Теория и методика физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика физического воспитания



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные понятия теории физического воспитания

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обо­значения антропометрических и биометрических поня­тий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детс­ком саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физичес­ком развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные по­казатели по всем основным видам физических упражне­ний и требования к качеству их выполнения. Эти дан­ные используются при разработке программ для дошколь­ных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физи­ческого и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и зада­чи разностороннего развития (умственного, нравственно­го, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направ­ленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физическо­го воспитания, направленная на овладение профессио­нальными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах фи­зических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, ха­рактеризующая достижения общества в области физи­ческого, психического и социального здоровья человека.

 

Развитие теории ВФ ребенка.

ТФВ изучает цель, задачи, принципы, формы, средства ФВ; показывает связь ФВ с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физ.упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий; выявляет специфику ФВ детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь ТФВ с другими науками

ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Из истории развития ТФВ

До 1917 г. физ.упр. занимались привилегированные слои общества. Для осуществления ФВ использовалась зарубежная система (Сокольская гимнастика, немецкий турнеп, шведская гимнастика и др.). отечественная система физ.образован. была разработана Петром Федоровичем Лесгафтом. Однако поддержки правительства не пользовалась. После 1917 г. организовываются самодеятельные кружки. 1923 г. создается высший совет физкультуры. 1929 г. – определены теоретические организационные методики и научно-исследовательский институт физической культуры, который способствовал совершенствованию ФВ. В разработанной системе ФВДДВ участвовали группы ученых и методистов. Вопросами занимались Е.Г. Леви-гориневская, М.Н. Конторович, А.И.Быкова, Н.А. Медлов, Л.И. Михайлова. 1950-1960 гг.. Быкова, Леви-Гориневская, Хухлоева и др. проводили исследования обучения детей физ.упр. методике проведения подвижных игр. 1960 г. организован НИИ дошкольного воспитания. Его сотрудники М.И. Кистяковская, Асокина, Тимофеева и др. разработали новую программу ФВ в детском саду «Пособие для воспитателя». В настоящее время вопросами ФВ занимается Шебеко, Глазырина, Шишкина.

Научные основы ФВДДВ

ТФВДДВ – наука об общих закономерностях ФВ ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

ТФВДДВ имеет общий предмет изучения с общей теорией ФВ, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи ФВ, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные ср-ва и методы целесообразной формы организации всего процесса ФВ. Важной задачей ФВДДВ является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований ТФВДДВ учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

 

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

 

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных уч­реждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на ук­репление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осу­ществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных уч­реждениях строится с учетом возрастных и психологи­ческих особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирова­ние у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляют­ся оздоровительные, образовательные и воспитатель­ные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесто­роннее физическое развитие, совершенствование функ­ций организма, повышение активности и общей работо­способности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своеморганизме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разносто­роннее развитие детей (умственное, нравственное, эс­тетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физически­ми упражнениями.

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18—19°С.

Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;

2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от —15 до +ЗОЮ в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от —15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8—10 мин 2—3 раза в день;

6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34—35°С, постепенно ее снижают до 24—26°С);

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С):

8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 16—18°. Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10—15 мин, из которых на гимнастику отводят 6—7 мин;

2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя, дети старшего воз­раста обтираются до пояса;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от —15 до +ЭОС в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от —15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;

6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25—24°С;

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28С, постепенно ее снижают до 16°С);

8) общая ванна при температуре воды 35-36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Принцип индивидуализации

- обязывает обеспечить ЗОЖ в детском саду каждого из детей, с учетом развития здоровья и интересов.

Требования к воспитателю в области Ф.В.:

1. уметь анализировать и оценивать степень здоровья физического и двигательного развития детей;

2. формулировать задачи физ. воспитания на определенный период (уч. год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого ребенка;

3. проектировать желаемый уровень конечных результатов, предвидя трудности с учетом объективных и субъективных причин;

4. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой своего профессионального мастерства. Постоянно совершенствовать его.

Личностные качества

Иметь четкую позицию по отношению к собственному здоровью. Искать действующие способы своего оздоровления.

Быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности. Систематически заниматься физ.упр. и вести ЗОЖ.

 

 

Гимнастика

От греч (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

- Предполагает оздоровление и всестороннюю подготовленность ребенка к разнообразной деятельности;

- способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозную точность, обеспечивает развитие психофизических качеств: ловкость, быстроту, силу, гибкость, формирует волю, характер, дисциплину;

- специфические задания гимнастики являются формирователями правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умений владеть им;

- гимнастика является важным методом физического воспитания;

- содержит средства для решения воспитательных и образовательных задач, повышает эмоциональный тонус, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений.

Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание основной гимнастики.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

Включат в себя строевые упражнения, общеразвивающие и основные движения.

Основные движения:

Циклические

ходьба младший возраст (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком по ребристой доске, захват пальцем доску, с фиксированным перекатом с пятки на носок); старший возраст (с быстрым подниманием бедра, ходьба скрестным шагом (ловкость), приставным шагом;

- бег – (на носках, с высоким подниманием колен, высоким подниманием бедра, с заданиями, по сигналу, между предметом и т.д., челночный бег, наперегонки, врассыпную, с увертыванием и ловлей, на дальность и.тд.).

