Культура и методика организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и методика организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма»



Для специальности 1-03-02-01 «Физическая культура»

 

Витебск, 2012


 

 

Программа составлена на основе базовой программы по специализации 1-03 02 01 03 «Физическая культура и методика организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма» для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры лёгкой атлетики и лыжного спорта
    (дата, номер протокола) Заведующий кафедрой П. К. Гулидин (подпись) (И. О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом Учреждения образования «Витебский Государственный Университет имени П. М. Машерова»
    (дата, номер протокола) Председатель   (подпись) (И. О. Фамилия)

Авторы-составители:

Гулидин ПК., к.п.н., доцент, зав. кафедрой легкой атлетики и лыжного спорта; Кривцун В.П., к.п.н., доцент кафедры легкой атлетики и лыжного спорта; Кривцун-Левшина Л.Н., к.с.н., доцент, кафедры легкой атлетики и лыжного спорта.

 

I. Пояснительная записка

 

Практика студентов-выпускников факультета физической культуры и спорта УО «ВГУ им. П.М. Машерова» по специальности «Физическая культура и методика организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма» является важнейшим звеном их профессионально-педагогической подготовки. Она проводится в соответствии с учебным планом факультета физической культуры и спорта в восьмом семестре на протяжении четырёх недель с отрывом от учебных занятий.

Цель практики - совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков в профессионально-педагогической деятельности выпускников в качестве инструкторов-методистов, руководителей физкультурных кружков и клубов, организаторов и исполнителей учебных занятий и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с разновозрастным контингентом населения.

Задачи практики:

· совершенствовать умения и навыки организации и проведения практических занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью в различных физкультурно-оздоровительных и туристских группах;

· ознакомить студентов с различными направлениями ведения массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением (учебно-методическим, агитационно-пропагандистским, организационной работой, принятием управленческих решений, совершенствованием материально-технической базы, и др.);

· совершенствовать умения и навыки организации и проведения, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, праздников, туристских слётов и др.;

· сформировать умения и навыки оптимального дозирования физических нагрузок и контроля за состоянием здоровья во время физультурно-оздоровительных и туристских занятий;

· показать студентам специфику ведения физкультурно-оздоровительной и туристской работы с населением в рыночных условиях (экономическая эффективность, рентабельность и т.п.);

· предоставить возможность студентам практически ознакомиться с планированием, учетом и отчетностью в физкультурных организациях и др.;

· воспитать у студентов интерес к профессии, связанной с физкультурно-оздоровительной и туристской работой.

Объектами практики являются отделы по физической культуре, спорту и туризму администраций районов г. Витебска; ГУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» Железнодорожного района г. Витебска; ГУДО «Центр творчества детей и молодежи» Октябрьского района г. Витебска; ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»; УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №45» г. Витебска.

Для прохождения педагогической практики студенты распределяются в бригады по 6-9 человек. Руководство бригадами осуществляют методисты из числа наиболее опытных преподавателей факультета ФК и С. На основанииприказа, каждая бригада студентов-практикантов закрепляется на время практики за конкретным физкультурно-оздоровительным учреждением, на базе которого он выполняет ее программу и оформляет отчетную документацию.

Содержание программы практики направлено на подготовку специалистов по физической культуре и спорту с последующим присвоением квалификации «инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе и туризму».

 

II. Содержание программы практики

 

1. Эффективность практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в период педпрактики определяется теоретической подготовкой студентов. На этой базе осуществляется изучение практического опыта организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-оздоровительных группах, туристских кружках с учетом состояния здоровья и интересов занимающихся. Педагогическая практика студентов имеет выраженный оздоровительный, обучающий и воспитывающий характер.

2. В течение всего периода прохождения педпрактики студенты самостоятельно выполняют ряд заданий по организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма.

3. Практика студентов начинается с беседы руководителей физкультурных организаций, за которыми закреплены конкретные бригады. Руководители знакомят их со структурой организации, делопроизводством, традициями, успехами, нерешенными проблемами и т.п.

