Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в



Регулировании работоспособности

Основные понятия

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам; возрастает влияние нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда - это сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека.

Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, силе ее воздействия на организм, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления.

Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления.

Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.

Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния

физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

 

 

4.2. Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние организма студентов

К таким факторам относятся:

· Степень напряженности учебной нагрузки.

· Состояние здоровья.

· Уровень материального обеспечения студентов.

· Уровень знаний.

· Уровень индивидуальной работоспособности.

· Степень удовлетворенности результатами обучения.

· Соблюдение здорового образа жизни.

Влияние этих факторов может быть как положительным, так и негативно сказываться на состоянии организма. Совокупность негативных объективных и субъективных факторов приводит к переутомлению и способствует появлению заболеваний.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на головной мозг. Головной мозг потребляет до 15 – 20% кислорода при массе, составляющей лишь 2 – 2,5% общей массы тела. Это свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем.

Негативно влияют на работу головного мозга и весь организм следующие факторы:

· Длительная сидячая поза. Длительное сидение приводит уменьшению кровоснабжения головного мозга.

· Психическое напряжение. Умственная работа приводит к увеличению содержания адреналина в крови до 20%, а при стрессе до 50 – 300%. Насыщение крови кислородом может снижаться до 80%.

· Утомление.

 

4.3. Динамика работоспособности студентов

Факторы, влияющие на работоспособность студентов:

· Физиологическое состояние: состояние здоровья, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма.

· Окружающая обстановка: освещенность помещения, уровень шума, температура воздуха и др.

· Психическое состояние: самочувствие, настроение, мотивация и др.

· Индивидуальные свойства личности: особенности нервной системы, темперамента.

· Эмоциональное напряжение: похвала, порицание, указания преподавателя.

· Мотивация обучения: значимость данной деятельности.

Изменение работоспособности студента в течение учебного дня.

Выявлено шесть периодов таких изменений:

· Период врабатывания. Постепенное повышение работоспособности (10-15 минут).

· Период оптимальной работоспособности (1,5-3 часа).

· Период полной компенсации. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевыми усилиями.

· Период неустойчивой компенсации. Происходит снижение продуктивности учебной деятельности.

· Период постепенного снижения работоспособности.

· Период резкого снижения работоспособности.

Изменение работоспособности в течение учебной недели.

Динамика умственной работоспособности в недельном цикле характеризуется последовательной сменой ее периодов:

· Период врабатывания в начале недели (понедельник).

· Период оптимальной работоспособности (вторник, четверг).

· Период снижения работоспособности (пятница, суббота).

Изменение работоспособности в учебном году:

· Период врабатывания в первом семестре. Повышение работоспособности происходит в течение первых 3 - 3,5 недель.

· Период устойчивой работоспособности. Продолжительность - до 2,5 месяцев.

· Период снижения (в зачетную неделю) и резкого снижения (в период экзаменов) работоспособности.

· Период врабатывания во втором семестре. Повышение работоспособности происходит в течение 1,5 недели.

· Период устойчивой работоспособности. Период длится до середины апреля.

· Период снижения и резкого снижения (в зачетную неделю и экзаменационную сессию) работоспособности.

 

4.4. Изменения психофизического состояния студентов в период

Экзаменационной сессии

Экзамены служат стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности. В этот период продолжительность самоподготовки доходит до 8-9 часов в день, а интенсивность умственного труда повышается на 86-100%; резко сокращается физическая активность, время пребывания на свежем воздухе, сокращается продолжительность сна.

Характерные признаки изменения состояния организма:

· Увеличение ЧСС (до 120-145 ударов в минуту перед экзаменом).

· Повышение артериального давления (до 155/95 мм. рт. ст.).

· Появление чувства волнения, страха.

· Снижение массы тела (на 1,6-3,4 кг).

Средства физической культуры в регулировании состояния организма в период сессии:

· Активный отдых.

· Организация сна, питания, пребывания на свежем воздухе.

· Упражнения циклического характера с невысокой интенсивностью (бег трусцой, ходьба, ходьба на лыжах, плавание и др.).

· Упражнения с вовлечением большого числа мышц и мышечных групп.

· Утренняя гимнастика.

· Аутогенная тренировка, медитация.

 

4.5. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного дня студентов

Утренняя гимнастика. Уменьшает период врабатывания, повышает настроение, улучшает самочувствие.

Физкультурная пауза. Комплекс упражнений, выполняемый в течение 10 минут проводится после четырех часов занятий. Повышает работоспособность.

Микропауза с применением динамических упражнений (бег на месте, подпрыгивания, общеразвивающие гимнастические упражнения).

Микропауза с упражнениями в положении сидя (изометрические мышечные напряжения).

 

4.6. Контрольные вопросы

1. Что понимается под термином «работоспособность» человека?

2. В чем смысловая разница между терминами «утомление» и «усталость»?

3. Какие факторы негативно влияют на работу головного мозга?

4. Какие факторы влияют на работоспособность студентов?

5. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного дня?

6. Как изменяется работоспособность студента в течение учебной недели?

7. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного года?

8. Назовите характерные признаки изменения состояния организма в период сессии?

9. Какие средства физкультуры регулируют состояние организма студента в период сессии?

10. Какие формы физкультуры используются в течение учебного дня студентов для улучшения работоспособности?

 

Литература

 

1. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2003. - 448 с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, 1994.

3. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М: 1982.

4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 144 с.

 

 

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

1 часть: « Методико-педагогические основы физической подготовки»

Основные понятия

Общая физическая подготовка (ОФП) – педагогический процесс всестороннего физического развития человека.

Специальная физическая подготовка (СФП) – педагогический процесс воспитания физических качеств и функциональных систем организма, необходимых для конкретной спортивной или профессиональной деятельности.

Спортивная подготовка – педагогический процесс целенаправленной подготовки спортсмена к участию в соревнованиях.

Методические принципы физического воспитания (ФВ) – основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач в процессе занятий по ФВ.

Физические упражнения – двигательные действия, используемые в качестве средств физической культуры (ФК).

Методы физического воспитания – способы использования средств ФК, позволяющие решать задачи обучения движениям и развития физических качеств.

Двигательное умение – врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления.

Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

Физические качества – физиологические свойства организма, определяющие уровень двигательных способностей человека.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.014 с.)