Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры вСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Регулировании работоспособности Основные понятия Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам; возрастает влияние нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Психофизиологическая характеристика труда - это сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, силе ее воздействия на организм, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления. Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое. Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.) Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях. Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д. Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
4.2. Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние организма студентов К таким факторам относятся: · Степень напряженности учебной нагрузки. · Состояние здоровья. · Уровень материального обеспечения студентов. · Уровень знаний. · Уровень индивидуальной работоспособности. · Степень удовлетворенности результатами обучения. · Соблюдение здорового образа жизни. Влияние этих факторов может быть как положительным, так и негативно сказываться на состоянии организма. Совокупность негативных объективных и субъективных факторов приводит к переутомлению и способствует появлению заболеваний. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на головной мозг. Головной мозг потребляет до 15 – 20% кислорода при массе, составляющей лишь 2 – 2,5% общей массы тела. Это свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Негативно влияют на работу головного мозга и весь организм следующие факторы: · Длительная сидячая поза. Длительное сидение приводит уменьшению кровоснабжения головного мозга. · Психическое напряжение. Умственная работа приводит к увеличению содержания адреналина в крови до 20%, а при стрессе до 50 – 300%. Насыщение крови кислородом может снижаться до 80%. · Утомление.
4.3. Динамика работоспособности студентов Факторы, влияющие на работоспособность студентов: · Физиологическое состояние: состояние здоровья, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма. · Окружающая обстановка: освещенность помещения, уровень шума, температура воздуха и др. · Психическое состояние: самочувствие, настроение, мотивация и др. · Индивидуальные свойства личности: особенности нервной системы, темперамента. · Эмоциональное напряжение: похвала, порицание, указания преподавателя. · Мотивация обучения: значимость данной деятельности. Изменение работоспособности студента в течение учебного дня. Выявлено шесть периодов таких изменений: · Период врабатывания. Постепенное повышение работоспособности (10-15 минут). · Период оптимальной работоспособности (1,5-3 часа). · Период полной компенсации. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевыми усилиями. · Период неустойчивой компенсации. Происходит снижение продуктивности учебной деятельности. · Период постепенного снижения работоспособности. · Период резкого снижения работоспособности. Изменение работоспособности в течение учебной недели. Динамика умственной работоспособности в недельном цикле характеризуется последовательной сменой ее периодов: · Период врабатывания в начале недели (понедельник). · Период оптимальной работоспособности (вторник, четверг). · Период снижения работоспособности (пятница, суббота). Изменение работоспособности в учебном году: · Период врабатывания в первом семестре. Повышение работоспособности происходит в течение первых 3 - 3,5 недель. · Период устойчивой работоспособности. Продолжительность - до 2,5 месяцев. · Период снижения (в зачетную неделю) и резкого снижения (в период экзаменов) работоспособности. · Период врабатывания во втором семестре. Повышение работоспособности происходит в течение 1,5 недели. · Период устойчивой работоспособности. Период длится до середины апреля. · Период снижения и резкого снижения (в зачетную неделю и экзаменационную сессию) работоспособности.
4.4. Изменения психофизического состояния студентов в период Экзаменационной сессии Экзамены служат стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности. В этот период продолжительность самоподготовки доходит до 8-9 часов в день, а интенсивность умственного труда повышается на 86-100%; резко сокращается физическая активность, время пребывания на свежем воздухе, сокращается продолжительность сна. Характерные признаки изменения состояния организма: · Увеличение ЧСС (до 120-145 ударов в минуту перед экзаменом). · Повышение артериального давления (до 155/95 мм. рт. ст.). · Появление чувства волнения, страха. · Снижение массы тела (на 1,6-3,4 кг). Средства физической культуры в регулировании состояния организма в период сессии: · Активный отдых. · Организация сна, питания, пребывания на свежем воздухе. · Упражнения циклического характера с невысокой интенсивностью (бег трусцой, ходьба, ходьба на лыжах, плавание и др.). · Упражнения с вовлечением большого числа мышц и мышечных групп. · Утренняя гимнастика. · Аутогенная тренировка, медитация.
4.5. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного дня студентов Утренняя гимнастика. Уменьшает период врабатывания, повышает настроение, улучшает самочувствие. Физкультурная пауза. Комплекс упражнений, выполняемый в течение 10 минут проводится после четырех часов занятий. Повышает работоспособность. Микропауза с применением динамических упражнений (бег на месте, подпрыгивания, общеразвивающие гимнастические упражнения). Микропауза с упражнениями в положении сидя (изометрические мышечные напряжения).
4.6. Контрольные вопросы 1. Что понимается под термином «работоспособность» человека? 2. В чем смысловая разница между терминами «утомление» и «усталость»? 3. Какие факторы негативно влияют на работу головного мозга? 4. Какие факторы влияют на работоспособность студентов? 5. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного дня? 6. Как изменяется работоспособность студента в течение учебной недели? 7. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного года? 8. Назовите характерные признаки изменения состояния организма в период сессии? 9. Какие средства физкультуры регулируют состояние организма студента в период сессии? 10. Какие формы физкультуры используются в течение учебного дня студентов для улучшения работоспособности?
Литература
1. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2003. - 448 с. 2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, 1994. 3. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М: 1982. 4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 144 с.
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. 1 часть: «Методико-педагогические основы физической подготовки» Основные понятия Общая физическая подготовка (ОФП) – педагогический процесс всестороннего физического развития человека. Специальная физическая подготовка (СФП) – педагогический процесс воспитания физических качеств и функциональных систем организма, необходимых для конкретной спортивной или профессиональной деятельности. Спортивная подготовка – педагогический процесс целенаправленной подготовки спортсмена к участию в соревнованиях. Методические принципы физического воспитания (ФВ) – основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач в процессе занятий по ФВ. Физические упражнения – двигательные действия, используемые в качестве средств физической культуры (ФК). Методы физического воспитания – способы использования средств ФК, позволяющие решать задачи обучения движениям и развития физических качеств. Двигательное умение – врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления. Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления. Физические качества – физиологические свойства организма, определяющие уровень двигательных способностей человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.007 с.) |