Особое внимание следует уделить ознакомлению студентов с нормативно-правовыми и планирующими документами, регламентирующими физкультурно-оздоровительную и туристскую работу с населением в современных условиях.

3. Студенты должны изучить типовое положение о физкультурно-
оздоровительном клубе, центре, объединении и т.п., туристском клубе или
секции, планирующую документацию (годовой и поурочный план распределения учебного материала, календарный план, план-сценарий, положение о проведении спортивно массовых, физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, сметы расходов на их проведение и др.).

4. В процессе практики студенты становятся членами коллектива физкультурно-оздоровительного учреждения, подчиняются его распорядку, соблюдают все установленные требования и трудовую дисциплину, принимают участие во всех оздоровительных и управленческих мероприятиях.

5. Практика должна способствовать формированию уважения, такта и этики к лицам, имеющим недостатки и отклонения от нормы в физическом и психофизическом развитии в процессе занятий в физкультурно-оздоровительных и туристских группах.

6. В течение первых двух недель практики студент-практикант должен самостоятельно разработать необходимую планирующую документацию в зависимости от направления работы базы практики. За весь период практики в течение 4 недель ему необходимо провести не менее 8 практических занятий (2 в качестве помощника преподавателя или тренера, 6 – самостоятельно) в физкультурно-оздоровительных, туристских группах или не менее 8 массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, или 6 практических занятий и 2 физкультурно-массовых мероприятий и т.п. Всего студент-практикант обязан выполнить за весь период практики не менее 8-ми физкультурно-оздоровительных видов работ. Если установленное количество физкультурно-оздоровительных мероприятий не содержится в календарном плане базы практики, то недостающее их количество необходимо организовать самим студентам-практикантам, самостоятельно или всей бригадой.

В зависимости от особенностей базы педпрактики студент-практикант за весь ее период выполняет следующие виды работ:

2.1. В учреждениях физкультурно-оздоровительной работы с

населением по месту жительства:

· знакомится с задачами и функциями учреждений, спецификой организации их деятельности, структурой и управлением, финансированием, порядком ведения документации, учета и отчетности;

· проводит практические занятия в физкультурно-оздоровительных группах;

· участвует в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;

· самостоятельно планирует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом возраста и состояния здоровья участников;

· ведет врачебно-педагогический контроль и организует самоконтроль занимающихся за своим состоянием здоровья.

 

2.2. В клубе туристов:

· знакомится со структурой и содержанием деятельности туристского клуба или отдела, его уставом и работой актива;

· проводит практические занятия по туризму;

· принимает участие в подготовке и проведении оздоровительных мероприятий по туризму;

· знакомится с инструктивными документами и порядком оформления разрешений на проведение турпоходов;

· знакомится с программой, сценарием и положением о проведении туристских слетов;

· знакомится с учебно-методической литературой по самодеятельному оздоровительному туризму;

· ведет врачебно-педагогический контроль и организует самоконтроль.

2.3. В физкультурно-оздоровительном комбинате или центре:

· знакомится со структурой и организацией деятельности, спецификой планирования, учета и контроля, ведением физкультурно-оздоровительной и учебно-тренировочной работы, методического обеспечения занятий в физкультурно-оздоровительных группах;

· самостоятельно проводит занятия в физкультурно-оздоровительных группах;

· изучает систему финансово-хозяйственной работы;

· ведет врачебно-педагогический контроль и организуют самоконтроль занимающихся за своим состоянием здоровья.

III. Порядок оформления отчетной документации

За период педпрактики студент обязан в соответствии с имеющимся графиком выполнения всех видов работ подготовить и представить методисту не позднее, чем за неделю до ее окончания следующую документацию в рукописном варианте:

1. Индивидуальный план-график работы на период прохождения практики с отметкой методиста или руководителя о выполнении видов работ.

