Распределение учебного материала по темам и видам занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение учебного материала по темам и видам занятий



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА..........................................................................  
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ ……………………………………………………………………  
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА…………………………..  
3.1. Рекомендуемая литература (основная, справочная и дополнительная)……………………………………………………………………  
3.2. Перечень методических материалов к техническим средствам контроля знаний и обучения, используемых при преподавании данной дисциплины…………………………………………………..    
3.3. Перечень предшествующих дисциплин (или их основных тем)…..  
3.4. Таблица обеспеченности учебной литературой……………………  
Приложение 1. Методические рекомендации для преподавателя...  
Приложение 2. Методические указания для студентов …………….  
Приложение 3. Описание средств контроля знаний студентов …….  

 

 


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1 Цели преподавания курса

Данная учебная дисциплина раскрывает одну из ведущих сфер конкретного применения менеджмента в любом организованном коллективе, особенно в сфере промышленного производства. Ее цель – вооружить студентов теоретическими знаниями, методическими и практическими навыками в области экономики и социологии труда.

 

1.2. Задачи курса

Задачами в процессе изучения учебного предмета являются:

· овладение студентами основополагающими знаниями в таких областях как организация труда; производительность труда, факторы и резервы его роста; рост производительности труда за счет его интенсивности и за счет производительной силы труда;

· трудовой потенциал работника; рабочая сила как капитал; типы социально-трудовых отношений; формы и системы оплаты труда;

· приобретение практических навыков в сфере измерения и анализа трудовых и социологических показателей и использования их в процессе управления.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИЛА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Труд – понятие и основные характеристики.

Понятие труда. Элементы структуры трудового процесса.

Характер труда и его виды.

Содержание труда. Организационно – технические и социально – экономические аспекты содержания труда.

Изменение характера и содержания труда под влиянием НТП. Интеллектуализация труда.

Производительность труда как основная характеристика его эффективности.

Интенсивность труда и формы ее практического проявления.

Качество труда.

Производственная сила труда.

Управленческий труд и его особенности.

 

Тема 2. Организация труда.

Понятие организации труда на предприятии, ее цели и задачи. Основные направления организации труда.

Понятие производственного, технологического и трудового процесса.

Разделение и кооперация труда – организационно – техническая основа его организации. Виды разделения и кооперации труда на предприятии.

Рабочее место и требования к его рациональной организации.

Условия труда и нормативная база их рационального состояния.

Другие направления организации труда: дисциплина труда, режимы труда и отдыха, производственный инструктаж и др.

Особенности организации управленческого труда.

 

Тема 3. Формы организации труда.

Индивидуальная и коллективная (бригадная) формы организации труда.

Понятие бригады. Виды бригад и их особенности.

Совмещение профессий и функций.

Многостаночное обслуживание и его виды.

Требования к рациональной организации многостаночного обслуживания.

Социально – экономический эффект бригадной формы организации труда, совмещения профессий и функций, многостаночного обслуживания.

 

Тема 4. Производительность труда и основные направления ее факторного роста.

Показатель производительности труда и единицы его измерения.

Количественный путь повышения производительности труда путем интенсификации.

Общественно – необходимая (нормальная) интенсивность труда.

Качественный путь повышения производительности труда путем роста производительной силы труда и ее лучшего использования.

Особенности данных направлений, их преимущества и недостатки.

Производительность общественного и индивидуального труда.

Факторы и резервы роста производительности труда.

 

Тема 5. Методы измерения производительности труда.

Требования к показателям измерения производительности труда.

Натуральный и условно – натуральный методы измерения производительности труда.

Трудовой метод измерения производительности труда

Технологическая, производственная и полная трудоемкость.

Стоимостной метод измерения производительности труда и ее разновидности.

Индексы переменного и постоянного (фиксированного) состава.

Среднечасовая, среднечасовая и среднегодовая (квартальная, месячная)

Выработки. Их соотношение и взаимосвязь с отработанным временем.

 

Тема 6. Организация заработной платы на предприятии.

Сущность заработной платы и структура доходов современного работника и принципы ее организации.

Элементы организации заработной платы – нормирование труда, тарифная система, формы и системы заработной платы.

Норма труда и ее виды.

