Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности энергообеспечения организма при физических нагрузках разной мощности

Поиск

Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия (КПД). Считается, что наибольший КПД человека при привычной для него работе не превышает 0,30—0,35.

Установлены четыре зоны относительной мощности в циклических упражнений.

Зона максимальной мощности. Продолжительность: до 20- 25 секунд. В ее пределах может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. Кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счет бескислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь кислородный запрос организма удовлетворяется уже после работы, т.е. запрос во время работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно: на протяжении 10—20 с, в течение которых совершается работа, спортсмен либо не дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после финиша дыхание его еще долго усилено; в это время погашается кислородный долг. Из-за кратковременности работы кровообращение не успевает усилиться, частота же сердечных сокращений значительно возрастает к концу работы.

Виды упражнений: бег на 100 и 200м., плавание на 50 м., и др.

Зона субмаксимальной мощности. Продолжительность: от 25с до 3-5 минут. В мышцах протекают не только анаэробные процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которого увеличивается к концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность дыхания также все время возрастает до самого конца работы. Процессы аэробного окисления, хотя и возрастают на протяжении работы, все же отстают от процессов бескислородного распада энергоисточников. Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной мощности. В крови происходят большие химические сдвиги.

Виды упражнений: бег на 400,800,1000,1500м., плавание на 100,200,400м., и др.

Зона большой мощности. Продолжительность: от 3-5 до 30 минут. Интенсивность дыхания и кровообращения возрастает уже в первые минуты работы до очень больших величин, которые сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки, однако они все же отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой уровень потребления кислорода несколько отстает от кислородного запроса организма, поэтому накопление кислородного долга все же происходит. К концу работы он бывает значителен. Значительны и сдвиги в химизме крови и мочи.

Виды упражнений: бег на 5000,10000м., плавание на 800,1500м., и др.

Зона умеренной мощности. Продолжительность: от 30 минут. Работа умеренной мощности характеризуется устойчивым состоянием, с чем связано усиление дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и отсутствие накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой работе наблюдается значительный общий расход энергии, что уменьшает углеводные ресурсы организма.

Виды упражнений: бег, плавание, бег на лыжах на сверхдлинные дистанции.

 

Формы занятий физическими упражнениями

В ВУЗах используются две формы занятий по физическому воспитанию: учебные (основная форма) и внеучебные.

Формы учебных занятий:

· Теоретические, практические и контрольные.

Теоретический раздел излагается в форме лекций. Практический раздел состоит из методико-практических и учебно-тренировочных занятий. Контрольные занятия выявляют степень усвоения материала.

· Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные.

· Индивидуальные и индивидуально - групповые.

Индивидуальные занятия проводятся для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих усовершенствовать свои навыки.

· Самостоятельные занятия под контролем преподавателя.

 

Формы внеучебных занятий:

· Физические упражнения в режиме дня (утренняя зарядка, упражнения на перемене и др.).

· Занятия в спортивных секциях.

· Самостоятельные занятия.

· Участие в массовых физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятиях.

 

Структура учебно-тренировочного занятия

 

Вводная часть учебно-тренировочного занятия. Продолжительность: около 5 минут. Преподаватель ставит задачи. Кратко информирует о содержании основной части занятия.

Подготовительная часть включает общую и специальную разминку:

· Общая разминка направлена на активизацию (разогрев) мышц и функций организма. Применяется легкий бег и общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп.

· Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия. Выполняются упражнения, сходные по координации и физической нагрузке с предстоящими действиями.

Основная часть содержит упражнения, являющиеся средствами данного вида спорта. Продолжительность основной части составляет около 70% общего времени занятия. Упражнения для развития физических качеств целесообразно выполнять в последовательности: «на быстроту» - «на силу» - «на выносливость».

Заключительная часть содержит упражнения, постепенно снижающие активность занимающихся: на расслабление и растягивание мышц, на разгрузку позвоночника и др.

