Показатели физического развития и функционального состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели физического развития и функционального состояния



ДНЕВНИК ЗДОРОВЬЯ

(контроль физического состояния студента)

 

 

Ф.И.О.____________________________________________

 

Факультет _________________________________________

 

Курс ______________________________________________

 

Учебная группа _____________________________________

 

 

Учебное отделение______________________________

 

 

Минск 2011

 

 


Утверждено

на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

(протокол N 14 от 21.О6. 2011 г.)

 

 

Составители: А.А. Балай, кандидат педагогических наук, доцент,

И.Ф. Зайцев, старший преподаватель,

Г.Н. Сущенко, старший преподаватель.

 

 

Дневник здоровья предназначен для определения оценки и уровня физического состояния студента БГПУ, записи заданий преподавателя для самостоятельных занятий, а также сведений об участии студента в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Дневник здоровья личный документ студента, ведется им на протяжении всего периода обучения в университете, с 1-го по 4-ый курс.

 

 

Пояснительная записка

 

Дневник здоровья - документ, утвержденный руководством БГПУ, является личным документом студента. Он ведется на протяжении всего периода обучения в университете и предоставляется преподавателю при тестировании и сдаче зачета по дисциплине «Физическая культура».

В дневнике здоровья фиксируются показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студента. Анализ динамики индивидуальных показателей физического состояния позволяет выбрать наиболее эффективные средства физического воспитания, дозировать и корректировать физическую нагрузку в процессе учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями без ущерба для здоровья, правильно организовывать двигательную активность студента.

В дневнике здоровья отмечаются задания преподавателя для самостоятельных занятий, а также участие студентов в физкультурно-оздоровительных мероприятиях университета.

Дневник здоровья служит документом, характеризующим уровень физического состояния будущего специалиста.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Б — балл;

кг, с, см, м — килограмм, секунда, сантиметр, метр;

д, ю — девушки, юноши;

И.п. — исходное положение;

ОРУ — общеразвивающие упражнения;

О.С. — основная стойка;

Р — результат;

с/м — с места;

уд/мин — ударов в минуту;

ФР — физическое развитие;

ФС — функциональное состояние;

ФП — физическая подготовленность;

ЧСС — частота сердечных сокращений.

 

Показатели физического развития и функционального состояния

Таблица 1

Показатели ФР, ФС и ФП Исх-ые данные (начало Iсеместра Конец семестра
I II III IV V VI VII VIII
  Длина тела (см)                  
  Масса тела (кг)                  
  Росто-массовый показатель                  
Кол-во баллов                  
  ЧСС в покое уд/мин                  
Кол-во баллов                  
  ЧСС исходн.уд/10сек                  
ЧССпосле нагр.уд/10сек                  
ЧСС восстан. уд/10сек                  
Проба на дозированную нагрузку.                  
Кол-во баллов                  
  Проба Штанге(с)                  
Кол-во баллов                  
Проба Генчи (с)                  
Кол-во баллов                  
Сумма баллов (ФР, ФС)                  
Оценка и уровень (ФР и ФС) Табл. 1                  
                 
Общая сумма баллов (ФР, ФС, ФП) табл. 1+ табл. 3                  
Оценка и уровень физического состояния (ФР, ФС, ФП)                  
                 
Количество занятий, пропущенных по болезни                  
Подпись преподавателя                  

Нормативы оценки ФР и ФС приведены в таблице 4 (для девушек) и таблице 5 (для юношей). Оценка и уровень ФР и ФС, а также физического состояния по сумме баллов, в зависимости от количества выполненных тестов, приведены в таблице 6.


Показатели физического развития

и функционального состояния организма

1. Длина тела (рост) измеряется с помощью ростомера [см].

2.Масса тела (вес) определяется на медицинских весах [кг].

3.Росто-массовый показатель(РМП) служит ориентиром для определения избытка либо недостатка массы тела и определяется по формуле РМП = m - (L-100), где L – длина тела, m – масса тела.

Например, у студентки З. И. рост 170 см, а масса тела 65 кг.

