Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной



Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов

 

1.1. Основные понятия

 

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).

Физическая подготовка - это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности.

Физическое развитие определяется состоянием морфологических и функциональных свойств организма человека, которое изменяется в течение жизни.

Физическое совершенство - уровень здоровья и гармонического развития личности, которое соответствует требованиям трудовой и других сфер жизненной деятельности.

Физические упражнения - двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

Физическое совершенство – высшая степень развития индивидуальных физических способностей.

Физическая рекреация – средства физической культуры, используемые в режиме активного отдыха.

Спорт – специализированный процесс подготовки и участие в соревнованиях.

Двигательная активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

Функциональная подготовленность – состояние систем организма и их реакция на физическую нагрузку.

Жизненно-необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности, обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

 

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

 

Компоненты физической культуры (ФК). Различают ценностные и деятельностные компоненты ФК.

Ценностные компоненты. К ним относятся духовные и материальные ценности, накопленные обществом для физического совершенствования человека.

Духовные ценности составляют теоретическое, научное, методическое наследие ФК (книги, фильмы, звукозаписи, спортивные зрелища и др.).

Материальные ценности составляют учреждения ФК, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и др.

Деятельностные компоненты физической культуры. Формой существования и преумножения ценностей физической культуры является физкультурная деятельность людей. Деятельностные компоненты ФК функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

К деятельностным компонентам ФК относятся:

- Массовая ФК.

- Спорт.

- Оздоровительно-реабилитационная ФК.

Массовая ФК. Массовую ФК образуют деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация. Массовую ФК составляют:

· Физическое воспитание (ФВ). Целью ФВ является формирование физической культуры личности – той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Цель ФВ достигается решением взаимосвязанных задач:

- оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, достижение высокой работоспособности и др.);

- образовательных (приобретение необходимых знаний в области ФК);

- воспитательных (формирование потребности в занятиях, в физическом самосовершенствовании и др.).

· Физическая рекреация. Основными средствами ее являются: туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения.

· Гигиеническая физическая культура (ГФК). Основными средствами ГФК являются:

- Утренняя гимнастика.

- Физические упражнения в режиме дня.

- Прогулки.

Спорт и физическая культура. Физическая культура включает в себя спорт, но некоторые виды спорта выходят за ее рамки. К ним относятся:

- Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов.

- Виды спорта, в которых двигательная активность настолько мала, что не приводит к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.).

Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов.

Оздоровительно – реабилитационная ФК – использование средств физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются:

- Лечебная гимнастика.

- Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.).

 

Физическая культура в ВУЗе

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 года является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Обязательным требованием является соблюдение объема часов, выделенных на учебную дисциплину. Для дисциплины «Физическая культура» он составляет – 400 часов.

Учебная нагрузка распределяется: по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах и по 2 аудиторных часа в неделю на 3-4 курсах с проставлением итоговой оценки.

 

Цель и задачи

 

Цель курса

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

· знание научно - биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Содержание курса

 

Тематика обязательного минимума

В ходе реализации примерной учебной программы «Физическая культура», должно быть полностью обеспечено выполнение содержания теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура»:

· Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

· Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

· Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

· Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

· Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

Разделы программы:

· Теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-

практических знаний и отношение к физической культуре.

· Практический, состоящий из двух подразделов:

- методико-практического, обеспечивающего овладение методикой физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

- учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта практической деятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

· Контрольный, определяющий объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

 

Содержание программы

Содержание программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

· обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ

физической культуры личности;

· вариативный, учитывающий индивидуальность каждого студента,

его мотивы, интересы, потребности, а также местные условия. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

 

Требования к знаниям и умениям студента

Обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса по данной учебной дисциплине:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

· приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

Содержание и формы контроля:

Студенты в каждом семестре (триместре) сдают зачет. В конце обучения проводится итоговая аттестация.

· Текущий контроль - экспертная оценка преподавателя регулярности посещения студентами обязательных учебных занятий, результатов тестов по освоению теоретических и методических знаний, умений и навыков и результатов тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;

· итоговая аттестация - устный опрос (экзамен) по теоретическому и методическому разделам программы (условием допуска к итоговой аттестации является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке на оценку не ниже «удовлетворительно»).