Тарифная система и ее структурные элементы.

Тарифные коэффициенты, тарифные разряды и тарифные ставки.

Повременная форма оплаты труда и условия ее эффективности. Простая повременная и повременно-премиальная системы заработной платы.

Сдельная форма оплаты труда и условия ее эффективности. Простая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная системы заработной платы.

Особенности коллективной (бригадной) сдельной оплаты труда.

Оплата труда руководителей, специалистов и других служащих.

 

Тема 7. Трудовой потенциал.

Понятие «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».

Компоненты трудового потенциала и их характеристика на современном этапе развития общества.

Трудовой потенциал в системе факторов социально-трудовых отношений элементов производительной силы труда.

Компоненты трудового потенциала в системе факторов качества жизни.

Человеческий капитал в рыночной экономике.

 

Тема 8. Основные типы социально-трудовых отношений (СТО) и их содержание.

Понятие СТО и их субъекты. Типы СТО.

Патернализм и его сущность. Советский, японский и арабский виды патернализма.

Партнерство и его сущность. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства. Синергетический эффект и синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных системах.

Солидарность и ее сущность. Групповая и корпоративная солидарность.

Субсидиарность и ее сущность. Субсидиарность и другие типы СТО.

Конкуренция: виды и сферы проявления. Эффект конкуренции.

Конструктивные и деструктивные типы СТО. Конфликт как крайняя форма выражения противоречий в СТО. Контсруктивность и деструктивность в конфликтах.

Отчуждение как деструктивная форма отношения к труду. Последствия отчуждения.

Профессиональная этика. Девиантное поведение.

Дискриминация – ее виды и формы.

 

 


Распределение учебного материала по темам и видам занятий

Номера и наименования тем Дневная форма обучения Очно-заочная форма обучения
  Всего час. уч. занятий В т.ч. аудит. занятий Из них по видам занятий Самостоятельная работа Всего час. уч. занятий В т.ч. аудит. занятий Из них по видам занятий Самостоятельная работа
Лекции Лаб. зан. Лекции Лаб. зан.
Тема 1. Труд – понятие и основные характеристики.         -         -
Тема 2. Организация труда.                    
Тема 3. Формы организации труда.         -         -
Тема 4. Производительность труда и основные направления ее факторного роста.                    
Тема 5. Методы измерения производительности труда.                    
Тема 6. Организация заработной платы на предприятии.                    
Тема 7. Трудовой потенциал.                    
Тема 8.Основные типы социально-трудовых отношений (СТО) и их содержание.                    
ИТОГО:                    
                       

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

(Дневная и очно-заочная форма обучения)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические рекомендации для преподавателя

1.1. Основными методами обучения являются:

Лекции, семинарские занятия, лабораторные работы по решению практических задач, самостоятельная работа студентов.

Практические задачи целесообразно применять в разделах, связанных с разделением труда и методами измерения его производительности и расчетами заработной платы.

Так как без разделения труда невозможно определить количество и виды рабочих мест, численность персонала по профессиям и квалификациям, то практическое задание и направлено на то, чтобы показать это.

В результате усваивается и теоретическое положение темы «Организация труда» - разделение и кооперация труда являются организационно-технической основой его организации.

Для выполнения этого практического задания необходимо в первой теме учебного курса при рассмотрении общей характеристики производительности труда раскрыть понятие трудоемкости работ и единицы продукции.

 

1.2.Особенности лекционного изложения:

- в теме 4 при изучении двух основных направлений роста производительности труда показать это наглядно на основе закономерностей обычной математической дроби (, где М – объем выполненной работы, Т – трудозатраты), раскрыв лишь особенности факторного обеспечения роста числителя (М) и уменьшения знаменателя (Т);

- в теме 5 сосредоточить внимание на том, что все методы измерения производительности труда имеют общий алгоритм расчёта, а их разнообразие направлено на достижение точности и сопоставимости роста производительности труда с учётом специфики производства.

 

1.3. Содержание практических занятий.

Лабораторное занятие № 1.

 

Тема: Труд – понятие и основные характеристики.

1. Понятие труда и структурные элементы его процесса.

2. Характер труда и его виды.

3. Содержание труда6 организационно – техническая и социально – экономическая стороны его выражения.