РМП = 65 – (170 – 100) = -5

Отрицательные значения росто-массового показателя указывают на недостаток массы тела, положительные значения росто-массового показателя указывают на превышение массы тела.

4.Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы в покое.

Утром, после полноценного сна, не вставая с постели, измеряется пульс в течение одной минуты.

5.Проба на дозированную нагрузку (ПНДН) служит для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

В положении стоя, трижды, с интервалом равным одной минуте, посчитать количество ударов сердца за 10 секунд. В дальнейшем для расчета показателя ПНДН необходимо использовать минимальный по своему абсолютному значению результат подсчета (ЧСС исходная).

Затем, из исходного положения – стойка, ноги врозь, руки на поясе, выполняется 20 глубоких приседаний за 40 секунд с подниманием рук вперед. Время выполнения задания фиксируется по секундомеру. Подсчет приседаний следует проводить по следующему правилу: на звук «И» выполняется приседание (первая секунда), на счет «ОДИН» - вставание (вторая секунда) и т.д. до «20» (40-я секунда). Перед проведением испытания необходимо потренироваться, вырабатывая темп движений, предусмотренный пробой.

Сразу после выполнения нагрузки измеряется частота пульса за 10 секунд(ЧСС после нагрузки).

Далее, спустя 1 минуту после нагрузки, еще раз посчитать количество ударов сердца за 10 секунд (ЧСС восстановления).

Три измерения частоты пульса преобразуются с помощью формулы исчисления в одно единое число, характеризующее реакцию организма на дозированную нагрузку:

ПНДН = 6 х (ЧСС исходная + ЧСС после нагрузки + ЧСС восстановления) – 200

10

Пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) служат для оценки функции внешнего дыхания.

6. Проба Штанге — в положении сидя, по сигналу сделать глубокий вдох, затем полностью выдохнуть и после вдоха (80÷90% от максимального) задержать дыхание. Задержка дыхания, при этом, требует от испытуемого проявления волевых усилий. При ощущении дискомфорта, испытуемый делает выдох. В этот момент выключается секундомер.

7. Проба Генчи — в положении сидя, по сигналу сделать глубокий вдох, затем выдох (80÷90% от максимального) и задержать дыхание. При дискомфорте, испытуемый делает вдох. В этот момент выключается секундомер.

Если проба Генчи проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной пробой, то необходим отдых 5-7 минут.

 

Организационный

· 100% посещение занятий (с учетом пропусков по уважительным причинам).

Образовательный

· Знание пройденного теоретического раздела программы по семестрам и курсам обучения (см. Контрольные вопросы по дисциплине «Физическая культура»).

· Прохождение тестирования с целью оценки уровней функционального состояния и физической подготовленности (физического состояния) занимающихся (см. «Дневник здоровья»).

Методический

· Оценка сформированности практических умений в профессионально-прикладной физической подготовке студентов:

- на втором курсе обучения – оценка умения выполнять команды, распоряжения, управлять строем; составить, организовать и провести комплекс общеразвивающих упражнений (как вариант – с музыкальным сопровождением);

- на третьем курсе обучения – оценка умения планировать, организовывать и проводить подвижные игры в процессе учебного занятия (как вариант – умение организовать и провести подвижные игры в программе «Спортландии», праздников «Здоровья» факультета, учебного заведения.

- на четвертом курсе обучения – оценка умения организовывать и проводить простейшие соревнования.

Практический

· выполнение контрольных нормативов, определяющих функциональное состояние и физическую подготовленность,

· использование в режиме дня эффективных средств физической культуры,

· использование видов и методов контроля за своим психофизическим состоянием, ведением «Дневника здоровья».

Основополагающим фактором практического критерия успеваемости является положительная динамика показателей контрольных нормативов функционального состояния и физической подготовленности.

Зачет ставится при условии соблюдения всех вышеперечисленных требований.

К тестированию допускаются студенты, посетившие не менее 75% занятий непосредственно перед датой их приема. В случае невозможности выполнения контрольных упражнений по объективным причинам студент освобождается от них с обязательной сдачей теоретического раздела программы занятий. Пропущенные студентами занятия по неуважительной причине отрабатываются в дополнительно назначенное преподавателем время (не более двух часов в день и не чаще 3-4 раз в неделю, включая основные занятия).

