Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.

Поиск

В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура сту­дентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений выс­шего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для ву­зов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы госу­дарственной политики в области профессионального образования.

Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыноч­ная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробирован­ных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обуче­ние специалистов по избранной специализации. Многоуровневая структура подго­товки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и об­щественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопро­фессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе. Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях выс­шего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспиранту­ре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) пред­полагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обяза­тельный минимум содержания курса "Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины" на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориенти­роваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также вла­деть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здо­ровья, развитие психофизических способностей и качеств.

Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень "маги­стра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное професси­онально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на спо­собных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровитель­ных систем, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспи­рантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший

277 Теория и методика физической культуры

духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Рекомендации Всероссийской базисной учебной программы по физической куль­туре студентов носят законодательный характер для вузов федерального простран­ства и определяют общую стратегию формирования высокой личной физической культуры студента. Её содержание ориентирует педагогический процесс не на ус­редненного студента, но позволяет дифференцированно подходить к воспитанию каждой конкретной личности будущего специалиста. На всех трех ступенях высше­го образования приоритетной является концепция здоровья студентов, их оптималь­ной двигательной активности. Здоровье студентов рассматривается как абсолют­ная жизненная ценность, основа их духовной зрелости. Программой выделяется три основные формы физкультурной деятельности студентов.

Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время пред­полагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направ­ленностью.

Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достиже­ние высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является при­оритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образо­вательных задач.

Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самосто­ятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздорови­тельных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использова­ние различных форм и средств физической культуры.

Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но главным образом, ме­рой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравствен­ными, психологическими качествами в учебной деятельности.

Активные процессы либерализации и гуманизации высшего образования позво­ляют с учетом особенностей материальной базы, исторически сложившихся тради­ций, компетентности профессорско-преподавательского состава, наряду с базо­вой программой реализовать "авторские" программы по физической культуре. Од­ним из вариантов такой авторской программы, позволяющей учитывать специфику профессионального профиля подготовки специалистов, является комплексная це­левая программа по физической культуре (КЦП) в вузе. В ней определены некото­рые нетрадиционные пути решения дидактических проблем, основанные на выде­лении приоритетных направлений образования студентов. Они позволяют опреде­лить меру соотношения методов централизации и децентрализации в управлении педагогическим процессом, актуализировать связь между содержанием физичес­кого образования на всех трех ступенях профессиональной подготовки, учитывать внутриструктурные связи содержания теоретического и практического её разде­лов.

КЦП является целевым алгоритмом образования и воспитания студентов с ис­пользованием широкого спектра средств физической культуры. Её содержание ин­тегрирует современные принципы физического воспитания и спортивной трени­ровки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организа­ционной основе - путем целенаправленного совершенствования как непосредствен-

Лекция 21 Физическая культура студентов

но содержания учебно-тренировочной программы, так и механизмов обеспечения, способствующих её реализации: научно-методического, организационного, мате­риально-технического снабжения и финансирования.

Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологи­ей физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обус­ловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического про­цесса.

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

комплекса главных целей (целей первого уровня);

педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);

ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей тре­тьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсив­ной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям фи­зическими упражнениями.

2. Развитие резервных возможностей организма студентов.

3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятель­ных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие орга­низма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.

2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм фи­зической культуры.

3. Формирование углубленных знаний в области технологии физической культу­ры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.

2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершен­ствовании, самопознании и самооценке.

3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-при­кладную направленность педагогического процесса.

Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий.

В основе реализации теоретического раздела программы лежит формирование потребности студентов в освоении системы знаний в сфере физической культуры. Познавательная деятельность студента является внутренним творческим актом, который осуществляется в форме чувственного восприятия и абстрактного мышле­ния. Переход отчувственного познания осуществляется в виде качественного скач­ка в процессе познания. Процесс освоения информации осуществляется в трех ас­пектах: концептуальном (осмысление сущности физической культуры, её структу-

279 Теория и методика физической культуры

ры и функций), категориальном (овладение понятийным аппаратом и определени­ями [дефинициями] основных категорий) и гносеологическом (освоение принци­пов и методов познания). В технологии учебно-познавательной деятельности ис­пользуются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение при­знаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета) и умозаключе­ния (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные ча­сти, выделение в них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дефини­ции).

Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации со­знания личности студентов и определяют уровень их потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической культуры стимулирует сту­дентов к анализу фактов, их обобщению и выводам, что несомненно актуализирует их способность к ретроспективному поиску информации, её систематизации, ана­лизу и синтезу, накоплению индивидуального информационного банка. Для позна­вательного процесса цель выступает в качестве идеальной модели деятельности. В качестве обязательного минимума теоретической части программы определен учеб­ный материал по следующим разделам: роль, функции и основные цели физичес­кой культуры в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подго­товки специалистов, социально-биологические основы физической культуры; тех­нология физического образования студентов; принципы спортивной тренировки; содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Сопряженный процесс приобщения студентов к ценностям физической культу­ры через теорию и практику существенно активизирует культурный потенциал лич­ности студента, расширяет его мировоззрение, повышает духовность, способству­ет формированию активной жизненной позиции.

В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия диф­ференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специаль­ном медицинском и отделении спортивного совершенствования.

Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществля­ется по результатам медикобиологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитаци-онно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих от­клонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы использу­ются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направ­ленности, дыхательных упражнений.

Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением об­мена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по форми­рованию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с откло-нениями в работе опор­но-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упраж­нения локального и регионального воздействия, а также средства профессиональ­но-прикладной физической подготовки.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с уче­том повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передо­вых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная на­правленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формиро-

Лекция 21 Физическая культура студентов

ванию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими совре­менной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспе­чения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделе­ния, факультета, университета, города, республики.

Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Для программного раздела отделения спортивного совершенствования харак­терно использование комплекса современных средств, методов и условий, с помо­щью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических подходов программы целе­сообразно выделить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, харак­терных для подготовки высококвалифицированных спортсменов с учетом специ­фики учебного процесса в вузе, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам, полисоревнователь­ная подготовка спортсменов. На передний план выдвигается концепция индиви­дуального подхода к программированию спортивного совершенствования, рацио­нальное построение учебно-тренировочного процесса, интеграция различных сто­рон специальной подготовки.

В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отде­лениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что не­сомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обес­печивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студен­та. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей тре­тьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.

В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.

Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 ча­сов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часов в неделю на третьем году обучения. Это составляет на первом и втором курсах 140 часов в году и включает: практический раздел в 116 часов, методический раздел в объёме 20 часов и теоре­тический раздел - 4 часа. На третьем году обучения бакалавра объём нагрузки не превышает 70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из них на теоретический раздел отводится 4 часа и методический раздел - 6 часов.

Для подготовки спортсменов младших разрядов на отделении спортивного со­вершенствования отводится 6 часов в неделю, для подготовки квалифицированных спортсменов: 8-12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершен­ствования объем возрастает до 16-20 часов в неделю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.014 с.)