4. Производительность труда как показатель его эффективности.

5. Интенсивность труда и основные формы ее выражения.

6. Качество труда.

7. Производительная сила труда и ее структурные компоненты.

 

Лабораторное задание №2

Тема: Организация труда.

1. Понятие организации труда и её основные направления.

2. Разделение и кооперация труда и их виды.

3. Понятие рабочего места и факторы его рациональной организации.

4. Виды обслуживания рабочих мест.

5. Условия труда и образующие их факторы.

6. Другие направления организации труда.

 

Лабораторное занятие № 3.

 

Тема: Организация труда.

Решение конкретной ситуации по разделению и кооперации труда.

Дано: 1. Технология изготовления изделия.

2. Нормативная трудоемкость изготовления изделия.

3. Годовой выпуск изделия.

Требуется: Показать порядок определения численности основных рабочих по профессии и квалификации и количества рабочих мест. При необходимости можно использовать собственные условные единицы измерения.

 

Лабораторное занятие № 4.

 

Тема: Формы организации труда.

1. Отличия в совмещении функций и совмещение профессий и условия их применения.

2. Необходимость бригадной формы организации труда, виды и особенности бригад.

3. Виды и рациональная организация многостаночного обслуживания.

4. Социально – экономический эффект от совмещения функций и профессий и многостаночного обслуживания.

 

Лабораторное занятие № 5.

 

Тема: Производительность труда и основные направления ее факторного роста.

  1. Интенсификация труда – ее преимущества и недостатки.
  2. Коэффициент использования рабочего времени как показатель интенсивности труда.
  3. Нормальная (общественно необходимая) интенсивность труда.
  4. Снижение трудоемкости – качественный рост производительности труда. Его преимущества и недостатки.
  5. Компоненты производительной силы труда как факторы качественного роста его производительности.

 

Лабораторное задание № 6

 

Тема: Методы измерения производительности труда.

Решение практической задачи.

Дано: Годовые выпуски продукции предприятия характеризуются следующими результатами:

2004 г. 2005 г.

Продукция А – 2000 Продукция А – 2500

Продукция Б – 1500 Продукция Б – 1000

Продукция В – 1000 Продукция В – 1200

_________________ ________________

Численность промышленно- Численность промышленно-

- производственного -производственного

персонала – 500 чел. персонала – 550 чел.

 

Требуется: 1. Выбрать самостоятельно условный вид продукции и проставить единицы его измерения;

2. Установить самостоятельно необходимые дополнительные показатели с единицами их измерения для указанных видов продукции;

3. Рассчитать динамику изменения производительности труда за указанный период по методу:

а) условно-натуральному

б) стоимостному

в) чистой продукции

г) условно-чистой продукции

д) трудовому.

 

Лабораторное занятие № 7

 

Тема: Методы измерения производительности труда.

Решение практической задачи.

Дано: Промышленное объединение, имеющее в своем составе три самостоятельных предприятия, получила следующие показатели роста производительности труда, измерение в каждом из них своим, отличающимся от других методом:

 

Предприятие А Предприятие Б Предприятие В

110% 115% 105%

Численность Численность Численность промышленно- промышленно- промышленно-

производственного производственного производственного

персонала – 1000 чел. Персонала – 1500 чел. Персонала – 2000 чел.

 

Требуется: Применяя индекс постоянного состава определить рост производительности труда по объединению в целом.

 

Лабораторное занятие № 8

 

Тема: Трудовой потенциал.

  1. Понятие «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».
  2. Компоненты трудового потенциала и их характеристика.
  3. Трудовой потенциал как элемент производственной силы труда и факторов социально-трудовых отношений.
  4. Трудовой потенциал в системе факторов качества жизни.
  5. Человеческий капитал в рыночной экономике.

 

Лабораторное занятие № 9

Тема: Основные типы социально-трудовых отношений (сто) и их содержание.

1. Понятие сто и их субъекты. Типы СТО.

2. Содержание и отличительные характеристики, преимущества и недостатки таких СТО как: патернализм, партнёрство, солидарность, конкуренция, дискриминация, субсидиарность.

3. Конфликтные отношения. Конструктивность и деструктивность в конфликтах.

