Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок - основная форма физического воспитания школьников.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями. Все другие формы - неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам. Что же это за признаки, возводящие урок в ранг самой главной формы физического воспитания школьников? Самыми основными из них являются: · обязательность для всех учащихся (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья); · постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность; · руководящая роль учителя, направленная на преподавание учебного предмета и воспитание учащихся; · цель, задачи и содержание уроков определяется Государственным стандартом и разработанной на его основе государственной программой; · содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания; · ярко выраженная дидактическая направленность (дидактика - теория обучения), обусловленная приоритетным решением образовательных задач. Последняя из перечисленных отличительных черт и является наиболее значимым фактором, обусловливающим ведущую роль урока в системе форм физического воспитания учащейся молодежи. Именно образовательная направленность возводит урок в ранг основной и ничем не заменимой формы. Без этой черты урок перестаёт быть собственно уроком и превращается из основной в рядовую форму В процессе уроков физической культуры осуществляется преподавание учебного предмета, именуемого “Физическая культура”. Основная ц е л ь и направленность его преподавания - обеспечение общего (неспециального) физкультурного образования в единстве с разносторонним развитием двигательных способностей, содействием укреплению здоровья, совершенствованием телосложения(АР). В соответствии с этой целью, “Физическая культура” - это учебный предмет, призванный формировать специальные знания и навыки по использованию средств физической культуры для обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, физического и духовного самосовершентствования.(АР) Главным содержанием процесса его преподавания является предоставление возможности получать информацию, помогающую: · осознать жизненную необходимость приобретения двигательных умений и навыков, целенаправленного развития физических качеств; · овладеть способами их творческого применения в своей повседневной жизненной практике; · изучить особенности и возможности собственного организма; · уметь составлять программы физического самосовершенствовавния.
К сожалению, очень распространённым является мнение, что уроки физической культуры только тогда выполняют роль основной формы, если на них в полной мере решаются все основные задачи физического воспитания и, прежде всего такие, как качественное формирование двигательных умений и навыков и достижение высокого уровня развития физических качеств. Такое мнение является ошибочным, так как из-за недостаточного количества уроков (всего два в неделю) и их недостаточной продолжительности (всего 45 мин.) осуществить полноценное решение указанных выше задач не представляется возможным. Специальными исследованиями выявлено, что в результате их проведения даже на самом высоком методическом уровне, тренировочный эффект оказывается недостаточным, а значительные промежутки между уроками и вовсе сводят его на нет. Но даже в том случае, если бы уроки физкультуры были ежедневными, только за счёт них полноценное и качественное решение всех основных задач физического воспитания всё равно было бы невозможно. Всё дело в том, что для содействия нормальному физическому развитию и полноценного решения всех задач физического воспитания подрастающего поколения, необходимо поддержание систематически организованной двигательной активности на уровне 12 - 14 часов в неделю. Таким образом, даже ежедневные учебные занятия могли бы удовлетворить эту потребность лишь едва наполовину. В этой связи очень важно ещё раз подчеркнуть, что ни соотношение времени, ни показатели объема и интенсивности нагрузок определяют статус ведущей формы, так как по ним урок уступает целому ряду других форм (например, секционным занятиям). Главным критерием является стратегическая важность задач, решаемых в рамках урока, их определяющее влияние на успешность всего процесса формирования физической культуры личности учащихся. Именно такое влияние призвано оказывать успешное решение задач образовательной направленности. Таким образом, главное содержание уроков физической культуры должны составлять не столько сами попытки решения всех основных задач физического воспитания, сколько формирование базовых основ для их решения, в качестве которых выступают теоретические знания и инструктивно-методические умения и навыки наиболее эффективного и целесообразного использования средств физической культуры для