Мониторинг здоровья детей и подростков. Показатели здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг здоровья детей и подростков. Показатели здоровья



Мониторинг — это система длительного слежения за объектами, процессами и явлениями, происходящими на Земле.

Жизнь во всех ее проявлениях (рождение, здоровье, болезнь, смерть) — сложное биосоциальное явление. Во всех странах мира ведется многолетний мониторинг рождаемости, смертности и численности населения на основе демографических показателей, характеризующих воспроизводство населения и эколого-гигиеническое благополучие страны. Мониторинг показателей здоровья растущего организма является важной частью глобального мониторинга; динамика показателей здоровья детей и подростков необходима для разработки и реализации профилактических и лечебных мероприятий. Цель мониторинга — управление здоровьем населения: рождение здоровых детей, снижение заболеваемости и смертности, продление активного долголетия человека.

К показателям здоровья детей и подростков относятся:

• заболеваемость;

• физическое развитие;

• группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья.

Заболеваемость детей и подростков. Заболеваемость характеризуется показателями ее уровня и структуры. Уровень заболеваемости — это количество заболеваний в расчете на 1000 (100, 10000 или 100 000) человек.

Структура заболеваемости (%) — доля отдельных классов болезней в числе всех обращений в детские поликлиники.

По рекомендации ВОЗ для характеристики заболеваемости населения используют следующие понятия:

• incidence — первичная заболеваемость — число первичных обращений по поводу заболеваний, впервые выявленных в данном году;

• prevalence — общая заболеваемость, распространенность, болезненность — число первичных обращений по поводу заболеваний в данном и предыдущие годы;

• point prevalence — заболевания и нарушения, выявленные при осмотрах на определенную дату (патологическая пораженность);

 

• индекс здоровья — доля детей (%), ни разу не обратившихся по поводу заболевания в данном году.

Проведенные исследования показывают, что общая заболеваемость детей и подростков в России за период с 1993 по 2001 г. существенно увеличилась (табл. 9.1)

Физическое развитие детей и подростков. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояния народа. Динамика этих данных характеризует эффективность санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, проводимых в детских учреждениях. Физическое развитие является объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:

• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

• физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;

• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).

Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центильный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц (табл. 9.2) и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих

 

понятию «стандарты». Дентальные оценки объективно отражают распределение результатов измерений среди детей конкретной возрастно-половой группы. Чаще всего применяют дентальные стандарты двух видов: одномерные дентальные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела). Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область или свой интервал центильной шкалы в соответствующей таблице.

Центильный метод дает реальную оценку показателей в сжатом виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Размеры цеитильных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей (см. табл. 9.2). Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом:

1-й центильный интервал — область «низких» значений, встречающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследование или консультирование («группа диагностики»);

2-й центильный интервал — 3 (5) —10 центилей, область «сниженных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

3-й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значений «ниже средних» (15 % здоровых детей);

4-й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «сред-ненизких» значений (25 % здоровых детей);

50-й центиль представляет собой медиану;

5-й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «средневысоких» значений (25 % здоровых детей);

6-й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повышенных» значений (15 % здоровых детей);

7-й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5...7 % здоровых детей); показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

8-й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3...5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагностики»).

Таким образом, область «средних» значений показателей физического развития детей и подростков (с 3-го по 6-й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здоровых детей и является наиболее типичной для данной возрастно-половой группы.

На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела у детей и подростков разработан объективный и простой для применения способ оценки этих ведущих показателей физического развития. Выработанная в ходе эволюции связь между основными показателями физического развития обосновывает использование вневозрастных стандартов оценки массы тела в качестве эффективного антропометрического скрининга (просеивания) для выявления детей с отклонениями в физическом развитии.

Ведущие показатели физического развития представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина (см), а по горизонтали — масса тела (кг). Параллельно оси ординат нанесены одномерные центильные шкалы по длине тела (ДТ). В центре изображена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т. е. индекса пропорциональности (ИП). Цифрами 1 — 8 обозначены уже известные центильные интервалы (рис. 9.1).

 

 

В антропометрических стандартах вневозрастные шкалы используют у мальчиков до длины тела 145 см, а у девочек — 137 см. В других ростовых подгруппах старших школьников масса тела оценивается «индексом массы тела» (ИМТ, или BMI).

Индекс массы тела нормируется по дентальной шкале возрастного распределения (см. табл. 9.2).

