Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика занятий неурочного типа.

Поиск

В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные фор­мы организации занятий:

• утренняя гимнастика;

• вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);

• физкультурные паузы и "минутки";

•спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и т.п.);

• прогулки, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть:

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

» эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развле­чения, соревнования);

• систематическими (утренняя, вводная гимнастика, физкультурные минутки, па­узы, гигиенические прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самосто­ятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности опреде­ленных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег «трусцой» для пожилых людей).

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражне­ниями, а также группами различной численности.

Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они разли­чаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу за­нимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимо­сти оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно (рис 15.2.)

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнас­тика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициати­вы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы за­нятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занима­ющихся.

Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активно­го отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановле­ния работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.

Рис. 15.2. Классификация занятий неурочного типа

Теория и методика физической культуры

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению раз­личных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разно­видностями).

/. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:

• Гигиеническая гимнастика.

• Прогулки.

• Бег «трусцой».

•Занятия на "дорожках здоровья".

• Купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2.Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

• Самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по об­щей физической подготовке и т.п.

• Репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаше являются групповыми, даже массовыми.

3.Занятия смешанного характера в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся:

• туристские прогулки выходного дня;

• туристские походы; подвижные и спортивнье игры рекреационного типа;

• спортивные развлечения рекреационного типа.

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могутувязываться сурочными занятиями. Часть из них про­водится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства оэзп/наюг организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как оргвнизс)ваннь1й,такисамсхлс)ятельныйхарактер(например, утрен­няя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченныхвзанятия, выделяютинчи- видуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом«трусцой», групповые - в "Клубе любителей бега", массовые пробеги в "Деньбегуна".

По переодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и m и эпизодические (туристические походы, соревнования итп.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие со­четаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важны­ми элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать всоответствиисметодическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуа­лизированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Этодает возможность своевременно выяснять дрстиженияитг^днсети.сжазы-вать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подхо­дящим для него путем и темпом.

Однако, нарядусдрстоинствами, индивидуальньвзанятияимеютисущественные недостатки:

• Неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником).

• Отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждо­му ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общей является цель физи­ческого воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.

199 Теория и методика физической культуры

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется раз­нообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативнос­ти такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, под­чинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные меж­ду собой компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнения­ми, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами.

16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.

Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представле­нии заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содер­жания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упраж­нениями.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требова­ния. К ним относятся:

• соответствие плана нормативным документам руководящих органов;

• учет общих принципов формирования физической культуры человека; •реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка кон­кретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих орга­нов. Они должны быть тесно увязаны сданными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов формирования физической культуры человека (гармони­ческого развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направ­ленности физической культуры) при планировании должен в максимальной степе­ни отражать:

• научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

• комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ лично­сти;

• целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;

• объективные закономерности индивидуального развития человека;

• последовательность решения образовательных и воспитательных задач, опре­деляемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факто-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет к процессе занятии (физическими упражнениями

рами;

• прикладной эффект формирования физической культуры человека.

Реальность и конкретность планирования должна предусматривать учет имею­щихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуще­ствления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого не­обходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педа­гогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяю­щиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регуляр­ная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных кон­троля.

Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высоко­го уровня знаний и определенных ^навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать следующую последовательность.

Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную инфор­мацию. К ней можно отнести:

• уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (со­стояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);

•климатические условия;

• состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

• данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;

• сведения о бюджете времени на занятия;

• данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с це­лью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснова­ния планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных све­дений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласо­ванности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоре­тических положений (требований к планированию) и с учетом полученной инфор­мации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение це­левые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержа­ние и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качествен­ные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приоб­ретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкупьтурно-спортив-ной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий

201 Теория и методика физической культуры

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

план обсуждается перед началом учебного (календарного года) и утверждается ру­ководителем учреждения. Общегодовой план по физической культуре является сво­еобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподава­телей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкто­ров-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподава­телей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, рас­писание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гим­настика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования; спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:

• содержание работы;

• сроки выполнения;

• ответственные за выполнение;

• отметка о выполнении.