решения этих задач. При этом очень важно подчеркнуть, что использование этих знаний, умений и навыков обязательно должно основываться на хорошем знании собственных индивидуальных возможностей каждым занимающимся, определению состояния и динамики которых также должны способствовать уроки физической культуры. Основная же тяжесть по практической реализации всех основных задач физического воспитания должна ложиться на другие формы физического воспитания, в том числе внеклассные, внешкольные и, организуемые в рамках семейного физического воспитания. В качестве фундаментальных основ для их эффективной организации и должны выступать специальные знания. умения и навыки по методически грамотному использованию средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования, решения развивающих, оздоровительных, рекреационных, спортивных и других задач каждым человеком на протяжении всей своей индивидуальной жизни. Настоящее время характеризуется все большим осознанием того, что в существующих условиях, в рамках двухразовых обязательных занятий по физической культуре, решить эту важную проблему не представляется возможным. Поэтому в “Основах законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту”, принятых Государственной Думой и подписанных Президентом ещё в 1993 году, законодательно предусмотрена возможность увеличения количества учебных занятий, в количестве не менее 5-ти часов в неделю. И хотя в настоящее время пока отсутствуют условия для реализации этой статьи закона, необходимо уже сейчас задумываться о наиболее эффективном его использовании. В условиях пятиразовых занятий в неделю наиболее эффективной представляется такая система организации учебной работы по физической культуре в школе, в которой имели бы место следующие элементы. Урок, проводимый в форме академического (теоретического) занятия, на котором бы учащимся предлагались сведения по истории, теории и методике физической культуры, физиологии, биомеханике и гигиене физических упражнений и т.п. Ещё один урок должен носить инструктивно-методическую направленность и проводиться в форме учебной практики. На этих занятиях учащиеся должны осваивать доступные и необходимые прежде всего в прикладном отношении знания из методики тренировки, методики освоения различных упражнений, методики развития основных физических качеств и т.п. На этих занятиях учащиеся должны не просто усваивать методические знания, но и осуществлять попытки их использования на практике, например, при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств, или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия. Помимо этих двух уроков должно быть ещё не менее трёх занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть (тренировочные занятия), но должны иметь место в учебном расписании, как в первой, так и, (что ещё лучше) во второй половине учебного дня, и являться обязательными для всех школьников. Главная направленность таких занятий должна быть тренирующей или рекреационно-оздоровительной. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретённые на уроках физической культуры. Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемый в рамках учебной работы по физической культуре в школе Кроме этого должны быть созданы условия для осуществления всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников, в процессе которых на долю каждого учащегося должно приходиться ещё не менее 6 - 8 часов в неделю, где важнейшее место должны занимать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Само собой разумеется, что успешная реализация такой системы занятий совершенно немыслима без должного уровня сформированности у школьников ценностно-мотивационной сферы, без овладения знаниями и методическими умениями грамотно, с учетом своих индивидуальных возможностей строить свои самостоятельные занятия. В этом как раз и проявляется стратегическая важность и неоценимое прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры населения страны. Успешному решению задач образовательной направленности способствует организация и реализация межпредметных взаимосвязей с другими дисциплинами учебного плана школы. Необходимость таких взаимосвязей обусловлена тем, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют лучшему функционированию всех физиологических систем организма, способствуя тем самым не только повышению физической, но и умственной работоспособности, содействуют более эффективному совершенствованию таких психических функций как память, внимание, ощущения, восприятия и др. С другой стороны, многие другие дисциплины учебного плана школы, прежде всего такие, как биология, физика, химия, история, могут с высокой степенью эффективности содействовать освоению специальных знаний в области физической культуры.