Для практики представляет интерес сочетанная оценка основных антропометрических признаков. В зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса пропорциональности определяется группа физического развития по следующей схеме.

1. Нормальное физическое развитие — положение параметров ДТ в зонах 2—7 и ИП (ИМТ) в зонах 3 — 6.

2. Повышенная и высокая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 —7 и ИП (ИМТ) в зонах 7 — 8.

3. Сниженная и низкая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 — 7 и ИП (ИМТ) в зонах 1 — 2.

4. Высокая дайна тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при любых значениях ИП (ИМТ).

5. Низкая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 1 при любых значениях ИП (ИМТ).

Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста в последнее время часто используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст.

Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения.

Остальные понятия характеризуют качественные изменения в организме разного порядка.

Биологический возраст — это уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.

Психический возраст — это уровень развития психики, и прежде всего высших познавательных процессов.

Социальный возраст характеризует процесс становления личности.

Каждая из качественных составляющих возраста человека изучается в рамках соответствующих наук (медицина, антропология, психология, социология и т.д.).

Дети одного паспортного возраста различаются по уровню морфофункционального развития. По степени биологического созревания можно выделить три группы детей в зависимости от того, отстает ли их биологический возраст от паспортного; соответствует ему или опережает его. Биологический возраст детей и подростков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки длины и массы тела, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зубной возраст»), степень развития вторичных половых признаков.

По медицинским показаниям можно использовать изучение степени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точнее, чем другие показатели, характеризует биологическое созревание организма. Для определения биологического возраста следует дать оценку каждого критерия, а затем, суммируя результаты, отнести школьника к одной из трех групп.

В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов и систем. Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6—10 лет, а девочек 6 —9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.

С 10— 11 лет у мальчиков и с 9—10 лет у девочек важным критерием морфологического созревания становится половое развитие, которое определяется по степени выраженности вторичных половых признаков. Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения тембра голоса (Vox), затем появляется оволосение лобка (Pubis), далее следует увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и оволосение лица (Fades).

У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Arillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является появление первой менструации (Menarche) и становление менструальной функции (Menses).

Уровень оссификации скелета («костный возраст») является информативным критерием биологической зрелости на всех этапах онтогенеза. Для его определения часто используют рентгенологические исследования кисти руки и запястья. Появление ядер окостенения приурочено к определенному паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6...7 лет может соответствовать 4—8 годам паспортного возраста и отражает скорость возрастного созревания детей.

Рассмотрим рентгенологические снимки двух детей 7 лет паспортного возраста.

Девочка Н. — 7 лет: эпифизы фаланг и пястных костей кистей рук сформированы. Восемь мелких костей запястья и дистальные эпифизы лучевой и локтевой костей видны отчетливо. Костный возраст — 7 лет.

Мальчик К. — 7 лет: все эпифизы фаланг и пястных костей кистей рук сформированы. Только четыре мелкие кости запястья и дистальный эпифиз лучевой кости видны; дистальный эпифиз локтевой кости отсутствует. Костный возраст соответствует 4...5 годам паспортного возраста.

Английский антрополог И. М. Таннер назвал многолетние изменения в биологии человека секулярным трендом. Он изучил динамику роста и развития детей и подростков в течение XIX и XX вв. Ускорение полового созревания подростков И. М. Таннер описал по возрасту менархе (Me) у девушек. Во второй половине XIX в. (1830—1870 гг.) средний возраст менархе колебался от 15 до 17 лет у девушек европейских стран и США. На протяжении всего XX в. средний возраст менархе снижался. В 1970 г. в указанных странах средний возраст менархе составил 12 лет 10 месяцев. Этот процесс лейпцигский школьный врач Е. Кох (1935 г.) назвал акселерацией (от лат. accelerare — ускорение).

Во второй половине XX в. по данным московского антрополога Ю. А. Ямпольской возраст менархе у московских школьниц изменялся следующим образом (рис. 9.2). В 1955 г. он составил 14,3 года, в 1965 г. — 13,1 года. Самый низкий возраст менархе был в 1975 г. — 12,6 года, что полностью согласуется с данными Таннера. К 1985 г. возраст менархе возрос и приблизился к уровню 1965 г., а в 1995 г. он достиг 13,2 года.

К другим проявлениям акселерации относят: более раннее появление вторичных половых признаков; увеличение показателей длины и массы тела во всех возрастах; ускорение прорезывания молочных и постоянных зубов; ускорение окостенения скелета.

