Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы, регламентирующие деятельность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель – конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество. Цель физического воспитания – на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворному труду и другим общественно важным видам деятельности. Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующаяся определённым уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности: - знания и интеллектуальные способности, которые определяют кругозор личности, иерархию её оценок, ценностей и результатов деятельности; - мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют её на проявление активности в сфере физической культуры; - ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и другим видам деятельности; - потребности являются главной побудительной силой поведения личности в сфере физической культуры. Операциональный компонент физической культуры личности представлен совокупностью двигательных умений и навыков физкультурно-спортивной направленности, которые обеспечивают высокий уровень физической подготовленности. Деятельностный компонент физической культуры личности включает такие виды деятельности, как познавательная, инструкторская, судейская, профессиональная, по самовоспитанию и саморазвитию, по соблюдению здорового образа жизни. Физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности. Принцип непрерывности развития - обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности на каждом возрастном этапе. Принцип целостного развития - обеспечивается единством телесного, интеллектуального и социально-психологического компонентов в формировании физической культуры личности. Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что, только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное формирование физической культуры человека. Принцип вариативности и многообразия содержания и форм воспитания личной физической культуры основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учётом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. Принцип оптимизации определяет необходимость постоянного приведения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося. Оздоровительные задачи (по оптимизации физического развития) – оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья, в том числе и закаливание организма; совершенствование телосложения и развитие физических функций; сохранение уровня общей работоспособности на долгие годы. Физические качества - врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Физические способности как двигательные способности - комплексные образования, основу которых составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Образовательные задачи – приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Воспитательные задачи (общепедагогические задачи) - задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Конкретизация задач в зависимости от профилирующих направлений, принятых в системе физического воспитания. Общие задачи получают конкретное преломление по профилю общей физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки, а также адаптивной физической культуры. Индивидуализированная конкретизация задач, решаемых в физическом воспитании - это детальное соотнесение их с теми индивидуальными возможностями и особенностями воспитываемых, от которых зависит реализация выдвигаемых задач. Конкретизация задач во временном аспекте – соотнестнесение их со временем, объективно необходимым и благоприятным для их решения, необходимость рассчитать масштабы этого времени и целесообразную последовательность решения частных задач. Конкретизация задач с помощью нормативных способов количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения. Норма, норматив - определенная величина-мера, принимаемая за унифицированный показатель того, что должно быть достигнуто в результате деятельности. «Кондиционные» нормативы - нормативы, отражающие преимущественно степень развития физических качеств как основы двигательных способностей. Нормативы «обученности», спортивно-технической подготовленности - нормативы, отражающие степень сформированности двигательных умений и навыков. Другие способы количественной конкретизации задач: 1) постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках чётко определённых параметров; 2) перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем; 3) конкретизация задач с использованием модельных характеристик. Модель – это совокупность различных параметров, обуславливающих достижение определённого уровня спортивного мастерства и прогнозируемых результатов. Модельные характеристики – частные показатели, входящие в состав модели.
Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию. Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Принципы – наиболее важные теоретико-методические положения, которые отражают закономерности воспитания и являются руководством к действию. Общие социальные принципы – принципы, отражающие идейные основы системы воспитания и образования. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества. Общепедагогические принципы отражают основные закономерности обучения (принципы дидактики). Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Специфические принципы «очерчивают ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения». Принцип сознательности и активности состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям. Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания, основана на выполнении упражнений, при котором создаётся адекватное представление о работе мышц со стороны двигательного анализатора. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных. Апперцепция - опора на впечатления, которые уже были в опыте ученика. Подобное использование имеющихся представлений для формирования новых иногда называют внутренней или опосредованной наглядностью. Принцип доступности в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. Оптимальная мера доступности – полное соответствие между возможностями занимающихся и трудностями упражнения. Индивидуализация – использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Принцип непрерывности – принцип, которыйобязывает гарантировать в общей последовательности занятий перманентную преемственность их эффекта, не допускать между ними перерывов, разрушающих этот эффект. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха вытекает из необходимости перемежать повышенную активность с отдыхом (как в ходе занятия, так и в общем режиме жизни) и предусматривает определённый порядок чередования их, не нарушающий преемственности эффекта занятий. Рациональное построение системы занятий должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключать превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомление или перетренированность. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает в ходе роста возможностей занимающихся нарастание объёма и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств. Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок предусматривает:1) суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий, регламентировать применительно к динамике тренированности; 2) Очередное увеличение суммарной нагрузки, задаваемой в сериях занятий, лишь после того, когда результаты адаптации к предыдущей нагрузке снижаются; 3) временную стабилизацию или снижение суммарной нагрузки на фоне общей тенденции к её нарастанию. Ступенчато-восходящая динамика нагрузки характеризуется тем, что суммарный объём нагрузки, предъявляемый в серии занятий, увеличивается не в каждой очередной серии, а в порядке регулярного чередования серий, в одних из которых он соразмерно возрастает, а в других относительно стабилизируется; при этом уровень суммарной интенсивности нагрузки в основных упражнениях повышается преимущественно в тех сериях, где её объём стабилизируется. Волнообразная динамика нагрузки характеризуется более значительным увеличением параметров её суммарного объёма на протяжении, как правило, нескольких аналогичных серий занятий, последующим временным свёртыванием его при повышении интенсивности основных упражнений, а затем, временным снижением уровня интенсивности. Такого рода волны в общей динамике суммарной нагрузки воспроизводятся с тенденцией к нарастанию. Принцип циклического построения системы занятий выражается в повторяющейся последовательности занятий, при которой отдельные занятия и целые их серии чередуются в порядке кругооборота. Малые циклы (микроциклы) охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершённую серию. Один микроцикл включает как минимум две фазы: основную – кумуляционную и восстановительную фазы. Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микроциклов (состоящие как минимум из 2, но чаще из 3-8 или иного числа микроциклов), которые чередуются в определённой последовательности, образуя относительно завершённые этапы или подэтапы процесса физического воспитания. Большие циклы (макроциклы) – крупные периоды процесса физического воспитания, состоящие из ряда средних циклов. В основе макроциклов лежат общие закономерности, определяющие тенденции развёртывания этого процесса на протяжении долговременных стадий (годичные, 2-х летние, 4-х летние). Принцип возрастной адекватности основных направлений физического воспитания обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма. Сенситивные (чувствительные) периоды – периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека в силу естественных закономерностей онтогенеза. Важно реализовать эти возможности в процессе физического воспитания детей и подростков путём своевременной концентрации соответственно направленных воздействий.
