Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

Поиск

 

Компоненты физической культуры (ФК). Различают ценностные и деятельностные компоненты ФК.

Ценностные компоненты. К ним относятся духовные и материальные ценности, накопленные обществом для физического совершенствования человека.

Духовные ценности составляют теоретическое, научное, методическое наследие ФК (книги, фильмы, звукозаписи, спортивные зрелища и др.).

Материальные ценности составляют учреждения ФК, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и др.

Деятельностные компоненты физической культуры. Формой существования и преумножения ценностей физической культуры является физкультурная деятельность людей. Деятельностные компоненты ФК функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

К деятельностным компонентам ФК относятся:

- Массовая ФК.

- Спорт.

- Оздоровительно-реабилитационная ФК.

Массовая ФК. Массовую ФК образуют деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация. Массовую ФК составляют:

· Физическое воспитание (ФВ). Целью ФВ является формирование физической культуры личности – той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Цель ФВ достигается решением взаимосвязанных задач:

- оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, достижение высокой работоспособности и др.);

- образовательных (приобретение необходимых знаний в области ФК);

- воспитательных (формирование потребности в занятиях, в физическом самосовершенствовании и др.).

· Физическая рекреация. Основными средствами ее являются: туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения.

· Гигиеническая физическая культура (ГФК). Основными средствами ГФК являются:

- Утренняя гимнастика.

- Физические упражнения в режиме дня.

- Прогулки.

Спорт и физическая культура. Физическая культура включает в себя спорт, но некоторые виды спорта выходят за ее рамки. К ним относятся:

- Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов.

- Виды спорта, в которых двигательная активность настолько мала, что не приводит к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.).

Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов.

Оздоровительно – реабилитационная ФК – использование средств физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются:

- Лечебная гимнастика.

- Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.).

 

Физическая культура в ВУЗе

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 года является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Обязательным требованием является соблюдение объема часов, выделенных на учебную дисциплину. Для дисциплины «Физическая культура» он составляет – 400 часов.

Учебная нагрузка распределяется: по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах и по 2 аудиторных часа в неделю на 3-4 курсах с проставлением итоговой оценки.

 

Цель и задачи

 

Цель курса

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

· знание научно - биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Содержание курса

 

Тематика обязательного минимума

В ходе реализации примерной учебной программы «Физическая культура», должно быть полностью обеспечено выполнение содержания теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура»:

· Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

· Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

· Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

· Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

· Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

Разделы программы:

· Теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-

практических знаний и отношение к физической культуре.

· Практический, состоящий из двух подразделов:

- методико-практического, обеспечивающего овладение методикой физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

- учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта практической деятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

· Контрольный, определяющий объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

 

Содержание программы

Содержание программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

· обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ

физической культуры личности;

· вариативный, учитывающий индивидуальность каждого студента,

его мотивы, интересы, потребности, а также местные условия. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

 

Требования к знаниям и умениям студента

Обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса по данной учебной дисциплине:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

· приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

Содержание и формы контроля:

Студенты в каждом семестре (триместре) сдают зачет. В конце обучения проводится итоговая аттестация.

· Текущий контроль - экспертная оценка преподавателя регулярности посещения студентами обязательных учебных занятий, результатов тестов по освоению теоретических и методических знаний, умений и навыков и результатов тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;

· итоговая аттестация - устный опрос (экзамен) по теоретическому и методическому разделам программы (условием допуска к итоговой аттестации является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке на оценку не ниже «удовлетворительно»).

Студенты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса и тематических рефератов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.007 с.)