4. Отчуждение в системе СТО и его последствия.

5. Девиантное поведение и его влияние на СТО.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методические указания для студентов

 

2.1. Методические советы студенту.

1. При изучении определённой темы или отдельного её вопроса учебного курса необходимо, прежде всего, чётко осмыслить следующее:

  • Какому явлению (характеристики, показателю и т.п.) посвящен данный учебный материал;
  • Для каких целей знание об этом необходимо в данном учебном курсе;
  • Как оно связано с предыдущим знанием (учебным материалом);
  • Каковы сущностные характеристики, единицы измерения и факторные связи изучаемого явления;
  • Какими аргументами они обоснованы.

2.Стремиться не заучивать понятия, принципы, требования и т.п., а выявлять и запоминать их сущность (отличительные) характеристики, зная последние легко сформулировать их собственными словами.

3. Помнить, что мало знать учебный материал, надо уметь его логично и грамотно излагать. Как в устной, так и в письменной форме.

4. В устных ответах и письменных работах употреблять только такие слова (термины, иностранные слова и т.п.), значение которых вы знаете.

5. При решении практических письменных задач чётко обозначать и расшифровывать значение всех используемых параметров и единицы их измерения, а также единицы их измерения, получаемые в процессе подстановки и расчётов промежуточных и конечных данных. В задачи оценивается не сами количественные данные, а правильность алгоритма их получения, вводимых параметров и единиц измерения.

Задача может выполняться без конкретных расчётом с показом лишь этапов и подстановок хода таких расчётов.

 

2.2. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы.

 

Тема 1. Труд – понятие и основные характеристики.

1. Какими признаками отличается трудовая деятельность от не трудовой деятельности?

2. Из каких структурных элементов состоит процесс труда?

3. чем отличается процесс умственного и физического труда?

4. Что такое характер труда?

5. Назовите виды труда по характеру и укажите их особенности?

6. Что составляет организационно-техническую и социально-экономическую стороны содержания труда?

7. Что такое производительность труда, и какой формулой она выражается?

8. Связь производительности труда с её трудоёмкостью работы. Формула трудоёмкости единицы работы (продукции).

9. Что такое интенсивность труда и в чём она выражается в реальном трудовом процессе?

10. Что такое сложность (качество) труда и где она используется на практике?

11. Производительная сила труда и её структурные составляющие?

 

Тема 2. Организация труда

  1. Понятие технологического, трудового и производственного процессов, их отличительные особенности;
  2. По каким основным признакам отличается организованный труд от не организованного труда?
  3. Является ли совершенствование техники и технологии мероприятием организации труда?
  4. Сформулируйте понятие организации труда;
  5. Перечислите все направления составляющие организацию труда;
  6. Что такое разделение и кооперация труда, и какие их виды существуют?
  7. Почему разделение труда является организационно-технической основой его организации?
  8. Границы разделения труда – их содержание и виды;
  9. Понятие рабочего места. Виды рабочих мест. Направления рациональной организации рабочих мест. Обслуживание рабочих мест.
  10. Что такое условие труда? Какие факторы образуют физические условия труда, и какими нормативами они определяются?
  11. Другие направления организации труда.

 

Тема 3. Формы организации труда.

  1. Чем отличается индивидуальная и коллективная форма организации труда?
  2. Какие факторы определяют необходимость применения коллективной (бригадной) формы организации труда?
  3. Виды бригад и их особенности
  4. Что такое совмещение функций и профессий, и в каких случаях они применяются?
  5. Многостаночное обслуживание и их виды. Требования обоснованной организации многостаночного обслуживания.
  6. За счёт чего достигается социально-экономический эффект от совмещения функций, профессий, многостаночного обслуживания и в чём он выражается?

 

Тема 4. Производительность труда и основные направления её факторного роста.

  1. По общей формуле производительности труда выведите и обоснуйте три возможных направления её роста.
  2. Какие факторы обеспечивают два принципиально различных направления роста производительности труда и в чём их различия?
  3. Какие преимущества и недостатки этих двух направлений?
  4. Что такое нормальная интенсивность труда?
  5. Как Вы понимаете термин «живой» и «прошлый» труд и производительность какого труда измеряется на предприятие?
  6. В каких единицах могут измеряться объём выполненной работы и трудозатраты?
  7. Соотношение затрат прошлого и живого труда на различных стадиях его технической вооружённости?
  8. Что такое абсолютный и относительный показатель производительности труда, и в каких единицах они выражаются?
  9. Факторы и резервы роста производительности труда

 

Тема 5. Методы измерения производительности труда.

