Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической культуры, а личностная характеризуется результатами деятельности, воплощенной в самом человеке, физической культуре личности. Формирование физической культуры человека может осуществляться с позиций двух основных подходов: /. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней подгонкой личности под усредненные нормы и требования (например, комплекс ГТО). II. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей к духовным и материальным ценностям физической культуры. В этом процессе можно выделить три основных компонента: 1. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование мировоззрения, ценностных ориентации, мотивов и интересов к активной физкультурно-спортивной деятельности. 2. Интеллектуальное воспитание наполняет человека знаниями, формирующими его общеобразовательную и специальную подготовленность в сфере физической культуры. 3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и совершенствование его телосложения. Все указанные компоненты должны реализовываться в любом педагогическом процессе, ориентированном на формирование физической культуры личности. В принципиальном плане педагогический процесс можно представить как процесс управления. В общем виде это будет проявляться в том, что педагог (субъект управления) на основании определенной информации оказывает влияние (педагогическое воздействие) на занимающегося (объект управления) для того, чтобы в нем произошли определенные позитивные изменения, направленные на достижение поставленных целей и решение конкретных задач. Данные структурные компоненты имеют место в любом педагогическом процессе. Субъект и объект педагогического процесса в принципе могут оставаться постоянными (например, учитель и ученик в начальной школе). Поэтому, основные отличия между педагогическими процессами различной направленности заключены в их цели, конкретизирующих ее задачах и используемых для решения задач педагогических воздействиях. Помимо этого, общепедагогический процесс характеризуется рядом признаков, среди которых важнейшими являются: • направляющая роль педагога специалиста; • соответствие деятельности педагогическим принципам; • наличие конкретных педагогических задач; • учет индивидуальных особенностей занимающихся. Общие признаки педагогического процесса характерны и для физического воспитания. Но имеются и отличительные особенности: • преимущественное воздействие на двигательные способности человека; • непосредственное создание оздоровительного эффекта. Также, в физическом воспитании выделяют две специфические стороны: I.Обучение двигательным действиям. II.Развитие физических способностей (качеств). Выделение указанных аспектов физического воспитания в значительной мере условно, поскольку процесс обучения двигательным действиям обязательно сопряжен с развитием тех или иных физических способностей и, наоборот. Но в то же время, оно имеет под собой объективные причины, поскольку процесс обучения двигательным действиям в основном зависит от процессов происходящих в центральной нервной системе, а развитие физических способностей в существенной степени определяется биохимическими сдвигами и морфологическими изменениями в организме. 3.3. Цель и задачи физкультурного образования. 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой их передачи (учения), либо самостоятельного их усвоения посредством самообразования с использованием передающих средств: книг, схем, рисунков и т.д. В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистический смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Главная цель физкультурного образования - формирование физической культуры личности. Физическая культура личности - это определенный уровень физического развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценностных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности. Определить уровень физической культуры личности можно по следующим показателям: устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствованию; состояние здоровья; объем физкультурных знаний; объем усвоенных двигательных умений; гигиенические навыки и привычки; соблюдение режима физической активности; уровень развития основных физических качеств. В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят следующие компоненты: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и физическую реабилитацию. Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование. Основные задачи в области физического воспитания можно классифицировать следующим образом: Первую группу задач принято называть специфическими. К ним относятся: укрепление здоровья; совершенствование телосложения; обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др. Вторую группу задач можно назвать общепедагогическими. Это задачи нравственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологического (ценностного) характера. Третью группу составляют специальные задачи в области физкультурного образования, в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания. В современной социологии физкультурное образование определяется как совместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные качества и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для общения в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности. В своем общекультурном значении физкультурное образование выполняет следующие задачи: /. Познавательную задачу - обеспечивая передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому. 2. Социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности. 3. Культурообразующую, обеспечивая развитие самой физической культуры. 4. Гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека, раскрывающие его творческий потенциал. Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и частью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья. 3.3.2. Высшее физкультурное образование Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта. Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное образование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в России существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регулирует общий для всей системы высшего образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный правительством Российской Федерации 12 августа 1994г. Он определяет структуру высшего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с традиционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом. Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-социальному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России системе классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "человек-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры. Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необходимо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде состоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, история, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен быть знаком с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы сними. В области филологии - свободно владеть литературным русским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностранных языков. По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, теории вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию. Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культуры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культуре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнастике, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д. В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (факультетом), дополнительные виды подготовки - гражданская оборона и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обучения - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжительность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной аттестации - 2 недели. Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или платным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуемым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиозных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, который содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведомственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там практически нет. В России с самого зарождения вузы финансировались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финансируются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и управление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учителя-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения. Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных заведениях, сборных командах по видам спорта. Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Специализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по физическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физическими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвалиды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоохранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта специализация "Адаптивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лице предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств. Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для работы с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образование в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в экстремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приемами захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "поражать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различными видами борьбы. Специализированное физкультурное образование предполагает знание социально-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфере общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычайно изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельности выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями. Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза существует образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государственных служащих и др. категорий лиц; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы. Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкультурного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физкультурного образования. Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой формирование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение физическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного характера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профессионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных социальных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинаться как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на образовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых. Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков является формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передвигаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревноваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, наглядными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое значение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.011 с.) |