Факты акселерации описаны в многочисленных зарубежных и российских исследованиях. Проявления акселерации отмечены во всех странах мира, среди детей и подростков разных национальностей, в городах и селах, среди всех социальных слоев населения. Максимальные проявления акселерации выявлены в 1970-е гг. В 80 —90-е гг. XX в. отмечена стабилизация роста и созревания. В конце XX в. зарубежные и российские ученые установили

 

замедление процессов роста и развития, полового созревания у детей и подростков. Этот процесс назвали децелерацией.

Антропометрические обследования школьников крупного промышленного города начиная с 1937 г. иллюстрируют проявления секулярного тренда (рис. 9.3, 9.4)

За 65 лет длина тела мальчиков 15 лет увеличилась на 15,8 см, 8 лет — на 5,8 см, у девочек соответственно на 9,4 см и на 5,5 см.

Длина и масса тела существенно возросли к 1960 г. и особенно к 1970 г., т.е. на эти годы пришлись максимальные проявления акселерации. Увеличения длины тела в последующие годы (1980, 1992 и 2002) несущественны. Это периоды стабилизации и начала нового цикла — децелерации.

Анализ полового развития школьников за последние 20 лет показал ретардацию (децелерацию) полового созревания подростков, что прослежено по смещению сроков полового созревания мальчиков и девочек на более поздний возраст. Во всех возрастно-половых группах школьников к 2002 г. увеличилась доля школьников, менее зрелых по вторичным половым признакам (рис. 9.5). По важнейшему показателю созревания девочек — возрасту менархе — отмечено смещение в сторону более старшего

 

возраста: в 1980 г. возраст менархе составлял 12,8 г., в 1992 г. — 12,6 г., в 2002 г. - 13,01 г.

Таким образом, секулярный тренд состоит из двух циклов: акселерации и децелерации. Причины секулярного тренда сложны и многообразны. Учеными мира описаны более 50 гипотез акселерации, наиболее признанными причинами которой называются: питание, инсоляция, урбанизация, а также генетические эффекты. Миграция в XX в. способствовала увеличению числа браков людей, проживавших на удаленных территориях, — гетеролокальные браки, а также учащению браков между людьми разных национальностей — гетерозис. Все гипотезы объясняют лишь отдельные проявления акселерации. Вероятно, глобальной причиной секулярного тренда является совокупность многочисленных изменений в социальной и природной сфере обитания людей на планете Земля.

В связи с секулярным трендом возникают следующие социально-гигиенические проблемы:

• смещение возможной репродуктивной функции на более ранний возраст, а отсюда рост числа юных матерей и рождение нежеланных детей вне брака в 14—16 лет, что является фактором риска нарушения состояния здоровья и матерей, и их новорожденных детей, а также вызывает общественное осуждение;

 

• пересмотр размеров мебели (прежде всего учебной), одежды, обуви и других предметов обихода в связи с изменением длины, массы тела и других показателей;;

• изменение брачного возраста и возраста призыва на военную службу.

Показатели физического развития различаются у детей одной национальности, проживающих в городе и в селе (территориальные особенности).

Выраженные различия наблюдаются у детей разных национальностей (этнические особенности). Еще более выражены различия у людей, проживающих на разных континентах.

На территории Приволжского федерального округа проживают русские, чуваши, татары, марийцы, башкиры, а также люди других национальностей. Самые высокие подростки с наибольшей массой тела — русские и башкиры. Самые низкие с наименьшей массой тела — марийцы и чуваши (рис. 9.6).

Причинами этнических различий являются климат, питание, образ жизни в целом, генетически закрепленные особенности, целесообразные для жизни в конкретных природно-климатических условиях.

