Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФВ как компонент ФК, система физического воспитания

Поиск

Теория – совокупность знаний, познавательных положений и обобщённых представлений, которые отображают объекты реального мира.

Дифференциация – подразделение и специализация знаний применительно к отдельным, частным объектам познания.

Интеграция – формирование обобщающих знаний, сводящих воедино частные познания.

Предмет ТФК – познание и целесообразное использование наиболее общих закономерностей функционирования и развития физической культуры в системе факторов направленного совершенствования физических и духовных качеств человека.

Теория физической культуры как наука – интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях её функционирования, направленного использования и дальнейшего развития в системе факторов воспитания, социального формирова­ния личности и оптимального развития жизненных сил человека.

Частные (непосредственно прикладные) дисциплины – дисциплины, которые включают преимущественно методические знания об отдельных или некоторых родственных элементах физической культуры (видах гимнастики, игр и т. д.).

Отраслевые дисциплины – дисциплины, ориентированные на изучение крупных компонентов физической культуры разного типа и её основных форм и направлений использования в обществе (теория спорта, теория и методика физического воспитания, теория адаптивной физической культуры и др.)

Биологические и естественно-научные дисциплины – дисциплины, которые отражают закономерности функционирования и развития организма в условиях физического воспитания и устанавливают естественно-научные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления (морфология, физиология, биохимия, биомеханика, медицина, гигиена и др)

Гуманитарные дисциплины – дисциплины, которые осуществляют познание социальных закономерностей развития физической культуры, её истории и организации в обществе, содержания и построения системы физического воспитания и её частей, их воздействия на человека (история физической культуры, социология физической культуры, педагогика и психология физической культуры, и т. д)

Теория физической культуры как учебный предмет – основной общепро­филирующий предмет профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту (в отечественных вузах ФК с 1979 г.). Включает четыре крупных раздела: введение в ТФК; общие основы теории физического воспитания; характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе; научно-прикладные основы использования физической культуры в возрастном аспекте.

Деятельностный аспект физической культуры – культура как процесс рационально организованной деятельности. Он включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм двигательной деятельности, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно-важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.

Предметно-ценностный аспект физической культуры – культура как совокупность «предметов», представляющих определённую ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. Он представлен материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. К ним относятся: гимнастика, спорт, игры, туризм; система специальных научно-практических знаний; материально-технические средства и другие условия функционирования физической культуры.

Результативный аспект физической культуры – культура как результат деятельности. Характеризуется совокупностью полезных результатов её использования, которые выражаются в освоении человеком ценностей физической культуры, в приобретённой на этой основе физической подготовленности, повышенной дееспособности. Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры является достижение массой людей комплексных показателей физического совершенства.

Физическая культура – составная часть культуры общества, включающая всю совокупность социальных достижений в создании и рациональном использовании средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, 1976)

Физическая культура – производство, распределение и потребление, созданных человечеством материальных и духовных ценностей в области физического развития, совершенствования и воспитания. (С.С.Гурвич,1974).

Физическая культура – совокупность всех достижений общества, оказывающих влияние на физическое развитие и физическое образование людей, а также сам процесс деятельности людей в этой области (Харабуга, 1974).

Физическая культура – это часть культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей; её социально значимые результаты, удовлетворяющие потребности общества на данном этапе его развития (В.М.Выдрин, 1980).

Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и личности: основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития, к ней относятся: целесообразно выбранные формы деятельности, её результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. (Л.П.Матвеев, 2003).

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой спе­цифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. (Ю.Ф.Курамшин, 2004).

Физическое воспитание – вид воспитания, имеющее своим специфическим содержанием обучение движениям и воспитание физических качеств человека.

Физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Воспитание физических качеств – целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, затрагивающее комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливающее количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Физическая подготовка – это процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную направленность к трудовой или иной деятельности.

Общая физическая подготовка – процесс, направленный на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка – специализированный процесс, со­действующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специальные требования двигательным способностям человека.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма, основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое состояние – совокупность естественных свойств организма человека в каждый данный момент.

Физическое совершенство – оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одарённости, согласуется вместе с тем с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья. Критерии физического совершенства: нормы и требования государственных программ, нормативы единой спортивной классификации (ЕВСК), нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

Физкультурное движение – социальное течение, направленное на использование и развитие физической культуры в общественно значимых целях.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.

Система подготовки спортсмена – совокупность методических основ, орга­низационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Составляющие блоки: система отбора и спортивной ориентации, система спортивной тренировки, система соревнований, внетренировочные и внесоревновательные факторы плдготовки.

Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Спортсмен – лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.

Спортсмен-любитель (физкультурник) – спортсмен, систематически зани­мающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями. Принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

Спортсмен высокого класса – спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже «Мастера спорта России».

Спортсмен – профессионал – спортсмен, для которого занятия спортом является основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Физическая рекреация – вид физической культуры, использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры, целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

 

Система – целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип со­циальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Исходные основы – системообразующие факторы системы физического воспитания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

Идейные основы – установки, выраженные в цели, задачах и принципах системы, направленные на содействие всестороннему и гармоническому развитию личности, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и сохранение здоровья, подготовку на этой основе к профессиональным видам деятельности.

Теоретико-методические основы – научные положения естественных, обще­ственных, педагогических наук, на основе которых ТФК разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

Программно-нормативные основы – нормы и требования государственных программ, нормативы единой спортивной классификации (ЕВСК), нормы всероссийского комплекса «ГТО».

Единая Всероссийская классификация спортсменов – программно-нормативный документ, устанавливающий принципы, правила и порядок присвоения спортивных разрядов и званий, нормы и требования к подготовленности спортсменов.

Организационные основы – совокупность государственных и общественно-самодеятельных форм организации, руководства и управления системы физического воспитания.

 

Тема 2. Методология физического воспитания: цель и основные задачи;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.008 с.)