Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В практической деятельности преподавателю физического воспитания необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведением академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет функции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба. Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя прием контрольных нормативов и зачетов. Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом. 283 Теория и методика физической культуры В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов. В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит: «комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за перемещением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд факультета; • осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде спорта. В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-методический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит: • осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных занятий; • распределение почасового фонда; • контроль за его расходованием; • организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре; • контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе. Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания являются: • организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством проведения учебных занятий; • разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе; • руководство научно-методической работой; • внедрение научной организации труда; • составление сметы по штатному финансированию; • руководство хозрасчетной деятельностью; повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры. Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт личности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким параметрам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, уравновешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе. Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков: • в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта); • знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления педагогического процесса; • уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности. В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенап- Лекция 21 Физическая культура студентов равленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортивной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. 285 Теория и методика физической культуры ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ Развитие системы физической подготовки в Вооруженных силах тесно связано с прогрессивными тенденциями изменений в технической оснащённости, организационной структуре и способах комплектования воинских частей и подразделений, а также практики боевой подготовки войск и результатов научных исследований. В современных условиях система физической подготовки является целостным специфическим образованием, играющим важную роль в обеспечении высокого уровня боеспособности армии и флота. 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах. Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащих и управления им; общим замыслом, определяющим возможные пути обеспечения наибольшей эффективности физической подготовки в различных условиях; своеобразной методологией реализации специфических и неспецифических функций физической подготовки, достижения ее конкретных результатов. В системе физической подготовки концентрируются специфические отрасли человеческой деятельности, направленные на решение важных общественных задач по обеспечению необходимой физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Таким образом, система физической подготовки войск представляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих концептуальные основы, процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом. Данное строение присуще любым системам физической подготовки, независимо от их принадлежности к тем или иным эпохам и типам армий. Концептуальные основы системы физической подготовки войск являются субъективным отражением объективных требований современного боя к физическому состоянию личного состава, а также реальных возможностей и путей обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Они воплощаются в цели, задачах и принципах физической подготовки. Процесс физического совершенствования военнослужащих, являясь одной из подсистем физической подготовки, структурно состоит из таких компонентов, как средства, методы и формы. В процессе физического совершенствования военнослужащих, рассматривая его с функциональных позиций, можно выделить такие относительно самостоятельные стороны, как обучение, развитие, воспитание и сла-живание личного состава. Управление процессом физического совершенствования военнослужащих представляет собой совокупность специфических воздействий на процесс физического совершенствования военнослужащих с целью приведения его в требуемое со- Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах стояние. В качестве относительно самостоятельных элементов управления можно выделить руководство, организацию, обеспечение, проведение. Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по физической подготовке. Организация включает планирование, подготовку руководителей (исполнителей), контроль и учет физической подготовки. Обеспечение состоит из материального, финансового, медицинского, методического и агитационно-пропагандистского обеспечения физической подготовки. Проведение заключается в непосредственном практическом осуществлении различных мероприятий по физической подготовке. На систему физической подготовки войск воздействует ряд общих и специфических факторов. К общим факторам, влияющим на функционирование системы физической подготовки относятся: • уровень политического, экономического и социального развития страны; • развитие науки и техники, степень реализации достижений научно-технического прогресса во всех сферах жизни страны, в том числе в области военного строительства; • содержание военной доктрины государства и вытекающая из неё концепция боевой подготовки личного состава; • состояние научного обоснования и эффективность функционирования системы физической культуры в стране. Специфическими Факторами, непосредственно влияющими на систему физической подготовки войск, являются: • требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих; • особенности комплектования и организации вооруженных сил; • физическое состояние призывных контингентов; • характер и степень влияния боевой деятельности на физическое состояние военнослужащих. Требования современного боя к Физическому состоянию военнослужащих определяются основными параметрами боевой деятельности. К ним относятся: • характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых задач; • условия, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих; • характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых в процессе боевой деятельности; • географические места дислокации части и вероятного театра военных действий. Все стороны боевой деятельности, определяющие