  1. Почему применяется не один, а несколько методов?
  2. По какому признаку различают методы?
  3. В чём заключается особенность каждого метода, их преимущества и недостатки?
  4. При помощи, каких критерий происходит пересчёт объёма выполненной работы в условно-натуральном методе, и в каких единицах измеряются эти критерии?
  5. Что такое индексы переменного и постоянного состава, и где они применяются?
  6. Что означает термин «структурные сдвиги производства»?
  7. Что такое технологическая производственная и полная трудоёмкость?
  8. Как рассчитываются среднечасовая, среднедневная среднегодовая (квартальная, месячная) выработки?

 

Тема 6. Организация заработной платы на предприятии.

  1. Структура денежных доходов населения страны
  2. Сущность и принципы заработной платы.
  3. Структура заработной платы.
  4. На каких основных элементах базируются организация заработной платы, и в чём заключается их функциональное назначение?
  5. Из чего, в свою очередь, указанные элементы, и каково назначение их составляющих?
  6. В чём отличия доплат от надбавок?
  7. Какова роль тарифных коэффициентов?
  8. Как определяются тарифные ставки для работ различной сложности и работников разной квалификации?
  9. Какие существуют формы и системы заработной платы, в чём их особенности?
  10. Как определяются средний тарифный коэффициент, средняя тарифная ставка и средний тарифный разряд?

 

Тема 7. Трудовой потенциал.

1. В чем отличие понятий «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал»?

2. Какие компоненты составляют трудовой потенциал?

3. Какими факторами определяется состояние каждого компонента трудового потенциала?

4. Каковы основные принципы протестантской этики?

5. Почему протестантство выбрано в качестве доказательства связи нравственности с социально-экономическими достижениями общества?

6. В чем суть теории пассионарности Л.Н. Гумилева?

7. Как влияет пассионарность на развитие экономики?

8. Какими критериями оценивается творческий потенциал человека, трудового коллектива и страны?

9. Назовите основные характеристики трудового потенциала нашей страны по каждому компоненту.

 

Тема 8. Основные типы социально-трудовых отношений и их содержание.

1. Что характеризуют социально-трудовые отношения?

2. Назовите субъекты социально-трудовых отношений?

3. Кто может быть работодателем?

4. В чем отличия патернализма от партнерства и субсидиарности?

5. Что может объединять людей в производственных системах?

6. Чем характеризуется отчуждение как форма отношения к труду?

7. Каковы последствия отчуждения для предприятия и общества?

8. Как преодолеть отчуждение?

9. В чем сущность обогащения труда?

10. Чем характеризуются отношения социального партнерства?

11. Расскажите об истории развития идей социального партнерства?

12. П. Сорокин об условиях устойчивости социальных систем?

13. В чем сущность эгалитарной политики заработной платы?

14. Каковы основные аспекты справедливости в социально-трудовых отношениях?

15. Как влияет экономическая идеология на рост преступности?

16. В чем проявляется экономическая эффективность доверия?

17. Раскройте основные предпосылки девиантного поведения.

18. Назовите основные направления профилактики девиантного поведения на предприятиях.

 

2.3. Темы рефератов

 

