Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в средних специальных учебных заведениях

Поиск

К средним специальным учебным заведениям (ССУЗ) относятся колледжи, ли­цеи, техникумы, профессионально-технические училища и другие учебные заведе­ния, главное предназначение которых подготовка специалистов различных профес­сий в соответствии с потребностями общества. Основным контингентом данных учебных заведений являются юноши и девушки, которые по особенностям своего развития соответствуют старшему школьному возрасту.

19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

Физическая культура в средних специальных учебных заведениях по своей струк­туре и функционированию во многом сходна с системой физического воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, имеется ряд специфических особен­ностей, которые существенным образом определяют содержание и методику заня­тий физическими упражнениями с будущими специалистами. К ним относится преж­де всего профессионально-прикладной характер физического воспитания в ССУЗ. При этом направленность и особенности содержания занятий физическими упраж­нениями обусловлены специфическими требованиями конкретной профессии к психической и физической подготовленности специалиста. Эти требования значи­тельно отличаются друг от друга в зависимости от характера будущей трудовой де­ятельности.

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специ­алистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА-этоспециа­лизированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значе­ние для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные про­фессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической куль­туры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех ос­новных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания учащихся ССУЗ создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и про­изводительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, по­вышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и со­держание ППФП, являются:

Лекция 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях

характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работни­ками в процессе трудовой деятельности;

• характер основных профессиональных двигательных действий;

• особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во мно­гом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и перера­ботка производственной информации, принятие решений, моторные действия, на­грузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состоя­ния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной рабо­ты сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические каче­ства, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем орга­низма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствую­щих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воз­духе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчи­вости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно-сосудистой системы, систе­мы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чув­ство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует стати­ческой выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к,гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазован­ность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определя­ет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости орга­низма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.

Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-приклад­ной физической подготовки:

• развитие ведущих для данной профессии физических способностей;

• формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигатель­ных навыков;

• повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

• воспитание специфических для данной профессии волевых и других психичес­ких качеств;

• повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма че­ловека к неблагоприятному воздействию условий труда;

• содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее пси­хики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительно­сти труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся преж­де всего характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий тру­да, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движе­ний, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращатель­ные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, времен-

261 Теория и методика физической культуры

ные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих ти­пичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки яв­ляются наиболее профессионально важными (например, для водителя - статичес­кая выносливость, оператора - общая выносливость, буровика - сила, ткачихи - тон­кая двигательная координация). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля - программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и дви­гательным навыкам в этих группах будут при-мерно одинаковыми, хотя узкая спе­циальность их будет иметь определенную специфику.

После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При под­боре средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действо­вало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенство­ванию функций организма, его возможности противодействовать влиянию небла­гоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, греб­ля, плавание и многие другие. Для буровиков,'например, профессионально важ­ным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям и с тяжестями.

Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.

19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально не­обходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражне­ния. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специ­альных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физи­ческой культуры и трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности их влияния на фун­кциональные системы организма выделяют упражнения, развивающие сердечно­сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Кроме это­го, упражнения можно разделить на развивающие отдельные физические способ­ности: координационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, а также эмоциональную устойчивость, волевые качества, внимание и т.д. Такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке. Выделяют уп­ражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья, работе на высоте, переноске грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы. Они

Лекция 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях

преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких ви­дов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.

В качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы про­фессиональной деятельности, например, лазанье и взбегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс - для оперативных работников.

Для решения задач ППФП широко используются физические упражнения, име­ющие достаточно выраженный эффект так называемого неспецифического воздей­ствия. Как уже говорилось, в некоторых профессиях на организм работающего ока­зывают воздействие ряд неблагоприятных факторов внешней среды (загазован­ность, недостаток кислорода, резкие перепады температур и атмосферного давле­ния и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения высокой интенсивности. Они повышают устойчи­вость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособ­ность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, ле­жит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.

В настоящее время определены и широко используются группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчи­вость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, ус­тойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм. Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию -упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (уп­ражнения на гимнастических снарядах, батуте, лопинге, акробатика, слалом, вод­ные лыжи, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), к перегрузкам - уп­ражнение на вращение (на лопинге, центрифуге, батуте), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами:

1. Максимальной реализации задач ППФП.

2. Адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков.

3. Обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной степе­ни обеспечивает решение задач ППФП. Второй - предусматривает использование таких воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности. Третий - пред­полагает, что применяемые приемы для целенаправленного формирования конк­ретного качества должны попутно улучшать и многие другие жизненно и професси­онально важные способности, эффективно содействовать решению основных за­дач физического воспитания учащихся, не вести к отрицательным последствиям.

В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки ле­жит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических уп­ражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от по­ложительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Напри­мер, установлено, что у учащихся ПТУ, занимающихся баскетболом, волейболом,

263 Теория и методика физической культуры

настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, бы­строты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе фи­зических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повы­шается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, уве­личивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Пере­нос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. На­пример, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узко направленный характер, при достаточно высокий степе­ни совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

В процессе физического воспитания в средних специальных учебных заведени­ях используются в основном те же формы построения занятий, что и в физическом воспитании в общеобразовательной школе. Так, например, в содержание комплек­сных уроков включаются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражне­ниями. В таком уроке удельный вес профессионально-прикладных упражнений мо­жет быть сравнительно небольшим. В специализированном уроке подбор средств осуществляется для обеспечения целенаправленного воздействия на те способно­сти, навыки и функциональные системы, ко-торые имеют определяющее, профес­сионально-важное значение.

Кроме урочных форм построения занятий большое значение для реализации про­фессионально-прикладной направленности физического воспитания учащихся ССУЗ имеет утренняя гигиеническая гимнастика, в содержание которой включают­ся комплексы специальных упражнений.

Наконец, действенной формой ППФП являются соревнования по видам спорта, которые являются профессионально важными для той или иной специальности (на­пример, для специалистов речного или морского флота соревнования по плаванию, гребле, нырянию).

Занятия с профессионально-прикладной направленностью должны предусмат­ривать не только развитие определенных физических способностей, совершенство­вание профессионально важных функций организма, но и воздействия физических упражнений на человека в целом, повышение его общей культуры.

Лекция 20 Особенности фихической культуры взрослых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 3025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.01 с.)