Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательная тематика теоретического раздела

Поиск

На лекционный курс теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» отводится 26 часов.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов (2 часа).

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа).

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в

обеспечении здоровья (2 часа).

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и

интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в

регулировании работоспособности (2 часа).

Тема 5.Общая физическая и спортивная подготовке в системе физического

воспитания (4 часа).

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями (2 часа).

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем

физических упражнений (2 часа).

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или

системой физических упражнений (2 часа).

Тема 9. Контроль и самоконтроль занимающихся физической

культурой и спортом (2 часа).

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

(2 часа).

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста (2 часа).

Физическая подготовленность

В каждом семестре студенты выполняют не более пяти тестов ОФП, включая три обязательных (Таблица 1.).

Средняя оценка по результатам выполнения трех тестов: 3.5 очка – оценивается «отлично», 3,0 очка – «хорошо», 2,0 очка – «удовлетворительно».

Таблица 1.

Тесты/ очки          
Бег 100м, с. (мужчины)   13,2 13,6 14.0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине, к. раз (мужчины)          
Бег 3000 м, мин. с. (мужчины)   12,00 12,35 13,10 13,50 14,30
Бег 100м, с. (женщины) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой, к. раз (женщины)          
Бег 2000 м, мин. с. (женщины) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,15

 

Итоговая аттестация. Окончательная оценкапри итоговой аттестации формируется из оценки уровня выполнения тестов физической подготовленности и результатов устного опроса по теоретическому и методическому разделу программы.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, аттестуются только по результатам устного опроса.

 

Основы организации занятий

Процессом физического воспитания студентов руководит кафедра физического воспитания. В начале каждого учебного года кафедра распределяет студентов по отделениям. Распределение производится после прохождения студентами медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, интересов, физической и спортивной подготовленности.

Учебные отделения делятся на основное, специальное и спортивное.

Основное отделения. В него зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп – 12-15 человек. В основном отделении могут заниматься все студенты, отнесенные к основной медицинской группе.

В типовой Программе по физической культуре для ВУЗов предусмотрено спортивно-ориентированное обучение в группах по видам спорта или видам физических упражнений. Запись в них проводится по желанию и выбору (элективные занятия) студентов.

Специальное отделение. В него зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные к специальной медицинской группе. Численный состав групп – 8-10 человек.

Спортивное отделение. Отделение функционирует вне рамок учебных занятий. В нем работают группы по видам спорта, в которые зачисляются студенты, основной медицинской группы, имеющие хорошую спортивную подготовленность и желающие углубленно заниматься одним из видов спорта. В этих группах, как правило, проводится подготовка сборных команд ВУЗа. Спортивные отделения имеются в тех ВУЗах, где для их функционирования созданы соответствующие условия (наличие спортзалов, оборудования, инвентаря, квалифицированного тренерско-преподавательского состава).

 

Формы занятий

 

На основе государственных стандартов высшего профессионального образования, ВУЗы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

Урочные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах ВУЗа (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

· Теоретические, практические, контрольные;

· Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

· Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

· Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых практических занятиях).

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях, а в спортивном отделении – на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и в свободное время.

Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала.

В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре.

Неурочные занятия. Формы занятий:

· Физические упражнения и рекреационные мероприятия в режиме дня.

· Занятий в спортивных секциях.

· Самодеятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом.

· Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование необходимого объема двигательной активности для нормального функционирования организма.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое понятие является более широким: «Физическая культура» или «Физическое воспитание» и почему?

2. В чем различие между физическим воспитанием и физической подготовкой?

3. Является ли спорт компонентом массовой физической культуры?

4. Почему спорт высших достижений, стрельба, шахматы не являются компонентами физической культуры и не служат средствами физического воспитания студентов?

5. Назовите и охарактеризуйте разделы программы по физическому воспитанию.

6. Назовите три обязательных теста (норматива) по общей физической подготовке для студентов и студенток.

7. Из каких компонентов формируется итоговая оценка по физкультуре?

8. В каких учебных отделениях проводятся занятия физкультурой и спортом? Какие требования предъявляются к студентам для зачисления в эти отделения?

9. Какие формы занятий физкультурой существуют в ВУЗе?

10. В чем суть элективной формы занятий? Все ли студенты могут использовать элективную форму занятий по физическому воспитанию?

 

Литература

1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: АО «Аспект Пресс». 1995.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

3. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12099 № 1025.

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99. № 80-Ф3.

5. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

6. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/ Под общ. Ред. Л.М.Волковой, П.В.Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998. – 153 с.

 

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Основные понятия

Организм человека -единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды.

Физиологическая система организма – система органов и тканей, которые функционируют в организме во взаимосвязи друг с другом.

Функциональная система организма – система, образующая взаимосвязь тканей, органов, физиологических систем в определенной деятельности.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

Рефлекс – ответная реакция организма через центральную нервную систему на раздражение рецепторов.

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды.

Саморегуляция – процесс автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора на постоянном уровне.

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик свойств и качеств организма, определяющих его деятельность.

Метаболизм – обмен веществ в организме для энергетического и пластического обеспечения жизнедеятельности.

Утомление – физиологическое состояние в организме человека в процессе физической или умственной работы, Выражающееся в снижении работоспособности, дискоординации регуляторных механизмов, нарушении гомеостаза.

Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных факторов окружающей среды.

Гипоксия – недостаточное содержание кислорода в тканях организма, крови и среде обитания.

Максимальное потребление кислорода (МПК), - наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно тяжелой для него работе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, выдыхаемый после глубокого вдоха.

Легочная вентиляция – максимальный объем воздуха, выдыхаемый после глубокого вдоха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.009 с.)