требования к физическому состоянию военнослужащих, объективны по своей природе и тесно взаимосвязаны между собой. Характер и величина испытываемых военнослужащими физических нагрузок и психических напряжений, например, в значительной мере зависит от содержания выполняемых приемов и действий и от условий, в которых происходит боевая деятельность личного состава. Эти условия во многом зависят от географических особенностей места дислокации или вероятного театра боевых действий. Все требования к физическому состоянию личного состава различных видов Вооруженных сил могут быть сведены в две группы; /. Общие требования к физическому состоянию всего личного состава армии и флота. Они определяют необходимость обеспечения нормального физического раз- 287 Теория и методика физической культуры вития и функционального состояния организма, а также оптимального уровня развития выносливости, гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей, владения навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах. //. Специфические требования к физическому состоянию военнослужащих различных видов Вооруженных сил, родов войск (сил флота) и категорий. Они обусловлены особой значимостью высокого уровня развития у определенных категорий военнослужащих соответствующих физических качеств и прикладных двигательных навыков, отдельных сторон функционального состояния организма и его устойчивости к воздействию конкретных неблагоприятных факторов, важных антропометрических признаков. Требования к физическому состоянию военнослужащих меняются не постоянно, но периодически. Изменения в их величине и, особенно, в характере происходит, прежде всего, в периоды коренных скачков в развитии боевой техники и оружия, способов их боевого применения. В свою очередь, существенные изменения требований к физическому состоянию военнослужащих являются основой и решающий предпосылкой к пересмотру всей системы физической подготовки войск. Особенности комплектования и организации Вооруженных сил оказывают существенное влияние на систему физической подготовки. Среди этих особенностей наиболее существенную роль играет срок действительной военной службы, так как он определяет тот промежуток времени, в течение которого должна быть обеспечена физическая готовность военнослужащих срочной службы к успешному выполнению боевых задач. Сокращение срока военной службы влечет за собой определенные изменения в системе физической подготовки войск, особенно в ее содержании и методике. Особенности организации подразделений, в которых имеются оружие и боевая техника, связанные с групповым обслуживанием и управлением, требуют повышенного внимания к выработке у личного состава взаимопонимания и боевой слаженности при выполнении двигательных действий в составе боевых расчетов, а также широкой взаимозаменяемости. Физическое состояние призывных контингентов существенно влияет на задачи физической подготовки в армии и на флоте, ее средства и другие элементы системы физической подготовки военнослужащих. Уровень физической подготовленности призывных контингентов в течение последних лет в силу разных причин имеет устойчивую тенденцию к снижению. Решение задач по стабилизации экономики, социальному развитию, совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях страны позволит в определенной мере снизить негативные явления в физическом состоянии молодежи, ежегодно призываемой в ряды Вооруженных сил. Характер и степень влияния учебно-боевой деятельности на физическое состояние военнослужащих необходимо учитывать при определении задач, подборе средств и методов физической подготовки. По характеру это влияние может быть положительным и отрицательным, а по степени - существенным или незначительным. Повседневная учебно-боевая деятельность военнослужащих большинства воинских специальностей оказывает положительное влияние на их физическое и психическое состояние. Это проявляется в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности, моральной, волевой и эмоциональной устойчивости. Под влиянием условий учебно-боевой деятельности могут наблюдаться и неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья военнослужащих. Военно-профессиональ Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах ный труд некоторых военных специалистов характеризуются незначительной двигательной активностью и особой психической напряженностью, что обуславливает появление у военнослужащих избыточного веса и устойчивых нарушений в протекании у них психических процессов, снижение общей и специальной выносливости, гибкости, жизненной емкости легких. Поэтому физическая подготовка должна способствовать компенсации недостаточной двигательной активности военнослужащих, снятию психического напряжения, оздоровлению организма и быстрому восстановлению работоспособности. Таким образом, перечисленные выше факторы оказывают существенное влияние на развитие системы физической подготовки Вооруженных сил. 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих. Научно обоснованные и точно сформулированные задачи придают системе физической подготовки конкретную направленность, обеспечивают правильный подбор средств и методов физического совершенствования военнослужащих. Цель и задачи действующей системы физической подготовки в армии и на флоте сформулированы на основе всестороннего анализа объективных специфических и неспецифических функций физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск, а также общих и специфических требований учебно-боевой и боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих. ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ - обеспечить физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности, а также способствовать решению других задач их обучения и воспитания. Основополагающим в цели физической подготовки является совершенствование боевой выучки с помощью средств физической подготовки. Поэтому физическая подготовка и существует как один из основных предметов боевой подготовки, как относительно самостоятельная составная часть системы боевого совершенствования войск. Цель физической подготовки достигается путем решения общих и специальных задач. Общие задачи физической подготовки вытекают из ее объективных функций и преимущественно отражают общие требования учебно-боевой и боевой деятельности к физическому состоянию всех категорий военнослужащих. Они относятся ко всему личному составу армии и флота. Специальные задачи сформулированы с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности личного состава различных видов Вооруженных сил, соответствующих родов войск (сил флота) и специальных войск. Все общие задачи, в зависимости от степени их значимости, можно разделить натри группы: 1. Задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня развития элементов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. 2. Задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствующих уме-ний, позволяющих повысить их активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования. 