Содержание и структура занятий физическими упражнениями. История свидетельствует, что одним из первых разработчиков структуры занятий физическими упражнениями был шведский педагог Ялмар Линг (1820 - 1886). Им разработана система урока, систематизированы средства (физические упражнения), сформулирован ряд методических положений, следование которым необходимо при организации занятий. Я. Линг сконструировал для занятий гимнастикой специальные снаряды: гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, специальную стенку, получившую впоследствии название шведской. В соответствии с разработанной им схемой, урок школьной гимнастики представлял собой довольно сложное построение, состоящее из 12-18 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. К концу Х1Х века в школьный урок были введены подвижные игры, расширен выбор используемых упражнений, упрощена общая схема урока. Заметный вклад в её разработку внёс французский физиолог Жорж Демени (1850-1917). Его схема урока состояла уже всего из семи частей, которые наполнялись размашистыми движениями, без рывков и статических напряжений, которыми изобиловали уроки шведской гимнастики. Неоценимый вклад в разработку научных основ физкультурного образования внес замечательный русский учёный Петр Францевич Лесгафт (1836-1909). Он первым заговорил о необходимости “физического образования”, имеющего цели, прежде всего, педагогические о образовательные, в противоположность “гимнастике” преследующей, прежде всего, “развитие силы и поддержание здоровья”. В своем главном труде: “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” (1888) П.Ф.Лесгафт подчёркивал, что физические упражнения должны проводиться ежедневно, по возможности между остальными уроками и “при одинаковых с ними задачах”. т.е. уроки физической культуры должны решать те же задачи, что и остальные школьные предметы - обеспечение определённого образовательного уровня (общего среднего образования). В настоящее время в отечественной системе физического воспитания урок физической культуры принято делить на три части: п о д г о т о в и т е л ь н у ю, о с н о в н у ю и з а к л ю ч и т е л ь н у ю. Впервые такая структура урока была рекомендована программой по физическому воспитанию издания 1932 года. · Структура урока - это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия,. Такое понятие структуры справедливо для всех форм организации занятий физическими упражнениями, а не только для урока физической культуры. Все указанные части урока являются строго обязательными и располагаются всегда в указанной последовательности. Выделение этих частей не является произвольным, а обусловлено очень важными и объективно существующими физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Основными из них являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и психолого-педагогические закономерности, определяющие логику развёртывания учебно-воспитательного процесса. В результате реализации такой структуры обеспечивается: · строго постепенное и последовательное включение занимающихся в активную познавательную и двигательную деятельность; · достижение и поддержание должного уровня работоспособности в процессе основной деятельности; · последовательное решение намеченных в данном занятии образовательных, развивающих и воспитательных задач; · оптимальное выравнивание функционального состояния организма после нагрузок, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, настройку на успешную последующую деятельность учащихся. Время, отводимое на отдельные части занятия и их конкретное содержание могут быть весьма изменчивыми, так как зависят от множества факторов: возрастных и половых особенностей занимающихся, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности и особенностей состояния занимающихся, внешних условий работы и др. Необходимо помнить, что решая свои частные задачи, каждая из частей должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата занятия в целом, хотя каждая из них отличается своими относительно постоянными и сугубо специфическими чертами. Подготовительная часть. Эта часть занятия имеет своей целью, главным образом, создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. При этом типичными задачами подготовительной части являются: · начальная организация, ознакомление с намеченным содержанием занятия, создание необходимой психологической установки; · постепенная функциональная подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия; · создание благоприятного эмоционального состояния и настроя. В основном эта часть занятия играет вспомогательное значение. Вместе с тем следует помнить, что в этой части школьного урока могут решаться и относительно самостоятельные задачи, например, закрепление навыков строя, формирование навыков правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др. Однако решение этих задач должно осуществляться не в ущерб основной специфической функции - постепенному введению занимающихся в основную работу. Основная часть. Эта часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все основные задачи каждого занятия и физического воспитания в целом. Специфическими задачами основной части занятий являются: · приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных планом данного занятия; · освоение знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; · содействие развитию основных физических качеств, которые должны обеспечить успешное освоение двигательных действий и разностороннее гармоническое физическое развитие; · освоение разнообразных двигательных действий · содействие всестороннему воспитанию личности занимающихся; · содействие повышению уровня спортивных достижений занимающихся; · закаливанию организма, формированию и закреплению правильной осанки; · совершенствование навыков профессионально-прикладного характера и др. Перечисленные задачи и определяют особенности построения и проведения основной части занятия, которая может иметь относительно простую структуру (когда содержание однородно - например, подвижна игра), а также сложную, состоящую из нескольких подчастей, число которых определяется количеством основных видов деятельности, включенных в занятие. Например, упражнения с отягощениями, прыжки в высоту, тренировочный бег и т.п. В основной части должен быть обеспечен достаточно высокий уровень физической нагрузки, что достигается путем оптимальной интенсивности и необходимым количеством повторения упражнений. Несоблюдение этих условий делает все занятие малоэффективным. Заключительная часть. выполняет функции физиологически оправданного завершения занятия, а также создания предпосылок для нормальной последующей деятельности. Наиболее характерными задачами этой части занятия являются: · снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем; · расслабление напряженно работавших мышц; · формирование и укрепление правильной осанки; · приведение к оптимальному уровню эмоционального состояния занимающихся; · краткий разбор, подведение итогов занятия; · ознакомление с содержанием очередного занятия; Заключительную часть занятия физическими упражнениями следует всегда рассматривать и как момент связи с последующими занятиями, между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, развития физических качеств и предстоящей дальнейшей деятельностью в этом направлении.