Комплексная оценка состояния здоровья. Такая оценка проводится по совокупности критериев:

• наличие или отсутствие в период обследования хронических заболеваний;

• уровень функционального состояния основных систем организма;

• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

• уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Уровень гармоничности физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста и пола. По совокупности критериев каждого ребенка и подростка относят к одной из следующих групп здоровья:

I — здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций;

II — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

IV - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;

V — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Комплексная оценка состояния здоровья школьников Нижнего Новгорода (2002 г.) показала, что доля детей с первой группой здоровья крайне незначительна и составила менее (0,5 %). Около 35 % — это школьники с функциональными и морфологическими отклонениями. Хронические заболевания в разной степени компенсации имели 64,5 % школьников, преимущественно третьей группы здоровья (61,5 %)

Мониторинг здоровья школьников в течение 1980 — 2002 гг. свидетельствует об увеличении количества детей с хроническими заболеваниями. Отмечен рост полисистемности пораженности органов и систем, более выраженное ухудшение здоровья зафиксировано у учащихся начальных и старших классов. Значительное увеличение уровня патологических состояний отмечено по классу новообразований, врожденных аномалий, болезней систем кровообращения, пищеварения, костно-мышечной, мочеполовой и других систем.

 

9.3. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в образовательных учреждениях

Размещение и планировка земельного участка. Научные исследования и многолетний опыт эксплуатации различных типов образовательных учреждений позволили сформулировать гигиенические принципы их проектирования, строительства и благоустройства:

• принцип групповой изоляции для дошкольных образовательных учреждений;

• блочно-секционный принцип строительства школьного здания;

• обеспечение полноценного воздушно-теплового режима;

• обеспечение светового режима;

• организация питания в зависимости от времени пребывания детей и подростков в учреждении;

• организация образовательного процесса, насыщенного оздоровительными технологиями.

Расположение зданий образовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания, который составляет 0,3...0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны. Допускается размещение школ на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин. В сельской местности образовательные учреждения должны размещаться для учащихся I ступени в радиусе доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступени радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин.

Уровень шума на участке учреждения не должен превышать 60 дБА. Повышенные акустические нагрузки оказывают неблагоприятное влияние на детей. Многообразно неспецифическое воздействие шума, который нарушает равновесие процессов возбуждения и торможения высшей нервной деятельности, изменяет рефлекторные реакции. Повреждающее действие шума проявляется раздражительностью, беспокойством, нарушениями сна, деятельности органов кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции. Специфическое действие проявляется повреждением органа слуха (кортиевого органа), что приводит к развитию тугоухости и возможной потере слуха.

Территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений, которые играют важную роль в создании благоприятного микроклимата на территории и в здании учреждения, обеспечивая защиту от пыли, шума, ветра, химических вредных веществ и избыточного солнечного излучения. Этому способствуют максимальное приближение учреждения к массивам зеленых насаждений населенного пункта, а также озеленение не менее 5 % земельного участка учреждения. Посадка деревьев, кустарников и цветов с ядовитыми свойствами запрещается.

Участок образовательного учреждения должен иметь искусственное освещение.

Площадь земельного участка дошкольного учреждения нормируют из расчета не менее 35...40 м2 на одно место. Для школы вместимостью 500 учащихся предусмотрена площадь 60 м2 на одного человека, при вместимости 800... 1000 человек — 33 м2.

На земельном участке дошкольного учреждения выделяют следующие функциональные зоны: застройка под основное здание; хозяйственная зона; игровая территория с групповыми площадками для каждой группы с теневым навесом для защиты от неблагоприятных погодных условий; физкультурные площадки.

Земельный участок школы имеет спортивную, учебно-опытную, хозяйственную зоны, зону отдыха и зону застройки.

При разработке генеральных планов микрорайонов архитекторы в большинстве случаев размещают на внутриквартальной территории в непосредственной близости друг от друга школу и дошкольное учреждение. При таком их расположении удается выполнить гигиенические требования в отношении размещения каждого учреждения, сократить до минимума радиус обслуживания, изолировать их от групп жилых домов, так как эти учреждения сами являются источником бытового внутриквартального шума.

Режим работы дошкольных учреждений и школ различен, поэтому важно учитывать взаимовлияние этих учреждений. Наличие на детских площадках дошкольников в часы школьных учебных занятий резко ухудшает шумовой режим в учебных помещениях. Игровые площадки рядом расположенного дошкольного учреждения дают такой же шумовой эффект, как и межквартальные проезды с интенсивностью движения транспорта в 100 машин и более (57,3...80,6 дБА).

Эти факты должны учитываться органами санитарного надзора при согласовании генеральных планов микрорайонов и проектов привязки детских учреждений. Следует запрещать размещение дошкольных учреждений со стороны окон учебных помещений школ и регламентировать минимально допустимое расстояние групповых площадок до границ участков школ (не менее 25 м).