В развитие тех или иных видов работы, изложенных в общем плане разрабаты­ваются частные планы.

Такими могут быть, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физи­ческой культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объем­ными.

В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:

перспективное (относительно долгосрочное);

• текущее (среднесрочное);

• оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до несколь­ких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем годам - интервалу между очередными Олимпийскими играми.

Перспективное планирование физической культуры в учебных заведениях при­равнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.

В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования.

В практике получили распространение различные формы годового планирова­ния. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетворяющему требова­ниям простоты и наглядности.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны.

Так, в школе оно предусматривает методическое раскрытие программного ма­териала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тре­нировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планиро­вание в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования.

Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.

Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состо­янии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях зани­мающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяе­мых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занима­ющихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-вос­питательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффек­тивности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени.

В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе - опре­деление заключений и выводов, принятие соответствующих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, ответственности и творческой активнос­ти в работе педагога, уход от шаблонности, формализма и стихийности.

Таким образом, значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим про­цессом; во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние как на педа­гога, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обес­печение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являют­ся:

• своевременность;

• объективность;

• точность и достоверность;

• полнота и информативность;

203 Теория и методика физической культуры

простота и наглядность.

Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процес­са. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педаго­гических воздействий.

Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соот­ветствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов недопустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам.

Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность кон­троля и учета. Педагогический процесс - явление исключительно сложное. Его эф­фективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэто­му наиболее существенным является определение в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты ин­формации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, воз­можностей или результатов соответствующий деятельности. Однако, требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.

Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а так­же возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил.

Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности.

16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.

Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются:

•периодический (поэтапный);

•текущий;

• оперативный.

Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназначен для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспи­тательного процесса и его достижений. Он осуществляется в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода работы (учебной четверти, семест­ра).

Контроль и учет, проводимые в начале этапа (периода), называются предвари­тельными (пилотажными). Они служат целям выявления исходных данных для раз­работки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы, для упо­рядочения намечаемой работы.

В содержание предварительного контроля и учета входит получение информа­ции о количестве, физическом развитии, образовании, состоянии здоровья зани­мающихся, об их интересах; уточнение программных требований физического вос­питания; изучение материально-технических условий, климатических условий за­нятий и т.п. возможностей. Основными методами предварительного педагогичес­кого контроля являются: антропометрические измерения, тестирование, наблюдение, изучение имеющейся документации, проверка состояния мест заня-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

тий, оборудования и инвентаря.

Контроль и учет, осуществляемые в конце очередного этапа работы называется итоговым (заключительным). Он позволяет установить конечные результаты рабо­ты, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учеб­но-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на очередной срок.

Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, не­дель (микроцикла, мезоцикла - в спортивной тренировке). Они помогают оценить качество учебно-воспитательного процесса, установить степень решения постав­ленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные из­менения в состоянии занимающихся. Это облегчает ориентировку в условиях, ха­рактере и темпах учебной деятельности, в интересах, активности и реальных воз­можностях занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в работу, поведение и действия занимающихся.

В процессе текущего контроля регистрируется посещаемость занятий, пройден­ный учебный материал, замечания о доступности, целесообразности и эффектив­ности применяемых средств и методов, оценки знаний, умений и навыков, а также показатели практических достижений, данные о состоянии и работоспособности занимающихся, дисциплина и другие стороны их поведения.

Оперативный контроль и учет проводится в рамках одного занятия. Он пред­назначен для получения информации об изменении состояния занимающихся не­посредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны педагогу для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оператив­ного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога.

Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль со стороны руководящих лиц и педа­гогического коллектива. Он практикуется, главным образом, с целью оценки рабо­ты преподавателя и оказания ему методической помощи. Контроль, который про­водится неофициально, имеет или чисто познавательное значение (ознакомиться с особенностями работы высококвалифицированного педагога) или служит обмену опытом, обсуждению каких-либо важных методических вопросов.