Студенты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса и тематических рефератов.

Физическая подготовленность

В каждом семестре студенты выполняют не более пяти тестов ОФП, включая три обязательных (Таблица 1.).

Средняя оценка по результатам выполнения трех тестов: 3.5 очка – оценивается «отлично», 3,0 очка – «хорошо», 2,0 очка – «удовлетворительно».

Таблица 1.

Тесты/ очки          
Бег 100м, с. (мужчины)   13,2 13,6 14.0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине, к. раз (мужчины)          
Бег 3000 м, мин. с. (мужчины)   12,00 12,35 13,10 13,50 14,30
Бег 100м, с. (женщины) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой, к. раз (женщины)          
Бег 2000 м, мин. с. (женщины) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,15

 

Итоговая аттестация. Окончательная оценкапри итоговой аттестации формируется из оценки уровня выполнения тестов физической подготовленности и результатов устного опроса по теоретическому и методическому разделу программы.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, аттестуются только по результатам устного опроса.

 

Основы организации занятий

Процессом физического воспитания студентов руководит кафедра физического воспитания. В начале каждого учебного года кафедра распределяет студентов по отделениям. Распределение производится после прохождения студентами медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, интересов, физической и спортивной подготовленности.

Учебные отделения делятся на основное, специальное и спортивное.

Основное отделения. В него зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп – 12-15 человек. В основном отделении могут заниматься все студенты, отнесенные к основной медицинской группе.

В типовой Программе по физической культуре для ВУЗов предусмотрено спортивно-ориентированное обучение в группах по видам спорта или видам физических упражнений. Запись в них проводится по желанию и выбору (элективные занятия) студентов.

Специальное отделение. В него зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные к специальной медицинской группе. Численный состав групп – 8-10 человек.

Спортивное отделение. Отделение функционирует вне рамок учебных занятий. В нем работают группы по видам спорта, в которые зачисляются студенты, основной медицинской группы, имеющие хорошую спортивную подготовленность и желающие углубленно заниматься одним из видов спорта. В этих группах, как правило, проводится подготовка сборных команд ВУЗа. Спортивные отделения имеются в тех ВУЗах, где для их функционирования созданы соответствующие условия (наличие спортзалов, оборудования, инвентаря, квалифицированного тренерско-преподавательского состава).

 

Формы занятий

 

На основе государственных стандартов высшего профессионального образования, ВУЗы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

Урочные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах ВУЗа (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

· Теоретические, практические, контрольные;

· Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

· Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

· Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых практических занятиях).

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях, а в спортивном отделении – на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и в свободное время.

Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала.

В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре.

Неурочные занятия. Формы занятий:

· Физические упражнения и рекреационные мероприятия в режиме дня.

· Занятий в спортивных секциях.

· Самодеятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом.

· Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование необходимого объема двигательной активности для нормального функционирования организма.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое понятие является более широким: «Физическая культура» или «Физическое воспитание» и почему?

2. В чем различие между физическим воспитанием и физической подготовкой?

3. Является ли спорт компонентом массовой физической культуры?

4. Почему спорт высших достижений, стрельба, шахматы не являются компонентами физической культуры и не служат средствами физического воспитания студентов?

5. Назовите и охарактеризуйте разделы программы по физическому воспитанию.

6. Назовите три обязательных теста (норматива) по общей физической подготовке для студентов и студенток.

7. Из каких компонентов формируется итоговая оценка по физкультуре?

8. В каких учебных отделениях проводятся занятия физкультурой и спортом? Какие требования предъявляются к студентам для зачисления в эти отделения?

9. Какие формы занятий физкультурой существуют в ВУЗе?

10. В чем суть элективной формы занятий? Все ли студенты могут использовать элективную форму занятий по физическому воспитанию?

 

Литература

1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: АО «Аспект Пресс». 1995.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

3. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12099 № 1025.

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99. № 80-Ф3.

5. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

6. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/ Под общ. Ред. Л.М.Волковой, П.В.Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998. – 153 с.

 

Основные понятия

Организм человека -единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды.

Физиологическая система организма – система органов и тканей, которые функционируют в организме во взаимосвязи друг с другом.

Функциональная система организма – система, образующая взаимосвязь тканей, органов, физиологических систем в определенной деятельности.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

Рефлекс – ответная реакция организма через центральную нервную систему на раздражение рецепторов.

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды.

Саморегуляция – процесс автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора на постоянном уровне.

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик свойств и качеств организма, определяющих его деятельность.

Метаболизм – обмен веществ в организме для энергетического и пластического обеспечения жизнедеятельности.

Утомление – физиологическое состояние в организме человека в процессе физической или умственной работы, Выражающееся в снижении работоспособности, дискоординации регуляторных механизмов, нарушении гомеостаза.

Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных факторов окружающей среды.

Гипоксия – недостаточное содержание кислорода в тканях организма, крови и среде обитания.

Максимальное потребление кислорода (МПК), - наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно тяжелой для него работе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, выдыхаемый после глубокого вдоха.

Легочная вентиляция – максимальный объем воздуха, выдыхаемый после глубокого вдоха.

 

Физические факторы

К физическим факторам относятся все виды электромагнитных колебаний естественного или искусственного происхождения. Самым мощным естественным источником электромагнитных колебаний в природе является Солнце. Неумеренное пребывание на солнце может вызвать ожоги первой или второй степени.

Естественные природные источники электромагнитных излучений (ЭМИ) делятся на две группы. К первой относятся постоянное электрическое и магнитное поле Земли, ко второй – создаваемые космическими источниками радиоволны, а также электрические процессы в атмосфере (например, разряды молний). Разные люди неодинаково реагируют на электромагнитные излучения, так как обладают разной чувствительностью к ним.

Искусственными источниками электромагнитных излучений являются радиостанции, высоковольтные линии электропередач и многие другие передающие средства. Электромагнитные излучения пронизывают все пространство биосферы и воздействуют на все живые организмы. Длительные ЭМИ при высокой плотности потока мощности могут иметь серьезные негативные последствия для состояния здоровья. Особенность этого воздействия заключается в том, что мы не можем их почувствовать, так как природа не создала соответствующих рецепторов (воспринимающих структур). Биологическое действие ЭМИ проявляется в нарушении деятельности нервной и эндокринной систем, защитных реакций организма, нарушении детородной функции.

Химические факторы

Химические вещества широко используются человеком на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие, краски и т.д.). К химическим веществам следует также отнести лекарственные препараты, так как большинство известных лекарственных форм создаются в условиях производства.

Все химические вещества, используемые в быту в небольших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм.

Биологические факторы

С первых дней жизни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Это мир микроорганизмов.

Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы:

1. Безопасные для человека (сапрофиты) – мы с ними постоянно контактируем, но это никогда не вызывает заболеваний.

2. Вредные и опасные для здоровья человека. Встреча с ними всегда чревата развитием инфекционного заболевания.

3.Условно – патогенные. Это микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека. Однако когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления и т.п. они могут вызвать заболевания.

Психические факторы

Факторы внешней среды, имеющие психическую окраску, связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и выражается в гармоничном сочетании сознательного и подсознательного. Единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма и унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям – приспособляемость.

 

Социальные факторы

Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу.

Отличительная особенность человека как социального существа – возможность сознательно и активно влиять как на внешние природные, так и на социально-бытовые условия, во многом определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость.

Человек состоит из двух составляющих: материальной и духовной.

Материальная часть. Тело человека состоит главным образом из кислорода, углерода, азота и водорода. Французский химик Габриэль Бертран подсчитал, что тело человека, весящего 100 кг состоит из: кислорода- 63 кг.; углерода - 19 кг.; водорода - 9 кг.; азота - 5 кг.; кальция - 1 кг.; фосфора - 700г.; серы - 640г.; натрия – 260 г.; калий 220 г.; хлора - 180г.; магния- 40г.; железа 3г.; йода - 0,03г.

