Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материально-технические факторы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 60 из 60 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественные Культурные, Правовые, Моральные Философские Ценности Политические факторы Религиозные факторы Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества Зрелищная функция. "Язык" спорта понятен любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать Лекция 23 Спорт в системе физической культуры в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей. В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние/Олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек. Эстетическая функция. Спортоказываетогромное зстетическпй нпзлейг.твир ня спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируется определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживания хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно лишь обладая развитым эстетическим чувством. Вместе с тем, весьма существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следует учитывать значимость спорта в политическом воспитании граждан в духе господствующей идеологии, в приобщении индивида к принятым в обществе социальным нормам, в развитии человеческих контактов, взаимоотношений между людьми не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество. И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль. Классификация спорта. В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. По мнению Л. П. Матвеева (1997), под термином "Вид (или разновидность) спорта" логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата. Наиболее "древними" видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многое другое. 303 Теория и методика физической культуры С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построений. Классифицировать спорт можно по различным признакам: 1. По целевым установкам выделяютспорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт). 2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт. 3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт. 4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт. 5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования и самодеятельный спорт, как добровольный процесс, проводимый в свободное время. 6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов. 7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др. 8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт. 9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кон-диционный спорт. 10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов - спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др. 11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др. Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопроникают и вза-имопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлетический спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и некоммерческим и т.д. Выделенные типы спорта отражают лишь наиболее общие признаки спорта, соответственно уровню их обобщенности. Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс. Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных резуль- Лекция 23 Спорт в системе физической культуры татов, условно, можно выделить три компонента подготовки: Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные. В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый - связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй - предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход - соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным. Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки. Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и специальной психической подготовки. Цель спортивной тренировки: Развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов. Основные задачи спортивной тренировки: Развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д. Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма. Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры. При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями: а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС) выделяют общую и специальную тренированность; б) подготовленность: это понятие более емкое чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психическая подготовленность; в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена. Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления 305 Теория и методика физической культуры после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена. Только объединенные в целостную систему, все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое. Современныетенденциисовершенствованиясистемыспортивнойтренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях: I. Резкий прирост объемов тренировочной работы (с конца 60-х годов до начала 80-х годов он увеличился практически вдвое). II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. IV. Стремление в строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических качеств и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям. VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. VII. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физической культуры представляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд самостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фундаментальные общие черты, свойства и закономерности функционирования и развития, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процессе целенаправленного воздействия на природные качества человека. До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных структурных единиц системы знаний о физической культуре существуют различные точки зрения. В структуру учебного предмета "Теория физической культуры" по мнению В. М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы: • Введение в общую теорию физической культуры. • Теория и методика физического воспитания. •Теория и методика спорта. • Теория и методика физической рекреации. •Теория и методика физической реабилитации. Л. П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела: • Введение в теорию физической культуры. • Общие основы теории физического воспитания. • Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры. • Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека. Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассматривали также Н. И. Пономарев (1974,1985), К. Стряпай (1978), В. И. Столяров (1985) и другие ученые. Понятно, что основой структурирования учебного предмета "Теория физической культуры" является дальнейшее углубленное познание состава и строения физической культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физической культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей совокупности компонентов и связей, образующих физическую культуру как многогранное явление. Пока не все компоненты физической культуры изучены достаточно глубоко и односторонне. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно. К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию концептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современных условиях, прогнозирования её будущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и отдельных её компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребностей и ценностей общества и личности в сфере физической культуры в условиях де- 307 Теория и методика физической культуры мократизации и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рационализации технологии педагогического процесса при формировании физической культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов занимающихся. В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен - некоторые проблемы еще только поставлены, нет достаточной их систематизации. Здесь много еще предстоит сделать. Объемные требования по теории и методике физической культуры ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина. 2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "спорт", "физическая рекреация", "двигательная реабилитация", "физическое совершенство" их связь и специфические стороны. 