Широко распространенными методами контроля являются:

•визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

•хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы;

•пульсометрия - для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на на­грузку;

• изучение документальных материалов (планов, отчетов, протоколов соревно­ваний, тестирования физической подготовленности и др.);

• опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование).

На основании анализа и обобщения полученных сведений делаются соответству­ющие выводы и даются рекомендации педагогу.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом дает наиболее богатую и ценную информацию о деятельности педагога и занимающихся, направленной на решение намеченных задач. Наблюдение может быть относительно полным, когда учитываются все стороны и доступные восприятию результаты преподавания и уче­ния и частичным, когда внимание сосредоточивается на какой-либо одной стороне

205 Теория и методика физической культуры

деятельности педагога: организации занятий, методах обучения и воспитания, ак­тивности и самостоятельности занимающихся, их взаимоотношениях в группе и т. п.

Как правило, наблюдение за уроком предваряется ознакомлением с педагоги­ческой документацией (планом работы на текущий период, конспектом урока, за­писями в журнале учебной работы) и беседой с преподавателем, иногда с занима­ющимися.

Хронометрирование проводится с целью выявления и оценки затрат времени на различные виды деятельности занимающихся и определения плотности урока, как одного из показателей его эффективности. Хронометрирование предусматривает определение расхода времени на следующие элементы:

• слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проекти­рование предстоящих действий, мысленная подготовка к выполнению заданного и другие виды умственной деятельности;

•выполнение упражнений и другие виды физической работы (перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка места приземле­ния при прыжках и т.п.);

• необходимый по методическим соображениям организованный отдых и дру­гие оправданные паузы в работе (непродолжительные, способствующие восстанов­лению оптимальной работоспособности, ожидание очереди при выполнении упраж­нений т. п.);

• "простои" (потери времени из-за просчетов различного характера или по не­предвиденным обстоятельствам).

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотно­шение затрат времени и плотность занятия. Различают общую и моторную (двига­тельную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального ис­пользования времени. Она определяется отношением суммы педагогически оправ­данных затрат времени ко всей продолжительности урока и выражается в процен­тах. Так, если в 45-минутном уроке эта сумма составляет 42 минуты, то общая плот­ность будет равна 93,3 %.

Моторная плотность занятия является процентным показателем затрат времени на двигательную деятельность и определяется отношением времени израсходован­ного на выполнение двигательных действий ко времени отведенному на занятие. Если, например, в том же уроке эти затраты достигают 35 минут, то моторная плот­ность будет равна 77,7 %.

Общая плотность занятия должна быть близка к 100 %. Что касается моторной плотности, то ее показатель может широко варьировать. На уроках, направленных на развитие физических качеств она может быть высокой (70-80 % и более). На уро­ках с образовательной направленностью, особенно при разучивании техники новых упражнений, много времени уходит на умственную деятельность занимающихся и моторная плотность может быть ниже 50 %. Поэтому нельзя оценивать данные хро­нометрирования лишь по абсолютным показателям плотности урока, их необходи­мо осмысливать с учетом направленности и содержания занятий, возможностей за­нимающихся, условий проведения и т. д. Как правило, хронометрирование являет­ся вспомогательным видом контроля и его показатели должны учитываться во вза­имосвязи с данными педагогических наблюдений.

Пульсометрия позволяет определить величину физической нагрузки и ее дина­мику во время занятий физическими упражнениями. Подсчет частоты сердечных сокращений проводится перед началом занятия, перед и после выполнения отдель-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

ных упражнений или серии. ЧСС подсчитывают в течение 10-15 секунд и количе­ство ударов умножают на 6 или 4, с тем, чтобы установить количество ударов серд­ца в минуту. На основании показателей пульсометрии выясняют реакцию сердца на физическую нагрузку, вызванную определенным упражнением, а также динамику этих реакций на протяжении всего занятия. Данные измерений ЧСС позволяют со­ставить "кривую нагрузки" во время занятия.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесто­ронним анализом.