 

Изучение дисциплины «физическая культура» студентами, освобожденными от практических занятий более чем на 1 месяц в течение учебного семестра, а также, занимающимися в группах лфк

 

Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок (более 1 месяца), сдают зачет на основании следующих нормативных требований:

· Оценки уровня теоретических знаний с включением контрольных вопросов по предмету «Физическая культура».

· Оценки самостоятельного освоения дополнительной тематики по физической культуре с учетом состояния здоровья студента, показаний и противопоказаний к применению физических упражнений.

· Написания реферата по разработанной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания.

· Умения проводить функциональные пробы, оценивать физическое развитие студента и вести «Дневник Здоровья».

 

Изучение дисциплины «физическая культура»

студентами, освобождёнными от практических занятий более чем на 2 месяца в течение учебного семестра

Студенты, по медицинским показаниям временно (более чем на 2 месяца в течение учебного семестра) освобождённые от практических занятий по физической культуре, осваивают дисциплину по специальной программе, в которой практические занятия заменяются методическим разделом.

С учётом стадии и формы заболевания (травмы), на основании которого врачом рекомендовано освобождение от практических занятий, а также общего состояния здоровья с 1-го по 8-й семестры студенты готовят основной реферат на тему «Программа индивидуального физического самосовершенствования».

На протяжении каждого семестра, в течение которого он освобождён от практических занятий, выполняет по одному разделу работы (набор и обработка материала для соответствующей главы). Студенты, освобождённые впервые за время обучения, независимо от курса приступают к подготовке 1-го раздела работы, освобождённые на следующий семестр – 2-го раздела и т.д.

 

РАЗДЕЛ I.

Физическая реабилитация

РАЗДЕЛ II.

Разработка программы самостоятельных занятий

РАЗДЕЛ III.

РАЗДЕЛ IV.

В 7-м и 8-м семестре из подготовленных ранее материалов оформляется итоговая работа в соответствии с рекомендованным планом. Студент пишет введение и заключение к работе, отбирает из подготовленных материалов наиболее значимые, дорабатывает и оформляет работу в целом в соответствии с требованиями, представленными в разделе «Правила оформления

рефератов».

 

Контрольные вопросы по дисциплине «физическая культура»

 

1. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов.

2. Цель, задачи и формы организации занятий.

3. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов.

4. Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии.

5. Факторы здоровья. Составляющие здорового образа жизни.

6. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния.

7. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.

8. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой.

9. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др.

10. Двигательный режим.

11. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма.

12. Классификация физических упражнений.

13. Состояние и показатели тренированности.

14. Характеристика современных оздоровительных систем и средств.

15. Диагностика состояния организма. Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль.

16. Оценка физического развития и физической подготовленности. Определение уровня физического здоровья. Дневник самоконтроля.

17. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля.

18. Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения.

19. Принципы дозирования физической нагрузки.

20. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление индивидуальных комплексов упражнений.

21. Общие положения. Сущность и содержание физической культуры.

22. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности.

23. Спорт. Спорт высших достижений, массовый, профессиональный, любительский, студенческий спорт.

24. Цель и задачи ППФП студентов.

25. Структурные компоненты ППФП: виды труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха.

26. Методика подбора средств ППФП студентов.

27. Организация и формы ППФП студентов. Профессиональные знания и практические навыки по физической культуре.

28. Основные понятия. Производственная физическая культура: цель, задачи.

29. Факторы, влияющие на работоспособность.

30. Динамика работоспособности в режиме дня, недели, года.

31. Умственная и физическая работоспособность: типы изменения и причины.

32. Снятие утомления. Использование «малых форм» физической культуры.

33. Внедрение физической культуры в производственный коллектив. Психорегулирующая тренировка.

 

 

6. Темы рефератов для студентов основного и

Правила проведения

самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 

Вы определили уровень своего физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, получили задание преподавателя для самостоятельных занятий. С чего же начать занятие?

1. Необходимо использовать спортивный костюм, соответствующий виду занятия и климатическим условиям. Старайтесь проводить занятия на свежем воздухе.

