Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Исторически и генетически обусловленная роль активной мышечной деятельности как важного фактора укрепления ресурсов здоровья человека. Формирование понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреационная физическая культура» («физкультурная рекреация»), их сущности и границы применения.
Место направленно-оздоровительных средств в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности. Механизм оздоровительного действия физических упражнений, закаливания, массажа.
Понятие «оздоровительная физическая культура», ее роль в формировании здорового образа и стиля жизни. Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно- спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).
Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.
Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, предметом которой является «здоровье здоровых» и в которой большая роль отводится физической активности. Составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с
избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием — неосложненными формами; с близорукостью.
Методика определения пограничных состояний между нормой и патологией, выявления начальных патологических состояний. Выбор средств, методов, нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более протяженных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная).
Специфические особенности видов контроля в оздоровительной физической культуре. Оперативный и текущий контроль: педагогический — по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный — по степени функциональных реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии. Этапный контроль: педагогический — по динамике показателей физического развития и физической подготовленности, по сопоставлению этих показателей с нормативными; врачебный — по динамике показателей здоровья и функционального состояния.
№
п/п
| Наименование темы (раздела)
| Кол-во
часов на СРС
| Наименование учебно-методического обеспечения
|
I.
| Введение в ТиМФКиС
|
|
1.1.
| Система физического воспитания в Российской Федерации
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
| Физическая культура как вид культуры
|
| Тема 1.3.
стр. 18-39 учебника: Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
|
1.2.
| Направленное формирование личности в процессе физического воспитания
| Тема 1.4. Таблицы № 5-9 стр.12 Практикума по ТФВ.
|
1.3.
| Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни.
|
| Тема 1.5. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта
|
II.
| Дидактические основы ТиМФКиС
|
|
2.1.
| Средства физического воспитания
|
| Тема 2.1. Таблицы № 2-7 стр.14-15 Практикума по ТФВ.
|
2.2.
| Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений
| Тема 2.2. Стр. 107-110 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003.
|
2.3.
| Методы физического воспитания
|
| Тема 2.3.
1. Заполните таблицы № 2-5 стр.17-18 Практикума по ТФВ.
2. Выполнение заданий с проблемными ситуациями стр.18-19 Практикума по ТФВ.
|
2.4.
| Основы теории адаптации и закономерности её использования в физическом воспитании
|
| Тема 2.5. Конспект стр. 150-160 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003.
|
III.
| Основы теории и методики обучения двигательным действиям
|
|
3.1.
| Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
|
| Тема 3.2. Подготовка к написанию теста (выполнение заданий №1-23, стр.23-27 Практикума по ТФВ.)
|
| Структура процесса обучения и особенности ее этапов
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
IV.
| Теоретико – практические основы развития физических качеств
|
|
| Общая характеристика физических качеств
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
4.1.
| Сила и основы методики её воспитания
|
| Тема 4.2.
1. Заполните таблицу «Методы воспитания силы и их характеристика».
2. Напишите конспект «Методики воспитания силовых способностей».
|
| Быстрота и основы методики ее воспитания
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
| Выносливость и основы методики ее воспитания
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
4.2.
| Гибкость и основы методики её воспитания
|
| Тема 4.5.
1. В табличной форме перечислите основные задачи и методы воспитания гибкости.
2. Впишите в таблицу по 5 упражнений для воспитания активной и пассивной гибкости.
3. Перечислите компоненты нагрузки на организм при развитии гибкости.
4. Заполните таблицу «Методы воспитания гибкости и их характеристика»
|
4.3.
| Координационные способности и основы методики их воспитания
|
| Тема 4.6.
1. Перечислите основные задачи воспитания координационных способностей в форме таблицы.
2. Заполните таблицу «Методы развития координации и их характеристика»
|
4.4.
| Контроль за развитием физических качеств
|
| Тема 4.7.
Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта
|
V.
| Формы построения занятий в физическом воспитании
|
|
| Общая характеристика форм построения занятий в физическом воспитании
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
5.1.
| Урочные формы занятий
|
| Тема 5.2.
1. Заполните таблицу «Структура урока физической культуры».
2. Заполните таблицу «Типы уроков физической культуры».
Практикума по ТиМФВиС
|
5.2.
| Неурочные формы занятий
|
| Тема 5.3.
Заполните таблицу «Неурочные формы занятий физическими упражнениями» Практикума по ТиМФВиС
|
VI.
| Планирование и контроль в процессе занятий физическими упражнениями
| |
|
6.1.
| Понятие о планировании в ФВ, его виды и содержание
|
| Тема 7.1.
Практикум по ТиМФВиС:
1. Укажите методическую последовательность планирования в физическом воспитании.
2. Заполните таблицу «Основные документы планирования в физическом воспитании, их характеристика».
3. Заполните таблицу «Виды и документы планирования».
4. Разработайте план – конспект урока физической культуры в школе для начальных классов.
|
6.2.
| Понятие контроля и учета в ФВ
|
| Тема 7.2.
Практикум по ТиМФВиС:
1. Заполните таблицу «Виды и документы контроля».
2. Запишите методы контроля, применяемые в практике физического воспитания.
3. Заполните таблицу «Документы учета и отчетности в физическом воспитании».
|
VII.
| Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста
|
|
7.1.
| Значение и задачи ФВ детей раннего и дошкольного возраста
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
7.2.
| Особенности функционального развития дошкольников
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
7.3.
| Содержание и методика ФВ детей раннего возраста
|
| Тема 8.3.
