Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика занятий неурочного типа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий: • утренняя гимнастика; • вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой); • физкультурные паузы и "минутки"; •спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и т.п.); • прогулки, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть: Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями » эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования); • систематическими (утренняя, вводная гимнастика, физкультурные минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.). Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег «трусцой» для пожилых людей). Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности. Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно (рис 15.2.) Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся. Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др. Рис. 15.2. Классификация занятий неурочного типа Теория и методика физической культуры Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная). Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями). /. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся: • Гигиеническая гимнастика. • Прогулки. • Бег «трусцой». •Занятия на "дорожках здоровья". • Купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния. 2.Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности: • Самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке и т.п. • Репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаше являются групповыми, даже массовыми. 3.Занятия смешанного характера в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся: • туристские прогулки выходного дня; • туристские походы; подвижные и спортивнье игры рекреационного типа; • спортивные развлечения рекреационного типа. Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могутувязываться сурочными занятиями. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства. По форме руководства оэзп/наюг организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как оргвнизс)ваннь1й,такисамсхлс)ятельныйхарактер(например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха). В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченныхвзанятия, выделяютинчи- видуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом«трусцой», групповые - в "Клубе любителей бега", массовые пробеги в "Деньбегуна". По переодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и m и эпизодические (туристические походы, соревнования итп.). Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания. Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать всоответствиисметодическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности. В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам. Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Этодает возможность своевременно выяснять дрстиженияитг^днсети.сжазы-вать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем и темпом. Однако, нарядусдрстоинствами, индивидуальньвзанятияимеютисущественные недостатки: • Неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником). • Отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других. В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общей является цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия. 199 Теория и методика физической культуры ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные между собой компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами. 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание. Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями. В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся: • соответствие плана нормативным документам руководящих органов; • учет общих принципов формирования физической культуры человека; •реальность, конкретность и гибкость. При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны сданными требованиями как по срокам, так и по содержанию. Учет общих принципов формирования физической культуры человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленности физической культуры) при планировании должен в максимальной степени отражать: • научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья; • комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности; • целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков; • объективные закономерности индивидуального развития человека; • последовательность решения образовательных и воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факто- Лекция 16 Планирование, контроль и учет к процессе занятии (физическими упражнениями рами; • прикладной эффект формирования физической культуры человека. Реальность и конкретность планирования должна предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию. Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля. Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных ^навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать следующую последовательность. Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию. К ней можно отнести: • уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.); •климатические условия; • состояние учебно-материальной базы и инвентаря; • данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся; • сведения о бюджете времени на занятия; • данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие. Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с целью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения. Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид. В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное. В общем плане предусматривается основное содержание физкупьтурно-спортив-ной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий 201 Теория и методика физической культуры Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями план обсуждается перед началом учебного (календарного года) и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по физической культуре является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения. В общем плане обычно указываются следующие виды работы: организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты; учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.; учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований; физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования; спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.; воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.; врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача; агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.; хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др. При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы: • содержание работы; • сроки выполнения; • ответственные за выполнение; • отметка о выполнении. В развитие тех или иных видов работы, изложенных в общем плане разрабатываются частные планы. Такими могут быть, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объемными. В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования: • перспективное (относительно долгосрочное); • текущее (среднесрочное); • оперативное (относительно краткосрочное). Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем годам - интервалу между очередными Олимпийскими играми. Перспективное планирование физической культуры в учебных заведениях приравнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы. Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования. В практике получили распространение различные формы годового планирования. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетворяющему требованиям простоты и наглядности. Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны. Так, в школе оно предусматривает методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть. Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования. Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету. Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени. В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе - определение заключений и выводов, принятие соответствующих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, ответственности и творческой активности в работе педагога, уход от шаблонности, формализма и стихийности. Таким образом, значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом; во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние как на педагога, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов. Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются: • своевременность; • объективность; • точность и достоверность; • полнота и информативность; 203 Теория и методика физической культуры простота и наглядность. Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педагогических воздействий. Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов недопустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам. Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность контроля и учета. Педагогический процесс - явление исключительно сложное. Его эффективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэтому наиболее существенным является определение в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты информации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующий деятельности. Однако, требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле. Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а также возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил. Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности. 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета. Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются: •периодический (поэтапный); •текущий; • оперативный. Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназначен для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспитательного процесса и его достижений. Он осуществляется в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода работы (учебной четверти, семестра). Контроль и учет, проводимые в начале этапа (периода), называются предварительными (пилотажными). Они служат целям выявления исходных данных для разработки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы, для упорядочения намечаемой работы. В содержание предварительного контроля и учета входит получение информации о количестве, физическом развитии, образовании, состоянии здоровья занимающихся, об их интересах; уточнение программных требований физического воспитания; изучение материально-технических условий, климатических условий занятий и т.п. возможностей. Основными методами предварительного педагогического контроля являются: антропометрические измерения, тестирование, наблюдение, изучение имеющейся документации, проверка состояния мест заня- Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями тий, оборудования и инвентаря. Контроль и учет, осуществляемые в конце очередного этапа работы называется итоговым (заключительным). Он позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на очередной срок. Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, недель (микроцикла, мезоцикла - в спортивной тренировке). Они помогают оценить качество учебно-воспитательного процесса, установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные изменения в состоянии занимающихся. Это облегчает ориентировку в условиях, характере и темпах учебной деятельности, в интересах, активности и реальных возможностях занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в работу, поведение и действия занимающихся. В процессе текущего контроля регистрируется посещаемость занятий, пройденный учебный материал, замечания о доступности, целесообразности и эффективности применяемых средств и методов, оценки знаний, умений и навыков, а также показатели практических достижений, данные о состоянии и работоспособности занимающихся, дисциплина и другие стороны их поведения. Оперативный контроль и учет проводится в рамках одного занятия. Он предназначен для получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны педагогу для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оперативного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога. Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль со стороны руководящих лиц и педагогического коллектива. Он практикуется, главным образом, с целью оценки работы преподавателя и оказания ему методической помощи. Контроль, который проводится неофициально, имеет или чисто познавательное значение (ознакомиться с особенностями работы высококвалифицированного педагога) или служит обмену опытом, обсуждению каких-либо важных методических вопросов. Широко распространенными методами контроля являются: •визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; •хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы; •пульсометрия - для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку; • изучение документальных материалов (планов, отчетов, протоколов соревнований, тестирования физической подготовленности и др.); • опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование). На основании анализа и обобщения полученных сведений делаются соответствующие выводы и даются рекомендации педагогу. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом дает наиболее богатую и ценную информацию о деятельности педагога и занимающихся, направленной на решение намеченных задач. Наблюдение может быть относительно полным, когда учитываются все стороны и доступные восприятию результаты преподавания и учения и частичным, когда внимание сосредоточивается на какой-либо одной стороне 205 Теория и методика физической культуры деятельности педагога: организации занятий, методах обучения и воспитания, активности и самостоятельности занимающихся, их взаимоотношениях в группе и т. п. Как правило, наблюдение за уроком предваряется ознакомлением с педагогической документацией (планом работы на текущий период, конспектом урока, записями в журнале учебной работы) и беседой с преподавателем, иногда с занимающимися. Хронометрирование проводится с целью выявления и оценки затрат времени на различные виды деятельности занимающихся и определения плотности урока, как одного из показателей его эффективности. Хронометрирование предусматривает определение расхода времени на следующие элементы: • слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, мысленная подготовка к выполнению заданного и другие виды умственной деятельности; •выполнение упражнений и другие виды физической работы (перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка места приземления при прыжках и т.