2. Самостоятельные занятия обязательно начинайте с разминки, совмещайте занятия физическими упражнениями с закаливающими процедурами, по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

3. Соблюдайте методические принципы физического воспитания: доступности (физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, во время занятия контролируйте реакцию организма на них, почувствовав недомогание, или какие-то отклонения в состоянии здоровья немедленно прекратите занятие и посоветуйтесь со своим преподавателем или врачом); систематичности (регулярно не менее трех раз в неделю, занимайтесь избранным видом спорта или оздоровительной системой, перерыв между занятиями более 3-4-х дней снижает оздоровительный эффект предыдущих занятий); динамичности (постепенно обновляйте и повышайте сложность и трудность упражнений, объем и интенсивность физических нагрузок, чередуйте нагрузки и отдых между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки).

 


Примерные рекомендации для студентов

I и II курсы

Дата Содержание Подпись
       
     

Задания для самостоятельных занятий

III и IV курсы

Дата Содержание Подпись
     
       

 

Требования по методической практике

 

  Курс Семе-стр Методическая подготовка Семе-стр Профессионально-ориентированная физическая подготовка Оценка, подпись преподавателя
I   Подготовить и провести 3-4 ОРУ     Разработать и провести на группе студентов комплекс утренней гигиенической гимнастики   Разработать и провести с группой студентов 2-3 подвижные игры  
  II     Подготовить комплекс для подготовительной части урока Провести подготовительную часть урока с группой студентов   Подготовить и провести со школьниками мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутка, игры на большой перемене) в период педагогической практики в школе  
III   Подготовить конспект упражнений для развития двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) Провести с группой студентов комплекс упражнений для развития двигательных качеств   Составить и провести спортивную часть программы Спортландии в оздоровительном лагере  
IV     Подготовить конспект подготовительной части урока Провести подготовительную часть урока с группой студентов   Организовать и провести однодневный туристический поход с учениками класса (отряда)  

 


Список литературы

 

1. Глазько, Т. А. Физическое воспитание учащейся молодежи: учеб. пособие для занятий по физическому воспитанию в вузах, ссузах, ПТУ / Т. А. Глазько, Р. И. Купчинов, В. М. Михаленя. - Минск, 1995.

2. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни: учебник / под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - Спб., 2001.

3. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский. - М., 1998.

4. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов физ. культуры / под. ред. проф. С. Н. Попова. - М., 1998.

5. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. - Минск, 2005.

6. Основы знаний для самостоятельных занятий физической культурой сту­дентов с отклонениями в состоянии здоровья: учеб-метод, пособие / И. И. Ло­сева [и др.]; под общ. ред. И. И. Лосевой. - Минск, 2005.

7. Желобкович, М- П. Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи: учеб. пособие / М. П. Желобкович, Т. А. Глазько, Р. И. Купчинов. - Минск, 1997.

8. Матвеев, Л. Л. Теория и методика физической культуры: учеб. для выс­ших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. - СПб.; М., 2004.

9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорга и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М., 1991.

10. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д, 2002.

11. Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (утвержден и введен в дей­ствие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. №89).

12. Приходько, В. В. Непрофессиональное физкультурное образование: учеб. пособие для студентов, аспирантов, слушателей ФУС и ФПК ГЦОЛИФКа / В. В. Приходько. - М., 1991.

13. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Мо-дульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. - Минск, 2004.

14. Синяков, А. Ф. Самоконтроль физкультурника/ А. Ф. Синяков. -М., 1987.

15. Учебно-методический комплекс (из опыта разработки) / сост.: А. И. Жук, А. В. Макаров. - Минск, 2001.

16. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учеб.-метод. пособие / А. В. Макаров [и др.]. - Минск, 2003.

17. Физическая культура: учеб. программа для вузов (для групп спец. учеб. отд.). - Минск, 2003.

18. Физическая культура: учеб. программа для непрофильных спец. высш. учеб. заведений / сост.: С. В. Макаревич [и др.]. - Минск, 2002.

19. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. - М., 1999.