Практикум по ТиМФВиС:
1. Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников».
2. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста, их характеристика».
3. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми раннего возраста».
|
7.4.
| Содержание и методика ФВ детей дошкольного возраста
|
| Тема 8.4.
Практикум по ТиМФВиС:
1. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, их характеристика».
2. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми дошкольного возраста».
|
7.5
| Методические особенности развития физических качеств дошкольников
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
7.6
| Формы организации ФВ дошкольников
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
7.7
| Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками
|
| Тема 8.8.
Практикум по ТиМФВиС:
Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников».
|
VIII.
| Физическое воспитание детей школьного возраста
|
|
8.1.
| Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
8.2.
| ФВ детей младшего и среднего школьного возраста
|
| Тема 9.3.
1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности младших школьников Кольского Севера».
2. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности детей среднего школьного возраста Кольского Севера».
|
8.3.
| ФВ детей старшего школьного возраста
|
| Тема 9.4.
1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности старших школьников Кольского Севера».
2. Составить таблицу «Основы методики ФВ с учетом особенностей развития организма в старшем школьном возрасте».
3. Составить конспект занятия по оздоровительной аэробике для девушек, по атлетической гимнастике для юношей.
|
8.4
| ФВ детей с ослабленным здоровьем
| Тема 9.5.
Практикум по ТиМФВиС:
Заполнить таблицу «Выбор средств ФВ после некоторых заболеваниях у школьников».
Записать основные различия между учениками основной, подготовительной и СМГ (в форме таблицы).
|
8.5
| Формы организации ФВ в школе
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
8.6
| Формы организации ФВ в системе внешкольных учреждений
|
| Тема 9.7.
Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия в летних, зимних оздоровительных и туристских лагерях», подбор литературы, составление конспекта.
|
8.7
| Формы организации ФВ в семье
|
| Тема 9.8.
1. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия на свежем воздухе, в семейных походах», подбор литературы, составление конспекта.
2. Составление комплексов утренней гимнастики, физкультминутки.
3. Составление сценария проведения спортивного конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья».
|
8.8.
| Урок – основная форма организации занятий в школе
|
| Тема 9.9.
1. Заполните таблицу «Методы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и их характеристика» (задание № 34, стр. 76 Практикума по ТиМФВиС).
2. Сформулируйте задачи урока физической культуры с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и запишите их в таблицу (задание № 44, стр. 78 Практикума по ТиМФВиС).
3. Составить конспект урока физической культуры на выбранную тему.
4. Рассчитать общую и моторную плотность урока по заданным данным.
|
8.9.
| Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
|
| Тема 9.10.
Проранжируйте по степени важности качества учителя ФК (Практикум по ТиМВФиС, стр.79, задание 52.).
|
8.10
| Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию
|
| Тема 9.11.
1. Ответить на контрольные тесты по теме (стр. 80 Практикума по ТиМВФиС).
2. Выполнить задания для самостоятельной работы (стр. 80-85 Практикума по ТиМВФиС).
3. Составьте годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию
(для_____класса).
4. Составьте поурочный рабочий план на четверть (для______класса)
5. Составьте план-конспект урока по физической культуре (для___класса).
|
IX.
| Физическое воспитание студенческой молодежи
|
|
9.1.
| Методические основы ФВ в вузе
|
| Тема 10.2.
1. Заполнить таблицу «Формы организации физического воспитания студентов и их характеристика» (задание № 5, стр. 87 Практикума по ТиМФВиС).
2. Написать контрольные упражнения, посредством которых определяют физическую подготовленность студентов.
|
X.
| Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
|
|
10.1.
| Содержание физкультурно-оздоровительных занятий для взрослых
|
| Тема 12.2.
1. Перечислить основные функции физической культуры в быту трудящихся.
2. Перечислить факторы, влияющие на динамику работоспособности в течение рабочей смены на производстве.
|
10.2.
| Методика физкультурно-оздоровительных занятий с взрослыми
|
| Тема 12.3.
Выполнить задания № 5 и 6 на стр. 89 Практикума по ТиМФВиС.
|
XI.
| Теория и методика спорта
|
|
11.1.
| Спорт в современном обществе, тенденции его развития
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.2
| Система тренировочно-соревновательной подготовки
|
| Тема 14.2.
|
11.3.
| Цель, задачи, средства спортивной тренировки
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.4.
| Методы и принципы спортивной тренировки
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.5
| Основные стороны спортивной тренировки
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.6
| Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе
|
| Тема 14.6.
|
11.7.
| Основы построения процесса спортивной подготовки
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.8.
| Построение тренировки в микроциклах
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.9.
| Построение тренировки в мезоциклах
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.10.
| Построение тренировки в макроциклах
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
11.11
| Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена
|
| Тема 14.12.
|
11.12
| Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки
|
| Тема 14.13.
|
XII.
| Теория и методика оздоровительной физической культуры
|
|
12.1
| Общая характеристика оздоровительной физической культуры
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
12.2
| Средства оздоровительной направленности
|
| Тема 15.2.
|
.12.3.
| Основы построения оздоровительной тренировки
|
| Тема 15.3.
|
12.4.
| Методика занятий оздоровительной физической культурой для лиц с различными заболеваниями
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
12.5
| Характеристика современных физкультурно-оздоровительных технологий в оздоровительной физической культуре
|
| Изучение учебно-методической литературы
|
12.6.
| Педагогический и медицинский контроль при занятиях оздоровительной ФК
|
| Тема 15.6.
|