Тема 3. Средства и методы физического воспитания.
Упражнение (в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение) - во-первых, определённые виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во-вторых – процесс неоднократного воспроизведения данных действий, который организуется в соответствии с известными методическими принципами. Двигательная деятельность – система двигательных действий, объединённых единой целью. Двигательное действие – целенаправленное проявление двигательной активности человека, преследующее решение конкретной задачи. Движение – моторная функция организма и элемент двигательного действия. Физические упражнения – это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Содержание физических упражнений составляют входящие в него двигательные акты (движения, операции) и те основные процессы, которые развёртываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействия. Форма физическoго упражнения представляет собой его внутренюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутреняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений. Техника физических упражнений – наиболее рациональный способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью. Основа техники движений — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи. Главное звено (или звенья) техники движений — это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий. Детали техники движений - отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Кинематические характеристики техники – изменение положения тела во времени и пространстве. Различают: пространственные, временные и пространственно-временные характеристики. Пространственные характеристики – положение тела, траектория движения. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Характеризуется формой, направлением и амплитудой. Направление движения – это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости или внешнего ориентира. Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Временные характеристики – моменты, длительность, темп упражнения. Длительность упражнения – время, затраченное на выполнение упражнения. Темп упражнения - частота повторений, или количество движений в единицу времени. Пространственно-временные характеристики – скорость, ускорение. Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Динамические характеристики – характеристики, отражающиевзаимодействие внутренних и внешнихсил, с использованием которых совершаются движения человека. Эффективность техники физического упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.), обеспечивающие движения. Ритм — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в динамике действия. Точные движения — это движения, которые характеризуются высокой точностью достижения предметной внешней цели (например, попадание мячом в баскетбольную корзину, в намеченный сектор игровой площадки или шайбой — в хоккейные ворота) либо возможно полным соответствием заранее обусловленной эталонной форме (например, в прыжках в воду, в гимнастике, в фигурном катании на коньках) или какому-нибудь иному критерию. Конкретизируя точность в количественных параметрах, ее оценивают в мерах пространства, времени, по заданной величине усилий и в других показателях. Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии (при совершенной технике и высокой эффективности). Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления. Плавные движения — движения с подчеркнуто постепенно изменяющимися мышечными напряжениями, с подчеркнуто постепенным ускорением или замедлением, с закругленными траекториями при изменении направления движений. Эластичные движения — движения с подчеркнутыми амортизационными фазами (или моментами), позволяющими ослаблять силу толчков или ударов (например, в приземлении после соскока с гимнастических снарядов, при ловле мяча, при прыжках на батуте). Стабильность техники – черта, которая выражается в том, что при повторном выполнении двигательного действия ряд его параметров воспроизводится единообразно, практически в одном и том же виде, причем не только в стандартных, но при необходимости и в меняющихся условиях (например, заданные длина шагов, темп и другие пространственные и временные параметры движений в беге могут быть сохранены при передвижении по различному грунту). Вариативность техники – черта, которая характеризуется внесением целесообразных изменений в детали действия, а при необходимости и в общую его структуру применительно к необычным условиям его выполнения (например, во время метания спортивного снаряда при сильном ветре, выполнения разбега по скользкому грунту). Эффект физических упражнений - вызываемые их воздействием изменения в состоянии организма. Ближайший эффект – изменения, характеризующиеся процессами, происходящими в организме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения, в результате его выполнения. Следовой эффект — это отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обусловленных им восстановительных и других процессов. Кумулятивный эффект системы упражнений – эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений, а представляет собой производное как от совокупности упражнений, так и от динамики реагирования организма на их общее воздействие. Классификация физические упражнения — представление упражнений как упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.008 с.) |