20. Физическая культура: учеб. пособие / В. А. Коледа [и др.]; под общ. ред. В. А. Коледы. - Минск, 2005.

21. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск, 2003.

22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.

23. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура: учебник для ВУЗОВ // В. И. Дубровский. – М., 2001.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Участие

Перекладине

13.Бег 30 метров секунд десятых долей секунды;

       
 
   
 


14.Бег 1000/1500 метров минут секунд;

 
 


15.Бег 6 минут метров;

       
   


16.Плавание: метров ___________ минут секунд

Дата заполнения студентом_____________

Подпись преподавателя________________

 

ДНЕВНИК ЗДОРОВЬЯ

(контроль физического состояния студента)

 

 

Ф.И.О.____________________________________________

 

Факультет _________________________________________

 

Курс ______________________________________________

 

Учебная группа _____________________________________

 

 

Учебное отделение______________________________

 

 

Минск 2011

 

 


Утверждено

на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

(протокол N 14 от 21.О6. 2011 г.)

 

 

Составители: А.А. Балай, кандидат педагогических наук, доцент,

И.Ф. Зайцев, старший преподаватель,

Г.Н. Сущенко, старший преподаватель.

 

 

Дневник здоровья предназначен для определения оценки и уровня физического состояния студента БГПУ, записи заданий преподавателя для самостоятельных занятий, а также сведений об участии студента в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Дневник здоровья личный документ студента, ведется им на протяжении всего периода обучения в университете, с 1-го по 4-ый курс.

 

 

Пояснительная записка

 

Дневник здоровья - документ, утвержденный руководством БГПУ, является личным документом студента. Он ведется на протяжении всего периода обучения в университете и предоставляется преподавателю при тестировании и сдаче зачета по дисциплине «Физическая культура».

В дневнике здоровья фиксируются показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студента. Анализ динамики индивидуальных показателей физического состояния позволяет выбрать наиболее эффективные средства физического воспитания, дозировать и корректировать физическую нагрузку в процессе учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями без ущерба для здоровья, правильно организовывать двигательную активность студента.

В дневнике здоровья отмечаются задания преподавателя для самостоятельных занятий, а также участие студентов в физкультурно-оздоровительных мероприятиях университета.

Дневник здоровья служит документом, характеризующим уровень физического состояния будущего специалиста.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Б — балл;

кг, с, см, м — килограмм, секунда, сантиметр, метр;

д, ю — девушки, юноши;

И.п. — исходное положение;

ОРУ — общеразвивающие упражнения;

О.С. — основная стойка;

Р — результат;

с/м — с места;

уд/мин — ударов в минуту;

ФР — физическое развитие;

ФС — функциональное состояние;

ФП — физическая подготовленность;

ЧСС — частота сердечных сокращений.

 

Показатели физического развития и функционального состояния

Таблица 1

Показатели ФР, ФС и ФП Исх-ые данные (начало Iсеместра Конец семестра
I II III IV V VI VII VIII
  Длина тела (см)                  
  Масса тела (кг)                  
  Росто-массовый показатель                  
Кол-во баллов                  
  ЧСС в покое уд/мин                  
Кол-во баллов                  
  ЧСС исходн.уд/10сек                  
ЧССпосле нагр.уд/10сек                  
ЧСС восстан. уд/10сек                  
Проба на дозированную нагрузку.                  
Кол-во баллов                  
  Проба Штанге(с)                  
Кол-во баллов                  
Проба Генчи (с)                  
Кол-во баллов                  
Сумма баллов (ФР, ФС)                  
Оценка и уровень (ФР и ФС) Табл. 1                  
                 
Общая сумма баллов (ФР, ФС, ФП) табл. 1+ табл. 3                  
Оценка и уровень физического состояния (ФР, ФС, ФП)                  
                 
Количество занятий, пропущенных по болезни                  
Подпись преподавателя                  

Нормативы оценки ФР и ФС приведены в таблице 4 (для девушек) и таблице 5 (для юношей). Оценка и уровень ФР и ФС, а также физического состояния по сумме баллов, в зависимости от количества выполненных тестов, приведены в таблице 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.203 с.)