п.); • необходимый по методическим соображениям организованный отдых и другие оправданные паузы в работе (непродолжительные, способствующие восстановлению оптимальной работоспособности, ожидание очереди при выполнении упражнений т. п.); • "простои" (потери времени из-за просчетов различного характера или по непредвиденным обстоятельствам). Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение затрат времени и плотность занятия. Различают общую и моторную (двигательную) плотность. Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы педагогически оправданных затрат времени ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Так, если в 45-минутном уроке эта сумма составляет 42 минуты, то общая плотность будет равна 93,3 %. Моторная плотность занятия является процентным показателем затрат времени на двигательную деятельность и определяется отношением времени израсходованного на выполнение двигательных действий ко времени отведенному на занятие. Если, например, в том же уроке эти затраты достигают 35 минут, то моторная плотность будет равна 77,7 %. Общая плотность занятия должна быть близка к 100 %. Что касается моторной плотности, то ее показатель может широко варьировать. На уроках, направленных на развитие физических качеств она может быть высокой (70-80 % и более). На уроках с образовательной направленностью, особенно при разучивании техники новых упражнений, много времени уходит на умственную деятельность занимающихся и моторная плотность может быть ниже 50 %. Поэтому нельзя оценивать данные хронометрирования лишь по абсолютным показателям плотности урока, их необходимо осмысливать с учетом направленности и содержания занятий, возможностей занимающихся, условий проведения и т. д. Как правило, хронометрирование является вспомогательным видом контроля и его показатели должны учитываться во взаимосвязи с данными педагогических наблюдений. Пульсометрия позволяет определить величину физической нагрузки и ее динамику во время занятий физическими упражнениями. Подсчет частоты сердечных сокращений проводится перед началом занятия, перед и после выполнения отдель- Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями ных упражнений или серии. ЧСС подсчитывают в течение 10-15 секунд и количество ударов умножают на 6 или 4, с тем, чтобы установить количество ударов сердца в минуту. На основании показателей пульсометрии выясняют реакцию сердца на физическую нагрузку, вызванную определенным упражнением, а также динамику этих реакций на протяжении всего занятия. Данные измерений ЧСС позволяют составить "кривую нагрузки" во время занятия. Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Пульсовые изменения у разных лиц или у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измерение частоты сердечных сокращений производят, как правило, у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физической культуры часто достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна при учете данных педагогических наблюдений. На основании сравнительного анализа данных педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии можно достаточно верно судить о достоинствах и недостатках проведенного занятия, определить достижения и просчеты в учебно-воспитательной работе, давать оценку работы педагога и рекомендации по ее улучшению. Разбор урока должен быть всегда максимально корректным, объективным и доброжелательным. Советы и предложения необходимо давать тактично. Контроль Физической подготовленности занимающихся. Кроме наблюдений, в основе которых субъективные суждения педагога о педагогическом процессе, в практике физического воспитания (особенно в спортивной тренировке) в качестве методов контроля широко используется тестирование. Для того, чтобы полученные показатели были достоверны, используемые тесты должны отвечать специальным требованиям (должна быть определена цель применения теста), а также быть информативными, надежными и объективными. Информативность теста - это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если используется тест не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся. Например, при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 метров. Надежность отражает степень сходства результатов при повторном тестировании одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест можно считать надежным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показателей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Игнорирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности. Объективность теста отражает независимость результатов измерений отличных особенностей специалистов (экспертов, судей и т. п.), проводящих тестирование или использованной аппаратуры. При этом объективность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в значительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопоставлению ошибок экспертов, проводивших тестирование. В практике физического воспитания, особенно спортивной тренировки, часто возникает необходимость в объективной оценке суммы нескольких свойств чело- 207 Теория и методика физической культуры века, характеризующих определенное состояние. В этом случае путем математических расчетов (выделение коэффициента коррелеляции) из большого числа предполагаемых тестов отбирают комплект (набор, "батарею") нескольких, наиболее информативных. Процедура проверки сводится к определению степени влияния каждого теста на интересующее свойство, отражающее состояние человека, например, тренированности. При тестировании важно соблюдать следующие основные условия: состав подобранной для сравнения группы должен быть однородным (по полу, возрасту, физической подготовленности, состоянию здоровья); измерительная аппаратура должна соответствовать государственным стандартам; порядок выполнения испытания (характер разминки, интервалы отдыха между попытками и др.) должен быть постоянным. Самоконтроль. Основным предметом самоконтроля, осуществляемого занимающимися являются: 1. Состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражнениями; 2. Собственная деятельность и ее результативность. Характерным содержанием первой стороны самоконтроля являются наблюдения за пульсом, дыханием, потоотделением во время упражнений, весом тела, самочувствием, работоспособностью, аппетитом, сном, у женщин - за менструальным циклом. Эта сторона самоконтроля особенно тесно связана с врачебным контролем. Главным содержанием второй стороны самоконтроля являются наблюдения зн собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим - проверка полноценности восприятий и представлений, предпринимаемых на их основе самостоятельных решений; выявлении недочетов (или достижений) в координации и других показателях качества движений, определение степени их соответствия требованиям, предъявляемым педагогом. При этом учитывается также текущее состояние организма и психики, изменения в поведении и др. Данная сторона самоконтроля во многом сходна с внешним контролем педагога за учебным процессом и существенно дополняет его. Она имеет большое воспитательное и образовательное значение для занимающихся. Осмысливая и оценивая воспринимаемое, уточняя свои мысли путем вопросов к педагогу и соответствующих разъяснений с его стороны, занимающиеся глубже проникают в суть выполняемого, сознательно, активно и инициативно реализуют задания преподавателя, овладевают высокой культурой учебной деятельности и прио
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.38 (0.023 с.) |