2. Планирующую документацию для физкультурно-оздоровительной или туристской группы (годовой и поурочный планы-графики, конспекты занятий). Подготовка планирующей документации проводится по заданию методиста или руководителя группы. Например:

а) разработка годового плана-графика распределения программного
материала для групп ОФП (муж.40-49 лет), первого года занятий на 2012 год (три занятия в неделю по 60 минут каждое);

б) далее - на основе годового плана-графика разрабатывается поурочный план-график распределения программного материала на период педпрактики;

б) на основе годового и поурочного планов-графиков разрабатываются конспекты занятий и проводятся практические занятия. Одно из них должно быть контрольным.

3. План работы на год коллектива физкультуры, ФОЦа, спортклуба, туристского клуба и др.

4. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.

5. Положение о проведении физкультурно-оздоровительного или туристского мероприятия (дня здоровья, спортивного праздника, туристского слета, соревнований по спортивному ориентированию или туристской технике и т.п.).

6. План подготовки массового физкультурно-спортивного или туристского мероприятия.

7. План-сценарий проведения физкультурно-оздоровительного или туристского мероприятия на основе плана его подготовки.

8. Дневник самоконтроля одного из занимающихся в физкультурно-оздоровительной или туристской группе.

9. Дневник практиканта (с подробным описанием всех видов работ за каждый день практики).

10. Отчет студента о проведении педпрактики (дать оценку результатам
практики, помощи методиста и руководителя, а так же предложения по ее
улучшению).

Итоговая оценка за педпрактику выставляется студенту-практиканту после его отчета и защиты результатов своей деятельности в присутствии студентов бригады, методиста, руководителя практики от физкультурно-оздоровительного или туристского учреждения и его администрации в течение последней недели практики.

Работа практиканта оценивается в зависимости от ее качества. Оценка «десять и девять баллов» выставляется студенту, который на высоком профессиональном уровне выполнил в полном объеме задания по программе, проявил отличные умения и навыки организации и проведения практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; эффективно решал все задачи физкультурно-оздоровительной работы; проявил высокое педагогическое мастерство, творчество, самостоятельность и дисциплинированность.

Оценка «восемь баллов» выставляется студенту, который на хорошем профессиональном уровне выполнил в полном объеме задания по программе, проявил хорошие умения и навыки организации и проведения практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; эффективно решал все задачи физкультурно-оздоровительной работы; проявил в работе хорошее педагогическое мастерство, творчество и самостоятельность, однако не всегда был организован и дисциплинирован; отсутствовал на практике без уважительной причины не более 10% отведенного на нее времени.

Оценка «семь и шесть баллов» выставляется студенту за полное выполнение программы практики. Он проявил хорошие умения и навыки организации и проведения практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; успешно решал основные задачи организации физкультурно-оздоровительной работы и находил способы их решения. Он инициативен, но в проведении отдельных видов физкультурно- оздоровительной работы допустил незначительные ошибки, не всегда был организован и дисциплинирован; отсутствовал на практике без уважительной причины до 20% отведенного на нее времени.

Оценка «пять баллов» выставляется студенту, который полностью выполнил программу практики. Проявил средние умения и навыки организации и проведения практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; на среднем уровне решал задачи организации физкультурно-оздоровительной работы, не всегда находил правильные способы их решения. Он инициативен, но в проведении отдельных видов работы и в оформлении документации допустил методические ошибки; не всегда был организован и дисциплинирован; отсутствовал на практике без уважительной причины до 30% отведенного на нее времени.

Оценка «четыре балла» ставится студенту, который, в основном, выполнил программу практики, однако не обнаружил глубоких теоретических знаний. Он не в полной мере овладел умениями применять полученные теоретические знания на практике, допускал серьезные методические ошибки в планировании и проведении практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; отсутствовал на практике без уважительной причины до 40% отведенного на нее времени.

Оценка «три, два и один балл» выставляется студенту, который не выполнил основные задания программы, не овладел теоретическими знаниями и практическими умениями ставить и решать конкретные задачи по организации и проведению практических занятий в ФОГ или ТГ, физкультурно-оздоровительных мероприятий; пропустил 50% и более времени, отведенного на практику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.021 с.)