Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел XII: Теория и методика оздоровительной физической культуры.

Поиск

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Исторически и генетически обусловленная роль активной мышечной деятельности как важ­ного фактора укрепления ресурсов здоровья человека. Формиро­вание понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреационная физическая культура» («физкультурная рекреа­ция»), их сущности и границы применения.

Место направленно-оздоровительных средств в различные возрастные периоды онтогенеза и в различ­ных условиях жизнедеятельности. Механизм оздоровительного действия физических упражнений, закаливания, массажа.

Понятие «оздорови­тельная физическая культура», ее роль в формировании здорово­го образа и стиля жизни. Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно- спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).

Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.

Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, предметом которой является «здоровье здоровых» и в которой большая роль отводится физической активности. Составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с
избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием — неосложненными формами; с близорукостью.

Методика определения пограничных состояний между нормой и патологией, выявления начальных патологических состояний. Выбор средств, методов, нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более протяженных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная).

Специфические особенности видов контроля в оздоровитель­ной физической культуре. Оперативный и текущий контроль: педагогический — по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный — по степени функциональных реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии. Этапный контроль: педагогический — по динамике показате­лей физического развития и физической подготовленности, по сопоставлению этих показателей с нормативными; врачебный — по динамике показателей здоровья и функционального состоя­ния.

 

7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

 

