Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.



Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты матери­ального и духовного труда в сфере физической культуры, а личностная характери­зуется результатами деятельности, воплощенной в самом человеке, физической культуре личности. Формирование физической культуры человека может осуществ­ляться с позиций двух основных подходов:

/. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней под­гонкой личности под усредненные нормы и требования (например, комплекс ГТО).

II. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей к ду­ховным и материальным ценностям физической культуры. В этом процессе можно выделить три основных компонента:

1. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование миро­воззрения, ценностных ориентации, мотивов и интересов к активной физкультурно-спортивной деятельности.

2. Интеллектуальное воспитание наполняет человека знаниями, формирующи­ми его общеобразовательную и специальную подготовленность в сфере физичес­кой культуры.

3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и совершенствование его телосложения.

Все указанные компоненты должны реализовываться в любом педагогическом процессе, ориентированном на формирование физической культуры личности.

В принципиальном плане педагогический процесс можно представить как про­цесс управления. В общем виде это будет проявляться в том, что педагог (субъект управления) на основании определенной информации оказывает влияние (педаго­гическое воздействие) на занимающегося (объект управления) для того, чтобы в нем произошли определенные позитивные изменения, направленные на достиже­ние поставленных целей и решение конкретных задач. Данные структурные компо­ненты имеют место в любом педагогическом процессе.

Субъект и объект педагогического процесса в принципе могут оставаться по­стоянными (например, учитель и ученик в начальной школе). Поэтому, основные отличия между педагогическими процессами различной направленности заключе­ны в их цели, конкретизирующих ее задачах и используемых для решения задач пе­дагогических воздействиях.

Помимо этого, общепедагогический процесс характеризуется рядом признаков, среди которых важнейшими являются:

• направляющая роль педагога специалиста;

• соответствие деятельности педагогическим принципам;

• наличие конкретных педагогических задач;

• учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Общие признаки педагогического процесса характерны и для физического вос­питания. Но имеются и отличительные особенности:

• преимущественное воздействие на двигательные способности человека;

• непосредственное создание оздоровительного эффекта.

Также, в физическом воспитании выделяют две специфические стороны:

I.Обучение двигательным действиям.

II.Развитие физических способностей (качеств).

Выделение указанных аспектов физического воспитания в значительной мере условно, поскольку процесс обучения двигательным действиям обязательно сопря­жен с развитием тех или иных физических способностей и, наоборот. Но в то же время, оно имеет под собой объективные причины, поскольку процесс обучения двигательным действиям в основном зависит от процессов происходящих в цент­ральной нервной системе, а развитие физических способностей в существенной степени определяется биохимическими сдвигами и морфологическими изменени­ями в организме.

3.3. Цель и задачи физкультурного образования.

3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс

Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенап­равленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой их передачи (учения), либо самостоятельного их усвоения посредством самообразования с использованием передающих средств: книг, схем, рисунков и т.д.

В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистичес­кий смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удов­летворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном раз­витии.

Главная цель физкультурного образования - формирование физической культу­ры личности. Физическая культура личности - это определенный уровень физичес­кого развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценно­стных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.

Определить уровень физической культуры личности можно по следующим пока­зателям:

устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствова­нию;

состояние здоровья;

объем физкультурных знаний;

объем усвоенных двигательных умений;

гигиенические навыки и привычки;

соблюдение режима физической активности;

уровень развития основных физических качеств.

В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят сле­дующие компоненты: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и фи­зическую реабилитацию. Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.

Основные задачи в области физического воспитания можно классифицировать следующим образом:

Первую группу задач принято называть специфическими. К ним относятся:

укрепление здоровья;

совершенствование телосложения;

обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.

Вторую группу задач можно назвать общепедагогическими. Это задачи нрав­ственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологическо­го (ценностного) характера.

Третью группу составляют специальные задачи в области физкультурного обра­зования, в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.

В современной социологии физкультурное образование определяется как со­вместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные каче­ства и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для обще­ния в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.

В своем общекультурном значении физкультурное образование выполняет сле­дующие задачи:

/. Познавательную задачу - обеспечивая передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому.

2. Социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности.

3. Культурообразующую, обеспечивая развитие самой физической культуры.

4. Гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека, раскрывающие его творческий потенциал.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в опре­деленный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и час­тью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделиро­вать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.

3.3.2. Высшее физкультурное образование

Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.

Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное об­разование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в Рос­сии существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регули­рует общий для всей системы высшего образования Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный пра­вительством Российской Федерации 12 августа 1994г. Он определяет структуру выс­шего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с тра­диционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом. Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-соци­альному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России систе­ме классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом при­общения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "чело­век-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-эко­номических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологи­ческих знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.

Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необхо­димо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде со­стоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естествен­но-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гумани­тарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, ис­тория, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен быть знаком с важнейшими отраслями и этапами раз­вития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и при­емами работы сними. В области филологии - свободно владеть литературным рус­ским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профес­сиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностран­ных языков.

По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представ­ление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, тео­рии вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культу­ры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культу­ре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнасти­ке, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.

В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавлива­емых вузом (факультетом), дополнительные виды подготовки - гражданская оборо­на и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обуче­ния - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжи­тельность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной ат­тестации - 2 недели.

Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или плат­ным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуе­мым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиоз­ных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, ко­торый содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведом­ственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там прак­тически нет. В России с самого зарождения вузы финансировались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финанси­руются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по выс­шему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и уп­равление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и туризму.

Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учи­теля-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицирован­ных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.

Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреж­дениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных за­ведениях, сборных командах по видам спорта.

Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Спе­циализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по фи­зическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвали­ды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоох­ранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта специализация "Адап­тивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лице предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здо­ровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.

Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для ра­боты с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образова­ние в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в эк­стремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приема­ми захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "пора­жать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различны­ми видами борьбы.

Специализированное физкультурное образование предполагает знание социаль­но-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфе­ре общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычай­но изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельнос­ти выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.

Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза су­ществует образовательное учреждение дополнительного профессионального об­разования (повышения квалификации) специалистов.

Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечествен­ном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной пе­реподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государ­ственных служащих и др. категорий лиц;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опыт­но-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специаль­ности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессио­нального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соот­ветственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессиональ­ного образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответ­ствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкуль­турного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физ­культурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой форми­рование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение фи­зическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного ха­рактера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профес­сионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных соци­альных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинать­ся как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на об­разовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.

Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков явля­ется формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передви­гаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревно­ваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, нагляд­ными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое зна­чение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.029 с.)