Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разностороннего гармонического развития современного человека, способного овладевать культурными ценностями, строить жизнь по законам красоты. Эстетическое восприятие явлений окружающего мира характеризуется отражением его в эмоционально-чувственной сфере. Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей. Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига - все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, производит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержани- Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями ем высокого темпа. С другой стороны, часть спортсменов, в частности, из числа учащихся специальных спортивных школ, в силу частых перерывов в планомерной учебе в связи, с участием в различных соревнованиях, не успевает накопить в ходе учебы необходимый культурный багаж знаний в области литературы, искусства и др. Даже среди студентов физкультурных вузов, как было выявлено в ряде исследований, отмечаются очень низкие (значимо ниже, чем у студентов технических вузов) показатели осведомленности в области художественной литературы, поэзии, изобразительного искусства, музыки, архитектуры и др. Это дает основание к утверждению, что в отношении эстетического воспитания, возможности физической культуры явно не реализуются в должной мере. Но и в общеобразовательной школе, и в различных вузах нефизкультурного профиля знания в области культуры и искусства в общем не высоки. Общее состояние эстетической воспитанности современной молодежи дает основание желать лучшего. Только около 50 % городских учащихся и 30 % выпускников сельских школ выходят с относительно удовлетворительным уровнем эстетического развития. Весьма широкий опрос старших школьников и студентов педагогического вуза показал, что подавляющее большинство из их числа не могут ответить на вопросы о связях физической культуры с эстетическим воспитанием и о возможностях использования средств физической культуры для развития эстетических художественных вкусов, убеждений и привычек поведения в области эстетики. Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступления спортсменов - уже один из путей к тому, чтобы формировать у аудитории основы музыкального вкуса. Это значимо, в силу того, что произведения представителей современной зарубежной эстрады у молодежи соотносятся с эстетическими вершинами чаще, чем творения Л. Бетховена, И. Баха, В. Моцарта. В таком же аспекте может быть рассмотрено устройство различных спортивных праздников с включением музыкального сопровождения и сообщением информации о композиторах исполняемых мелодий. Вполне доступно и реально, при проявлении заботы об эстетическом воспитании, на многих занятиях по программе физического воспитания в школе и в вузах некоторые преподаватели используют легкую, мелодичную, ритмичную, иногда классическую музыку, по крайней мере, в подготовительной части занятия при разминке и выполнении упражнений для тренировки. Понятно, что организация музыкального сопровождения не единственный путь включения элементов развития эстетических качеств в процессе занятий физической культурой. Большую роль могут сыграть в данном вопросе эстетический вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок. Нередко школы имеют аккуратную спортивную форму одежды для своих спортивных команд. Требования к аккуратности и чистоте одежды занимающихся целесообразны на каждом занятии, также как и к внешнему виду преподавателя. В коридорах порой устанавливаются репродукции картин по спортивным темам, на стадионах стенды с наглядной агитацией, посвященной вопросам физической культуры. Иногда могут демонстрироваться кинофильмы о спорте, сопровождаемые эстетически выдержанными заключительными кадрами, как, например, об окончании Олимпийских игр в Москве. Лучшие учителя физической культуры иногда организовывают экскурсии учащихся из классов-победителей физкультурных мероприятий в музеи или коллективное посещение театральных постановок, концертов. Весьма эффективным, в смысле включения задач эстетического воспитания в область физической культуры, явился опыт некоторых учителей, которые характе- 183 Теория и методика физической культуры ризовали по ходу выполнения ряда физических упражнений их эстетическую сторону, красоту, пластику движений, атакже гармонию развития красоты тела в итоге физических тренировок. 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству. Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отношения к делу. Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися, играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования. Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного тренера более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а также внешняя привлекательность. Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физической культуры особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучаемыми, воспитуемыми. К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физической культуре относят: наличие педагогической направленности; мотивации к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполнении своих функциональных обязанностей; достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовленности; личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучаемых; типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов. Впрочем, среди весьма успешных преподавателей физического воспитания, проявивших в этом деле неплохие способности, был выявлен также ряд представителей слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно, опираясь, в частности, на присущую им эм-патию. Среди способных специалистов по физической культуре, при достаточно объективной оценке их труда, практически не встречаются лица с низкой профессиональной подготовленностью (за исключением некоторых администраторов, которые, благодаря естественному отбору, поддерживая друг друга на основе взаимной выгоды, иногда пробиваются наверх). Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями Что касается истинной профессиональной подготовленности и профессионального мастерства наших специалистов, то эти их качества определяются рядом достаточно определенных достоинств. Прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки и умения, педагогическое прогнозирование, педагогическое воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифицированного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в области физической культуры. Он умеет общепедагогические знания, умения применить в конкретных разделах физического воспитания. Педагогическая техника предполагает: способность опереться на дидактические принципы; умение учитывать требования принципов спортивной тренировки. В педагогическую технику входят умелое применение устных, наглядных и практических методов и приемов обучения, с учетом конкретных учебных ситуаций. Академик Н. В. Кузьмина выделяет также ряд специальных профессиональных педагогических умений, которыми данном случае также должен владеть хорошо подготовленный специалист - преподаватель физического воспитания: гностические умения, связанные с глубокими познаниями в области своей специальности, проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать динамику прохождения учебного материала, конструктивные умения, связанные с планированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного инвентаря, коммуникативные умения, определяющие установление позитивных контактов с обучаемыми. Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физической культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педагогического такта. Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой - это путь к хорошему психологическому климату (также и в спортивной команде при работе тренера). Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для успешного решения учебно-воспитательных задач. Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя, тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым: Требовательность без грубости, надменности, высокомерия. Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибратства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем. Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования. Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания. Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости. Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др. Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физическому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессиональ- 185 Теория и методика физической культуры ного педагогического мастерства свидетельствует, как отмечено выше, следование принципу воспитывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств. Педагогическое мастерство органически связано (но не синонимично) с педагогической культурой. Для того, чтобы иметь основание говорить о педагогической культуре, кроме профессионального педагогического мастерства специалист по физическому воспитанию, спорту должен обладать также достаточно высокой общей культурой, высокой нравственной, правовой и эстетической воспитанностью, иметь хороший художественный вкус, познания в литературе, искусстве, поэзии, изобразительном искусстве и в области физической культуры - быть на уровне физической культуры личности. В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего физического состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению профессиональной деятельности, развивается целый ряд личностных свойств на высоком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при целенаправленном его проведении, организации специальных педагогических воздействий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстетических качеств в самом процессе физической культуры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культуры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тренера, обладающего необходимыми способностями, профессиональной педагогической подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической культурой. Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.191 (0.013 с.) |