Каждое занятие физическими упражнениями представляет собой единство структурного и содержательного компонентов Под с о д е р ж а н и е м физкультурного занятия часто ошибочно подразумевают только определённый набор физических упражнений. Вместе с тем, кроме них весьма важными для достижения намеченного результата являются и другие, представляющие собой единство четырёх основных элементов содержания занятий. Состав включаемых в занятия физических упражнений. Их правильный подбор, в соответствии с особенностями конкретных задач занятия и возможностями занимающихся, имеет очень важное значение. Однако, сами по себе упражнения, как бы правильно они подобраны не были, не могут обеспечить решение этих задач. Для этого необходимо обязательное включение в дело других элементов содержания занятия. 2. Содержание деятельности занимающихся по освоению предложенного состава физических упражнений, которая состоит из следующих видов: · слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного; · осмысление показанного и услышанного; · проектирование собственных действий и попытки их выполнения; · организация самоконтроля и самооценки; · обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния. 3. Содержание деятельности педагога, которая складывается из следующих действий: · постановка, разъяснение учебных задач и организация их выполнения; · непрерывное наблюдение за деятельностью занимающихся; · анализ действий занимающихся, оценка и корректировка качества их выполнения; · налаживание взаимоотношений между занимающимися, обеспечение делового настроя, необходимого уровня активности, эмоционального состояния учащихся и т.п. Именно от этих элементов деятельности учащихся и педагога в решающей степени и зависит эффективность включённых в занятие физических упражнений. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главными элементами содержания физкультурных занятий. 4. Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся, которые непрерывно происходят в их организме под воздействием предыдущих элементов содержания (упражнений, деятельности учащихся и педагога). Эти процессы и изменения по своей сути и представляют ту основу, благодаря которой достигается решение задач физкультурных занятий. Определённые сдвиги в функционировании различных систем в конечном итоге выражаются в формировании умений и навыков, развитии физических качеств, отражаются на поведении занимающихся и т.п. Все эти процессы и изменения представляют собой внутреннюю, скрытую сторону содержания занятий. Однако именно в них находит отражение эффективность использованных физических упражнений и плодотворность деятельности педагога и занимающихся. Именно эти изменения служат важным ориентиром для планирования и организации дальнейшей деятельности.
Г Л А В А 4. Общие основы теории тренировки организма.
4.1. Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных воздействий.
