Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для вузов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы государственной политики в области профессионального образования. Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыночная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробированных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обучение специалистов по избранной специализации. Многоуровневая структура подготовки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе. Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспирантуре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обязательный минимум содержания курса "Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины" на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств. Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень "магистра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем, профессионально-прикладной физической подготовке. Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший 277 Теория и методика физической культуры духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры. Рекомендации Всероссийской базисной учебной программы по физической культуре студентов носят законодательный характер для вузов федерального пространства и определяют общую стратегию формирования высокой личной физической культуры студента. Её содержание ориентирует педагогический процесс не на усредненного студента, но позволяет дифференцированно подходить к воспитанию каждой конкретной личности будущего специалиста. На всех трех ступенях высшего образования приоритетной является концепция здоровья студентов, их оптимальной двигательной активности. Здоровье студентов рассматривается как абсолютная жизненная ценность, основа их духовной зрелости. Программой выделяется три основные формы физкультурной деятельности студентов. Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время предполагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направленностью. Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является приоритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образовательных задач. Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздоровительных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использование различных форм и средств физической культуры. Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но главным образом, мерой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравственными, психологическими качествами в учебной деятельности. Активные процессы либерализации и гуманизации высшего образования позволяют с учетом особенностей материальной базы, исторически сложившихся традиций, компетентности профессорско-преподавательского состава, наряду с базовой программой реализовать "авторские" программы по физической культуре. Одним из вариантов такой авторской программы, позволяющей учитывать специфику профессионального профиля подготовки специалистов, является комплексная целевая программа по физической культуре (КЦП) в вузе. В ней определены некоторые нетрадиционные пути решения дидактических проблем, основанные на выделении приоритетных направлений образования студентов. Они позволяют определить меру соотношения методов централизации и децентрализации в управлении педагогическим процессом, актуализировать связь между содержанием физического образования на всех трех ступенях профессиональной подготовки, учитывать внутриструктурные связи содержания теоретического и практического её разделов. КЦП является целевым алгоритмом образования и воспитания студентов с использованием широкого спектра средств физической культуры. Её содержание интегрирует современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе - путем целенаправленного совершенствования как непосредствен- Лекция 21 Физическая культура студентов но содержания учебно-тренировочной программы, так и механизмов обеспечения, способствующих её реализации: научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования. Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологией физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обусловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического процесса. Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации: комплекса главных целей (целей первого уровня); педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня); ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня). Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсивной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются: 1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. 2. Развитие резервных возможностей организма студентов. 3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга. На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие организма студентов. Текущими педагогическими задачами являются: 1. Воспитание у студентов социально значимых качеств. 2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры. 3. Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры. Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются: 1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности. 2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке. 3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства. Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-прикладную направленность педагогического процесса. Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. В основе реализации теоретического раздела программы лежит формирование потребности студентов в освоении системы знаний в сфере физической культуры. Познавательная деятельность студента является внутренним творческим актом, который осуществляется в форме чувственного восприятия и абстрактного мышления. Переход отчувственного познания осуществляется в виде качественного скачка в процессе познания. Процесс освоения информации осуществляется в трех аспектах: концептуальном (осмысление сущности физической культуры, её структу- 279 Теория и методика физической культуры ры и функций), категориальном (овладение понятийным аппаратом и определениями [дефинициями] основных категорий) и гносеологическом (освоение принципов и методов познания). В технологии учебно-познавательной деятельности используются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение признаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета) и умозаключения (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные части, выделение в них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дефиниции). Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации сознания личности студентов и определяют уровень их потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической культуры стимулирует студентов к анализу фактов, их обобщению и выводам, что несомненно актуализирует их способность к ретроспективному поиску информации, её систематизации, анализу и синтезу, накоплению индивидуального информационного банка. Для познавательного процесса цель выступает в качестве идеальной модели деятельности. В качестве обязательного минимума теоретической части программы определен учебный материал по следующим разделам: роль, функции и основные цели физической культуры в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки специалистов, социально-биологические основы физической культуры; технология физического образования студентов; принципы спортивной тренировки; содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Сопряженный процесс приобщения студентов к ценностям физической культуры через теорию и практику существенно активизирует культурный потенциал личности студента, расширяет его мировоззрение, повышает духовность, способствует формированию активной жизненной позиции. В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специальном медицинском и отделении спортивного совершенствования. Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществляется по результатам медикобиологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитаци-онно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы используются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, дыхательных упражнений. Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с откло-нениями в работе опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упражнения локального и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки. Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учетом повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передовых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формиро- Лекция 21 Физическая культура студентов ванию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспечения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделения, факультета, университета, города, республики. Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Для программного раздела отделения спортивного совершенствования характерно использование комплекса современных средств, методов и условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических подходов программы целесообразно выделить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, характерных для подготовки высококвалифицированных спортсменов с учетом специфики учебного процесса в вузе, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам, полисоревновательная подготовка спортсменов. На передний план выдвигается концепция индивидуального подхода к программированию спортивного совершенствования, рациональное построение учебно-тренировочного процесса, интеграция различных сторон специальной подготовки. В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отделениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что несомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обеспечивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студента. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей третьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса. В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня. Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часов в неделю на третьем году обучения. Это составляет на первом и втором курсах 140 часов в году и включает: практический раздел в 116 часов, методический раздел в объёме 20 часов и теоретический раздел - 4 часа. На третьем году обучения бакалавра объём нагрузки не превышает 70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из них на теоретический раздел отводится 4 часа и методический раздел - 6 часов. Для подготовки спортсменов младших разрядов на отделении спортивного совершенствования отводится 6 часов в неделю, для подготовки квалифицированных спортсменов: 8-12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16-20 часов в неделю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.014 с.) |