Эстетическое воспитание в сфере физической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.



Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разносторонне­го гармонического развития современного человека, способного овладевать куль­турными ценностями, строить жизнь по законам красоты. Эстетическое восприя­тие явлений окружающего мира характеризуется отражением его в эмоционально-чувственной сфере. Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, соче­тание четкого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига - все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответ­ствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, произво­дит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержани-

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

ем высокого темпа.

С другой стороны, часть спортсменов, в частности, из числа учащихся специаль­ных спортивных школ, в силу частых перерывов в планомерной учебе в связи, с уча­стием в различных соревнованиях, не успевает накопить в ходе учебы необходи­мый культурный багаж знаний в области литературы, искусства и др. Даже среди студентов физкультурных вузов, как было выявлено в ряде исследований, отмеча­ются очень низкие (значимо ниже, чем у студентов технических вузов) показатели осведомленности в области художественной литературы, поэзии, изобразительно­го искусства, музыки, архитектуры и др. Это дает основание к утверждению, что в отношении эстетического воспитания, возможности физической культуры явно не реализуются в должной мере. Но и в общеобразовательной школе, и в различных вузах нефизкультурного профиля знания в области культуры и искусства в общем не высоки. Общее состояние эстетической воспитанности современной молодежи дает основание желать лучшего.

Только около 50 % городских учащихся и 30 % выпускников сельских школ выхо­дят с относительно удовлетворительным уровнем эстетического развития. Весьма широкий опрос старших школьников и студентов педагогического вуза показал, что подавляющее большинство из их числа не могут ответить на вопросы о связях фи­зической культуры с эстетическим воспитанием и о возможностях использования средств физической культуры для развития эстетических художественных вкусов, убеждений и привычек поведения в области эстетики.

Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступле­ния спортсменов - уже один из путей к тому, чтобы формировать у аудитории осно­вы музыкального вкуса. Это значимо, в силу того, что произведения представите­лей современной зарубежной эстрады у молодежи соотносятся с эстетическими вершинами чаще, чем творения Л. Бетховена, И. Баха, В. Моцарта. В таком же ас­пекте может быть рассмотрено устройство различных спортивных праздников с включением музыкального сопровождения и сообщением информации о компози­торах исполняемых мелодий. Вполне доступно и реально, при проявлении заботы об эстетическом воспитании, на многих занятиях по программе физического вос­питания в школе и в вузах некоторые преподаватели используют легкую, мелодич­ную, ритмичную, иногда классическую музыку, по крайней мере, в подготовитель­ной части занятия при разминке и выполнении упражнений для тренировки.

Понятно, что организация музыкального сопровождения не единственный путь включения элементов развития эстетических качеств в процессе занятий физичес­кой культурой.

Большую роль могут сыграть в данном вопросе эстетический вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок. Нередко школы имеют аккуратную спортивную форму одежды для своих спортивных команд. Требования к аккуратности и чистоте одежды занимающихся целесообразны на каждом заня­тии, также как и к внешнему виду преподавателя.

В коридорах порой устанавливаются репродукции картин по спортивным темам, на стадионах стенды с наглядной агитацией, посвященной вопросам физической культуры. Иногда могут демонстрироваться кинофильмы о спорте, сопровождае­мые эстетически выдержанными заключительными кадрами, как, например, об окон­чании Олимпийских игр в Москве. Лучшие учителя физической культуры иногда орга­низовывают экскурсии учащихся из классов-победителей физкультурных меропри­ятий в музеи или коллективное посещение театральных постановок, концертов.

Весьма эффективным, в смысле включения задач эстетического воспитания в область физической культуры, явился опыт некоторых учителей, которые характе-

183 Теория и методика физической культуры

ризовали по ходу выполнения ряда физических упражнений их эстетическую сто­рону, красоту, пластику движений, атакже гармонию развития красоты тела в итоге физических тренировок.

14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.

Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава со­ответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отноше­ния к делу.

Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися, играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механиз­мы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физичес­кой культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.

Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного тренера более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а так­же внешняя привлекательность.

Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере фи­зической культуры особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходи­мости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучаемы­ми, воспитуемыми.

К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физи­ческой культуре относят:

наличие педагогической направленности;

мотивации к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хо­рошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполне­нии своих функциональных обязанностей;

достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовлен­ности;

личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучаемых;

типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешен­ностью основных нервных процессов.

Впрочем, среди весьма успешных преподавателей физического воспитания, про­явивших в этом деле неплохие способности, был выявлен также ряд представите­лей слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно, опираясь, в частности, на присущую им эм-патию.

Среди способных специалистов по физической культуре, при достаточно объек­тивной оценке их труда, практически не встречаются лица с низкой профессиональ­ной подготовленностью (за исключением некоторых администраторов, которые, благодаря естественному отбору, поддерживая друг друга на основе взаимной вы­годы, иногда пробиваются наверх).

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

Что касается истинной профессиональной подготовленности и профессиональ­ного мастерства наших специалистов, то эти их качества определяются рядом до­статочно определенных достоинств.

Прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педаго­гические знания, навыки и умения, педагогическое прогнозирование, педагогичес­кое воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифици­рованного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в области физической культуры. Он умеет общепедагогические знания, умения применить в конкретных разделах физического воспитания.

Педагогическая техника предполагает:

способность опереться на дидактические принципы;

умение учитывать требования принципов спортивной тренировки.

В педагогическую технику входят умелое применение устных, наглядных и прак­тических методов и приемов обучения, с учетом конкретных учебных ситуаций.

Академик Н. В. Кузьмина выделяет также ряд специальных профессиональных педагогических умений, которыми данном случае также должен владеть хорошо подготовленный специалист - преподаватель физического воспитания: гностичес­кие умения, связанные с глубокими познаниями в области своей специальности, проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать ди­намику прохождения учебного материала, конструктивные умения, связанные с пла­нированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного инвентаря, коммуникативные умения, опре­деляющие установление позитивных контактов с обучаемыми.

Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физичес­кой культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педа­гогического такта.

Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой - это путь к хорошему психологическо­му климату (также и в спортивной команде при работе тренера).

Черты педагогического такта определяют установленные между преподавате­лем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для ус­пешного решения учебно-воспитательных задач.

Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя, тренера, ха­рактеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым:

Требовательность без грубости, надменности, высокомерия.

Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибрат­ства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем.

Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования.

Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания.

Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости.

Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.

Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физичес­кому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессиональ-

185 Теория и методика физической культуры

ного педагогического мастерства свидетельствует, как отмечено выше, следова­ние принципу воспитывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств.

Педагогическое мастерство органически связано (но не синонимично) с педа­гогической культурой. Для того, чтобы иметь основание говорить о педагогической культуре, кроме профессионального педагогического мастерства специалист по фи­зическому воспитанию, спорту должен обладать также достаточно высокой общей культурой, высокой нравственной, правовой и эстетической воспитанностью, иметь хороший художественный вкус, познания в литературе, искусстве, поэзии, изобра­зительном искусстве и в области физической культуры - быть на уровне физичес­кой культуры личности.

В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего физическо­го состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению про­фессиональной деятельности, развивается целый ряд личностных свойств на вы­соком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при це­ленаправленном его проведении, организации специальных педагогических воз­действий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстетических качеств в самом процессе физической куль­туры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культу­ры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тре­нера, обладающего необходимыми способностями, профессиональной педагоги­ческой подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической куль­турой.

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.019 с.)