  1. Здоровье как важнейший компонент трудового потенциала человека, коллектива, общества;
  2. Нравственность и ее роль в социально-экономической жизнедеятельности общества;
  3. Влияние образования на состояние экономики;
  4. Профессионализм – сущность, факторы, современное состояние;
  5. Активность как потенциал развития общества;
  6. Творческий потенциал – критерии оценки к личности, трудовому коллективу, стране;
  7. Организованность и ее связь с успехами личности, коллектива, общества;
  8. ресурсы рабочего времени;
  9. Теория пассионарности в работе Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли» (Л., 1990);
  10. Протестантская этика и ее социально-экономические успехи;
  11. Человеческий капитал в условиях товарно-рыночных отношений;
  12. Трудовой потенциал как элемент производительной силы труда;
  13. Трудовой потенциал как фактор социально-трудовых отношений;
  14. Современное состояние рабочей силы (на примере г. Санкт-Петербурга);
  15. Современное состояние рабочей силы (на примере РФ);
  16. Образовательный уровень населения Санкт-Петербурга и факторы его определяющие;
  17. Творческий потенциал трудовых ресурсов г. Санкт-Петербурга и состояние, уровень использования и пути роста;
  18. Творческий потенциал трудовых ресурсов страны – состояние, уровень использования, пути роста;
  19. Патернализм и его особенности в разных странах мира;
  20. Партнерство и солидарность как конструктивные типы социально-трудовых отношений;
  21. Конструктивные и деструктивные характеристики конфликтных отношений;
  22. Дискриминация и ее современные проявления;
  23. Конкуренция как механизм развития общества;
  24. Девиантное поведение и его основные современные характеристики;
  25. Отчуждение – формы, причины, последствия, меры предупреждения;
  26. Способы консолидации персонала в организационных системах;
  27. Субсидиарность и ассертивность в социально-трудовых отношениях;
  28. Факторы синергетического эффекта и «х»-эффективности в современных условиях страны;
  29. Правовые основы социально-трудовых отношений;
  30. Совершенствование управления персоналом по эффективному развитию и использованию трудового потенциала и социально-трудовых отношений.

Приложение 3

Описание средств контроля знаний студентов

Текущий оперативный контроль осуществляется средствами: индивидуального учета посещения учебных занятий, оценки качества участия в лабораторных занятиях, оценки выполнения практических и контрольных работ.

Предэкзаменационный контроль проводится с помощью компьютерной аттестации.

 

3.1. Вопросы для экзамена

 

1. Основные характеристики отличия трудовой деятельности от нетрудовой.

2. Постоянные элементы процесса труда и их значение в его эффективности.

3. Дифференциация труда на его виды по характеру и содержанию.

4. Роль средств труда и предметов труда в изменении характера и содержания труда под воздействием НТП.

5. Интеллектуализация труда и факторы ее определяющие.

6. Факторы, определяющие содержательность труда.

7. Цели, задачи и основные направления организации труда на предприятии.

8. Виды разделения и кооперации труда на предприятии.

9. Рабочее место и требования к его рациональной организации.

10.Факторы, определяющие условия труда, и критерии, по которым устанавливается их рациональность.

11.Особенности управленческого труда и его организации.

12.Влияние производительной силы труда, интенсивности труда на его производительность.

13.Производительность общественного и индивидуального труда - сущностные различия, сферы и условия использования показателей.

14.Основной признак, лежащий в основе различия методов измерения производительности труда. Факторы, определяющие их разнообразие.

15.Виды и подвиды методов измерения производительности труда, их особенности, преимущества и недостатки, различия в измеряемых критериях.

16.Индексы переменного и постоянного состава - их сущность и условия использования.

17.Назначение и особенности показателей среднечасовой, среднедневной, среднемесячной и т.д. выработки.

18.Бригада как коллективная форма организации труда. Виды бригад.

19.Совмещение функций и профессии.

20.Многостаночное обслуживание и его виды.

21.Влияние социологических факторов на трудовую деятельность коллектива.

22.Факторы и резервы роста производительности труда.

23.Отношение к труду и фактор его производительности.

24. Отчужденность и формы ее выражения. Причины отчужденности.

25.Социально-трудовые отношения и их субъекты. Предметы социально-трудовых отношений на различных этапах жизнедеятельности человека.

26.Адаптация работников.

27. Типы социально-трудовых отношений, их преимущества и недостатки.

28. Методы, солидаризирующие трудовой коллектив.

29. Девиантное поведение – сущность, факторы, современное состояние.

30. Значение синергетического эффекта и субсидиарности в современном обществе.

31. Ассертивность и ее основные характеристики.

32. Понятия «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал». Компоненты трудового потенциала.

33.Нравственность и ее экономическое значение. Принципы протестантской этики.

34. Активность и ее экономическое значение. Сущность теории пассионарности Л.Н. Гумилева.

