Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль знания терминологии↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КАЖДОМУ ОФОРМИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА-МАГИСТРАНТА Введение В системе подготовки магистранта самостоятельная работа играет важную роль, она способствует развитию современного педагогического мышления и дальнейшего самосовершенствования. Интенсификация учебного процесса требует поиска новых эффективных форм обучения, в том числе подходов к самостоятельной работе магистрантов. В соответствии с учебным планом подготовки магистрантов и особенностями ВУЗа на самостоятельную работу приходится до 70 % времени, отводимого на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа является одним из обязательных разделов модулей дисциплин предметной подготовки и призвана повысить образовательный уровень магистрантов. Самостоятельная работа студентов включает задания репродуктивного и продуктивного характера: а) задания, требующие от студентов знаний терминологических понятий и основных категорий в ТиМФК; б) задания, требующие от магистрантов системно-структурного подхода в составлении схем, таблиц, графиков; в) задания, требующие от магистрантов творческого подхода, связанного с умением использовать методические знания в ситуациях, моделирующих практическую деятельность по физической культуре и спорту; Самостоятельная подготовка имеет форму рабочей тетради, что значительно облегчает усвоение учебного материала. Задания распределены по темам в соответствии с прохождением дисциплины. После каждой темы предлагается список учебно-методической литературы для самостоятельной подготовки магистрантов. Преподаватель может ориентировать магистрантов на выполнение отдельных тем и заданий в зависимости от степени усвоения учебного материала в ходе аудиторных занятий, важности изучаемой информации, её целесообразности с практической точки зрения. Предлагаемое задание основано на материале учебных и методических изданий, ставит конкретные задачи, в ходе решения которых магистранты самостоятельно приобретают необходимые профессиональные знания и умения, выходят на поисково-творческий уровень с целью овладения специальностью в сфере физической культуры и спорта.
Содержание материала рабочей тетради Тема: « Теоретические основы физического воспитания. Исходные определения. ФВ как компонент ФК. Существование двух результирующих сторон ФВ. »
1. Во второй колонке таблицы приводятся основные понятия теории физического воспитания, в третьей - их определения, которые даны в произвольном порядке. Необходимо дать (найти в третьей колонке) правильное определение каждому термину, записать номер ответа в первую графу таблицы. Таблица 1 Её социальные функции и формы».
1.Что понимается под терминами «функции физической культуры» _________________________________________________________________________________ «формы физической культуры» _____________________________________________________.
2. Заполните таблицу: Таблица 6 Специфические функции физической культуры
3.Нарисуйте структурную схему различных видовых компонентов физической культуры (По Л.П.Матвееву, 2003).
4. Заполните таблицу. Таблица 7 Задачи физического воспитания
4. Сформулируйте задачи занятия физическими упражнениями (урока, тренировки или др.занятия – по выбору): Образовательные задачи__________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Воспитательные задачи____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Оздоровительные задачи__________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 5. Заполните таблицу. Таблица 11 Фазы упражнения
15. Перечислите в таблице виды упражнений, которые представляют данные классификации. Таблица 20 Варианты классификации нагрузок
6.Заполните таблицу. Таблица 25 Типы интервалов отдыха
7. Во второй колонке таблицы приводятся основные понятия, связанные с методами воспитания, в третьей - их определения, которые даны в произвольном порядке. Необходимо дать (найти в третьей колонке правильное определение каждому термину, записать номер ответа в первую графу таблицы). Таблица 26 По физическому воспитанию»
1. Назовите принципы, которые регламентируют деятельность в физическом воспитании: а) общесоциальные: 1)культура 2)воспитание;3)образование. б) общеметодические: 1) Принцип сознательности и активности; 2) Принцип наглядности; 3) Принцип доступности и индивидуализации. в) специфические: 1)непрерывности; 2)постепенности; 3)последовательности; 4)систематичности; 5)цикличности; 6)возрастной адекватности.
