Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.

Поиск

В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совер­шеннолетия до их глубокой старости. Существуют различные подходы к взрослой периодизации людей. Все они носят более или менее условный характер. Одна из них разделяет взрослых людей на следующие группы:

1. 18-28 лет - молодежный возраст;

2. 29-39 лет мужчины и 29-34 года женщины - 1-й период зрелого возраста;

3. 40-60 лет мужчины и 35-55 лет женщины - 2-й период зрелого возраста;

4. 61-74 года мужчины и 56-74 года - женщины - пожилой возраст;

5. 75-90 лет и мужчины и женщины - старческий возраст;

6. группа старше 90 лет - долгожители.

Следует иметь в виду, что так называемый паспортный и биологический (функ­циональный) возрасты далеко не всегда совпадают так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов - генетической предрасположенности, ус­ловий жизни и состояния здоровья, условий труда, степени физического развития и способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта и многих других причин.

Однако такая возрастная периодизация в некоторой степени отражает уровень и динамику основных биологических процессов в организме человека. Так, напри­мер, в 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организ­ма, окостенение скелета, замедляется, а порой и заканчивается рост тела в длину, увеличивается вес тела за счет мышечной массы, создаются благоприятные воз­можности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период ха­рактерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профес­сии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изме­няется быт и т.п.

В последующий период происходит стабилизация функциональных возможнос­тей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюции), которые начинаются значительно позднее и происходят медленнее у тех, кто в более раннем возрасте активно занимался двигательной деятельностью. Пожилой возраст требует особого внимания для сохранения, укрепления здоровья, профилактики заболеваний средствами физической культуры.

В связи с возрастными периодами и с поправкой на "биологический" возраст, состояния здоровья и степени исходного физического развития, представляется возможным наиболее эффективно развивать физические способности в опреде­ленные периоды жизни взрослого человека. Так, например, для максимального раз­вития скоростных способностей, ловкости, гибкости это будет возраст до 20-25 лет, способности в проявлении силы и выносливости - до 36-40 лет, позднее все функ­циональные возможности заметно снижаются и возможности их развития затруд­няются. Однако потребности в двигательной деятельности и в укреплении здоро-

265 Теория и методика физической культуры

вья сохраняются до конца жизни человека.

Объективная потребность решения проблемы физической культуры взрослых оп­ределяется прежде всего заботой о таких непреходящих ценностях культуры, как сохранение здоровья и жизнедеятельности нации, гарантия ее безопасности, воз­можности развития и процветания. Широко известно, что на планете Земля ухуд­шается экологическая и криминогенная обстановка, предъявляются к человеку по­вышенные требования в процессе производства, уменьшается объем экологичес­ки чистых продуктов питания, воды, воздуха. Все это приводит к ухудшению здоро­вья людей. "Молодеют" многие болезни, которые раньше были уделом только пожилых людей (гипертония, остеохондрозы, болезни сердца и др.), повышается количество дней, пропущенных на работе или учебе из-за болезней. Необходимы поиски активных средств противодействия неблагоприятным условиям жизни и деятельности людей. К числу таких важнейших средств несомненно относится фи­зическая культура, понимаемая по своему существу как вид культуры. Она решает проблему воспроизводства человека во всей сово-купности его сил, свойств и спо­собностей, сохранения и увеличения народонаселения, укрепления нации. Она яв­ляется одним из важнейших условий и факторов высокой производительности тру­да, увеличения объема и повышения качества производимых товаров и услуг.

Поэтому требуется воспитание у людей потребностей в постоянном физичес­ком совершенствовании, осознанном, грамотном отношении ко всем видам двига­тельной деятельности и средствам укрепления физического и психического здоро­вья.

Занятия физическими упражнениями, играми и развлечениями осуществляют­ся в основном в свободное время, т.е. той части внерабочего времени, которая ос­тается после выполнения непреложных занятий (быт, самообслуживание, расходы времени на дорогу, сон, питание и т.п.). Именно оно может рассматриваться "ис­тинным мерилом богатства общества", потому что позволяет заниматься культур­ным самосовершенствованием - любимым делом в интересах развития человека, интеллектуальным и физическим развитием, общением с людьми, литературой, музыкой, искусством и т.п.

Самоорганизация досуга, борьба за эффективное использование свободного времени в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических спо­собностей личности.

Важнейшее значение имеет формирование объективной потребности взрослых в двигательной деятельности. Все внешние воздействия со стороны специалистов могут не дать результатов если сам человек не проявит достаточной инициативы и воли заниматься своим культурным ростом, физическим самосовершенствовани­ем. Самовоспитание - важнейшая часть общего воспитания и всего процесса фи­зического и духовного развития человека, в основе его лежит внутренняя потреб­ность в самосовершенствовании личности. Но она возникает только при достаточ­но высоком развитии сознания, стремлении к самоутверждению, умении осуще­ствлять самооценку и самоанализ.

Важное значение имеет формирование идеалов (в красоте движений, телосло­жения и т.п.). Потребности следовать им активизирует двигательную деятельность. Однако в большинстве случаев в основе личных потребностей в физических упраж­нениях лежат желания быть здоровым, сильным, иметь хорошее телосложение, сдер­жать процессы старения (инволюции).

Лекция 20 Особенности фихической культуры взрослых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.182 (0.011 с.)