 

Общая и моторная плотность занятий

 

Общая плотность – время, затраченное на решение поставленных в данном занятии задач. Это время, затраченное на объяснения и показ, на уборку инвентаря, на выполнение упражнений, на отдых между упражнениями. Нужно стремиться к 100% общей плотности занятия.

Моторная плотность – время, затраченное на выполнение физических упражнений. Моторная плотность может колебаться от 10% до 90%. Это зависит от вида спорта; возраста, пола и подготовленности спортсмена; конкретных задач и условий занятий.

 

5.8. Контрольные вопросы

 

1. Перечислите задачи ОФП?

2. Назовите основные мышечные группы и мышцы человека.

3. Как на занятиях по ОФП определяется уровень подготовленности студентов?

4. Назовите цели массового спорта и спорта высших достижений.

5. Назовите компоненты спортивной подготовки.

6. При какой ЧСС наступает ПАНО в беге? У кого ПАНО выше: у хорошо подготовленного бегуна или у новичка?

7. Назовите четыре зоны мощности в циклических упражнениях. Приведите примеры спортивных дисциплин, входящих в эти зоны.

8. Перечислите формы учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию в ВУЗе.

9. Назовите части учебно-тренировочного занятия и охарактеризуйте каждую часть.

10. Объясните суть общей и моторной плотности учебного или тренировочного занятия по физическому воспитанию или спорту.

Литература

 

1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. – М.: РУДН, 1999. – 165 с.

2. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гайдарики, 2003. - 448 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

 

 

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

 

Основные понятия

Двигательная активность – объем двигательных действий человека, выполняемых в повседневной жизни и в процессе занятий физическими упражнениями.

Формы самостоятельных занятий – системы организации занятий, обусловленные их содержанием (утренняя гимнастика, упражнения в течение дня, тренировочное занятие и др.)

Аэробные реакции – способность функциональных систем организма извлекать из окружающего воздуха кислород и доставлять его работающим мышцам.

Порог анаэробного обмена (ПАНО) – уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС), при котором в процессе мышечной работы организм переходит с аэробного на анаэробный механизм энергообеспечения.

Двигательная активность

 

Организм человека рассчитан на достаточно большой объем движений и развивается в движении. Однако, повседневная учебная деятельность студентов не обеспечивает необходимый для полноценного функционирования объем двигательной деятельности. Поэтому, крайне необходимо дополнять его занятиями физическими упражнениями.

Оптимальная двигательная активность для студентов должна составлять – 8-12 часов в неделю, для студенток – 6-8 часов в неделю.

 

6.3. Мотивация и формы самостоятельных занятий

 

Цели занятий. Как правило, лица, приступившие к самостоятельным занятиям разнообразными упражнениями, ставят перед собой определенные цели:

· Проведение активного отдыха. Например, совместное проведение досуга с игрой в футбол, бадминтон.

· Укрепление здоровья. Например, занятия бегом трусцой для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

· Улучшение телосложения, корректировка отдельных форм тела с помощью силовых упражнений.

· Подготовка к сдаче контрольных нормативов по ОФП.

· Улучшение результатов в конкретной спортивной дисциплине.

 

Формы занятий:

· Утренняя гигиеническая гимнастика. Состоит из комплекса легких развивающих упражнений для всех мышечных групп.

· Упражнения в течение дня. Выполняются в течение 10-15 минут через 1,5-2,0 часа работы. Снижают утомление и поддерживают работоспособность.

· Самостоятельные тренировочные занятия. Заниматься студентам рекомендуется от двух до семи раз в неделю по 1,0 -1,5 часа. Занятия должны укреплять здоровье, развивать физические качества, повышать работоспособность.

 

6.4. Содержание самостоятельных занятий

В данном разделе представлены наиболее распространенные виды физических упражнений в студенческой среде.

Ходьба. Ходьба относится к естественным формам движений, и физическим упражнением становится тогда, когда используется как средство улучшения физической подготовленности, средство развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и средство профилактики сердечных и легочных заболеваний. Для получения выраженного эффекта от ходьбы следует придерживаться следующих тренировочных нагрузок:

· Ходьба 30 минут при ЧСС- 150 ударов в минуту, 5-6 раз в неделю.