Ациклические

- ползанье (на четвереньках, на доске при горизонтальном положении, по наклонной доске, по скамейке, бревну, проползание под шнур, под воротца, переползание через бревно, скамейку);

- лазанье (подлезание, перелезание, налезание на горизонтальную и наклонную плоскость, пол, скамейку, лазанье и ползанье по наклонной стенке, по вертикальной стенке, вверх по лестнице);

- прыжки (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с места, с разбега);

- бросание (правой, левой, двумя руками, вправо, влево, вверх, в горизонтальную или вертикальную цель);

- метание (из-за спины, ч-з плечо, прямой рукой, сверху, снизу, сбоку).

 

Метание

Метание — технически сложное движение, выполне­ние которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туло­вища и ног, глазомера, равновесия, навыков простран­ственной ориентировки, а также соответствующей реак­ции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливаю­щие к метанию — катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала — шишек, каштанов, прутиков, палочек, снеж­ков и др.

Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможно­стью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных фор­мах работы — на физкультурных занятиях, утренней гим­настике, в разных формах активного отдыха.

Каждое упражнение способствует появлению специ­фических навыков, которые потом аккумулируются в метании.

Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой; для всех возрастных групп. Сложность игровых заданий зависит от конкретных педагогических задач, величины мяча (диаметр малого мяча – 3 - 8 см, среднего – 10 - 18 большого — от 20 см и больше), расстояния до ориентира и других количественных параметров, а также от способов действия (техники), положения тела (сидя на полу, стоя в наклоне, из приседа, в стойке на одном колене, отставив другую ногу в сторону, стоя на двух коленях).

При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.

После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как при­целиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттол­кнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не пры­гал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесооб­разно один - два раза выполнить движение в общем рит­ме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовить­ся, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.

Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные момен­ты. Например, в катании из наклона или приседа, оттол­кнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "пе­дагогической хитрости" заключает контроль за дыхани­ем: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.

В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) — в кубики или кеглю у противопо­ложной стены, в фигурку в конце дорожки или скамей­ки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель напе­ререз - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отстав­ленная в сторону, должна опираться на всю студию — такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.

При подбрасывании мяча в младшей группе ха­рактерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч.

Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.

Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств — ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др. Например, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений — сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпря­мившись после приседания и др. По мере освоения дви­жений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.

При броске мяча об пол и ловле самым важным и по­нятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимули­рующие ориентиры различны: выше головы, выше натя­нутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше стол­бика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и ус­ложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах — "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением меж­ду броском и ловлей. Кроме того, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем — слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.

Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференци­рованных действий: захвата мяча, силы замаха, согласо­вания со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесо­образно обращать внимание детей на фазы: приготовить­ся, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движе­ния выполняются слитно.

Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с од­ним из них показывает задание. Известно, что труд­нее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое дей­ствие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель де­монстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программ­ное требование "ловить мяч, не прижимая его к гру­ди" можно, выпрямив вперед руки и широко расста­вив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизить­ся к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытя­нутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".

После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а за­тем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет сти­мулировать более энергичные и целенаправленные дей­ствия ребят.

Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторо­ну, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные спосо­бы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, од­ной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоцио­нальный микроклимат.

Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.

Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.

Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвига­ясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ве­дения мяча.

Все названные упражнения, каждое по-своему, фор­мируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считают­ся простыми, потому, что выполняются преимуществен­но рукой под контролем зрения.

Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для мета­ния используют разные предметы - обручи, ящики, кор­зины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизон­тальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.

В зависимости от внешнего вида, величины цели, рас­стояния до нее, а также от размера, веса и других ка­честв предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя рука­ми, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).

Каждое упражнение в метании - поступательное дви­жение, в котором различают четыре фазы: подготовитель­ную, прицеливание, замах, бросок.

Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:

приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;

прицелиться — глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;

замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;

бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подав­шись вперед, но сохраняя равновесие.

Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:

приготовиться — стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;

прицелиться — развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;

замахнуться — разворачивая туловище вправо и от­клоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком квер­ху, смотреть на цель;

бросить — резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.

Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки вы­полняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бро­сания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее повер­хности и др.

Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":

приготовиться — обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед од­ноименную ногу;

прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в брос­ке, удерживая равновесие.

Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:

приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешо­чек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;

прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя в брос­ке руку и удерживая равновесие.

Метание способом двумя руками от груди предпола­гает манипуляцию большим мячом и отличается техни­ческими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):

приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу впе­ред (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);

прицелиться — податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;

замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.

В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является спо­соб прямой рукой сверху:

приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;

прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

замахнуться — отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;

бросить — правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.

По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе — вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.

Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений — природное окружение:

приготовиться — стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;

прицелиться — вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;

замахнуться — отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбро­сить мешочек кистью.

В целях гармоничного развития надо учить детей ме­тать и правой и левой рукой.

Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Законо­мерные движения по принципу перекрестной координа­ции обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.

Ползание и лазание

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.11 с.)