2. Кратко сформулируйте (применительно к физическому воспитанию): Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Наглядность – это означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная. Индивидуализация – это процесс активный. Она предусматривает не только учет особенностей ребенка, но и совершенствование в процессе обучения его форм и функций. 3. Перечислите специальные методические приёмы, способствующие повышению сознательности и активности в физическом воспитании: 1) Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.; 2) Сознательное изучение и освоение двигательных действий; 3) Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни. 4) Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования. 4.Заполните таблицу. Таблица 32 Режимы работы мышц
3.Заполните таблицу. Таблица 49 Средства воспитания силы
10. Что обозначает термин «повторный максимум» _____________________________________ ________________________________________________________________________________
11. Перечислите контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 12. Заполните таблицу. Таблица 52 Признаки форм занятий
3. Заполните таблицу. Таблица 66 ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ Процесса упражнения. Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей. «Внешняя» сторона нагрузки - показатели нагрузки, характеризующие совершаемую работу в её внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т.д.). «Внутренняя» сторона нагрузки - величина функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения ЧСС, лёгочной вентиляции, потребления кислорода и т.д.). Объём нагрузки – протяжённость нагрузки во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения. Интенсивность нагрузки - напряжённость работы и степень её концентрации во времени. Общая пульсовая стоимость упражнения - суммарная прибавка ЧСС за время упражнения относительно исходного уровня. Энергетическая стоимость упражнения - суммарный расход энергии за время упражнения, определяемый расчётным путём по добавочному потреблению кислорода относительно исходного уровня. Пульсовая интенсивность упражнения - отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности. Энергетическая интенсивность упражнения -отношение энергетической стоимости упражнения к его продолжительности. Моторная плотность занятия - отношение времени, занятого непосредственно упражнениями, к общему времени занятия, выраженное в процентах. Стандартная нагрузка – нагрузка практически одинаковая по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия. Переменной (вариативной) нагрузка – нагрузка, изменяющаяся в ходе выполнения упражнения. Пассивный отдых - относительный покой. Активный отдых - отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление. Ординарный интервал отдыха – интервал,продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения. Напряжённый интервал – это интервал, протяжённость которого настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определённых систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается. В сопоставимых случаях такой интервал короче, чем ординарный. Интервалы такого типа характерны для режимов нагрузки и отдыха, направленных на воспитание выносливости. «Минимакс»-интервал – наименьший интервал отдыха между упражнениями, по истечении которого может выявляться ближайшее последействие предыдущего упражнения, выражающееся в повышенных показателях работоспособности при выполнении последующего упражнения. Ординарный интервал между занятиями – интервал, при котором уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего. Жёсткий интервал между занятиями- интервал короче, чем ординарный. При нём происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате может возникать мощный стимул к последующему развёртыванию суперкомпенсаторных процессов. Суперкомпенсаторный интервал - интервал соразмерный по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсации. Суперкомпенсаторный интервал занимает наибольшее время (до двух и более суток). Суперкомпенсация – форма реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряжённое с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление, происходящее во время этого интервала, позволяет в очередном занятии справляться с более значительной, чем в предыдущем, нагрузкой и выполнять двигательные задания более качественно. И ловкости. Координация (от лат.) – согласование, сочетание, приведение в порядок. Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы (Н.А.Берштейн, 1946). Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи. Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею. Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела во времени и пространстве, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею. (Д.Д.Донской,1971). Координированность – результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Координационные способности - свойства индивида, определяющие готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Таких свойств четыре: 1. Правильность (адекватно и точно); 1. Быстрота (своевременно и скоро); 2. Рациональность (целесообразно и экономично); 3. Находчивость (инициативно и стабильно). Совокупность данных свойств, присущих координационным способностям, образует качество ловкости. Ловкость – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво (А.Н.Берштейн). Из всех черт ловкости, перечисленных в её развёрнутом определении, автор особо выделяет находчивость. Вся суть ловкости, по его мнению, заключается прежде всего в способности найти выход из любого положения, в наличии у центральной нервной системы средств к разовому, импровизированному, но адекватному решению неожиданной и нешаблонной задачи. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, которое определяется «…во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки». КС – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС – это возможности, определяющие готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизируемых в порядке возрастающей сложности. Различают следующие однородные группы КС: - во всевозможных циклических (ходьба, бег, лазание, перелазание, плавание, бег на коньках и др.) и ациклических локомоциях (различные прыжки); - в нелокомоторных движениях всего тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); - в движениях «манипулирования с пространством» отдельных частей тела (движения указывания, прикосновения, укола и т.