Здание и основные помещения. Здание дошкольного образовательного учреждения включает:

• групповые ячейки — изолированные помещения для каждой детской группы (табл. 9.3);

• специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; в дошкольных учреждениях вместимостью свыше 100 детей предусматривают два зала, каждый площадью 75 м2 — музыкальный и гимнастический с кладовыми для хранения музыкального и гимнастического оборудования;

• сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

• служебно-бытовые помещения для персонала. Специальное помещение нужно для колясок, велосипедов, игрушек, используемых на территории.

Здание имеет не более двух этажей, оно может быть централизованным (одно здание) или блочным — несколько корпусов, соединенных теплыми переходами.

На земельном участке и в здании соблюдается принцип групповой изоляции: каждая группа детей должна иметь самостоятельную групповую площадку на земельном участке и групповую ячейку в здании.

 

 

Существуют различные варианты строительства школ: централизованное (одно многоэтажное здание), павильонное, блочное. Все известные варианты должны обеспечивать условия правильного построения учебного процесса, в том числе элементов политехнического обучения; условия для всестороннего физического развития и улучшения здоровья; условия для полноценного отдыха — наличие помещений для рекреации.

С гигиенических позиций более целесообразным считается блочное строительство общеобразовательных школ, при котором здание состоит из блоков, соединенных теплыми переходами. Основной принцип планировки школьного здания — блочно-секционный, когда учебные помещения для детей разных возрастных групп размещаются в отдельных секциях. Блоки объединяют помещения по функциональному принципу: два блока учебных помещений — для начальных классов и для средней и старшей ступени; блок помещений общешкольного назначения (учебно-спортивные, актовый зал, библиотека, столовая); блок административно-хозяйственных и вспомогательных помещений, в котором размещены медицинские помещения.

Существуют несколько видов секций:

• секция для учащихся первых классов (классные помещения, спальня-игровая, рекреация, санитарные узлы);

• секция для 2 —4-х классов (классные помещения, кабинеты трудового обучения, рекреация, санитарные узлы);

• секция для 5 —9-х классов (кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, рекреационные, санитарные узлы);

• секция для 10—11-х классов (набор помещений идентичен секции 5 —9-х классов).

Учебные помещения располагаются на одной стороне коридора. Это позволяет выбрать правильную ориентацию окон классных комнат, осуществлять сквозное проветривание, обеспечить достаточное рекреационное пространство.

Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся); рабочую зону учителя; дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения; зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Минимальная площадь учебных помещений принимается из расчета 2,5 м2 на одного учащегося. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов требует большей площади помещений: не менее 3,5 м2. Дополнительное помещение для оборудования должно быть при каждом кабинете.

Дети начальной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, сгруппированных в отдельный блок. Для учащихся первых классов предусматривается самостоятельная секция для облегчения адаптации детей к школе в условиях ступенчатого режима обучения. Дети 5 — 11-х классов могут заниматься по классно-кабинетной системе на любом этаже здания.

Спортивный зал располагается на первом этаже с выходом на физкультурную зону земельного участка. Должны быть предусмотрены комната для спортивного инвентаря, раздевалка, душ и туалеты, комната для инструктора.

Возрастающее число учреждений (гимназий, лицеев, колледжей и пр.) с углубленным изучением отдельных предметов потребовало включения дополнительных помещений в проекты зданий. Для чтения лекций старшеклассникам предусматриваются лекционные аудитории не более чем на три класса из расчета 1 м2 на место. Проектируются универсальные помещения для технического творчества, студии, учебно-художественный кабинет. В школе обязательно наличие библиотеки, информационного центра.

Здания детских учреждений оборудуют системами холодного и горячего централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, центральным отоплением и канализацией.

Воздушно-тепловой и световой режим. Внутренняя среда помещений создается комплексом факторов: тепловым, воздушным, световым, цветовым, акустическим. Действуя в совокупности, эти факторы определяют работоспособность и самочувствие человека в закрытом помещении.

Тепловой комфорт обеспечивается совокупностью четырех физических параметров: температурой воздуха, его влажностью, скоростью движения и температурой внутренних поверхностей ограждений. Воздушная среда помещений характеризуется гигиеническими показателями и регламентами газового состава воздуха, его электрической компонентой, механическими и антропогенными химическими загрязнителями и бактериальным составом.

