Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы физического воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод – это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, воспитание физических качеств и формирование свойств личности. Методический приём - способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Методика (в узком понимании) - совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, плавания и т.д.) Методика (в широком понимании) - совокупность методов, приёмов и форм организации занятий (методики физического воспитания – в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и т.д.) Методический подход - представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определённой научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения и воспитания. Методическое направление – это один из путей в методике физического воспитания, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и методических направлений, позволяющих решить поставленную задачу за счёт воздействия какого-то одного доминирующего фактора. Специфические методы ФВ – методы, основанные на выполнении физических упражнений. К ним относятся: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения -их сущность заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Метод целостно-конструктивного упражнения – метод, при котором разучивание действия происходит без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, прыжки, ОРУ). Расчленённо-конструктивный метод – метод, предусматривающий расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. Метод сопряжённого воздействия – метод, который характеризуется целостным выполнением действий в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств без нарушения структуры движения.(Например, спортсмен на тренировке метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом). Метод избирательно направленного упражнения -метод с преимущественной направленностью воздействия на те, или иные двигательные качества и отдельные морфофункциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений (например, упражнений с отягощениями, направленных на развитие отдельных мышечных групп). Такие методы направлены не столько на совершенствование новых движений, сколько на увеличение определённых функциональных возможностей. Методы воспитания физических качеств – методы, которые представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными нагрузками). Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание); б) стандартное поточное упражнение (многократное выполнение гимнастических упражнений). Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь сохранить неизменную скорость, темп работы, величину и амплитуду движений. Этот метод используется в основном в циклических упражнениях. Метод стандартно-интервального упражнения – это повторное выполнение упражнения, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Метод переменного упражнения характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путём направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Примером может быть изменение скорости движения в ходе бега, темпа игры и т.д. Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек); б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок. Метод переменно-интервального упражнения - для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Разновидности: а) прогрессирующее упражнение (последовательное поднимание штанги 70-80-90 с полными интервалами отдыха); б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется, а интервалы колеблются от 3 до 5 мин); в) нисходящее упражнение (например, бег по отрезкам 800 +400+200+100м с жёсткими интервалами отдыха между ними). Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, организованных в виде станций, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 8-10 станций, на каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений, далее осуществляется переход. Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Его показатели (максимальное количество повторений упражнений, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий. Игровой метод - с ущность этого метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Сюжетно-ролевая основа игры - деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций) предусматриваемых сюжетом. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием этого метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Этот метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня и как элемент организации урока. Общепедагогические методы -в физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы). Словесные (вербальные) методы – методы воздействия с помощью слова. Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закреплённую в памяти каждого обучаемого. Дидактический рассказ - изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Описание - э то способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Объяснение - м етод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. Беседа -вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии и замечания - краткая форма оценивания качества выполнения упражненя или указание на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Распоряжение - словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе. Команда — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание - словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Оценочное суждение – оценка выполнения заданий с пояснением ошибок. Устные сообщения-отчёты, взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы, самооценки – методы и приёмы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих воспитываемых. Идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или неудающихся операциях. Методы аутогенной тренировки -система регулярно применяемых приёмов самовнушения, специальных релаксационных и других методов, заимствованных из психогигиены, психологии и медицины. Методы обеспечения наглядности -методы, основанные на зрительном, слуховом и двигательном восприятии занимающимися выполняемых заданий. Метод непосредственной наглядности - показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся. Методы опосредованной наглядности - демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др. Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела Методы срочной информации предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).
Тема 4. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании.
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает учение и преподавание. Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся. Теория (концепция) обучения – совокупность обобщённых положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса. Обучение в физическом воспитании – организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека. Динамический стереотип - в результате повторения формируется динамический стереотип в двигательной зоне больших полушарий. Формирование проходит три стадии: Стадия иррадиации – внешне выражается в наличии «лишних» движений; Стадия концентрации – процессы возбуждения и торможения концентрируются до оптимальных размеров; Стадия стабилизации – стабильно существуют и чередуются очаги возбуждения и торможения в коре головного мозга. Ориентировочная часть – выполняет функции программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением происходит контрольно-корректировочная часть действия. «Основные опорные точки» (ООТ) – элементы двигательного действия, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий. Ориентировочная основа действия (ООД) - совокупность ООТ, составляющая программу действия. Зрительный образ двигательного действия – возникает на основе опосредованного или непосредственного наблюдения. Логический (смысловой) образ – основан на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении и т.д. Кинестезический (двигательный) образ движения основан на ранее сформировавшихся представлениях (накопленные движения, опыт) и ощущениях, возникающих в попытках решить двигательную задачу (в подводящих упражнениях). Двигательное умение – это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. Двигательные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формирование требует от обучаемого активного участия, приучают анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения. Двигательный навык – такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания за контролем действия, в котором действия по большинству ООТ выполняются автоматизировано. Навык характеризуется высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.135 (0.009 с.) |