№ п/п Наименование темы (раздела) Кол-во часов на СРС Наименование учебно-методического обеспечения
I. Введение в ТиМФКиС  
1.1. Система физического воспитания в Российской Федерации   Изучение учебно-методической литературы
  Физическая культура как вид культуры   Тема 1.3. стр. 18-39 учебника: Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
1.2. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания Тема 1.4. Таблицы № 5-9 стр.12 Практикума по ТФВ.
1.3. Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни.   Тема 1.5. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта
II. Дидактические основы ТиМФКиС  
2.1. Средства физического воспитания   Тема 2.1. Таблицы № 2-7 стр.14-15 Практикума по ТФВ.
2.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений Тема 2.2. Стр. 107-110 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003.
2.3. Методы физического воспитания   Тема 2.3. 1. Заполните таблицы № 2-5 стр.17-18 Практикума по ТФВ. 2. Выполнение заданий с проблемными ситуациями стр.18-19 Практикума по ТФВ.
2.4. Основы теории адаптации и закономерности её использования в физическом воспитании   Тема 2.5. Конспект стр. 150-160 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003.
III. Основы теории и методики обучения двигательным действиям  
3.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании   Тема 3.2. Подготовка к написанию теста (выполнение заданий №1-23, стр.23-27 Практикума по ТФВ.)
  Структура процесса обучения и особенности ее этапов   Изучение учебно-методической литературы
IV. Теоретико – практические основы развития физических качеств  
  Общая характеристика физических качеств   Изучение учебно-методической литературы
4.1. Сила и основы методики её воспитания   Тема 4.2. 1. Заполните таблицу «Методы воспитания силы и их характеристика». 2. Напишите конспект «Методики воспитания силовых способностей».
  Быстрота и основы методики ее воспитания   Изучение учебно-методической литературы
  Выносливость и основы методики ее воспитания   Изучение учебно-методической литературы
4.2. Гибкость и основы методики её воспитания   Тема 4.5. 1. В табличной форме перечислите основные задачи и методы воспитания гибкости. 2. Впишите в таблицу по 5 упражнений для воспитания активной и пассивной гибкости. 3. Перечислите компоненты нагрузки на организм при развитии гибкости. 4. Заполните таблицу «Методы воспитания гибкости и их характеристика»
4.3. Координационные способности и основы методики их воспитания   Тема 4.6. 1. Перечислите основные задачи воспитания координационных способностей в форме таблицы. 2. Заполните таблицу «Методы развития координации и их характеристика»
4.4. Контроль за развитием физических качеств   Тема 4.7. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта
V. Формы построения занятий в физическом воспитании  
  Общая характеристика форм построения занятий в физическом воспитании   Изучение учебно-методической литературы
5.1. Урочные формы занятий   Тема 5.2. 1. Заполните таблицу «Структура урока физической культуры». 2. Заполните таблицу «Типы уроков физической культуры». Практикума по ТиМФВиС
5.2. Неурочные формы занятий   Тема 5.3. Заполните таблицу «Неурочные формы занятий физическими упражнениями» Практикума по ТиМФВиС
VI. Планирование и контроль в процессе занятий физическими упражнениями    
6.1. Понятие о планировании в ФВ, его виды и содержание   Тема 7.1. Практикум по ТиМФВиС: 1. Укажите методическую последовательность планирования в физическом воспитании. 2. Заполните таблицу «Основные документы планирования в физическом воспитании, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Виды и документы планирования». 4. Разработайте план – конспект урока физической культуры в школе для начальных классов.
6.2. Понятие контроля и учета в ФВ   Тема 7.2. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Виды и документы контроля». 2. Запишите методы контроля, применяемые в практике физического воспитания. 3. Заполните таблицу «Документы учета и отчетности в физическом воспитании».
VII. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста  
7.1. Значение и задачи ФВ детей раннего и дошкольного возраста   Изучение учебно-методической литературы
7.2. Особенности функционального развития дошкольников   Изучение учебно-методической литературы
7.3. Содержание и методика ФВ детей раннего возраста   Тема 8.3. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников». 2. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми раннего возраста».
7.4. Содержание и методика ФВ детей дошкольного возраста   Тема 8.4. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, их характеристика». 2. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми дошкольного возраста».
7.5 Методические особенности развития физических качеств дошкольников   Изучение учебно-методической литературы
7.6 Формы организации ФВ дошкольников   Изучение учебно-методической литературы
7.7 Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками   Тема 8.8. Практикум по ТиМФВиС: Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников».
VIII. Физическое воспитание детей школьного возраста  
8.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста   Изучение учебно-методической литературы
8.2. ФВ детей младшего и среднего школьного возраста   Тема 9.3. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности младших школьников Кольского Севера». 2. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности детей среднего школьного возраста Кольского Севера».
8.3. ФВ детей старшего школьного возраста   Тема 9.4. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности старших школьников Кольского Севера». 2. Составить таблицу «Основы методики ФВ с учетом особенностей развития организма в старшем школьном возрасте». 3. Составить конспект занятия по оздоровительной аэробике для девушек, по атлетической гимнастике для юношей.
8.4 ФВ детей с ослабленным здоровьем Тема 9.5. Практикум по ТиМФВиС: Заполнить таблицу «Выбор средств ФВ после некоторых заболеваниях у школьников». Записать основные различия между учениками основной, подготовительной и СМГ (в форме таблицы).
8.5 Формы организации ФВ в школе   Изучение учебно-методической литературы
8.6 Формы организации ФВ в системе внешкольных учреждений   Тема 9.7. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия в летних, зимних оздоровительных и туристских лагерях», подбор литературы, составление конспекта.
8.7 Формы организации ФВ в семье   Тема 9.8. 1. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия на свежем воздухе, в семейных походах», подбор литературы, составление конспекта. 2. Составление комплексов утренней гимнастики, физкультминутки. 3. Составление сценария проведения спортивного конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья».
8.8. Урок – основная форма организации занятий в школе   Тема 9.9. 1. Заполните таблицу «Методы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и их характеристика» (задание № 34, стр. 76 Практикума по ТиМФВиС). 2. Сформулируйте задачи урока физической культуры с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и запишите их в таблицу (задание № 44, стр. 78 Практикума по ТиМФВиС). 3. Составить конспект урока физической культуры на выбранную тему. 4. Рассчитать общую и моторную плотность урока по заданным данным.
8.9. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры   Тема 9.10. Проранжируйте по степени важности качества учителя ФК (Практикум по ТиМВФиС, стр.79, задание 52.).
8.10 Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию   Тема 9.11. 1. Ответить на контрольные тесты по теме (стр. 80 Практикума по ТиМВФиС). 2. Выполнить задания для самостоятельной работы (стр. 80-85 Практикума по ТиМВФиС). 3. Составьте годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию (для_____класса). 4. Составьте поурочный рабочий план на четверть (для______класса) 5. Составьте план-конспект урока по физической культуре (для___класса).
IX. Физическое воспитание студенческой молодежи  
9.1. Методические основы ФВ в вузе   Тема 10.2. 1. Заполнить таблицу «Формы организации физического воспитания студентов и их характеристика» (задание № 5, стр. 87 Практикума по ТиМФВиС). 2. Написать контрольные упражнения, посредством которых определяют физическую подготовленность студентов.
X. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности  
10.1. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий для взрослых   Тема 12.2. 1. Перечислить основные функции физической культуры в быту трудящихся. 2. Перечислить факторы, влияющие на динамику работоспособности в течение рабочей смены на производстве.
10.2. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с взрослыми   Тема 12.3. Выполнить задания № 5 и 6 на стр. 89 Практикума по ТиМФВиС.
XI. Теория и методика спорта  
11.1. Спорт в современном обществе, тенденции его развития   Изучение учебно-методической литературы
11.2 Система тренировочно-соревновательной подготовки   Тема 14.2.
11.3. Цель, задачи, средства спортивной тренировки   Изучение учебно-методической литературы
11.4. Методы и принципы спортивной тренировки   Изучение учебно-методической литературы
11.5 Основные стороны спортивной тренировки   Изучение учебно-методической литературы
11.6 Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе   Тема 14.6.
11.7. Основы построения процесса спортивной подготовки   Изучение учебно-методической литературы
11.8. Построение тренировки в микроциклах   Изучение учебно-методической литературы
11.9. Построение тренировки в мезоциклах   Изучение учебно-методической литературы
11.10. Построение тренировки в макроциклах   Изучение учебно-методической литературы
11.11 Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена   Тема 14.12.
11.12 Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки   Тема 14.13.
XII. Теория и методика оздоровительной физической культуры  
12.1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры   Изучение учебно-методической литературы
12.2 Средства оздоровительной направленности   Тема 15.2.
.12.3. Основы построения оздоровительной тренировки   Тема 15.3.
12.4. Методика занятий оздоровительной физической культурой для лиц с различными заболеваниями   Изучение учебно-методической литературы
12.5 Характеристика современных физкультурно-оздоровительных технологий в оздоровительной физической культуре   Изучение учебно-методической литературы
12.6. Педагогический и медицинский контроль при занятиях оздоровительной ФК   Тема 15.6.

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):

Общие сведения

1. Кафедра ФКСиБЖД
2. Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль Физическая культура
3. Дисциплина (модуль) Б1.В.ОД.7 Теория и методика физической культуры и спорта

Перечень компетенций

готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способность проектировать образовательные программы (ПК-8);
способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9).


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.242 (0.01 с.)