Дети имеют более высокий уровень обменных процессов и теплообразования, чем взрослые. В то же время удельная поверхность тела и скорость кровотока у ребенка больше, что при хорошо разветвленной кожной сосудистой сети обусловливает и большие теплопотери. Все это на фоне функциональной незрелости механизма терморегуляции объясняет повышенную реактивность детского организма на воздействие метеофакторов. На протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста у детей происходит совершенствование терморегуляционного аппарата и сосудистых реакций конечностей. Только к 13 — 14 годам по типу реакций теплообмена организм детей приближается к организму взрослых.

Нормирование микроклимата образовательных учреждений основано на изучении теплового состояния детей, определяемого по физиологическому состоянию «тепловой комфорт», при котором наблюдается незначительное напряжение терморегуляции. Зона теплового комфорта достаточно узкая, она является нормой температурного режима помещений и используется при теплотехнических расчетах при проектировании учреждений. В соответствии с принципами нормирования в гигиене детей и подростков в помещениях необходимо устанавливать не только границы теплового комфорта, но и допустимые, полезные пределы колебаний — зону умеренного напряжения терморегуляции, обеспечивающую закаливающий эффект.

Установлены следующие нормы температуры воздуха, °С, в помещениях детских образовательных учреждений:

 

Различия температуры обусловлены морфофункциональными особенностями детей, в частности возрастными особенностями терморегуляции, а также функциональным назначением помещений. Спортзал имеет самую низкую температуру, так как физическая активность сопровождается повышенным метаболизмом. Для полноценного сна температура в спальне должна быть ниже, чем в групповых. Активному отдыху детей во время перемен способствует пониженная температура в рекреации. Школьный врач осматривает раздетых детей, поэтому температура в кабинете врача должна быть выше, чем в других помещениях.

Кроме температуры в помещениях разработаны нормативы для влажности и скорости движения воздуха. Относительная влажность воздуха должна находиться в пределах 60...40 % при скорости движения воздуха 0,1...0,2 м/с.

Важным показателем воздушной среды является содержание в воздухе углекислого газа СО2. В помещении содержание СО2 не должно превышать 0,1 %, незначительно отличаясь от его концентрации в атмосферном воздухе — 0,03...0,04 %. Содержание СО2 в помещении более 0,1 % неблагоприятно влияет на самочувствие, работоспособность детей, способствует повышенной заболеваемости.

Воздушно-тепловой режим обеспечивается системами отопления и вентиляции. Важную роль в поддержании микроклимата играет проветривание. Учебные помещения проветривают во время перемен, помещения отдыха проветривают во время уроков. Сквозное проветривание осуществляют до и после занятий в отсутствие детей. Для создания оптимального воздушно-теплового режима могут применяться кондиционеры.

Проблема гигиены освещения тесно связана с охраной зрения детей и подростков, поскольку свет является приоритетным фактором формирования функций зрительного анализатора.

Самое распространенное заболевание органа зрения — близорукость (миопия), нарушение преломляющей системы периферического отдела зрительного анализатора. Близорукость — необратимая патология, она излечивается крайне трудно и требует постоянного ношения очков. Число близоруких школьников увеличивается по мере обучения к старшим классам. При этом у подростков возрастает и степень близорукости — от слабой до средней и даже высокой. Еще в 1909 г. выдающийся отечественный гигиенист В. Г. Хлопин писал, что «русская средняя школа, как и иностранная, портит зрение учащихся, и близорукость является профессиональной болезнью русских учащихся».

Выделяют следующие причины близорукости и ее прогрессирования:

• генетический фактор: если у отца и матери есть близорукость, то у ребенка высокий риск развития близорукости в школьном возрасте;

• недостаточный уровень освещенности рабочего места, а также инсоляции учебного помещения;

• неадекватные характер зрительной работы и ее продолжительность, низкий уровень качества учебников и других учебных пособий;

• несоответствие учебной мебели росту школьника;

• отсутствие двигательной активности детей на открытом воздухе. Близорукость чаще развивается у детей, имеющих другие заболевания, в частности болезни костно-мышечной системы.

Основные помещения учреждений должны иметь естественное освещение. Коэффициент естественной освещенности — 1,5 %. Оптимальной ориентацией окон этих помещений являются южная, восточная и юго-восточная стороны. Для ограничения избыточной инсоляции используются солнцезащитные устройства — жалюзи внутренние межстекольные, тканевые шторы светлых тонов. Солнцезащитные устройства и цветы на окнах в помещениях не должны снижать освещение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.073 с.)