3. Методы научного исследования в области физической культуры. 4. Структура физической культуры как вида культуры, ее основные функции (общие и специфические). 5. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности. 6. Цель и задачи физкультурного образования. 7. Общие принципы формирования физической культуры личности. 8. Понятие о средствах формирования физической культуры личности, их классификационная характеристика. 9. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся. 10. Техника физических упражнений (понятие, основа, ведущее звено, детали техники, фазы движения). 11. Пространственные и пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение. 12. Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение. 13. Ритм как комплексная характеристика техники движений, его педагогическое значение. 14. Неспецифические средства физической культуры, их характеристика. 15. Классификация методов формирования физической культуры личности. Требования к выбору методов. 16. Характеристика методов формирования физической культуры личности. 17. Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты). 18. Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты). 19. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты). 20. Метод повторного упражнения Назначение, содержание, методические особенности, варианты). 21. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты). 22. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты). 23. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования. 24. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки. 309 Теория и методика физической культуры 25. Характеристика методов слова, особенности их использования при занятиях физическими упражнениями. 26. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями. 27. Принцип сознательности и активности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 28. Принцип наглядности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 29. Принцип доступности и индивидуализации (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 30. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 31. Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 32. Принцип циклического построения системы занятий (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями). 33. Общая характеристика процесса обучения двигательным действиям. 34. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков. 35. Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса). 36. Характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям 37. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок. 38. Общая характеристика двигательных способностей (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития). 39. Силовые способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). 40. Скоростные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). 41. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). 42. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). 43. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). 44. Перенос двигательных способностей (качеств): понятие о переносе, его виды и значение. 45. Задачи, содержание и пути интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания занимающихся физическими упражнениями. 46. Формы построения занятий физическими упражнениями и их типология. 47. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков. 48. Содержание и структура урочных занятий, их виды. 49. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). 50. Понятие контроля в процессе занятий физическими упражнениями. Требования к контролю, характеристика видов контроля. 51. Содержание, методика и формы педагогического контроля в физическом воспитания 52. Понятие об учете, объекты учета, формы учета. Документы учета при контро- Объемные требования по теории и методике физической культуры ле. 53. Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. 54. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками. 55. Социально-педагогическое значение физического воспитания детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности. 56. Цель, задачи и направленность физического воспитания в школе. 57. Классификационная характеристика форм занятий физическими упражнениями в школе. 58. Основное содержание учебного предмета "Физическая культура". 59. Характеристика системы планирования физического воспитания в школе. 60. Педагогический контроль физического воспитания в школе, его значение и содержание. 61. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения). 62. Физическая культура в период основной трудовой деятельности взрослого населения (значение, задачи, направленность, средства, методические особенности). 63. Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, задачи, направленность, особенности использование средств и методики). 64. Физическая культура студенческой молодежи (значение, цель, задачи, направленность, особенности организации и методики). 65. Физическая подготовка в Вооруженных силах (цель, задачи, направленность, формы физической подготовки военнослужащих). ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ I. Описать модель техники двигательного действия (из своего вида спорта). II. Разработать программу обучения двигательному действию (на примере какого-либо технического действия из своей спортивной специализации). III. Составить план решения задачи развития психодинамического или сенсорного качества. IV. Составить план решения задачи развития морфологического качества. V. Составить план решения воспитательной задачи на учебном занятии. VI. Составить поурочный план-график учебно-воспитательного процесса на учебную четверть. VII. Составить конспект урока физической культуры. 31 Теория и методика физической культуры ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. 2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 3. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 4. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие/ГДОИДК.-Л., 1988. 5. Выдрин В. М. Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ВИФК. -СПб., 1995. 6. Выдрин В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Учебное пособие. - СПб., 1997. 7. Гандельсман А. Б., Смирнов Д. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Просвещение, 1986. 8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995. 9. Донской А. А. Законы движений в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1968. 10. Дьячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 11. Евстафьев В. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам. - Л.: ВИФК, 1985. 12. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1970. 13. Зациорский В. М, Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. 14. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе/Под ред. В. И. Григорьева; СПбУЭФ.-СПб., 1991. 15. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. - Л., 1991. 16. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. -М., 1992. 17. Лях В. М. Координационные способности школьников. -Минск, Полымя, 1989. 