Пульсовые изменения у разных лиц или у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измерение частоты сердечных сокра­щений производят, как правило, у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и вели­чины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физической культуры часто достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна при учете данных педагогических на­блюдений.

На основании сравнительного анализа данных педагогических наблюдений, хро­нометрирования и пульсометрии можно достаточно верно судить о достоинствах и недостатках проведенного занятия, определить достижения и просчеты в учебно-воспитательной работе, давать оценку работы педагога и рекомендации по ее улуч­шению. Разбор урока должен быть всегда максимально корректным, объективным и доброжелательным. Советы и предложения необходимо давать тактично.

Контроль Физической подготовленности занимающихся. Кроме наблюде­ний, в основе которых субъективные суждения педагога о педагогическом процес­се, в практике физического воспитания (особенно в спортивной тренировке) в ка­честве методов контроля широко используется тестирование.

Для того, чтобы полученные показатели были достоверны, используемые тесты должны отвечать специальным требованиям (должна быть определена цель при­менения теста), а также быть информативными, надежными и объективными.

Информативность теста - это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если использу­ется тест не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленно­сти занимающихся. Например, при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 метров.

Надежность отражает степень сходства результатов при повторном тестирова­нии одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест можно считать надеж­ным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показате­лей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Иг­норирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности.

Объективность теста отражает независимость результатов измерений отличных особенностей специалистов (экспертов, судей и т. п.), проводящих тестирование или использованной аппаратуры. При этом объективность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в значительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопос­тавлению ошибок экспертов, проводивших тестирование.

В практике физического воспитания, особенно спортивной тренировки, часто возникает необходимость в объективной оценке суммы нескольких свойств чело-

207 Теория и методика физической культуры

века, характеризующих определенное состояние. В этом случае путем математи­ческих расчетов (выделение коэффициента коррелеляции) из большого числа пред­полагаемых тестов отбирают комплект (набор, "батарею") нескольких, наиболее информативных. Процедура проверки сводится к определению степени влияния каждого теста на интересующее свойство, отражающее состояние человека, напри­мер, тренированности.

При тестировании важно соблюдать следующие основные условия: состав по­добранной для сравнения группы должен быть однородным (по полу, возрасту, фи­зической подготовленности, состоянию здоровья); измерительная аппаратура дол­жна соответствовать государственным стандартам; порядок выполнения испыта­ния (характер разминки, интервалы отдыха между попытками и др.) должен быть постоянным.

Самоконтроль. Основным предметом самоконтроля, осуществляемого зани­мающимися являются:

1. Состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражне­ниями;

2. Собственная деятельность и ее результативность.

Характерным содержанием первой стороны самоконтроля являются наблюде­ния за пульсом, дыханием, потоотделением во время упражнений, весом тела, са­мочувствием, работоспособностью, аппетитом, сном, у женщин - за менструаль­ным циклом. Эта сторона самоконтроля особенно тесно связана с врачебным конт­ролем.

Главным содержанием второй стороны самоконтроля являются наблюдения зн собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим - проверка полноценности восприятий и представлений, предприни­маемых на их основе самостоятельных решений; выявлении недочетов (или дости­жений) в координации и других показателях качества движений, определение сте­пени их соответствия требованиям, предъявляемым педагогом. При этом учитыва­ется также текущее состояние организма и психики, изменения в поведении и др. Данная сторона самоконтроля во многом сходна с внешним контролем педагога за учебным процессом и существенно дополняет его. Она имеет большое воспита­тельное и образовательное значение для занимающихся. Осмысливая и оценивая воспринимаемое, уточняя свои мысли путем вопросов к педагогу и соответствую­щих разъяснений с его стороны, занимающиеся глубже проникают в суть выполня­емого, сознательно, активно и инициативно реализуют задания преподавателя, ов­ладевают высокой культурой учебной деятельности и прио



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.016 с.)