В результате регулярных, правильно организованных занятий физическими упражнениями, повышаются физические возможности организма, осваиваются новые виды движений. Для того, чтобы самостоятельные занятия принесли такой эффект, необходимо иметь представление об основных положениях теории тренировки организма, знать главные правила организации физкультурных занятий. Только овладев такими знаниями можно расчитывать на успех самостоятельных занятий. Прежде всего необходимо остановиться на узловых, принципиально важных вопросах. По мнению профессора В.К.Бальсевича, к таковым следует отнести, прежде всего, следующие положения. Главным механизмом, на основе которого достигается тренировочный эффект от воздействия физических упражнений, является механизм адаптации (приспособления) к особенностям их воздействий. А д а п т а ц и я - это способность организма изменять своё состояние в ответ на внешнее воздействие в соответствии с характерными особенностями этих воздействий. Точное изменение деятельности организма в соответствии с силой воздействия на него извне является замечательным свойством адаптации, позволяющим организму довольно легко приспосабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Различают два вида адаптации: срочную и кумулятивную. Примером срочной адаптации могут служить изменения, происходящие в организме в результате одноразовых воздействий физическими упражнениями. Например, повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС), кровяного давления и т.п. под влиянием пробегания определённого отрезка дистанции, или реакция организма на изменение температуры воздуха и т.п. Кумулятивная адаптация характеризуется такими приспособительными изменениями, которые возникают под воздействие систематически повторяющихся внешних воздействий. Характерным примером такой адаптации является эффект закаливания или повышение тренированности под воздействием регулярных тренировочных нагрузок. Таким образом, процесс кумулятивной адаптации является биологической основой тренировочного эффекта. В результате такого эффекта достигается прогрессивное повышение возможностей организма, который оказывается в состоянии выполнить значительно больший объем интенсивной нагрузки. Такое становится возможным благодаря своеобразному накладываю эффектов от отдельных упражнений и отдельных занятий друг на друга. Именно поэтому после серии нагрузок, например, силового характера, человек становится сильнее, а после регулярного повторения длительных нагрузок - выносливее. Однако, положительный эффект может наблюдаться не всегда. Для его достижения необходимо обязательное соблюдение ряда условий. Первое условие заключается в постоянном предъявлении организму новых повышенных требований. При регулярном повторении одних и тех же по величине внешних воздействий (нагрузок), процесс активного приспособления к ним, сопровождающийся повышением функциональных возможностей организма, продолжается только определённое время. Затем данные параметры нагрузки становятся привычными (в результате полной адаптации к ним) и перестают быть активными раздражителями. Для дальнейшего развития организма необходимо интенсифицировать занятия. Существует два пути такой интенсификации: а) повышение нагрузки от занятия к занятию; б) изменение характера нагрузки. Возможно и сочетание этих двух путей. Следование по первому пути приводит преимущественно к количественным изменениям показателей двигательной функции (увеличение силы, выносливости, быстроты и др.). Использование второго пути позволяет сознательно формировать преимущественно качественные показатели двигательной функции человека (разносторонность физического развития, овладение разнообразными двигательными навыками и др.) Второе условие состоит в том, что процесс занятий должен носить регулярный характер, не прерываться на длительное время, а интервалы между отдельными занятиями должны быть оптимальными. Без выполнения этого условия достижение кумулятивного развивающего эффекта становится невозможным. Ранее уже упоминалось об уникальнейшем свойстве живого организма - способности к сверхвосстановлению после воздействия физической нагрузкой. В идеальном варианте для достижения максимального тренировочного эффекта необходимо, чтобы очередная порция нагрузки (очередное занятие) пришлось на фазу сверхвосстановления. В этот момент организм обладает значительно большими возможностями, чем те, которые у него были ранее. Это позволяет предъявить ему более значительные нагрузки и ожидать ещё большего эффекта сверхвосстановления. Если же в этот момент очередного воздействия нагрузкой не происходит, то через некоторое время функции организма приходят в исходное состояние, эффект от предыдущего занятия утрачивается и приходится начинать всё сначала. Этим и объясняется очень значительный и ничем невосполнимый вред больших перерывов между смежными занятиями. Время наступления фазы сверх восстановления зависит от многих факторов: общего объёма, интенсивности, характера нагрузок, уровня подготовленности занимающегося, текущего состояния организма и др. Поэтому дать рекомендации, пригодные на все случаи жизни невозможно. В самом общем виде можно только рекомендовать начинающим заниматься не менее 3-х раз в неделю с одинаковыми интервалами между занятиями. Более точное определение времени наступления фазы сверх восстановления становится возможным только в результате кропотливой деятельности, направленной на более полное познание особенностей и возможностей собственного организма, умения тонко чувствовать и управлять его состоянием.
