Общие принципы формирования физической культуры человека
Похожие статьи вашей тематики
Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей основе они имеют объективные закономерности физической культуры, многократно проверенные на практике и обоснованные научно. К наиболее общим (социальным) принципам относят:
• принцип гармонического развития личности:» принцип связи с жизнедеятельностью:
• принцип оздоровительной направленности.
Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламентируют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности.
По направленности педагогических воздействий условно выделяют:
- принципы обучения двигательным действиям
- принципы развития физических способностей
- принципы воспитания личностных качеств
Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требований, относящихся к основным направлениям в формировании физической культуры личности и связанными ними особенностями педагогического процесса и педагогических воздействий.
Принцип гармонического развития личности
Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой личности.
Общество на каждом историческом этапе своего развития предъявляет к человеку комплекс требований, среди которых значимое место занимает наличие крепкого здоровья и владение умением его формировать и поддерживать. Но эти моменты должны органически дополнять другие стороны жизнедеятельности. В противном случае (если представить, что это стало предметом основной деятельности всех членов общества), - произойдёт упадок производства материальных и духовных ценностей.
Отдельный человек, исходя из своих интересов, иногда отходит от господствующего представления об усредненном (типичном) индивиде и до предела увеличивает место процесса физического совершенствования в своей жизни (это характерно для высококвалифицированных спортсменов). Однако полностью игнорировать потребности общества могут очень немногие - это социальная патология.
Требования принципа всестороннего развития личности:
I. Формирование физической культуры личности должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования является комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физических начал человека в ущерб его духовным качествам.
//. Педагогический процесс должен обеспечить всесторонность физического воспитания. Из этого следует, что в процессе физического воспитания следует использовать такие педагогические воздействия, которые гарантировали бы целенаправленное развитие всех основных физических способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навыки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физической подготовки.
///. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться разнонаправленные формы педагогических воздействий. Данное требование основывается на учете объективных закономерностей онтогенеза (индивидуальное развитие организма) человека и проявляется в определенной последовательности решения воспитательных и образовательных задач физического воспитания, определяемой полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами.
|