствования военнослужащих, проверяются те­оретические знания и уровень практической подготовленности инструктируемых лиц. производится разбор организации и методики проведения занятий, методики обучения двигательным действиям, дается оценка теоретической, методической и практической подготовленности командиров подразделений.

Показные занятия проводятся в целях показа образцовой организации и мето­дики занятий, выработки у командиров подразделений единого подхода к приме­нению эффективных средств и методов физической подготовки.

Таким образом, учебные занятия, благодаря своим особенностям, многообра­зию видов и различной направленности, богатству содержания, вносят решающий вклад в обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельно­сти и поэтому вполне справедливо считаются основной формой физического со­вершенствования личного состава армии и флота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.016 с.)