Третье условие предполагает строгое соответствие нагрузок текущему состоянию и индивидуальным возможностям организма занимающегося. Недостаточные по величине нагрузки бесполезны. Нагрузки, превышающие возможности занимающегося, могут оказать повреждающее воздействие на организм. Это становится особенно опасным, когда речь идёт о растущем организме, у которого многие органы и функции ещё не до конца сформированы. В связи с этим обстоятельством необходимо так подбирать нагрузки, чтобы их содержание, характер, величина, направленность вызывали существенное напряжение всех органов и функциональных систем, но в то же время, не были бы непосильными, соответствовали текущему состоянию организма.
Четвёртое условие связано с необходимостью учёта наиболее благоприятных (“сенситивных”) возрастных периодов для развития тех или иных двигательных способностей. Дело в том, что в растущем организме различные органы и функциональные системы развиваются неравномерно и не одновременно (гетерохронно). В связи с этим и наилучшая готовность организма к выполнению нагрузок различного характера наступает в разные сроки. Учёные определили, что наибольший эффект от занятий, направленных на развитие физических качеств, следует ожидать тогда, когда эти воздействия совпадают по времени с наиболее благоприятным периодом естественного хода развития того или иного физического качества. Однако, это не значит, что в другие периоды совсем не надо уделять внимания их развитию. Здесь уместно вспомнить афоризм: “Работа формирует орган”. Воздействуя специфической нагрузкой на ещё не совершенную функцию, мы тем самым, способствуем её более эффективному развитию. Однако, подобное воздействие, как правило, бывает очень умеренным и осторожным, а результат не очень значительным.
4.2. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности. Эти знания необходимы для того, чтобы лучше понимать суть и смысл различных тренирующих воздействий. Любая деятельность человека связана с расходованием энергии. Непосредственным источником этой энергии в организме является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Именно при её расщеплении и происходит освобождение необходимой для работы энергии. При этом очень важно знать, что текущий запас АТФ в мышцах весьма невелик. В условиях мощных мышечных сокращений его может хватить только на несколько секунд работы. Из этого следует, что расходуемые в процессе работы запасы АТФ должны немедленно пополняться, иначе мышцы потеряют возможность сокращаться. Такое восстановление носит название - ресинтез АТФ, и происходит благодаря реакциям двоякого рода: а) аэробных, идущих с участием кислорода и б) анаэробных, происходящих в безкислородных условиях. Возможности аэробного механизма энергообеспечения можно проследить измеряя величину потребления кислорода во время работы. Максимальное количество (объём) кислорода, который способен потребить человек за 1 минуту, характеризует его аэробную производительность и обозначается показателем - МПК (максимальное потребление кислорода). При определённых величинах интенсивности работы обеспечение организма кислородом происходит в пределах этого показателя, то есть организм получает его столько, сколько ему необходимо. Однако, очень часто возникают ситуации, когда кислородный запрос превышает МПК. Работа в таких условиях может продолжаться, но при этом начинает накапливаться кислородный долг. Здесь уже вступают в действие механизмы анаэробного энергообеспечения. Анаэробные возможности человека характеризуются той критической величиной кислородного долга, при которой он уже не может продолжать работу. Необходимость включения анаэробных механизмов может возникнуть и в первые секунды работы, например, при беге на 60, 100 м. с максимальной скоростью. Несмотря на кратковременность такой работы, она тоже требует активного восстановления АТФ. Причём. её ресинтез происходит в отсутствии кислорода, который “транспортная система” организма просто не успевает за столь короткий промежуток времени доставить к работающим мышцам. В этих условиях в действие вступает первый механизм анаэробного энергообеспечения - креатинфосфатный.. Он