Духовность - это субстанция, которая превращает набор химических элементов, то есть наше тело, в существо с гордым именем Человек. Пока человек одухотворен, его энергия неиссякаема. Потенциальная мощь человеческой личности поистине безгранична. Однако использоваться она может лишь в том случае, когда человек понимает, чего он хочет, каково его предназначение.

Организм не может нормально функционировать без цели. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. Наиглавнейшей целью является здоровье. Здоровье это: рождение здорового поколения, оптимистичный стиль жизни, высокопродуктивная трудовая деятельность (учеба, работа), способность с наименьшими потерями переносить неизбежные стрессовые ситуации.

 

Строение тела человека

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и занятий физическими упражнениями.

Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения разнообразных органов тела. Орган – отдельная единица, состоящая из различных тканей с определенной структурой и функцией. Многие из этих органов вместе с их структурами можно сгруппировать в различные системы, которые во взаимодействии осуществляют конкретные функции организма. В конечном счете, все системы организма до мельчайших клеток, участвуют в сохранении здоровья и поддержании организма в состоянии внутреннего равновесия.

В теле человека имеют три основные полости:

· Черепная полость, в которой заключен мозг, и лицо, которое является каркасом для глаз, носа и рта.

· Грудная полость. В ней находятся сердце, крупные кровеносные сосуды, легкие, пищевод.

· Брюшная полость. В брюшной – самой большой полости расположены желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки и др. органы.

Чтобы лучше понять, как различные органы связаны между собой, организм человека изучается по системам – группам органов, функционирующих вместе.

Органы объединены в систему не только потому, что они взаимосвязаны, но и ещё и потому, что это – одни и те же типы тканей.

Организм человека состоит из более 100 триллионов клеток. Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции, называются тканью.

Существует 4 вида ткани:

Эпителиальная - выполняет покровную, защитную, всасывательную, выделительную и секреторную функции.

Соединительная – включает кости и сухожилия, соединяет, поддерживает и расширяет структуры тела.

Мышечная – обладает свойством сокращаться, в результате чего у всего тела и его внутренних структур появляется способность движения. Сердце почти полностью состоит из мышечной ткани.

Нервная (состоит из нервных клеток или нейронов – важнейшая функция, которых – генерирование и проведение нервных импульсов).

Принято выделять следующие функциональные системы организма: костную, нервную, мышечную, сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, систему желез внутренней секреции, анализаторов.

Костная система

Основная функция костной системы – опора и перемещение тела и его звеньев в пространстве. Скелет человека состоит из более 200 костей, в него входят позвоночник, череп, грудная клетка, пояса конечностей и скелет свободных конечностей.

Позвоночник, состоящий из 33-34 позвонков, имеет 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Средний предел прочности позвоночника – 350 кг! Повышение прочности к вертикальным нагрузкам обеспечивают существующие в нормальном позвоночнике физиологические искривления в виде шейного лордоза, грудного кифоза и поясничного лордоза. Наибольшие нагрузки приходятся на поясничные межпозвонковые диски в положение сидя. Так, у человека с массой тела 70 кг четвертый поясничный диск испытывает нагрузку, равную 142 кг, в положении стоя – 99 кг, в положении лежа – 20 кг. Силы давления, действующие на позвоночник, значительно возрастают, если руки человека используются в виде рычага. Подсчитано, что если вытянутой рукой человек поднимает груз в 45 кг, то его поясничный межпозвонковый диск испытывает нагрузку более чем в 750 кг, а если масса груза равна 90 кг, то нагрузка на пятый поясничный диск составляет около 1000 кг! Таковы прочностные характеристики позвоночника современного человека.

Вывод: позвоночник, орган весьма рациональный и прочный, но в силу прямохождения человека он имеет целый ряд слабых позиций, которым не может противостоять. Нежелательные изменения, в позвоночнике являются источником тяжелейших заболеваний, но их можно уменьшить, если систематически заниматься физическими упражнениями.