35. Роль трудового потенциала в изменении производительности труда и состоянии социально-трудовых отношений.

 

3.2. Тест для компьютерной аттестации студентов

1. Производительность труда – это показатель:

· его производительной силы

· его результативности и эффективности

· количества, затраченного на работу времени

· его напряженности

 

2. Показатель производительности труда – это:

· трудозатраты, помноженные на объем продукции (работы)

· трудозатраты, поделенные на объем продукции (работы)

· количество работников, поделенных на объем продукции (работы)

· объем продукции (работы), поделенный на трудозатраты

 

3. Трудоемкость единицы продукции – это:

· количество часов рабочего времени, требуемое на изготовление одного изделия

· объем работы, приходящейся на одного работника

· объем работы, выполняемой за 1 час рабочего времени

· численность работников, занятых изготовлением одного изделия

 

4. Увеличение трудоемкости единицы продукции при неизменных других факторах:

· увеличивает производительность труда

· снижает производительность труда

· оставляет ее неизменной

· может снижать, а может и повышать производительность труда

 

5. При росте производительности труда за счет его интенсивности:

· снижается трудоемкость продукции

· снижается стоимость единицы продукции (работы)

· возрастает объем выполненной работы

· повышается трудоемкость продукции

 

6. При росте производительности труда за счет качественных факторов (росте производительной силы труда):

· повышается трудоемкость продукции

· снижается трудоемкость продукции

· трудоемкость продукции остается неизменной

· стоимость единицы продукции остается неизменной

· стоимость единицы продукции увеличивается

 

7. Среднесписочная численность персонала – это:

· численность, приходящаяся на начало измеряемого периода времени

· численность, приходящаяся на конец измеряемого периода времени

· численность, приходящаяся на середину измеряемого периода времени

· расчетная численность работников, полностью отработавших измеряемый период времени

 

8. В каких единицах учитывается объем выполненной работы в трудовом методе определения производительности труда?

· в рублях

· в натуральных показателях

· в нормочасах

· в фактических человекочасах

 

9. В каких единицах учитываются трудозатраты в трудовом методе определения производительности труда?

· в человекочасах

· в нормочасах

· среднесписочной численностью персонала

· численностью, непосредственно выполняющих данную работу

 

10. Измеряя производительность труда на предприятии, результативность какого вида труда мы определяем?

· овеществленного

· живого и овеществленного

· прошлого

· живого

 

11. Какой метод измерения производительности труда наиболее точен?

· стоимостной

· натуральный

· трудовой

· метод НСО

 

12. Измерение производительности труда по НСО, чистой и условно-чистой продукции к каким группам методам относится?

· натуральным

· трудовым

· стоимостным

· собственным по названиям

 

13. При оценке роста производительности труда по трудовому методу какая трудоемкость единицы продукции используется при подсчете объема выполненной работы за отчетный период?

· фактическая базисного периода

· нормативная отчетного периода

· фактическая отчетного периода

· нормативная базисного периода

 

14. При увеличении доли основных рабочих в составе персонала предприятия при других неизменных как факторах изменится производительность труда по предприятию в целом?:

· уменьшится

· останется неизменной

· увеличится

· зависит от производственных условий

 

15. При сокращении иных, кроме основных рабочих, категорий персонала предприятия и неизменности других факторов производительность труда по предприятию:

· уменьшится

· увеличится

· останется неизменной

· зависит от производственных условий

 

16. Сокращение потерь рабочего времени:

· снижает трудоемкость единицы продукции

· снижает стоимость единицы продукции

· увеличивает трудоемкость единицы продукции

· увеличивает объем выпускаемой продукции

 

17. Как изменяется стоимость единицы продукции при росте производительности труда за счет снижения ее трудоемкости?:

· снижается

· увеличивается

· не изменяется

· зависит от производственных условий

 

18. Если освободившееся рабочее место уволившегося работника немедленно заменяется работником такой же квалификации, то, как это, всего вероятнее, скажется на производительности его труда?

· не изменится

· увеличится

· уменьшится

· зависит от многих факторов

 

19. Какие элементы организации заработной платы на предприятии дают возможность измерять затраты труда?

· тарифная система

· формы и системы заработной платы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.309 с.)