Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования физической культуры личности

Поиск

Рис. 5.7. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быстроты простой реакции

В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития лич­ности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов дей­ствий.

Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дocтижeнию цели, т.е. намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а для решения определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самой общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное приме­нение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигатель­ных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств

личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-орга­низатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо по­нятия "метод" используется и термин "методический прием".

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или ино­го метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные дей­ствия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методичес­кие приемы Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:

• в узком как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания

• в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм органи­зации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждения> школе, в вузе и пр.).

В литературе встречаются также понятия "методический подход и методич> кое направление", которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подходу" относит то, что в другом именует "методическим направлением".

Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит ния вопрос: "В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с поня­тиями "метод", "методический прием"? На основе изучения литературных источни­ков нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздей­ствии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной науч­ной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, вос-

59

Теория и методика физической культуры

питания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и не­традиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обуче­ния с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: ана­литический (избирательный) и целостный (интегральный).

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двига­тельным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на исполь­зование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, по­зволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного до­минирующего фактора.

К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе разви­тия силовых способностей выделяют следующие методические направления:

• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным чис­лом повторений;

• использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;

• преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др.

Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционально­го напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анали­затора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершен­ствования кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегчен­ные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно предста­вить в виде соответствующей схемы (Рис. 5.1.).

5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько класси­фикаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматрива­ется классификация, в основании которой лежит направленность методов на реше­ние специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физической культуры личности. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной за­дачи: образовательной, воспитательной или физического развития.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три большие груп­пы (рис. 5.2.):

I. Направленные на овладение знаниями.

II. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.

III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способ­ностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие 60

Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности

подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении клас­сификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов долж­на строиться и использоваться на базе закономерностей, лежащих в основе про­цесса усвоения знаний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов форми­рования физической культуры личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития физи­ческих способностей и вытекающими из них методическими принципами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личнос­ти занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уров­нем теоретической и практической подготовленности, способностями в примене­нии определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хоро­шо говорил по этому поводу П. Ф. Лесгафт: "Можно сказать: метод -это я".

6. Временем- которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической ра­ботоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или вос­становление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов трени­ровки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температу­ра воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.25 (0.012 с.)