Мышечная система

У человека насчитывается более 600 различных мышц. Каждое движение тела, от моргания до прыжка, становится возможным благодаря мышцам и сухожилиям – продолжениям мышц, играющим решающую роль в передаче энергии (силы) от мышц к кости, которую они двигают. В основе этих действий лежат очень сложные механизмы, которые делают такие простые движения, как поворот головы, сложной процедурой, вовлекающей в действие мозг, нервы и органы чувств.

Существуют три типа (вида) различных мышц в теле человека.

· Первый тип – скелетные, или произвольно сокращающиеся, или полосатые мышцы. Вместе с костями и сухожилиями они отвечают за все формы произвольных движений человека, таких как, восхождение по лестнице, а также они вовлечены в непроизвольные реакции, известные как рефлексы.

· Второй тип – гладкие мышцы, которые заняты в непроизвольных движениях внутренних органов, таких как кишки и мочевой пузырь.

· Третий тип сердечная мышца, из которой состоит основная часть сердца.

Полосатые мышцы действуют путем укорачивания в длину. Этот процесс называется сокращением мышц. Они могут производить внезапные, взрывные сокращения, которые приводят человека к прыжкам вверх, и могут держать постоянное сокращение, например, чтобы придать телу определенную позу. Распределяются по всему телу, составляя большую часть его веса – до 25 %, даже у новорожденного ребенка.

Гладкая мышца не находится под контролем сознания человека, но отвечает за мышечные сокращения, необходимые для таких процессов, как пищеварение, где ритмические сжимания кишок двигают пищу.

Сердечная мышца имеет структуру, подобную произвольно сокращающимся мышцам, но её волокна короче и толще и образуют плотную сетку.

Нервная система

Нервная система играет важнейшую роль в сенсорном восприятии органов чувств, в ощущении боли и удовольствия, в контроле движений и в регулировании таких функций организма, как, например, дыхание. Эта, самая важная и сложная система человеческого организма играет также жизненно важную роль в развитии речи, мышления и памяти.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, которые полностью контролируют все нервные ткани в других частях тела.

Периферическая нервная система имеет два главных подразделения: соматическую нервную систему, находящуюся под постоянным контролем человека, и вегетативную систему, находящуюся под его бессознательным контролем.

Соматическая система выполняет двойственную задачу: во-первых, собирает информацию об окружающем мире от органов чувств, и по чувствительным волокнам переносить эти сигналы в центральную нервную систему; во-вторых, передает сигналы по двигательным волокнам от центральной нервной системы, к скелетным мышцам, вызывая, таким образом, движение.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов – дыхания, кровообращения, выделения, размножения, желез внутренней секреции и т.д.

Вся вегетативная система контролируется участком головного мозга, называемого гипоталамус. Если, например, уровень содержания кислорода падает из-за физической нагрузки, гипоталамус дает команду вегетативной нервной системе увеличить частоту сердечных сокращений для снабжения организма более богатой кислородом кровью.

Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлексов. Головной и спинной мозг образуют центральный процессор нервной системы. Они получают импульсы по чувствительным волокнам от органов чувств и рецепторов тела, отбирают и анализируют их, а затем по двигательным волокнам посылают команды, вызывающие соответствующую реакцию в мышцах и железах.

У спинного мозга две главные функции: служит двусторонней проводящей системой между головным мозгом и периферической нервной системой и контроль над простой рефлекторной деятельностью.

Кора головного мозга человека состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе.

Напряженность работы головного мозга можно характеризовать следующими данными: имея массу в среднем 1400 г (около 2% массы тела человека), мозг поглощает 18-25% потребляемого всем организмом кислорода. Мозговая ткань потребляет кислорода в 5 раз больше, чем сердце, и в 20 раз больше, чем мышцы. Им используется 60-70% глюкозы, образуемой печенью, что составляет в сутки около 115 г, и это несмотря на то, что по количеству содержащейся крови мозг стоит на одном из последних мест.

При гиподинамии (малоподвижном образе жизни) наиболее часты жалобы на головную боль, слабость, пониженную умственную работоспособность, ухудшение памяти, раздражительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.124 с.)