п.); - в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъём тяжестей); - в баллистических действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание мяча, гранаты, диска, молота); - в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование); - в движениях прицеливания; - в подражательных и копирующих движениях; - в атакующих и защитных действиях единоборств; - в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях большинства подвижных и спортивных игр. Специфические КС – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – способность к ориентированию в пространстве, сохранению позностатической и динамической устойчивости (сохранять равновесие), точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, поддержанию ритма, произвольному расслаблению мышц и др. Общие КС – потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Равновесие – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Упражнения в равновесии – упражнения, при выполнении которых обеспечение устойчивости позы затруднено их биомеханическими особенностями и внешними условиями, в силу чего они предъявляют неординарные требования к способности поддерживать равновесие. Тема 6. Воспитание силовых и скоростных способностей.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Сила – способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия. Динамометрические показатели – показатели, получаемые с помощью динамометров и динамометрических стендов, позволяющие количественно оценить параметры проявляемых силовых способностей. Собственно мышечные факторы силовых способностей – факторы, определяющие физиологическую и механическую мощность производимой мышцами работы. К нимотносят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации. Центрально-нервные факторы - их суть состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии нервной системы на их функции. Личностно-психические факторы – от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений. Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях с околопредельными, предельными отягощениями; 2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата. Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная статическая сила). Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме или предельным весом поднятого груза. Относительная сила – величина силы, приходящаяся на 1 кг собственного веса спортсмена, оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений (например, отталкивание в прыжках, финальное усилие при метании и т. п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977). Стартовая сила – способность быстрого наращивания внешней силы в начале рабочего движения. Ускоряющая сила – способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы. Реактивная способность мышц – способность мышц к быстрому переключению от растягивания к активному сокращению с использованием упругого потенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения. Скоростно-силовой индекс – отношение максимума усилия ко времени его достижения. Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе. Силовые упражнения - физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства 1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т. д. 2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела: - упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, висе); - упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); - упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры; - ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (Верхошанский Ю.В., 1970). 3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, велотренажёр, комплекс «Универсал» и др.). 4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них. 5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения): - в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.); - в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении. Дополнительные средства 1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.). 2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.). 3. Упражнения с противодействием партнёра. Повторный максимум (ПМ) – величина отягощения или вес поднятого груза, выраженный в процентах от максимальной величины, или количество возможных повторений в одном подходе. В первом случае вес может быть минимальным (60 % от максимума), малым (от 60-70 %), средним (от 70 до 80 %), большим (от80 до 90%), максимальным (от 90 % и выше). Во втором случае вес может быть: предельным – 1 ПМ, околопредельным – 2-3 ПМ, большим – 4-7 ПМ, умеренно большим – 8-12 ПМ, малым – 19-25 ПМ, очень малым – свыше 25 ПМ (В.М. Зациорский, 1970). Метод максимальных усилий основан на использовании предельных и околопредельных отягощений, которые можно поднять максимально 1 – 3 раза. Максимальный вес отягощения используют один раз в 7-14 дней. Этот метод применяется чаще других при тренировке квалифицированных спортсменов. Метод повторных непредельных усилий («до отказа») предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Его используют в первую очередь для увеличения массы мышц и их укрепления. Наиболее эффективны последние движения, когда в результате многократного беспрерывного выполнения упражнения в организме наступает утомление. При этом преодолеваемое сопротивление становится для организма максимальным раздражителем, что как раз и способствует увеличению мышечной силы. Существуют три основных варианта метода «до отказа»: 1 – упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», число подходов не «до отказа»; 2 – в последних (одном-двух) подходах упражнение выполняется «до отказа», число подходов не «до отказа»; 3 – упражнение в каждом подходе выполняется «до отказа», число подходов «до отказа». Метод динамических усилий предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с максимальной скоростью или темпом. Количество повторений упражнений в одном подходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий – 3-6, с отдыхом между ними впо 5-8 мин. В качестве отягощений можно использовать гантели, амортизаторы, набивные мячи, диски от штанги, камни. Такие упражнения развивают способность проявлять силу в условиях быстрого движения, то есть динамическую силу. Метод изометрических (статических) усилий характеризуется выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Эти упражнения применяются как дополнительные средства развития силы. Они выполняются в виде максимальных напряжений длительностью 5-10 с. Статические силовые комплексы состоят из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз с интервалом отдыха 30-60 с. Метод изокинетических усилий состоит в том, что при его применении задаётся не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения. Упражнения выполняются на специальных тренажёрах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Например, по всей амплитуде гребка в плавании кролем или брассом. «Ударный» метод – основан на ударном стимулировании мышечных групп путём использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела. Этот метод применяется главным образом для воспитания «взрывной» силы различных мышечных групп, а также для совершенствования реактивной способности нервно-мышечного аппарата. В качестве примера использования ударного метода для развития «взрывной» силы ног можно назвать прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину. Быстрота – комплекс морфо-функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций: 1. Способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций. 2. Способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависит скоростные характеристики движений. Двигательная реакция – процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющей сигнальное значение, и т.п.) и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. Сенсорная фаза двигательной реакции – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности. Премоторная фаза – от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25- 60 мс. Моторная фаза – от начала движения до его завершения. Латентный компонент (период) двигательной реакции – скрытый период реагирования, включающий сенсорную и премоторную фазы. Простая двигательная реакция – реакция, которая характеризуется одним, заранее обусловленным способом ответа на стандартный (обусловленный) сигнал. Латентное время продолжительности двигательной реакции сравнительно невелико, и мало улучшается в процессе многолетней тренировки (на 0,1-0,3 сек.). Сложная двигательная реакция относится реакция выбора (РВ) и реакция на движущийся объект (РДО). Реакция выбора (РВ) – способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации. Реакция на движущийся объект (РДО) – реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект. Методика аналитического подхода – раздельное совершенствование быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например: отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал (в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала – в быстроте движений. Сенсомоторная методика воспитания быстроты простых двигательных реакций – поэтапное формирование умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьировать продолжительностью двигательной реакции, с тем чтобы управлять ею в заданных условиях (С. Геллерштейн и др.). Собственно скоростные упражнения – упражнения, характеризующиеся небольшой продолжительностью (до 15-20 сек) и анаэробным алактатным механизмом энергообеспечения. «Скоростной барьер» –стойкое морфо-функциональное состояние, которое не меняется в условиях выполнения скоростных упражнений (бега на скорость). Упрощение структуры движения – приём, используемый для предотвращения «скоростного барьера», без искажения основы техники движения. Использование облегчающих внешних условий – изменение условий выполнения скоростных упражнений, способствующих превышению привычной скорости движения. Например: чередование уменьшения и увеличения веса снаряда в метании; уменьшение веса тела выполняющего упражнение за счет приложения внешних сил: выполнение акробатических прыжков с лонжей и без нее; конструкция с передвижной подвеской, противодействие сил тяжести в л/а; использование тяговых, буксировочных устройств; использование наклонных дорожек (л/а, вело); ограничение факторов внешней среды (езда на велосипеде или бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению). Лидирование и аналогичные способы «навязывания» новых скоростных параметров движений - использование наглядных ориентиров, вводимых по ходу действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а так же механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задаваемые скоростные параметры. Например: передвижение за лидером-партнером, выполнение упражнений с использованием звуко-, свето-, предметных лидеров (светосигнальные дорожки, метроном, механический заяц, портативные электронные лидеры), использование тренажеров типа тредбанов, бегущих дорожек и т.д. Эффект ускоряющего последствия – возможность повысить скорость движения путем предварительного выполнения кратковременных действий со значительным отягощением. Например: приседания со штангой большого веса перед прыжком в высоту, метанием или стартовым ускорением могут способствовать проявлению высокой мощности и быстроты в этих действиях, благодаря остаточному «тонизирующему» возбуждению нервных центров. Тема 7. Воспитание выносливости. Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Утомление – вызванное работой временное снижение работоспособности. Фаза компенсированного утомления – фаза, при которой, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательного действия. Фаза декомпенсированного утомления – фаза, при которой несмотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, и через некоторое время наступает отказ от её выпо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.014 с.) |