3. Задачи, отражающие участие физической подготовки в повышении уровня раз- 289 Теория и методика физической культуры вития других слагаемых боеготовности военнослужащих, ее содействие достижению всех необходимых параметров боеспособности личного состава армии и флота. Таким образом, общими задачами физической подготовки военнослужащих являются: • развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости; • овладение навыками в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания; • улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. Дополнительно к решению вышеизложенных задач физическая подготовка должна способствовать повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию моральных и психических качеств личного состава, совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений. В решении этой группы задач значение физической подготовки значительно меньше. Здесь ведущая роль принадлежит другим соответствующим параметрам боевой подготовки, другим составным частям боевого совершенствования войск. Специальные задачи физической подготовки являются отражением специфических требований к физическому состоянию военнослужащих, а также наиболее важных особенностей их военно-профессиональной деятельности. Эти требования обусловлены тем, что учебно-боевая и боевая деятельность военнослужащих различных видов Вооруженных сил (Ракетных войск, Военно-воздушных сил, Сухопутных войск, Военно-Морского флота), а также родов войск (танковых, мотострелковых, разведывательных, инженерных, связи, артиллерийских, ракетных, зенитных, радиотехнических, воздушно-десантных войск и т.д.) по большинству параметров значительно отличаются друг от друга. Объективное определение специальных задач базируется на выявлении тех показателей физического состояния, которые в наибольшей степени необходимы личному составу того или иного рода войск для проявления и сохранения высокого уровня военно-профессиональной работоспособности в условиях, максимально приближенных к боевым. Для одних из них специальными задачами могут быть преимущественное развитие общей выносливости (например, мотострелковые, разведывательные подразделения), для других -преимущественное развитие силы, силовой выносливости, координационных способностей (танковые, инженерные подразделения). 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих. Физическая подготовка личного состава Вооруженных сил организована и проводится в следующих формах: I. Учебные занятия по физической подготовке. II. Утренняя физическая зарядка. III. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. IV. Спортивно-массовая работа. Для занятий и выполнения нормативов по физической подготовке военнослужащие, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, в соответствии с их возрастом Лекции 22 Физическая подготовка в вооруженных силах распределяются на группы: 1. до 30 лет; 2. от 30 до 35 лет; 3. от 35 до 40 лет; 4. от 40 до 45 лет; 5. от 45 до 50 лет; 6. 50 лет и старше. 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке. Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков, улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости орга-низма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. Учебные занятия как основная форма физического совершенствования личного состава армии и флота характеризуется следующими особенностями: 1. Приоритетность в решении задач физического совершенствования военнослужащих. Учебным занятиям присущи все функции, которыми обладает физическая подготовка в целом как составная часть системы боевого совершенствования войск. 2. Обязательность учебных занятий для всех категорий военнослужащих. Все военнослужащие независимо от возраста, пола, служебного положения, звания и состояния здоровья привлекаются к регулярным занятиям по физической подготовке. Они проводятся 2-3 раза (2-3 часа) в неделю в учебное (служебное) время. 3. Регламентированность продолжительности и времени проведения учебных занятий (50 или 100 минут). 4. Определение содержания учебных занятий специальными программами. Перечень разделов (тем), их содержание, объем учебного времени, рациональная последовательность проведения занятий, организационно-методические указания по обучению военнослужащих определяются специальными программами боевой (физической) подготовки. 5. Прохождение на учебных занятиях всех этапов обучения физическим упражнениям: ознакомление, разучивание, совершенствование. Уровень физической подготовленности военнослужащих, достигнутый в ходе учебных занятий, поддерживается и повышается в процессе других форм физической подготовки. Учебные занятия подразделяются на теоретические и практические: Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, на повышение их сознательности, целеустремленности и активности в решении задач физической подготовки. Они проводятся в виде лекций и семинаров. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и имеют учебно-тренировочную и методическую направленность. Учебно-тренировочные занятия могут быть предметными и комплексными. Предметные учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: ускоренному передвижению, гимнастике, лыжной подготовке, преодолению препятствий, военно-прикладному плаванию, рукопашному бою, спортивным и подвижным играм. 29! Теория II методики физической культуры Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей, а в дальнейшем и специальной физической подготовленности военнослужащих. В их содержание включаются упражнения из нескольких разделов физической подготовки. Методические занятия по физической подготовке подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные. Уч_ебн(>методические занятия проводятся с курсантами учебных частей, готовящих командиров отделений. Они обеспечивают формирование у них умений, которые необходимы для качественной организации и проведения физической подготовки с личным составом. Ииструкторско-методическ_ие__занятия проводятся в целях повышения знаний, совершенствования умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по физической подготовке. Их продолжительность, как правило, 2 часа. В ходе инструкторско-методических занятий уточняются задачи и содержание предстоящего этапа физического совершенствования военнослужащих, проверяются теоретические знания и уровень практической подготовленности инструктируемых лиц. производится разбор организации и методики проведения занятий, методики обучения двигательным действиям, дается оценка теоретической, методической и практической подготовленности командиров подразделений. Показные занятия проводятся в целях показа образцовой организации и методики занятий, выработки у командиров подразделений единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки. Таким образом, учебные занятия, благодаря своим особенностям, многообразию видов и различной направленности, богатству содержания, вносят решающий вклад в обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельности и поэтому вполне справедливо считаются основной формой физического совершенствования личного состава армии и флота.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.018 с.) |