· Ходьба 60 минут при ЧСС- 145 ударов в минуту, 4-5 раз в неделю.

· Ходьба 90 минут при ЧСС- 140 ударов в минуту, 3-4 раза в неделю.

· Ходьба 120 минут при ЧСС- 135 ударов в минуту, 2-3 раза в неделю.

Бег. Бег является наиболее эффективным средством укрепления здоровья, развития выносливости и профилактики сердечных заболеваний.

Рекомендуются следующие тренировочные нагрузки:

· Бег 20-30 минут при ЧСС-120-130 ударов в минуту, 5-6 раз в неделю.

· Бег 60-120минут при ЧСС-132-144 ударов в минуту, 3-4 раза в неделю.

· Бег при ЧСС-120-130 ударов в минуту, 5-6 раз в неделю.

· Кросс 30-90 минут при ЧСС-144-156 ударов в минуту, 1-2 раза в неделю.

Ходьба и бег на лыжах. При ходьбе на лыжах в работу вовлекается весь двигательный аппарат, в особенности мышцы ног и плечевого пояса; тренируется способность быстро координировать свои действия в зависимости от изменения обстановки.

Оздоровительный эффект дают занятия три раза в неделю по 1,5 часа с малой интенсивностью при ЧСС-130 ударов в минуту и средней интенсивностью приЧСС-150 ударов в минуту.

Тренировочный эффект дают занятия три раза в неделю по 1,5-2 часа со средней интенсивностью при ЧСС-150 ударов в минуту и большой интенсивностью приЧСС-160 ударов в минуту.

Ритмическая гимнастика. Это комплекс упражнений для всех групп мышц, выполняемый под музыку без пауз для отдыха. Наибольший тренировочный эффект дают занятия три раза в неделю по 45-60 минут с интенсивностью при ЧСС - более140 ударов в минуту.

Атлетическая гимнастика (бодибилдинг) – система силовых упражнений, направленная на формирование гармоничного мускулистого телосложения, пропорциональное развитие силы мышц.

Основными средствами атлетической гимнастики служат:

· Упражнения с внешним сопротивлением. Сюда входят:

- упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, гирями и др.);

- упражнения с сопротивлением тренажеров и упругих предметов (амортизаторов, резиновых жгутов, эспандеров и др.);

- упражнения с сопротивлением и весом партнера.

· Упражнения с преодолением собственного веса:

- гимнастические силовые упражнения (подтягивания на перекладине, отжимания в упоре лежа и на брусьях и др.);

- прыжковые упражнения (многоскоки, тройной прыжок, прыжки в высоту и длину с места и др.).

· Изометрические упражнения с активным и пассивным напряжением мышц.

Основные методы, используемые в атлетической гимнастике:

· Метод «на массу». Используются такие сопротивления, которые можно повторить 8-12 раз в одном подходе (сете). Стандартная нагрузка: 3-5 подходов по 8-12 повторения с короткими (1-1,5 мин.) интервалами отдыха между подходами.

· Метод «на силу». Используются такие сопротивления, которые можно повторить 1-3 раза в одном подходе (сете). Стандартная нагрузка: 3-5 подходов по 1-3 повторения с длинными (2-5 мин.) интервалами отдыха между подходами.

· Метод «на рельеф». Используются такие сопротивления, которые можно повторить 15 и более раз в одном подходе (сете). Стандартная нагрузка: 3 подходов по 15-30 повторений с короткими (до 1 мин.) интервалами отдыха между подходами. Движения выполняются в быстром темпе.

Студентам достаточно проводить три тренировки в неделю через день.

Спортивные игры, как средство физического развития, оказывают значительное физиологическое влияние на организм и способствуют развитию скорости движений, силы, выносливости, и ловкости; образованию ряда двигательных навыков; совершенствованию процессов обмена веществ, кровообращения, дыхания, выделительных функций и др.

Наиболее популярные игры в ВУЗах: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.013 с.)