получил такое название из-за специального энергетического вещества - креатинфосфата (КрФ). Расщепляясь, он передаёт свои фосфатные группировки аденозиндифосфорной кислоте (АДФ), образующейся в результате распада АТФ и, таким образом, осуществляется ресинтез последней. Однако и креатинфосфата тоже совсем немного в работающих мышцах. Практически его хватает всего на 10-15 сек. мощной работы.. В этом, собственно, и кроется ответ на вопрос, почему нельзя в спринтерском темпе пробежать, например, 800 метров. Энергообеспечение при беге на средние дистанции (800, 1000, 1500 м.) также осуществляется за счёт энергоисточников, работающих в анаэробном режиме. Но здесь в действие вступает уже второй механизм анаэробного энергообеспечения - гликолитический.. Организм теперь добывает энергию для работы за счёт расщепления углеводов, в результате которого происходит опять-таки ресинтез АТФ. В процессе этой реакции (гликолиза) используется глюкоза, содержащаяся в крови и гликоген, содержащийся в мышцах и печени. Очень важно подчеркнуть, что в результате гликолиза в крови происходит быстрое накопление конечных кислых продуктов распада - молочной и пировиноградной кислот. Достигая определённой концентрации, они отрицательно влияют на работоспособность мышц и организма в целом. По этой причине, а также из-за ограниченности запасов гликогена, данный механизм энергообеспечения функционирует тоже сравнительно недолго - в течение 2-5 минут. Основным источником энергии, обеспечивающим работу на протяжении десятков минут и нескольких часов является аэробный механизм энергообеспечения, то есть такой, когда запросы организма в кислороде полностью удовлетворяются. В этом режиме организм добывает энергию в 20 раз больше, чем при гликолизе. Аэробные и анаэробные возможности вместе характеризуют “функциональный потолок” энергетического обмена у конкретного человека, то есть его общие энергетические возможности. При этом аэробные возможности определяются совокупностью тех свойств организма, которые обеспечивают поступление кислорода к тканям: * производительность системы кровообращения (ударный и минутный объёмы сердца, ЧСС, скорость кровотока и т.п.); * производительность системы дыхания (жизненная ёмкость лёгких(ЖЕЛ), минутный объём дыхания, максимальная лёгочная вентиляция и т.п.); * система самой крови (гемоглобин); * степень слаженности деятельности всех перечисленных систем. Анаэробные возможности определяются: * запасами энергетических веществ в тканях; * устойчивостью организма к гипоксии (недостатку кислорода); * буферными возможностями крови, то есть её способностью нейтрализовать продукты распада, образующиеся в процесс гликолиза.
Все эти возможности у различных людей сугубо индивидуальны. Их исходные параметры (мощность и ёмкость каждого из описанных механизмов) у каждого человека обусловлены природными задатками (генетически). Вместе с тем, диапазон каждого из уровней энергообеспечения может быть расширен за счёт специально направленной тренировки. Её воздействие направлено, прежде всего, на имеющиеся в каждой клетке организма своего рода энергетические подстанции - митохондрии. Именно в них и происходит беспрерывный процесс восстановления АТФ. По мере увеличения тренировочных нагрузок запросы в АТФ всё возрастают. Для их обеспечения в клетках увеличивается количество митохондрий и убыстряется темп их обновления. Это и обеспечивает повышение энергетических возможностей организма, его тренированности и работоспособности. Таким образом, при напряжённой мышечной работе различные механизмы энергообеспечения: креатинфосфатный, гликолитический и дыхательный, по-разному вступают в работу: * креатинфосфатная реакция достигает своего максимума уже на 3-й секунде работы и сразу же начинает быстро снижаться, так как запасы КрФ в клетках невелики; * гликолиз, развиваясь несколько медленнее, достигает максимальной интенсивности на 2-й минуте работы и его энергии хватает лишь на несколько минут напряженной работы; * дыхательные процессы полностью разворачиваются лишь к 3-5 минутам работы, что очень часто связывают с наст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.013 с.) |