18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 19. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 20. ПриходькоВ. В. Непрофессиональное физкультурное образование. - М., 1991. 21. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1985. 22. Сологуб Е. Б. Физиологические основы спортивной тренировки женщин: Лекция. -Л.: ГДОИДК, 1987. 23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. 24. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Литература Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -4.1,2. 25. Теория физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Г. Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 26. Теория и методика физической культуры / Под ред. В. М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988. 27. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей ВИФК/Подред. Л. А. Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова, В. Д. Шей-ченко. -СПб, 1992. -Ч. 1. 28. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. К. Платонова. -Киев: Вища школа, 1987. 29. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М: Физкультура и спорт, 1978. 30. Учебно-исследовательская работа студентов по теории и методике физического воспитания: Методическое пособие. - Л.: ГДОИДК, 1982. 31. Федоров Л. П. Научно-методические основы женского спорта: Учебное пособие / ГДОИФК. - СПб., 1987. 32. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений / Под ред. С. В. Малиновского / БГИФК. - М., 1991. 33. Филин В. Н. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 34. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. -СПб., 1997. 35. Шитикова Г. Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания. -Л., 1981. МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ 36. Агеевец В. У. Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. 37. Анохин П. И. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медгиз, 1986 38. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1968. 39. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Медицина, 1991. 40. Благуш П. К. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 41. Верхошанский Ю. Ф. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 42. Верхошанский Ю. Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 43. Визитей Н. Н. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989. 44. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. - М.: Физкультура и спорт, 1992. 45. Вилькин А. Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 46. Выдрин В. М. Проблема непрофессионального физкультурного образования и пути ее решения //Сб. Физическая культура и спорт в современном образовании/ Методология и практика - СПб., 1993. 47. Выдрин В. М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь ее теории // Теория и практика физической культуры - 1996, - № 5. 48. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:Физ- 313 Теория и методика физической культуры культура и спорт, 1980. 49. Донская Л. В. Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства. - М.: Наука, 1975. 50. Евсееве. П., ШапковаЛ. В., Федорова!. В. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры - 1996. - № 5. 51. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. 52. Кузьмина Н. В. Предмет акмеология. - Шуя, 1995. 53. Курпан Ю. И., Таламбум Е. А. Физкультура, формирующая осанку. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 54. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, сознание. - М.: Мысль, 1980. 55. Лубышева Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов //Теория и практика физической культуры - 1993. - № 3. 56. Лубышева Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов//Теория и практика физической культуры - 1993. - № 5-6. 57. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры - 1996. -№ 1. 58. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М. Я. Набат-никовой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 59. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 60. Пономарев Н. И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция / ГДОИФК. - Л., 1989. 61. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 62. Пономарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1998. 63. Пономарев Н. И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры //Теория и практика физической культуры - 1996. - № 5. 64. ПриходькоЕ. Е. Непрофессиональное физкультурное образование. - М., 1991. 65. Сирис П. 3., Кабачков В. А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1988. 66. Специальная выносливость спортсменов. / Под ред. М. Я. Набатниковой. -М.: Физкультура и спорт, 1972. 67. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. науч. труд. - СПб., 1997. 68. Солодков А. С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. -Л., 1988. 69. Сухоцкий И. В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов. - М.: Высшая школа, 1990. 70. Фарфель В. В. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975. 71. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1970. Содержание СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ (КурамшинЮ. Ф.)......................................................................... з РАЗДЕЛ I. Общие основы теории и методики физической культуры 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ВыдринВ.М.)................................................................................................ 6 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина.................................................................................................... 8 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры..............10 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений.........................15 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД КУЛЬТУРЫ (ВыдринВ.М.).....................18 2.1. Определение понятия "культура".............................................................18 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой.................20 2.3. Структура физической культуры..............................................................22 2.4. Функции физической культуры................................................................26 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............28 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры (Курамшин Ю. Ф.)............................................................................28 • 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности (Пронин С. А.)...................................................................30 3.3. Цель и задачи физкультурного образования (Утишева Е. В.)....................31 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс....................31 3.3.2. Высшее физкультурное образование...................................................32 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека (Пронин С. А.).................................................................................37 3.4.1. Принцип гармонического развития личности.......................................37 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью.................................................38 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности.........................................39 4. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.........40 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности (Курамшин Ю.Ф., Пономарев Н.И.).......................................
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.161 (0.018 с.) |